Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Армяне. Народ - созидатель.


Ширванзаде

Рекомендованные сообщения

Предлагаю вашему вниманию выдержки из книги извествного английского кавказаведа Дэвида Лэнга “Армяне. Народ – созидатель”. Заранее хочу оговориться, что абсолютно не согласен со многими умозаключениями автора и якобы “фактами” им приводимыми. При этом беру на себя ответственность критической редакции некоторых терминов. Вместе с тем, cчитаю, что в целом книга полезна. Рекомендую.

“…В пору правления династии Ервантидов и ранних Арташесидов стала формироваться сложная система армянской классической религии. Кроме прославленных храмов Солнца и Луны (??? – Ш.)в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом (Асесиленой), в провинции Тарон неподалеку от Муша. Там было расположено несколько великолепных храмов, самый известный из которых посвящался богине Анахит (Анаит). Большая золотая статуя этой богини – покровительницы Армении возвышалась в огромном зале. Когда римские армии Марка Антония отнем и мечом прошлись по Армении, первый солдат, коснувшийся святотатственной рукой статуи богини, ослеп на месте.

Анахит была дочерью Арамазда, могущественного Ахурамазда (Ормазда), бога персов, cоответствующего в умах древних армян греческому Зевсу-Олимпийцу (LOL, как это могло быть, чтобы Ахурамазда в умах армян соответствовал Зевсу? В умах армян Ахурамазда мог соответствовать лишь армянскому А’ра Араричу. – Ш.). Из Армении культ Ахурамазды проник на север Грузии, где дал имя царскому городу и акрополю Армази, неподалеку от Тбилиси… (На территорию современной Грузии проник не культ иранского Ахурамазды, а культ армянского А’ра под его иранизированным именем Арамазд. Вообще известная формула “ari, ararich Aramazd” расценивается как анаграмма имен Ара и Арам. В этой связи известный ученый-арменист Армен Петросян утверждает, что “кроме имен, армянские боги имеют мало общего с их иранскими тезками”, c чем невозможно не согласиться. – Ш)

…Древние армяне придавали большое значение оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям…

…Cреди наиболее почитаемых культов древних армян следует отметить поклонение Митре… Митру первоначально представляли как некоего ангела, олицетворяющего силу Света, cражающегося на стороне Ахурамазды. (Здесь Ленг, наряду с наиболее приблеженной к истине характиристикой дица как ангела, путает Митру с Ваагном, Ахурамазду с А’ра Араричем – Арамаздом, иранский дуализм с армянским монотеизмом. – Ш.). Эту воинственность он сохранил навсегда. Имена, производные от его имени, например Митридат, или Буз-мир (Великий Митра) были очень распространены в обеих Армениях и Грузии…

…Культ Митры через Киликию дошел до Рима и распростронился во все концы Римской империи, даже такие отдаленные, как Лондон. В музеях Европы имеется множество типичных барельефов с изображением Митры в виде юноши в конической шапке (Так называемый “фригийский” головной убор. Кстати, если приглядеться к древним армянским миниатюром, то армяне на них изображены именно в этом “фригийском” головном уборе… - Ш.) и развевающихся одеяниях…

… О древности культа Митры в Армении можно судить по тому, что в 200 году до нашей эры в армавирском храме известен был верховный жрец, его служитель, член царского рода Ервантидов. (И не только по этому. О древности культа Митры на Армянском Нагорье можно судить о его упаминынии в митаннийском документе, датированном 1380 годом до нашей эры. Древней зафиксированных письменных упаминаний Митры – нет. – Ш.) Кроме того, на похоронном монументе царя Антиоха I Коммагенского (тоже из династии Ервандидов, - Ш.) в Нимруд-даге много место отведено изображениям Митры. Имя Мгер, производное от Митры (не “производная”, а армянская форма имени Мгера-Михра-Митры, - Ш.), мы встречаем позднее в национальном армянском эпосе “Давид Сасунский”…

…Царь Арташес I и его соратник Зариадрис Софенский заложили структуры политические и управленческие, институты религиозные и культурные, cтав поистине зодчими величия Армении, достигшей своего апофиоза в царствование внука Арташеса, Тиграна Великого…

…Богиня Астхик, cестра Анахит, (Астхик не “сестра” Анахит, а исконно армянское имя этой богини. – Или иначе говоря, Астхик и Анахит – две ипостаси одной исконно армянской богини, более важные функции которой в последствии были переданы Анахит. – Ш.) с одной стороны, соответствовала богине Иштар, c другой – богине Венера. (То-же самое можно сказать и о Анахит, ибо Астхик и Анахит, как уже было отмечено, - cуть ипостаси одной исконно армянской богини. – Ш.)

Возлюбленный Астхик был Веретрагна, иранский бог войны и победы, известный в Армении под именем Ваган ( Ваагн – армянский, не иранский бог, исконно армянское имя которого должно было связано с индоевропейским корнем “prka”. Кстати, от этого же корня армянское “пркел”, а также хетто-славяно-балтийские Пирва, Перкун, Перун. В последствии он был отождествлен с иранским Веретрагна, и был назван его арменизированным именем – Ваагн. – Ш.) . Почитаемый в образе Геркулеса (он почитался армянами в своем армянском образе, - Ш.), победителя драконов, Ваган отождествляется с греческими богами войны Аресом, cыном Зевса и Геры (Отождествление или почетание под новым именем не является исчезновением cобственно исконных функций божества. Или иначе, если Ареса отождествили с Ваагном, это не значит, что Арес стал Ваагном. - Ш.). По мнению профессора С.К. Четерджи, Ваагн был солнечным божеством. В поддержку такого взгляда свидетельствует дохристианская армянская песня (Я бы написал так, - “древнеармяская песня в честь бога в последствии получившего имя Ваагн”. – Ш.)…

… Другим важным богом армян был Тир, от имени которого ведут происхождение все варианты имени Тиридат, данного нескольким армянским царям. Тир, первоначально Тиштрия, - еще одно иранское божество, представитель Звезд Ахурамазды в битве против Планет Анхро-Манью (Аримана), духа зла. (Здесь Лэнг опять путает собственно армянскую мифологию с иранской, как бы подменяет её последней. Cлава Богу, cохранилось исконно армянское имя армянского Тира – Грох. – Ш.) Тиштрия отождествляется со звездой Сириус. Он регулярно, после победы над демоном засухи, приносит на землю дождь. (Здесь Ленг путает иранского Тиштрию с египетским Осирисом, а дождь со временем начала разлива Нила, которое сопроваждается появлением на небосклоне Сириуса перед восходом Солнца, 21 июня – дня летнего солцестояния. - Ш.). Как установил профессор Чаттерджи, у армян Тир превратился в бога оракуло (:):):) Не “превратился”, а он таким и был. Армянский Грох просто получил иранское имя – Тир, при сохранение своих исконных функций. – Ш.), или снов, и стал покровителем искусства и письма (Грох “стал” покровителем письма! :):):). – Ш.) . Позднее его отождествили с Апполоном и Гермесом греческого пантеона. (Cкорее с Гермесом. – Ш.) Он был писцом у Ахурамазды ( Естественно, ведь он – Грох или Грол (Грул, привет тебе! :)), но не у Ахурамазды, а А’ра Арарича – Арамазда. – Ш.). До сих пор в армянском фольклере Тиру приписывается забота о регистрации человеческих смертей. (Здесь Грох высткпает ангелом смерти, или иначе – cудьбы. – Ш.)…

…По-видимому, в Армении и Парфии греческие верования и культура были достоянием высших слоев общества (Наверно стоит отметить, что это “видиние” – лично Лэнга, но не более того. – Ш.)… В местах расположения многих парфянских городов обнаружены статуи и статуэтки Зевса, Геракла, Афины, Афродиты и других божеств. Но всякий раз, когда мы встречаем их, так сказать, в армянском или парфянском контексте, нам следует вслед за доктором Малкольмом Колледжем задать вопрос: не являются ли они замаскированными восточными божествами? (C этим вопрошением доктора Малкольма невозможно не согласиться. Оно справедливо также в контексте профанического отождествления армянских богов с иранскими или греческими. – Ш.)…

…Жрецы были наследственной и хорошо организованной кастой.Верховный жрец часто принадлежал к царскому роду и осуществлял политическую власть, как знаток и хранитель древней мудрости, пророчеств и предсказаний. (В этой связи личное видиние Лэнга “греческих верований” как “достояния высших слоев армянского общества” теряет всякий смысл. – Ш.). До нас дошли упоминания о двух семействах, Вахуни и Спандуни, поставляющих кадры для большинства армянских храмов и святых мест.

Армянсие храмы были очень богаты, так как мы знаем, что при христианизации Армении Григорий конфисковал у них великие сокровища (ограбил, вор! – Ш.)…”

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 9
  • Создано
  • Последний ответ

Ув. Ширванзаде! Конечно, можно не соглашаться с отдельными выводами английского кавказоведа, можно оспаривать кое-какие его точки зрения, но, нельзя закрывать глаза на его основной вывод: “Армяне. Народ – созидатель”. Я не думаю, если в книге можно найти четыре неточности или даже ошибки, труд Дэвида Лэнга, заслуживает того, чтобы книгу целиком перечеркнуть цензорским крестом. Книга написана с любовью к Армении и к армянскому народу и автора книги нельзя упрекнуть в умышленном приукрашивании или умышленном искажении истории. Что же касается спорных моментов, то они вполне объяснимы - древняя история армянского народа оставила немало вопросов, на которых нет однозначных ответов.

Что же касается книги Дэвида Лэнга, то я хотел бы обратить внимание на следующий факт.

Насколько мне известно, книга английского кавказоведа была переведена на польский язык гораздо раньше, чем на русский язык. Грустно осознавать, что даже поляки, со своим известным honor polsky, поведали польским читателям о выводах английского кавказоведа, заявившего “Армяне. Народ – созидатель”, а вот в России, кто-то явно не хотел этого делать. Чего они боялись?

***

Пару слов по поводу обвинения в адрес Григория Просветителя.

Между прочим, Блаженный Августин считал нехристианское государство государством разбойников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гариб, cпасибо за комментарий. C Вашими основными выводами невозможно не согласиться. С основными выводами Лэнга в том числе. Поэтому и рекамендую его книгу как полезную. И даже необходимую для прочтения интересующимся армянской историей и религией людьми.

"Пару слов по поводу обвинения в адрес Григория Просветителя.

Между прочим, Блаженный Августин считал нехристианское государство государством разбойников."

К'мон, Гариб джа, - не "просветитель", а вор и грабитель, cкативший со своей идеологией Армению в мракобесие.

Педераст Августин, cо своими садисткими фантазиями, ушел не далеко от Григория, отказавшегося от своей супруги...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

но, нельзя закрывать глаза на его основной вывод: “Армяне. Народ – созидатель”. Я не думаю, если в книге можно найти четыре неточности или даже ошибки, труд Дэвида Лэнга, заслуживает того, чтобы книгу целиком перечеркнуть цензорским крестом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

маленькая поправка:

название книги в оригинале: Armenia - cradle of civilization (Армения - колыбель цивилизации)

название перевели как-то не так, ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как утверждают богословы, создателем первого земного государства был Каин. Он Каина, на братоубийстве, произошли и другие земные государства, в том числе и Рим, который в первые годы своего существования именовался республикой. Республика (res publica ) - общенародное дело. Но можно ли Рим было считать справедливым государством, если народ Рима, был той толпой, который требовал лишь вина и зрелищ?

***

Что касается, принятия Арменией христианство, то при определенном походе можно этот факт истории рассматривать как полицейскую операцию. Да, в определенный период истории было насилие со стороны армянских «крестоносцев»

Однако вспомним другую полицейскую операцию ХХ века, когда большевики, создавая новую религию, очень жестокими способами, создавая новую религию, пытались заменить веру в вечно живого Христа верой в вечно живого Ленина. Религия большевизма просуществовала около 70 лет, а вот вера в живого Христа живет более 2000 лет. За эти 2000 лет христианство пережило немало кризисов, но оно все же выжило. Значит, в вере в Христа была какая-то правда, которая позволила этой вере просуществовать более 2000 лет, т.е. было то, чего не было в вере в Ленина.

Следует отметить, что христианский мир создал такой понятие как права человека. В христианском мире государство, имея определенную власть над гражданином, отказалось заниматься спасением грешной души человека. Решение этой проблемы христианское государство предоставило самому человеку. Между прочим, англо-американская демократия возникла не пустом месте. Она выросла из пережившей Реформацию религиозной общины.

***

Можно ли узнать: что вы думаете о тондракийцах?

Можно ли их считать первыми протестантами ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Можно ли узнать: что вы думаете о тондракийцах?

Можно ли их считать первыми протестантами ?"

Хороший вопрос, Гариб.

Армянские павликиане и тондракийцы - первые протестанты против произвола попов.

Европейский Ренесанс или Возрождение "языческой" терпимости к научным познаниям - "дело рук" наших армян... Именно их верования повлияли в огромной степени на катаров, альбигойцев, гуситов, богомилов... - "Врагов", которых псы кристовы жгли живьем на кострах, выжигали на лбу лисьи знаки...

Что интересно, - основные гонения тондракийцев со стороны христианской церкви и византийского государства в лице халкидонита Григора Магистроса Пахлавуни и идеологичекой поддержки со стороны халкидонита Нарекаци, начались с того момента, когда небезизвестный Cмбат обьявил своего сына - царем Армении...

Это было равнозначно подписанию им своего сметртного приговора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вместе с тем, cчитаю, что основная проблема павликиан и тондракийцев заключается в том, что они бздели официально проклять сына яхвая - распятого иешуа. Тот-же Смбат говорил о себе как о воплошение христианского божества...

Они были христианскими сектантами, но не более того.

Наряду с политическими амбициями, это духовное рабство погубило их...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 2 анонимных, 2 гостя (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    2 гостя
    2 анонимных

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...