Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Положение на армянском фронте: апрель-май 1918 год


Kornelij Glas

Рекомендованные сообщения

Докладная записка командира Армянской артиллерийской бригады Араратова в Бюро по установлению потерь армян от всемирной войны с описанием Сардарабадского, Баш-Абаранского и Караклисского сражений

Полковник АРАРАТОВ, Бригадный адъютант, штабс-капитан АНВАРЯНЦ Май-июнь 1918г.

Перемирие, заключенное с турками в 20-х числах апреля 1918 года, на Александропольском направлении 15 мая было нарушено турками и они того же числа, заняв гор. Александрополь, расстроив в значительной степени Армянскую дивизию генерал-майора Арешева, стали передвигаться к Джаджурскому перевалу, а в направлении на Эривань их продвижение было производимо постолько, поскольку это вызывалось необходимостью для захвата ими известного района для действий.

Вслед за тем, когда им удалось перевалить Джаджурский перевал и подойти к Караклису, они 17, 18 и 19 мая того же года стали теснить наши части вдоль железной дороги Александрополь-Эривань и чуть было не отрезали наш Игдырский отряд полковника Даниэл-бек Пирумова, которому все это время было приказано спешно отойти на север, взорвать мост через Аракс у Маркары. Этот маневр полковником Пирумовым был удачно выполнен ночным движением. Для встречи же надвигающихся турок и для выручки отряда полковника Пирумова 19 мая был спешно выдвинут из сел. Канакиры через Вагаршапат на Сардарабад 5-й Армянский пехотный полк под командованием полковника Павла Пирумова и легкий взвод 5-1 батареи поручика Клича. Тем не менее 20 и 21 мая туркам удалось потеснить наши части так, что батальон турецкой пехоты занял было сел. Керпалу, что в 6 верстах к западу от сел. Эчмиадзин.

Начиная с 16 мая особенно усилился поток беженской волны, следовавшей через Вагаршапат на Эривань. Ими были буквально запружены все дороги, идущие на Эривань, а вокруг монастыря Эчмиадзин образовалось сплошное море беженцев, закупорившее все входы и выходы сел. Вагаршапат вследствие невозможности дальнейшего продвижения. В эти дни даже жители сел. Вагаршапат, дотоле сидевшие на своих местах, оставив в селении мужчин с оружием, тронулись на Эривань.

К утру 21 мая 1918 года положение Вагаршапата (Эчмиадзинского монастыря) было особенно тяжелое. Подавленное настроение и упадок духа беженцев и местного населения, а также и решимость Католикоса всех армян, Его Святейшества Геворга V Суреняна не покидать со всею монастырскою братею св. Монастыря, поставили штаб Эриванского отряда во главе с доблестным генералом Силиковым и начальником штаба Генерального штаба подполковником Векиловым в состояние необходимого решения оказать упорное сопротивление надвигающемуся противнику и принять бой.

Решение генерала Силикова было передано войскам, и 21 мая после полудня 5-й пехотный полк имел успех, турки не выдержали и стали отходить.

Это подняло дух войск и населения, и весь Вагаршапат буквально гудел от избытка чувств: жители стали группами являться с оружием и продовольствием для отправки их на фронт, сами стали гнать подводы в распоряжение начальника артиллерии полковника Араратова для доставки патронов и снарядов на позиции. Пополнение людей стало прибывать отовсюду, особенно из гор. Эривани и Камарлю.

Однако, имея успех в направлении на Сардарабад, штаб отряда стал получать в эти дни достоверные сведения о движении турецких войск на Эривань от Александрополя через Баш-Абаран и о неудаче остатков наших войск, сохранившихся еще от дивизии генерала Арешева, находившихся в то время под командой полковника Бей-Мамиконянца.

Для обеспечения Баш-Абаранского направления 22 мая 1918 года был спешно командирован отряд под командой Дро в составе одного пехотного полка, конницы добровольцев и взвода 4-й горной батареи под командой поручика Султан-шаха. Туда же был спешно вызван находившийся тогда в Камарлю 6-й пехотный полк под командой полковника Долуханова и 2 орудия 1-й горной батареи под командой штабс-капитана Игитханова.

Ввиду создавшейся боевой обстановки Дро пришлось еще до подхода 6-го полка и 2-х орудий 1-й батареи принять 26 мая неравный бой с наступающими турецкими силами у Баш-Абарана, и Дро был откинут к селению Аликучак, главным образом ввиду малочисленности пехоты и неустойчивости конницы. При этом отходе нами было потеряно одно орудие 4-1 батареи.

В дальнейшем боевые действия Эриванского отряда продолжались в двух направлениях: в Сардарабадском - под командой полковника Даниэл-бек Пирумова и Баш-Абаранском - под командой Дро.

Бои шли с переменным успехом до 29 мая, причем за это время наши части вдоль железной дороги Эривань-Александрополь продвинулись вперед до разъезда Богутли (севернее станции Карабурун) , а в Баш-Абаранском направлении достигли селения Танагермаз, что севернее Баш-Абарана, держа селение Баш-Абаран твердо в своих руках.

В отряде полковника Даниэл-бек Пирумова в это время действовали вся 2-я горная батарея капитана Саккилари, взвод 1-й горной батареи поручика Гранта Саркисянца и вся 5-я легкая батарея капитана Багдасарова, причем эта последняя действовала повзводно, а в отряде Дро - одно орудие 4-1 горной батареи под командой поручика Султан-шаха и по одному взводу от 1-й и 6-й батареи.

Таким образом, к моменту заключения перемирия и заключенного затем мира с турками дела Эриванского отряда генерала Силикова обстояли весьма выгодно для нас, но, к сожалению, телеграмма командира Армянского корпуса генерала Назарбекова с уведомлением о полной неудаче, постигшей наши войска под Караклисом, принудила остановить наступательные действия Эриванского отряда на город Александрополь, так как гор. Эривань оказался открытым для вторжения противника с северо-востока.

На этом были закончены главные операции армянских частей против турок, так как все происшедшее в первых числах июня (включительно до 10 числа) относилось уже к выполнению условий перемирия и мира, заключенных в Батуме 4 июня 1918 года.

В эти июньские дни турки продвигались по железной дороге на Улуханлу и далее на юг. По пути продвижения разорили армянские села, а особенно Камарлинский район и подошли с юга к городу Эривани на расстояние 7 верст, встречая сопротивление со стороны армянских частей. Причина этих неожиданных июньских военных действий заключалась в том, что армяне, оторванные от всего мира, не получали своевременно сведений о положении дел даже от своих представителей, заседавших и подписавших те или иные условия мира в Батуме, поэтому туркам, естественно, казалось, что армяне умышленно не исполняют своих же обязательств, а на предъявленные ультиматумы отвечают силой оружия.

Думаю, что всякий народ, у которого отобрано все и остается малый клочок земли и только Эривань и Святой Эчмиадзин, будет биться до последнего человека, так как иначе его ожидает полное порабощение и гибель.Заканчивая краткое описание действий Эриванского отряда генерала Силикова в хронологическом порядке, хочу сказать несколько слов о деятельности Эриванского Армянского национального совета, душой которого были ныне покойный Арам-паша (Манукянц) и военный по духу, наш народный герой Дро (Канаянц).

Вся власть в Эриванском районе держалась в то время твердо в руках Арама, действовавшего в полной солидарности с генералом Силиковым и одухотворяющим войска и народ Дро.

Выдающаяся способность Арама к организации военной мощи, хозяйственного и прочего распорядка Эриванского района дала возможность армянам сохранить за собой с оружием в руках клочок земли, единственный город Эривань и Святой Эчмиадзинский монастырь, и если с нами - армянами, считались в то время и считаются теперь, то это могу приписать исключительно трем лицам: Араму, генералу Силикову и Дро.

Телеграмма председателя эриванского Армянского национального совета Арама Манукяна генералу Силикову

Рад Вам сообщить, что одержанная вверенной Вам армией победа под Сардарабадом оздоровляюще подействовала на наш народ. На ногах не только Эриванская губерния, но и Казах и Дилижан. Только что мне сообщили, что настроение как наших солдат, так и народа с беженцами сразу изменилось. Все с оружием в руках спешат в Караклис, оттуда дальше. Отряды идут со своими запасами на продолжительное время. Подъем небывалый.

АРАМ

29 мая 1918г.

Примечания

ДРО (КАНАЯН ДРАСТАМАТ МАРТИРОСОВИЧ) (1884-1956) - выдающийся деятель Армянского освободительного движения, член АРФ( Д).

В ходе Первой мировой войны Дро возглавлял 2-ю армянскую добровольческую дружину, в декабре 1917г. назначен комиссаром Армянского национального корпуса. В мае 1918г. полковник Дро командовал армянскими войсками в Баш-Абаранском сражении. В ноябре 1920г. назначен военным министром Республики Армения. После советизации Армении 2 декабря 1920г. в качестве командующего вооруженными силами в переходный период возглавлял правительство до прибытия в Ереван Ревкома. В 1923г. выехал за границу.

МАНУКЯН АРАМ (ОВАННИСЯН САРГИС) (1879-1919). Член АРФ( Д) и Армянского национального совета в Тифлисе, с конца 1917г. фактический руководитель Армянского национального совета в Ереване. Благодаря его выдающимся организаторским способностям и огромной воле было отражено турецкое наступление в направлении Еревана. А. Манукян был одним из организаторов Сардарабадского сражения, пользовался любовью и уважением народа.

Арам Манукян был министром внутренних дел первого правительства Республики Армения.

АРАРАТОВ ХРИСТОФОР ГЕРАСИМОВИЧ (АРАРАТЯН ХАЧАТУР) (1876-1937) - армянский военный деятель, участник русско-японской и Первой мировой войн.

В 1918г. был командиром артиллерийского батальона отдельного Армянского корпуса. Принимал участие в Сардарабадском, Баш-Абаранском и Эчмиадзинском сражениях. В октябре 1918г. руководил комиссией по установлению границ между Турцией и Арменией. В марте 1919г. Х. Араратову было присвоено звание генерал-майора артиллерии и он был назначен военным министром Республики Армения (до апреля 1920г.).

В октябре 1920г. во время армяно-турецкой войны Араратов был взят в плен турками в Карсе. В конце 1921г. по ходатайству советского правительства был освобожден из плена и возвращен в Армению. В 1923-25гг. был командиром Армянской стрелковой дивизии. В 1937г. Х. Араратов был репрессирован и расстрелян.

СИЛИКЯН (СИЛИКОВ) МОВСЕС БАБАЕВИЧ (1862-1937). С 22 августа 1917г. генерал-майор русской армии.

13 января 1918г. был назначен командиром 1-й стрелковой дивизии Армянского корпуса, затем командующим Ереванской группой войск, а 15 августа - командиром Армянской дивизии. Силикян был одним из организаторов героических майских боев, одним из руководителей Сардарабадского сражения. С 27 марта 1919г. - помощник военного министра Республики Армения. С 28 мая 1919г. - генерал-лейтенант. Осенью 1920г. командовал армянскими войсками на Карсско-Александропольском фронте.

АНДРАНИК (ОЗАНЯН АНДРАНИК ТОРОСОВИЧ) - деятель Армянского национально-освободительного движения, национальный герой. С февраля 1917г. возглавлял работу по оказанию помощи и размещению беженцев из Западной Армении, являлся инициатором проведения 1-го съезда западных армян (май 1917г.) , предпринял издание независимой газеты "Айастан" (1917-1918).

В январе 1918г. был назначен командиром дивизии Армянского армейского корпуса с особым заданием обеспечить оборону Эрзерумского укрепленного района. В том же месяце ему было присвоено звание генерал-майора русской армии. В июне 1918г. Армянский отдельный ударный отряд под командованием Андраника двинулся в направлении к Хою (Иран) , имея целью оказать помощь скопившимся в Северном Иране и Ване армянским беженцам. Отсюда вернулся в Нахичеван, провозгласил его частью Советской России, принял участие в освобождении Зангезура от турок и в ноябре двинулся к Карабаху.

В апреле 1919г. Андраник распустил свой отряд и уехал за границу (с 1922г. - в США).

НАЗАРБЕКЯН (НАЗАРБЕКОВ) ТОВМАС ОВАННЕСОВИЧ (1855-1931). Генерал-лейтенант. В 1917-1918гг. руководил организацией и боевыми действиями Армянского корпуса против турок. Был командующим войсками Республики Армения, с марта 1919г. - председатель военного совета.

АРЕШОВ (АРЕШЕВ) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ - генерал-майор, в 1917-18гг. командир 1-й дивизии Армянского корпуса, в марте 1918г. был назначен командиром Сарикамышского отряда. В январе 1919г. был назначен военным советником делегации Республики Армения на Парижской мирной конференции, осенью 1920г. - командир отряда Караклисского района.

"Республика Армения в 1918-1920гг.(политическая история) ". Сборник документов и материалов. - Ереван, 2000, с. 31-34.

Газета "Голос Армении", 22 мая

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...