Перейти к публикации

Армения - мировой экономический лидер


Midav

Рекомендованные сообщения

Армения как потенциальный лидер мировой экономики

Одним из важнейших факторов экономического развития любой страны сегодня является уровень ее инвестиционной привлекательности.

Уровень инвестиционной привлекательности страны, в свою очередь, складывается из множества моментов, главным из которых является качество налогового законодательства.

Что привлекает любого инвестора в первую очередь?

А) низкий уровень налогообложения и

Б) высокий уровень защищенности инвестиций.

Если условие Б) (в нормальных странах) обеспечивается раз – навсегда, и к нему уже больше не возвращаются (если не хотят кардинально испортить репутацию страны), то условие А) – это всегда некий комплекс периодически оптимизируемых идей, инновационная экономическая стратегия, сконцентрированная в скупых нормах налогообложения.

В настоящем посте я предлагаю новую концепцию налогообложения в Армении, которая, по моему мнению, способна в очень короткие сроки вывести Армению в лидеры не только региональной, но и мировой экономики (по темпам роста и по основным показателям на душу населения, разумеется; хотя по некоторым отраслям – и в мировые лидеры в абсолютном смысле).

Я не хочу сейчас обсуждать текущее налоговое законодательство Армении, хотя оно, по моему мнению, далеко не безупречно.

Я хочу предложить ДОПОЛНЕНИЕ к текущему налоговому законодательству Армении (не затрагивающее, хотя и ограничивающее последнее), которое, начиная с 2006 г. принесет Армении десятки, а то и сотни миллиардов долларов инвестиций в ближайшие годы.

Прочитайте нижеприведенный текст внимательно. Поверьте, игра стоит свеч!!!

Речь идет только о вновь создаваемых, начиная с 2006 г., предприятиях!

Согласно предлагаемой концепции, в Армении в 2006 г. должен быть принят Закон «О повышении инвестиционной привлекательности Армении», в котором, наряду с десятками международно признанных инвестиционно эффективных организационных норм, о которых все знают, должны присутствовать те два механизма, о которых речь пойдет ниже.

1. Первый механизм, который можно назвать МЕХАНИЗМОМ ПООЩРЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, состоит в следующем.

Принимается базовый инвестиционный шаг в 10 млн. USD, равный одному году освобождения от всех налогов (НДС, прибыль и т.д.) и генерируется следующая таблица:

10 млн. USD – 1 год освобождения от налогов;

20 млн. USD – 2 года освобождения от налогов;

30 млн. USD – 3 года освобождения от налогов;

100 млн. USD – 10 лет освобождения от налогов;

1000 млн. USD и выше – 100 лет освобождения от налогов.

Итак, Армении рекомендуется предложить всем возможным инвесторам супергибкую систему налогообложения, в основу которой должен быть положен ПРИНЦИП ПООЩРЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ:

Инвестируешь 1 млрд. USD и ВЫШЕ – освобождаешься от всех !!!!!!!!!!!!!!!!! налогов на 100 ЛЕТ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

2. Второй механизм, который можно назвать МЕХАНИЗМОМ ПООЩРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, состоит в следующем.

Законодательно вводится ежегодно (на парламентском или правительственом уровне) пополняемый (но никогда не сокращаемый !!!!) список приоритетных отраслей (например: IT, интернет-предпринимательство, генная инженерия, клонирование, нанотехнологии, микроэлектроника, робототехника, производство БПЛА, альтернативная энергетика и т.д.), в которых Армения сегодня имеет практически нулевой (или околонулевой) потенциал, но которые крайне перспективны в экономическом смысле и в которых Армения хотела бы лидировать в мировом масштабе.

Так вот, все предприятия, подпадающие под указанные отраслевые приоритеты, должны освобождаться от всех видов налогообложения на 10 и более лет.

Можно даже создавать два таких списка: а) просто приоритетные хайтековские отрасли – 10 лет освобождения от налогов (50-100 прорывных отраслей), и б) 5-6 наиболее приоритетных для Армении отраслей (например, нанотехнологии, микроэлектроника, IT, интернет-бизнес, биотехнологии и альтернативная энергетика) – 20-50 лет освобождения от налогов.

Эффекты – те же самые, что и по пункту 1 (экспоненциальный рост инвестиций в экономику Армении), но в отраслевом (хайтековском разрезе), то есть – с акцентом на развитие интеллектуального и креативного потенциала нации и выход на мировой уровень в наиболее технологически высоких отраслях международного бизнеса.

Пример: в свое время Индия освободила свою сферу IT от налогов на 20 лет. Тогда (15 или более лет назад) сфера информационных технологий была в Индии на полном нуле. Сегодня Индия производит информационных продуктов (софт) примерно на 20 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ США в год и уже начинает получать отличные прямые поступления в бюджет (косвенные поступления в виде подоходного налога и т.д. Индия получала все эти годы).

***

Работая в "перекрестном режиме", оба предлагаемых механизма будут мультиплицировать друг друга и ускоренно накачивать инвестиции в экономику Армении.

В том же Законе "О повышении инвестиционной привлекательности Армении" должен быть сформулирован механизм информирования всех возможных (потенциально заинтересованных) зарубежных инвесторов о преимуществах армянского оффшорного законодательства. Грубо говоря, должны быть созданы правительственные агентства, специализированные на привлечении инвестиций по критерию крупномасштабности и по разным инновационных отраслям, и многочисленные коммерческие консалтинговые фирмы по бизнесу в Армении при них.

**********

Разумеется, Правительство Армении должно дать супергарантии надежности таких инвестиций

- и Армения через год начнет просто купаться в гигантских зарубежных инвестициях во всех сферах !!!

- Только армянская диаспора, которая (по разным оценкам) контролирует от 300 млрд. – до 1 триллиона USD, могла бы – при таких условиях – инвестировать в Армению более 10-20 млрд. USD в год.

**********

А что в бюджет? А каков интерес монополий и местных мафиозных группировок? И что - народу?

Отличные вопросы.

Первое. Бюджет.

Дело в том, что гигантские инвестиционные проекты, которые начнут реализовываться в Армении сразу после принятия такого Закона, с необходимостью резко повысят среднюю зарплату населения страны.

Соответственно, вырастет и объем поступлений от ПОДОХОДНОГО НАЛОГА, собираемого с населения.

По идее, одного этого будет достаточно для бюджета (ожидается около 1 млрд. USD поступлений в бюджет только в первый год и только по линии подоходного налога).

+ (Кроме стоимости рабочей силы) резко возрастут, например, цены на жилье и офисы в городах Армении (и недвижимость вообще, включая землю), цены на стройматериалы, цены на электроэнергию и т.д., и т.п. (или в разы вырастет производство соответствующих товаров и услуг).

- А все это - в нельготных отраслях - гигантский дополнительный НДС в бюджет …

Ну и так далее...

Все преимущества предлагаемого Закона для бюджета Армении можно перечислять до бесконечности.

Второе. Интерес монополий и мафии.

Сегодня армянские местные монополии и мафиозные группировки (даже ключевая – карабахская) – это даже не «дворовые команды» в мировом масштабе, а просто «детский сад» или даже «роддом».

Предлагаемый же Закон автоматически резко выведет всех активных экономических игроков Армении ("хороший парней", "плохих парней" и т.д. – неважно) на мировой уровень.

Все они (если у них есть хоть минимальный интеллект) начнут ворочать миллиардами, а не заниматься тем, чтобы душить, например, интеллект нации мелочными (но запретительными для многих бедных людей) поборами за пользование интернетом. (По-хорошему, доступ в Интернет в Армении вообще должен быть бесплатным. – Особенно в школах, ВУЗах, публичных библиотеках и госучреждениях. Иначе Армения – глухая, глухая провинция мировой цивилизации с нулевыми шансами на прогресс).

- Есть интерес монополий и мафии?

Третье. Народ.

Армянскому народу в первые 4-5 лет после введения предлагаемых механизмов придется удовлетвориться скромным повышением среднедушевых доходов в 10-12 раз от нынешнего уровня (то есть средней зарплатой в 1000-1200 USD в месяц). В будущем может быть и больше.

*************

При этом, повторяю, базовое Законодательство Армении останется неизменным (о нем можно будет поговорить попозже).

Повторю также, что предлагаемый проект ни одного драма не заберет из налоговых сборов, поступаемых в армянский бюджет сегодня! Только прибавит миллиарды и миллиарды. Это легко считается и доказывается математически. Поэтому ссылки на то, что армянский бюджет сегодня перегружен оборонными расходами и не может позволить себе новых затрат - совершенно неуместны. Наоборот. Если мы хотим иметь адекватный внешним угрозам оборонный бюджет (5-10 млрд. долларов), то предлагаемый механизм - единственный быстрый путь к этому.

Итак, один простой Закон и - за 1-2 года - Армения - мировой экономический лидер по темпам развития и по основным показателям на душу населения.

+ В течение 7-10 лет после запуска этого механизма в граждане Армении (иди просто на ПМЖ) гарантированно ПОПРОСИТСЯ если не вся мировая армянская диаспора, то весьма значительная ее часть: миллионов 5-6 (а это - полное решение демографической проблемы).

- Так стоит ли игра свеч?

Давайте подискутируем и попробуем сформировать общественное мнение в поддержку этого проекта. Ну не мазохисты же армяне, живущие в Армении, в конце концов!

Или у нас Армения – это такая НЕОИНДЕЙСКАЯ РЕЗЕРВАЦИЯ, где (как в соседнем Азербайджане) население специально удерживается в «палатках» в полуголодном состоянии последние 12 лет, чтобы выжимать «слезу» из мирового сообщества и баксов по двадцать подаяния на душу населения в год?

По итогам дискуссии будет сформулирован проект Закона «О повышении инвестиционной привлекательности Армении», который участники обсуждения и все заинтересованные лица (а это – все население Армении + мировая диаспора) смогут продвигать и лоббировать в Армянском Парламенте, а при необходимости – и на публичных демонстрациях.

Желательно, конечно, чтобы армянские парламентарии подключились к обсуждению этого проекта (и - еще более желательно - поддержали его), не доводя дело до публичных массовых выступлений народа.

На hayastan.com обсуждение этой концепции уже идет!

Присоединяйтесь - здесь или там - неважно!

http://forum.hayastan.com/index.php?showtopic=21599

http://forum.hayastan.com/index.php?act=ST...t=0#entry468644

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 276
  • Создано
  • Последний ответ

Да, важно сказать, что в настоящем разделе целесообразно также обсуждать и предлагать все дополнительные механизмы, которые могли бы способствовать превращению Армении в мирового экономического лидера.

Например, в нижеследующем сообщении излагается концепция ускоренного получения Арменией N1 в рейтинге экономической свободы (минимального значения индекса экономической свободы).

По-моему, это очень даже реально.

Итак, вот - небольшое рассуждение на тему:

КАК СДЕЛАТЬ АРМЕНИЮ

САМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИ СВОБОДНОЙ СТРАНОЙ В МИРЕ

Для измерения уровня экономической свободы в различных странах в мире существует общепризнанный одноименный индекс, в соответствии с которым ранжируются (рейтингуются) все сколь-нибудь значимые страны мира. См. http://www.heritage.org/research/features/...x/countries.cfm

Этот индекс важен по двум причинам. Во-первых, он очень важен для повышения уровня инвестиционной привлекательности страны, а мы как раз и занимаемся этим вопросом в настоящем тренде и, во-вторых, те позиции, которые фиксируются в данном индексе, действительно влияют на общее качество экономической деятельности в любой стране.

В 2006 г. Армения заняла в этом рейтинге почетное 27 место (общий индекс – 2.26) и была признана страной с преимущественно свободной экономикой (см. http://www.heritage.org/research/features/....cfm?id=Armenia ).

(Индекс экономической свободы рассчитывается как среднее арифметическое из 10-ти показателей, определяемых в диапазоне от 1-до 5).

Для Армении в 2006 г. этот индекс был 2.26, что вытекало из нижеследующих частных показателей:

· Торговая политика 2.0

· Финансовое бремя 2.1

· Правительственные интервенции 2.0

· Денежно-кредитная политика 2.0

· Иностранные инвестиции 1.0

· Банковское дело и финансы 1.0

· Заработная плата и цены 2.0

· Право собственности 3.0

· Регуляция 4.0

· Неофициальный рынок 3.5

В идеале все показатели должны быть равны 1.0, и общий индекс – тоже 1.0.

Первые три страны рейтинга (Гонконг, Сингапур и Ирландия) имеют индексы экономической свободы соответственно 1.28, 1.56, 1.58.

Армения отстает от первого места (Гонконг) на 9.8 балла.

Посмотрим, где Армения набирает эти лишние баллы и выясним, как эти баллы можно сбросить (и нужно ли это делать вообще).

Показатели Гонконга:

http://www.heritage.org/research/features/...cfm?id=HongKong

· Торговая политика 1.0

· Финансовое бремя 1.8

· Правительственные интервенции 1.5

· Денежно-кредитная политика 1.0

· Иностранные инвестиции 1.0

· Банковское дело и финансы 1.0

· Заработная плата и цены 2.0

· Права собственности 1.0

· Регуляция 1.0

· Неофициальный рынок 1.5

Легко видеть, что основные негативные баллы Армения набирает по показателям: 7. Право собственности, 8. Регуляция, 9. Неофициальный рынок.

На этих последних трех разделах Армения набирает 10.5 балла, а Гонконг – всего 3.5. Лишних баллов у Армении – 7 !!!!!!!!! Без них Армения имела бы индекс экономической свободы 1.57 и стояла бы на третьем месте в мировом рейтинге – сразу за Сингапуром !!!!

Так что же нужно сделать, чтобы убрать эти столь мешающие экономике Армении баллы, из-за которых она не может получить приличный европейский инвестиционный рейтинг и нормально развиваться в экономическом плане?

По моему мнению, все очень просто.

Если внимательно посмотреть на спецификацию последних трех разделов индекса, то это – в основном – правовые вопросы. В частности, вопрос о защищенности зарубежных инвестиций. Но это – просто вопрос грамотности экономического законодательства.

Тут не надо ничего изобретать (на первых порах по крайней мере).

Нужно взять Законодательство и систему подзаконных актов первых 10-ти лучших по рейтингу экономической свободы стран (Гонконг, Сингапур, Ирландия, Люксембург, Великобритания, Исландия, Эстония, Дания, США, Австралия и Новая Зеландия), сделать грамотный контент-анализ (выявить различия) и на его основе сделать соответствующие коррективы действующего Армянского экономического законодательства, которое на сегодняшний день уже безнадежно устарело и является реальным тормозом для дальнейшего развития.

(В творческом использовании или даже копировании законодательства продвинутых стран нет ничего постыдного. Например, в свое время Гонконг просто скопировал Британское экономическое законодательство, а сегодня по всем параметрам превзошел первоисточник.)

Все это можно - в содержательном плане - легко сделать за 2-3 месяца силами небольшой группы профессионалов + 2-3 месяца на принятие новых Законов армянским парламентом.

– Итого полгода – и Армения, как минимум, третий номер рейтинга экономической свободы (для 1-го места нужно будет скинуть 3-4 дополнительных балла, но это уже - "тонкая доводка", о которой можно поговорить попозже).

А вхождение в первую тройку по рейтингу экономической свободы – реально огромное преимущество для развития.

– Как по факту, так и в плане имиджа страны.

В комплексе с предложенным выше механизмом привлечения инвестиций этот результат дал бы гигантский импульс экономическому развитию Армении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я пока только начал читать, но уже могу возразить- не по теории, а по практике. Например, в Армении ИТ объявлены приоритетной сферой. Но при этом ВБ заставляет правительство взымать НДС с дорогостоящего оборудования, которое ввозуят в Армению компании НДС прямо на границе. Компании протестуют - ну и хрен с ними. Вот тут уже не получается, ВБ не пущает

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я пока только начал читать, но уже могу возразить- не по теории, а по практике. Например, в Армении ИТ объявлены приоритетной сферой. Но при этом ВБ заставляет правительство взымать НДС с дорогостоящего оборудования, которое ввозуят в Армению компании НДС прямо на границе. Компании протестуют - ну и хрен с ними. Вот тут уже не получается, ВБ не пущает
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

- Словом, варианты есть. Важен принцип.

Но важнее всего, чтобы не было налогообложения прибыли крупного инновационного капитала n-e количество лет (иначе крупные капиталы в Армению не придут).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо..

интересно, подробно, празвёрнуто...

Возникает логичный вопрос.. Ведь это не что то такое, до чего в принципе нельзя догадаться, правильно? Почти азбучные истины... Я имею ввиду все или почти все идеи, связанные с привлечением инвестицый.. Так вот..

В чём причина того, что такое законодательство не принимается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати.. НДС не такаю уж редкость.. Другой вопрос, что развитые страны этим НДС-ом пытаются решать не те проблемы, которые патыется решить наше правительство, а именно пополнение бюджета.

Я уже не говорю, что получать обратно этот НДС у нас почти что геройский поступок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати.. НДС не такаю уж редкость.. Другой вопрос, что развитые страны этим НДС-ом пытаются решать не те проблемы, которые патыется решить наше правительство, а именно пополнение бюджета.

Я уже не говорю, что получать обратно этот НДС у нас почти что геройский поступок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в Странх Запада с помощью НДС стумулируют экспорт .Кто делал покупки в ФРГ тот знает .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После прочтения данного проекта возникает множество вопросов, не знаешь, даже, с чего начать.

Вот самый, может быть, напрашивающийся. Вы подчеркнули, что

Разумеется, Правительство Армении должно дать супергарантии надежности таких инвестиций
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самая большая преграда на пути развития Армении не налоги, монополизация. Монополизировано буквально все. Любой разговор о инвестициях наталкивается на ответ чиновника- этого делать нельзя, потому как "анох(берох) ка". И все , хоть тресни. И о каком развитии в таком случае идет речь. Кто может объяснить мне, почему я имея желание и средства инвестировать и не могу этого делать? И если я продолжаю это хотеть после второй и третьей попытки, то эмоционально нейтральный инвестор с первой попытки пошлет всех подальше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

извините, но мне все эти выкладки кажутся дилетантскими. Налогообложение - всего лишь одна составляющая инвестиционной привлекательности. Иземеняя лишь одну этот составляющую невозможно значительно повилять на инвест. привлекательность в целом.

О специальном режиме налогооблажения: как только где-то появятся серьезные налоговые послабления, то очень скоро все действующие предприятия попытаются тоже втиснутся в эти рамки. В предложенной системе это сделать несложно - нужно всего лишь открыть какое-то новое предприятие и закрыть старое. Попытки оградить действующие предприятия от этих льгот будут искуственными и неэффективными, и скорее всего создающими сильное коррупционное поле. Если же это произойдет (несмотря на потери), то действующие предприятия окажутся в сильно ущемленными в своей конкуреннтоспособности, т.к. им в отличие от конкурентов придется платить налоги.

Ну или как уже сказала Anahit, Армения - не Индия, и уже сейчас ощущается недостаток квалифицированных специалистов. А система высшего и специального обучения находится в параличе. Выпускников получивших полноценное образование можно ждать еще минимум 10 лет.

Одной из самых существенных проблем в Армении является отсутсвие независимой судебной власти. Без ее наличия, без реальной возможности отсудить у государства свои законные права говорить о высоком уровне защищенности инвестиций смешно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

извините, но мне все эти выкладки кажутся дилетантскими. Налогообложение - всего лишь одна составляющая инвестиционной привлекательности. Иземеняя лишь одну этот составляющую невозможно значительно повилять на инвест. привлекательность в целом.

О специальном режиме налогооблажения: как только где-то появятся серьезные налоговые послабления, то очень скоро все действующие предприятия попытаются тоже втиснутся в эти рамки. В предложенной системе это сделать несложно - нужно всего лишь открыть какое-то новое предприятие и закрыть старое. Попытки оградить действующие предприятия от этих льгот будут искуственными и неэффективными, и скорее всего создающими сильное коррупционное поле. Если же это произойдет (несмотря на потери), то действующие предприятия окажутся в сильно ущемленными в своей конкуреннтоспособности, т.к. им в отличие от конкурентов придется платить налоги.

Ну или как уже сказала Anahit, Армения - не Индия, и уже сейчас ощущается недостаток квалифицированных специалистов. А система высшего и специального обучения находится в параличе. Выпускников получивших полноценное образование можно ждать еще минимум 10 лет.

Одной из самых существенных проблем в Армении является отсутсвие независимой судебной власти. Без ее наличия, без реальной возможности отсудить у государства свои законные права говорить о высоком уровне защищенности инвестиций смешно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Например, в Армении ИТ объявлены приоритетной сферой. Но при этом ВБ заставляет правительство взымать НДС с дорогостоящего оборудования, которое ввозуят в Армению компании НДС прямо на границе. Компании протестуют - ну и хрен с ними. Вот тут уже не получается, ВБ не пущает
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Армении с налогами все решается гораздо проще. Определяется доходная часть бюджета. На хозяйствующие субъекты спускается план исходя из объективных и субъективных предпосылок. План выполняется. А сколько реально нужно было получить налогов- никого не волнует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   10 пользователей, 0 анонимных, 303 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    310 гостей
    Rubik vanski Арарат luc Sigo lord17 stephanie S Абрикос irrenna khnushinak
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...