Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Томас де Вол


Рекомендованные сообщения

Спасибо Пандухту за раскопанный материал с "предсказаниями" Томаса де Вола.

Здесь

Приснопамятный Томас де Ваал воскрес. И не просто воскрес, а разродился очередной ересью. Читаем:

----------------------------------------------------------

Томас де Ваал

Карабахская западня

Угрозы и дилеммы нагорно-карабахского конфликта

Черновой документ для обсуждения

23 декабря 2008

Вступление

Неурегулированный армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха (НК) по-прежнему маячит, подобно грозовой туче, на горизонте Южного Кавказа, и в то же время занимает далеко не первую строку в списке приоритетов международного сообщества. НК обычно называют «замороженным конфликтом», но этот термин обманчив и даже опасен. На деле постоянно меняющаяся динамика этого конфликта в потенциале может привести к возобновлению боевых действий.

С одной стороны, происходят постоянные изменения в обстановке на местах, с другой - противоборствующие стороны, изолированные друг от друга на протяжении вот уже двух десятилетий, плохо представляют себе, что думают о них по другую сторону конфликта. В контексте меняющейся нестабильной обстановки вызывает тревогу вполне реальная опасность нарушения саморегулируемого перемирия по линии соприкосновения между двумя армиями.

Данная работа содержит анализ изменений в фактической ситуации конфликта, причин пробуксовки мирного процесса и опасных последствий, которые грозят сторонам в предстоящие пять-десять лет. Задача автора – стимулировать стратегический процесс выработки решений у всех вовлеченных в конфликт сторон для того, чтобы помочь приблизить мирное урегулирование этого конфликта.

В основе сегодняшней тупиковой ситуации вокруг НК лежит главный парадокс, суть которого в том, что мирное разрешение конфликта служит долгосрочным интересам всех сторон, но в краткосрочной перспективе всех до одного ключевых игроков вполне устраивает статус-кво, несмотря на его негативные аспекты.

Есть главная причина, на основании которой можно сказать, что этот «замороженный конфликт» начинает постепенно «подтаивать». Она заключается в том, что сегодня проигравшая сторона чувствует себя все более и более уверенно и с нетерпением жаждет изменения статус-кво в свою пользу. Сегодняшняя ситуация, при которой, помимо оспариваемого региона НК, еще семь районов Азербайджана полностью или частично оккупированы армянскими войсками, что является источником непреходящей боли для азербайджанцев, не может продолжаться до бесконечности. «Я не хочу, чтобы мой сын унаследовал эту проблему, поэтому я выступаю за войну», - высказался один образованный азербайджанец лет тридцати, и количество сторонников этой точки зрения продолжает расти.

Как это ни парадоксально, но такая ситуация оставляет азербайджанскому руководству гораздо меньше места для маневра на фоне постоянно растущего благосостояния страны. Собственные заявления правительства о новом статусе Азербайджана приводят к постоянно увеличивающейся пропасти между ожиданиями общества и реальными возможностями.Это особенно усложняет задачу достижения компромисса через переговоры, например, компромисса по вопросу предоставления функций самоуправления армянам НК.

С другой стороны, армяне тоже оказались в западне, только иного типа. Со времени перемирия, заключенного в мае 1994 года и закрепившего их военную победу, армяне не устают повторять, что они победили и осталось только, чтобы остальной мир и Азербайджан признали этот факт. Министр обороны Армении Сейран Оганян (сам родом из Карабаха) заявил 29 июля этого года, что «Азербайджан выбрал военный путь разрешения конфликта. Проблема НК уже решилась военным путем [в пользу армян], остается только довести дело до логического конца на дипломатическом уровне».

НК воспринимается армянами как чисто армянская территория, освобожденная от Азербайджана. Молодое поколение, которое подрастает в НК и в Армении, не знает другого НК и слышит постоянные высказывания о том, что семь оккупированных азербайджанских территорий на самом деле - «освобожденные территории», которые ни в коем случае нельзя отдавать. Но Армения продолжает страдать экономически и подвергается критике со стороны международного сообщества из-за этого конфликта. «Карабах – это палка, которой нам постоянно тычут в лицо», - заметил один армянский чиновник.

Таким образом, можно сказать, что обе стороны оказались в «карабахской западне», когда текущая ситуация устраивает их в краткосрочной перспективе, но серьезно вредит их шансам в будущем и представляет опасность в долгосрочной перспективе.

Еще один парадокс, который присущ данному конфликту, заключается в том, что в процессе конфиденциальных переговоров лидеры обеих сторон довольно далеко продвинулись в разработке деталей мирного договора, но, тем не менее, у себя дома они по-прежнему выступают с агрессивными лозунгами, типа «Ни шагу назад!» Агрессивная риторика и повсеместно используемый «язык вражды» в полемике вокруг НК конфликта создают общую атмосферу страха и недоверия. Самокритика почти отсутствует, как не делается и попыток помочь другой стороне найти творческие подходы к выходу из создавшегося тупика. Вместо этого стороны предпочитают постоянно читать друг другу нотации. В такой изобилующей риторикой обстановке все вопросы превратились в инструменты политической борьбы.

Для стороннего наблюдателя все это представляет собой довольно печальную картину. Эта ситуация, в которой «никто не виноват», требует, однако, создания новой системы координат для того, чтобы регион избежал опасности еще одного впустую потраченного десятилетия, во время которого Армения и Азербайджан не смогут осуществить своей потенциал или, куда хуже, разразятся новые боевые действия.

Дальнейший документ разбит на пять разделов:

1. Сегодняшнее состояние мирного процесса.

2. Остановка на линии соприкосновения с противником (ЛСП).

3. Обстановка в регионе.

4. Военный потенциал обеих сторон и возможные опасные сценарии, при которых конфликт начинает постепенно «размораживаться» и имеет место применение силы.

5. Ряд кратких выводов относительно стратегических альтернатив, имеющихся у участников конфликта.

1. Сегодняшнее состояние мирного процесса

Нагорно-карабахский мирный процесс можно по праву назвать одним из самых закрытых и конфиденциальных переговорных процессов в мире. Менее десятка официальных лиц из обеих стран и полдюжины представителей международного сообщества занимаются им на постоянной основе. Небольшую группу интересующихся этим вопросом региональных экспертов не подпускают напрямую к самому процессу переговоров, а внутри армянского и азербайджанского обществ почти отсутствует более широкая полемика по существу выдвигаемых предложений. Ни карабахские армяне, ни карабахские азербайджанцы не принимают официального участия в переговорах, несмотря на то, что предметом переговоров служит их родина.

В Минской группе сопредседателей нет пресс-атташе или пресс-секретаря, а сами переговоры почти не освещаются в зарубежных СМИ. Во время своих посещений региона американские, французские и российские посредники говорят о преимуществах мирного процесса, но они ограничены в своих высказываниях соображениями конфиденциальности.

В настоящее время на столе переговоров лежит «Документ о базовых принципах», насчитывающий три страницы и состоящий из 14 или 15 пунктов, в которых излагается первый этап урегулирования. Документ является кульминацией «пражского процесса», который начался со встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Праге в апреле 2004 года. В его основе лежит подход, согласно которому вопрос статуса НК – ключевой вопрос, с которого начался конфликт в феврале 1988 года и который довлеет над процессом до сих пор – необходимо отложить для того, чтобы добиться прогресса по другим вопросам. Несмотря на его секретность, общие положения документа достаточно хорошо известны.

Формулировка, высказанная посредниками минской группы 19 марта этого года, согласно которой необходимо поддерживать территориальную целостность Азербайджана и одновременно «признать, что будущий статус Нагорного Карабаха является предметом переговоров между сторонами».

Вывод армянских войск с шести с половиной оккупированных районов и поэтапный вывод войск из Кельбаджара и создание особых условий для Лачина.

Размещение до 10 000 международных миротворцев между НК и оккупированными территориями, особенно в Кельбаджарском районе.

Предоставление НК «промежуточного международного статуса», который придаст большую легитимность части его избранных представителей и более широкий международный доступ его гражданам, но который не равносилен международному признанию.

Плебисцит по вопросу НК (чьи подробности являются предметом обсуждения), который состоится в какое-то, пока не определенное, время в будущем.

Идея заключается в том, чтобы в качестве первого шага дать обеим сторонам какую-то часть того, к чему они стремятся,– возвращение оккупированных территорий Азербайджану, гарантии безопасности карабахским армянам – в надежде на то, что прогресс и возобновление контактов помогут заложить основы взаимного доверия, необходимого для выработки долгосрочного решения.

С точки зрения Армении, камнем преткновения в документе является статус Лачина, обеспечивающего дорожное сообщение Армении и Нагорного Карабаха и являющегося, в глазах армян, «дорогой жизни», соединяющей обе территории.

Для Азербайджана главное опасение, особенно после провозглашения независимости Косово в феврале 2008 года, вызывает характер плебисцита, который должен быть проведен по будущему статусу НК. Как сказал один официальный представитель Азербайджана, «мы боимся, что в документе содержится скрытый механизм, который приведет нас к потере Карабаха».

С оптимистической точки зрения, мадридский документ можно воспринимать как ситуацию, при которой стороны сегодня как никогда близки к соглашению и просто нуждаются «в заключительном рывке» для того, чтобы устранить последние разногласия. Пессимистическое прочтение ситуации приводит к заключению, что лидерам фундаментально не хватает политической воли для того, чтобы подписать такое соглашение. Как выразился один международный политик, «подпись на документе – это неизведанная страна, «терра инкогнита». Подсознательно оба лидера осторожничают. Зачем делать шаг в неизвестность?»

Военные события в Грузии в августе этого года еще раз напомнили миру об опасности, которая кроется в НК конфликте, и о мадридском документе. В московской декларации от 2 ноября была вновь подтверждена приверженность сторон сохранить мадридский документ в качестве основы переговоров и был дан новый импульс мирному процессу. Но разница в интерпретациях сторонами весьма расплывчатых формулировок московского документа оставляет мало надежды на то, что в 2009 году состоится необходимый прорыв.

У конфликта вокруг НК существуют внешний и внутренний аспекты. Ясно, что в итоге ключевые решения предстоит принять на местах протагонистам этого конфликта. По словам одного эксперта, мирный процесс не будет двигаться вперед только потому, что «сопротивление извне больше давления изнутри». Тем не менее, бывшие «великие державы» по-прежнему обладают достаточным потенциалом для того, чтобы принудить стороны к соглашению или заблокировать не устраивающий их вариант.

К сожалению, из соображений экономии мне придется ограничиться Россией и США при обсуждении роли внешних сторон. Роли других игроков менее важны. Москва и Вашингтон являются ключевыми столицами. Один из дипломатов сформулировал это примерно таким образом : у армянских и азербайджанских лидеров больше шансов «продать» общественности то или иное достигнутое соглашение, если они могут сослаться на то, что к ним «пристали с ножом к горлу русский и американец».

Россия, когда-то надежная союзница Армении, сегодня имеет гораздо более сбалансированные отношения с Арменией и Азербайджаном. Эта тенденция усилилась после пятидневной войны с Грузией, когда стратегический приоритет заключался в том, чтобы изолировать Грузию, выступая в роли «плохого мента» по отношению к Тбилиси, и, наоборот, демонстрировать повсюду дружеские связи и изображать «хорошего мента» по отношению к Еревану и Баку.

На протяжении долгих лет многие обозреватели заявляли о том, что Москва фундаментально не заинтересована в разрешении НК конфликта и что ее вполне устраивает статус-кво. По словам армянского эксперта, «если НК конфликт будет урегулирован, Россия потеряет сначала Армению и Азербайджан, а за ними и Казахстан.» Хотя такого мнения, вероятно, придерживаются многие представители московской элиты и, в особенности, военное руководство, подход России к этому конфликту постепенно меняется.

Россия сохраняет военный альянс с Арменией, но ее влияние осуществляется в основном через владение стратегическими активами, которые включают железные дороги, энергосистему, атомную электростанцию и газопровод. В то же самое время сегодня Москва видит в Азербайджане важного партнера. Своим визитом 3 июля в Баку, во время которого обе страны подписали комплексное соглашение о партнерстве и было еще раз заявлено о территориальной целостности Азербайджана, Дмитрий Медведев дал сигнал о намерении углубить отношения с Азербайджаном.

Сегодня, когда у России появились новые экономические интересы в обеих странах, у нее имеется больше оснований для открытия азербайджано-армяно-турецкого коридора в обход Грузии и для того, чтобы урегулировать конфликт вокруг НК (Kстати, Москва также поддержaла последнюю инициативу Турции на Кавказе).

Московская декларация от 2 ноября свидетельствует об изменении в подходе России, в основе которого лежит ее новая, ориентированная на экономику, повестка в регионе. Это исторический документ, в силу того, что он является первым документом, подписанным как армянским, так и азербайджанским президентами. Он еще раз подтверждает приверженность сторон найти решение путем переговоров. Тем не менее содержащиеся в нем формулировки носят слишком расплывчатый характер, чтобы ждать от него незамедлительного прогресса.

Еще одним активным посредником в НК конфликте являются США. У них имеется целый ряд разновекторных интересов на Южном Кавказе. В американском Конгрессе сохраняет устойчивые позиции армянское лобби, поддерживаемое влиятельной армянской диаспорой США. В то же время укрепились и стали теснее межправительственные связи Вашингтона и Баку, в основе которых лежат вопросы энергетической безопасности Каспийского региона, сотрудничество в «войне с терроризмом» и право военных самолетов США использовать воздушное пространство Азербайджана по пути в Афганистан.

Для США НК менее приоритетен, чем другие конфликты – на Ближнем Востоке, в Афганистане и в Дарфуре. Отдельные лица в администрации США не хотят тратить слишком много энергии на НК или привлекать к участию в переговорах высокопоставленных государственных деятелей после опыта встречи в Ки Весте в марте 2001 года, в которой принимал участие тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл и результаты которой, по словам одного американского дипломата, «растаяли, как мороженое в жаркий день». Тем не менее, Ки Вест также продемонстрировал, что США обладают мощным дипломатическим ресурсом, который они, приди время, смогут использовать для того, чтобы приблизить окончательное мирное урегулирование НК конфликта.

2. Режим перемирия

175-километровая ЛСП вокруг НК является самым слабым местом этого конфликта.

Сеть минных полей и траншей ЛСП напоминает поля сражения первой мировой войны. Согласно неофициальным подсчетам ОБСЕ, в 2007 году около 30 солдат стали жертвами снайперского огня и мин на ЛСП. В то же время возможно, что реальное количество потерь выше, так как о других инцидентах гибели военнослужащих по обе стороны конфликта не всегда сообщается.

В принципе, перемирие представляет собой саморегулируемый режим, мониторинг которого осуществляет лишь посол Анджей Каспаржик и его пять помощников на местах. Такая ситуация заставляет обе стороны (в целом) вести себя достаточно ответственно и означает, что они не могут сваливать вину за инциденты на ЛСП на третьи стороны. Но этот мандат чрезвычайно слаб. Наблюдатели ОБСЕ обязаны заранее уведомлять обе стороны о предстоящих посещениях какого-либо участка ЛСП и не имеют права наносить внезапные визиты. При таком малом количестве наблюдателей ( для сравнения, в зоне конфликта с Абхазией находятся 130 наблюдателей ООН), сторонам довольно несложно скрывать свои действия от глаз международного сообщества.

Вероятность эскалации насилия на ЛСП весьма высока по целому ряду причин. С армянской стороны вдоль ЛСП располагается около 30 000 военных ( 18 000 из которых составляют карабахские армяне), и немногим больше войск размещено с азербайджанской стороны. За период с момента подписания перемирия в 1994 году траншеи физически приблизились друг к другу. На вооружении обеих сторон сегодня находится гораздо более современное оружие, например, минометы и снайперские винтовки, чем это было 10 лет назад.

Международные наблюдатели сходятся во мнении, что в то время как инциденты снайперского огня могут быть результатом несчастного случая или мелких провокаций, за вооруженными силами обеих сторон осуществляется довольно жесткий политический контроль, так что любые инциденты с использованием тяжелого оружия, типа минометов, должны быть санкционированы политическим руководством.

4-5 марта 2008 года недалеко от села Леонарх в Мартакертском районе к северу от НК произошли самые серьезные вооруженные столкновения за период с 1994 года. Независимо от подробностей произошедшего, вооруженное столкновение такого рода является плохим предзнаменованием. По словам одного международного представителя, «ничто не мешает подобному инциденту повторяться каждую неделю».

3. Ситуация в регионе

3a. Азербайджанская сторона

Азербайджан меняется на глазах благодаря своим богатейшим запасам нефти. Это - неоспоримый факт, но никто не знает, куда приведет страну такой процесс динамических перемен.

Международная репутация страны сегодня гораздо весомее, нежели десять лет назад, и сегодня общественные деятели Азербайджана восполняют сторицей тот недостаток уважения, который, по их мнению, они испытывали годами. По словам одного международного представителя, проживающего сегодня в Баку, «при встречах с дипломатами, зарубежными парламентариями и представителями НПО азербайджанские правительственные чиновники бросаются фразами типа: «вы нуждаетесь в нас больше, чем мы в вас», или, «с нами уже нельзя говорить в таком тоне». Сегодня у Азербайджана 50 посольств за рубежом. 26 июня в Баку состоялся грандиозный военный парад – первый парад с 1992 года – который позволил Азербайджану продемонстрировать всему миру свою новоприобретенную военную мощь. Президент Алиев регулярно отзывается об Азербайджане как о «незаменимом» государстве, противопоставляя энергетические возможности своей страны гораздо более мрачным перспективам Армении.

Он выступает в авангарде тех, кто поддерживает многовекторную внешнюю политику, предполагающую хорошие отношения с Россией и США, с одной стороны, и исламскими государствами и государствами Азии, с другой.

Нефтяные прибыли Азербайджана резко подскочили после ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в 2006 году. По последним прогнозам компании «Бритиш Петролеум», при дополнительных инвестициях в Азери-Чираг-Гюнешли «пик добычи нефти» будет достигнут лишь через шесть-семь лет, гораздо позже, чем предполагали предыдущие прогнозы пика в 2012 году.

В то же время из-за резких колебаний цен на нефть Азербайджану также грозит классическая «голландская болезнь», болезнь экономики, черезмерно зависящей от природных ресурсов. Энергетическая отрасль не создает большого количества рабочих мест. Проблема Азербайджана в том, что не успела его экономика начать получать преимущества от крупных нефтяных поступлений в бюджет, как ему уже приходится задумываться о неизбежном сокращении добычи нефти в будущем и его последствиях для экономики. У страны осталось немногим более десяти лет, чтобы решить этот вопрос. Результатом такого сокращения могут стать серьезные социальные проблемы, высокая безработица и растущая пропасть между богатыми и бедными – которые могут привести к напряженной политической обстановке.

Конфликт с Арменией остается вопросом номер один, который довлеет над всем остальным в Азербайджане. Азербайджанцы считают свою страну «раненой», покуда большая часть ее территории по-прежнему оккупирована Арменией. Их горечь и разочарование абсолютно понятны, тем не менее результатом азербайджанской политики стала еще большая решимость армянской стороны сохранить контроль над этими территориями. Политика Баку, которая заключается в отказе от каких-либо отношений с армянами НК, привела к еще большему отчуждению последних от Азербайджана.

Сам президент с каждым днем выглядит все увереннее. Сегодня он является неоспоримым лидером своей страны после комфортабельного переизбрания на второй срок в октябре 2008 года. Он постепенно выходит из тени своего отца, который был самой влиятельной фигурой в Азербайджане на протяжении 35 лет. Скорее всего, Ильхам Алиев второго срока правления будет действовать более уверенно и твердо и примет меры, чтобы «отправить на заслуженный отдых» некоторых представителей «старой гвардии» Гейдара Алиева. Согласно опросам общественного мнения, сегодня в Азербайджане Ильхаму Алиеву доверяют больше, чем какому-либо другому человеку или институту.

Тем не менее, лидер Азербайджана вынужден постоянно балансировать между целым рядом конкурирующих между собой групп, каждая из которых притязает на покровительство президента. По мнению одного международного эксперта, «это очень тонкая хореография, балансирование интересов кланов, денежных подачек, влияния, силовых министерств, центров власти».

Такая эквилибристика продолжается и на международной арене, где Азербайджан претендует на самостоятельную внешнюю политику, подобно Казахстану, с сохранением тесных связей как с Вашингтоном, так и с Москвой.

Публичные выступления Ильхама Алиева по НК звучат более жестко, чем высказывания его отца. Во время военного парада 26 июня он заявил: «Мы должны быть готовы освободить оккупированные территории силой». По словам одного международного обозревателя, такая «непримиримая риторика [по НК] выбивает почву из-под ног оппозиции» с ее глубоко националистическими корнями. В то же время, считает другой дипломат, президент Алиев не стал бы продолжать переговоры по НК, если бы не верил в возможность успеха. Он подчеркивает, что воинственные речи президента в адрес армян всегда «содержат оговорки, допускающие иную трактовку его слов».

Это является отражением более агрессивных настроений в СМИ и в общественной полемике, когда молодежь Азербайджана настроена куда более воинственно, чем старшее поколение, которое еще помнит советское прошлое и мирное совместное проживание с армянами. Опросы показывают, что у широких слоев населения неурегулированный армяно-азербайджанский конфликт вызывает гораздо большую озабоченность, чем бедность и безработица. Все это предполагает, что политическая элита Азербайджана, случайно или нарочно, оставила себе слишком мало места для компромиссов по НК вопросу, которые смогли бы стать основой окончательного мирного урегулирования конфликта.

Как это ни удивительно, но голоса карабахских азербайджанцев и ВПЛ по вопросу НК почти не слышны. Постeпенно они начинают интегрироваться в общество. Все «палаточные города» закрыты, хотя многие люди по-прежнему живут в низкокачественных домах или переселены в отдаленные районы страны со слабо развитой инфраструктурой. Эта большая недовольная своим положением и на деле лишенная гражданских прав группа теоретически способна стать мощной политической силой. Она может стать весомой сторонницей мирного договора на основании того, что если Документ о базовых принципах будет подписан, 85% ВПЛ получат право немедленного возвращения в свои дома. В то же время она так же может выступить в качестве радикальной оппозиционной силы – если азербайджанцы НК выразят свое недовольство тем, что согласно положениям этого договора, они не получат права на немедленное возвращение.

Трудно определить, в чем заключается среднесрочная стратегия Азербайджана. На международной арене дипломатический прессинг и изменившееся, более весомое, положение страны могут гарантировать продолжение поддержки международным сообществом территориальной целостности Азербайджана – на деле, Минская группа посредников уже действует в этом ключе. Но у дипломатического прессинга тоже есть пределы. Недавние события 2008 года свидетельствуют о том, что Баку не сможет добиться от западных стран, чтобы они заклеймили Армению как агрессора в НК конфликте, по примеру Сербии в вопросе с Косово.

Это ставит перед руководством страны нелегкую дилемму – либо сохранить статус-кво, который становится все более и более неприемлемым в глазах молодого поколения, либо двигаться вперед по пути поиска мирного решения, типа мадридского документа, на который, как бы точно он ни отражал реального положения дел в регионе, пока вряд ли сможет согласиться большая часть азербайджанского общества и который вызовет у нее глубокое разочарование.

3b. Армянская сторона

Армения провела большую часть 2008 года в тисках [политического] кризиса. Продолжающиеся негативные отголоски президентских выборов в феврале и трагическая расправа 1 марта 2008 года в Ереване привели к расколу в обществе и продолжают оставаться проблемой для нового президента Сержа Саркисяна.

В результате вопросом номер один для Саркисяна и его команды является вопрос политической консолидации. Хотя в целом Саркисян имеет репутацию более открытого и готового на компромиссы президента, чем его предшественник, у него гораздо меньше козырей. Кроме того, ему приходится управлять страной в тяжелые экономические времена. Экономика Армении находится в гораздо лучшем положении, чем десять лет назад. Благодаря эксплуатации Мецаморской атомной электростанции при содействии России и газопроводу из Ирана, Армения не испытывает дефицита электроэнергии. В исследовании Всемирного банка 2007 года Армения была названа «кавказским тигром» за выдающиеся темпы экономического роста, выражаемые двузначной цифрой. В то же время глобальный экономический спад представляет собой реальную опасность для Армении. В этом году цены на горючее и продукты питания продолжают расти, в то время как Россия прекращает субсидии на экспортируемый в Армению газ.

Августовский кризис в Грузии еще раз продемонстрировал изолированность и уязвимость Армении внутри ее закрытых границ. Взрыв 16 августа гракальского железнодорожного моста в центральной Грузии на линии сообщения между Арменией и черноморским побережьем на неделю остановил торговлю Армении и стоил ей не меньше полумиллиарда долларов. В то же время грузинский кризис дал Саркисяну возможность сосредоточить внимание на внешней политике как способе усиления собственной позиции. Кризис также дал толчок турецкой инициативе по возобновлению двусторонних отношений с Арменией в рамках программы более широкого взаимодействия с Кавказом и запуску еще одной инициативы Анкары под названием «Платформа стабильности и сотрудничества». 6 сентября президент Турции Абдулла Гуль побывал в Ереване на футбольном матче между Арменией и Турцией и провел встречу с Саркисяном.

Армяне настаивают на том, что вопрос открытия границы с Турцией, которая остается закрытой с 1993 года, не привязан к НК конфликту. Однако турецкая сторона не однозначна в этом вопросе и связана соображениями внутренней политики и тесных отношений с Азербайджаном. Представляется маловероятным, что Анкара предприимет какие-либо шаги в этом направлении без, по крайней мере, каких-то подвижек Армении по НК вопросу. Главное, однако, что Турции удалось создать довольно позитивную динамику и добрую волю, которые могут быть задействованы в 2009 году.

В Армении вопрос НК обсуждается более активно, чем в Азербайджане, однако он до сих пор воспринимается как ключ к современной идентичности Армении и тоже сильно инструментализирован. Главный парадокс заключается в полемике по семи «оккупированным территориям» за пределами НК. Хотя всем известно, что они должны быть возвращены Азербайджану в качестве одного из условий мирного договора, эта тема стала почти что табу, а сами территории принято называть «освобожденными». Когда во время парламентских слушаний в 2005 году Серж Саркисян, в то время министр обороны Армении, высказал, казалось бы, неоспоримую мысль о том, что «Агдам никогда не был нашей родиной», на него обрушились с критикой не только дашнаки, но и другие группы.

По словам одного армянского эксперта, концепция «42 000 кв. км» - общей площади, занимаемой Арменией, НК и оккупированными территориями – становится все более популярной. «Психологически армяне чувствуют, что НК, Лачин и Кельбаджар [но не остальные территории] – это армянская земля», - отметил эскперт. «Но через пять-десять лет их восприятие будет иным ».

Осенние события подтвердили, что НК продолжает оставаться одним из ключевых вопросов. 17 октября Саркисяну очень помогли действия бывшего президента и лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна, который объявил мораторий на публичные протесты на два-три месяца из-за критической стадии, в которую вошел мирный процесс.

В то же время у Саркисяна немало оппонентов в других лагерях. 30 октября несколько оппозиционных партий объединились в новое движение «Миацум» (Объединение) для того, чтобы бороться против возвращения так называемых «освобожденных территорий».

Армяне «Нагорно-Карабахской Республики» являются ведущим фактором этой полемики, но их голоса звучат лишь опосредованно. Отсутствие признания и изоляция привели к тому, что их реальная позиция по целому ряду вопросов далеко не ясна. Во многом НК является де факто провинцией Армении. Валюта НКР – армянский драм, половину бюджета составляют «межгосударственные трансферты» из Еревана, жители НКР являются держателями армянских паспортов. Вооруженные силы Армении и НКР действуют как единая структура.

Разница заключается в точке зрения. Для армян Нагорного Карабаха урегулирование конфликта является вопросом выживания, вопросом их безопасности и идентичности, так что среди них преобладает мнение, что международные гарантии, оговоренные в мадридском документе, не достаточно надежны для того, чтобы оправдать возвращение оккупированных территорий. В самой Армении многие сегодня занимают более гибкую позицию по вопросу Карабаха и готовы на компромисные решения ради, например, открытия армяно-турецкой границы. Молодое поколение НК армян выросло с единственным представлением об Азербайджане как об агрессоре. В обществе были возмущены тем, что на московской декларации не стояло подписи НК, несмотря на годы государственного строительства и самопровозглашенной независимости.

Это объясняет весьма враждебный прием, оказанный Саркисяну, несмотря на то, что сам он родом из Карабаха, во время его визита на родину 14-15 ноября.

В этом контексте Саркисян старается защитить свою позицию тем, что обещает делать какие-либо шаги только при наличии общественной поддержки этих шагов. Он публично заявил, что хочет, чтобы НК был представлен за столом переговоров. Саркисян поручил парламенту принять закон о референдумах, который позволит проводить не имеющий обязательной силы плебисцит по любому потенциальному варианту мирного соглашения. 20 ноября Саркисян провел пятичасовую встречу с несколькими десятками лидеров оппозиции по вопросу НК.

Как и в Азербайджане, именно президент в Армении имеет самое четкое представление о том, что значит отсутствие урегулирования НК конфликта для репутации и будущего его страны. (Как ни странно, это превращает Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева в двух самых одиноких людей в своих странах, как никто понимающих ситуацию, за исключением, разве что, Левона Тер-Петросяна).

Саркисян знает - и ему об этом постоянно напоминают - что пока НК конфликт не будет урегулирован, долгосрочные тенденции для Армении будут оставаться неблагоприятными. Всемирная поддержка на протяжении всего 2008 года территориальной целостности Азербайджана стала сигналом о том, что НК не сможет получить признания по примеру Косово и что его статус останется непрочным, пока не будет подписан мирный договор.

У Саркисяна появилось небольшое пространство для маневра в результате турецкой инициативы, московской декларации и временной «передышки», о которой объявил Тер-Петросян. Тем не менее недавние события говорят о том, что существует «красная черта», за которую он не может заступать, например, участие армян НК в обсуждении следующей стадии соглашения, гарантий безопасности для Лачина, которое вряд ли будут приемлемым для азербайджанской стороны.

4. Сценарии

Далее идет описание ряда негативных сценариев, в которых ухудшение НК конфликта приводит к применению силы, и предваряющее его обсуждение значения военного баланса на Южном Кавказе и возможностей Армении и Азербайджана.

Здесь очень важно помнить о временных привязках. До недавнего времени международный консенсус заключался в том, что азербайджанские доходы от нефти начнут сокращаться с 2012-2013 годов, что совпадет по времени с концом второго срока правления Ильхама Алиева и возможным кризисом передачи власти. Организация The International Crisis Group определила этот период как опасный момент, когда риск боевых действий будет особенно высоким. Но сегодня вопрос преемника снимается с повестки дня в связи с планами изменить конституцию таким образом, чтобы позволить Ильхаму Алиеву баллотироваться на третий срок. Если при этом нефтяные доходы сохранятся на высоком уровне до 2019 года (см. обсуждение выше), расчет должен быть иной, так как у Азербайджана будет больше времени для того, чтобы сделать стратегический выбор.

Военный баланс

"Взаимное ощущение незащищенности" остается самым коррозивным элементом конфликта вокруг НК. Новый виток гонки вооружений подпитывает это ощущение незащищенности.

В 2008 году военный бдюжет Азербайджана составил 1,2 миллиарда долларов, в три раза превысив военный бюжет Армении, а в 2009 году он будет равен приблизительно 2 миллиардам долларов. Азербайджан закупает большое количество новой техники, а американские и турецкие инструкторы ведут подготовку его личного состава. Деньги тратятся на все аспекты вооруженных сил. Самым важным стало приобретение у Украины более 30 истребителей Миг-25 и 12 ракет большой дальности «Смерш». Эти ракеты способны поражать цели в НК и могут быть использованы при будущем наступлении Азербайджана на НК территорию.

Новая техника означает новый мощный военный потенциал Азербайджана, но многие сомневаются в его эффективности для «освобождения» НК. Одни критикуют растущий военный бюджет за то, что военная реформа отстает от расходов. По словам одного аналитика, до сих пор происходила «модернизация, но не реформа» азербайджанских вооруженных сил. Коррупция по-прежнему остается большой проблемой, при высоком уровне институционального консерватизма. Кроме того, хотя ряды профессиональных военнослужащих растут, они составляют небольшую часть армии, так что ВС Азербайджана по-прежнему полагаются на призыв, с не

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 4
  • Создано
  • Последний ответ
В заключение этого анализа хочется сказать, что для Азербайджана не существует реально осуществимого военного решения конфликта и что военное нападение может обернуться катастрофой для страны. Это означает, что Азербайджану придется взглянуть в лицо суровой действительности, которая заключается в том, что НК для Азербайджана фактически потерян, если только Азербайджан не согласится пойти на очень серьезные уступки по вопросу суверенитета. Азербайджан может эффективно заблокировать признание независимости НК, но у него отсутствуют ресурсы для того, чтобы заставить НК покориться своей воле.

А чем ты недоволен? Мне, например, процитированный пассаж понравился, перспективы конфликта в конце рассмотрены достаточно взвешенно. Только пассаж в конце о смене риторики ("мир-дружба-водка") довольно наивен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всякий раз когда Томас бей начиркает очередную 5-ти этажную чудню, я вспоминаю про эту картинку smile33zz4.gif

66055435jj7.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...