Перейти к публикации

Интервью с Фармони Фахраддином Абосзода


Kornelij Glas

Рекомендованные сообщения

Дорогие друзья!

Начинаем он-лайн интервью с Фармони Фахраддин Абосзода.

Фармони Фахраддин Абосзода, кандидат философских наук. Проживает в настоящее время в Санкт-Петербурге. Главный редактор газеты "Толыш". Один из лидеров талышского движения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 28
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Вопросы, присланные Грантом Тер-Абрамяном

1. Скажите пожалуйста несколько слов о соврменной талышоязычной литературе а также о литературе талышей в средние века.

2. Могли бы вы рассказать об изветсных людях 20 века - талышах, которые известны как азербайджанцы.

3 В какой конкретной последовательности шагов вы видите дальнейшее развитие ТНД? Какие самые первооеречдные задачи, какие цели на перспективу, и каковой вам видится конечная цель.

4 Каков по вашему ориентировачный процент населения в Азербайджане, имеющий иранское просихождение, и в каких районах они преобладают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, господин Абосзода!

Благодарю Вас за согласие ответить на наши вопросы.

Естественно, нас интересует положение с правами этнических меньшинств на территории Азербайджана. Не раз можно было услышать от официального Баку, что в стране нет никаких проблем с меньшинствами, что созданы все условия для их нормального развития.

Хотелось бы услышать Вашу точку зрения по этому поводу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за вопросы!

1. Современная талышская литература в основном развивается стихийно. Отсутствие единой государственной политики в Азербайджане в области развития талышской литературы (литературы всех остальных нетюркских народов в том числе) приводит к тому, что талышеязычная литература развивается не так как хотелось бы нам. Государство не только не проявляет заботу о нашей литературе, но даже мешает ее становления. Книги талышских авторов, которых мы издаем за счет своих средств, с трудом распространяются в Талыше. Спецслужбы Азербайджана всячески преследуют людей, даже читающих этих книг...

Современная талышская литература берет свое начало в 20-х годах прошлого столетия. Примерно с конца 20-х годов до 1935 года стараниями талышских просветителей во главе с известным талышским поэтом и общественным деятелем З. Ахмедзода, были изданы около 500 наименований книг на талышском языке. Наряду с учебниками для средней школы, среди них были сборники стихотворений самих талышских авторов, а также переводы многих классиков мировой литературы. Среди такие работы как "Робинзон Крузо", "Приключения барона Мюнхаузена", романы и повести Л. Толстого, А.С. Пушкина и т.д.

Новый этап в развитии талышской литературы начался в начале 90-х годов прошлого столетия. Десятки талышские поэты и прозаики начали написать на своем родном языке. В 1991 году была издана "Толыша армагон" (Анталогия талышской поэзии"). Дальнейщая работа в этой области велась стараниями самих авторов. Большую работу в этой области вела газета "Толыши садо" ("Голос Талыша"), где были опубликованы многочисленные стихи, рассказы и другие образцы прозы, а также народного фольклора.

Начиная с 2002 года мы в Санкт-Петербурге издали десятки книг на талышском языке. Среди них сборники стихотворений таких известных талышских поэтов, как А. Насир, Я. Саяд, З. Мадож и др. Эта работа продолжается нами...

О литературе талышей в средние века на данный момент у меня скудная информация. С Вашего позволения, на эту часть вопроса я отвечу в другое время...

2 Самый известный талыш прошлого столетия - З. Ахмедзода. Он был видным государственным деятелем. Работал на высоких государственных должностях. Но боль родного народа не давал ему покоя, и он стал борцом за свободу талышского народа. Он первым среди талышей начал сочинять стихотворения на талышском языке. В 2002 году мы издали "Избранные" З. Ахмедзода. В 1938 году он был арестован и сослан в Сибирь, где в загадочных обстоятельствах скончался в 1942 году.

Один из известных талышей прошлого столетия был дважды Герой Советсокго Союза, генерал Ази Асланов. Он родился в Ланконе, деревне Гаматук (по-тюркски - Гарматук?). В конце Великой Отечественной войне он был убить в загадочных условиях. В настоящее время мы выяснили, что его смерть организовал М.Дж. Багиров!

В настоящее время в Азербайджане многие стараются представить его как тюрка!?

Разумеется самый известный талыш конца прошлого века был и остается быть Президент Талышско-Муганской Автономной Республики, несгибаемый борец за свободу талышского народа Альакрам Гумматзода...

Я мог бы написать о многих талышах, но рамки нашего интервью не позволяют...

3. В настоящее время главная наша задача заключается в окончательном формировании талышского этнического массива. Мы работаем над поднятием уровня самосознания нашего народа. Образование Талышского Национального Движения (кстати, сегодня в г. Гаага проходит церемония принятия ТНД в влиятельную международную организацию

UNPO) стало новым этапом в нашей борьбе. В настоящее время мы создаем организации ТНД в Азербайджане, России и Европе.

Колоссальным шагом в этом деле сыграла Первая Международная Талышаведческая Конференция в г. Ереване, организованной кафедрой Иранистики и Кавказским центром Иранистики во главе с проф. Г. Асатряном. Пользуясь случаем, я выражаю огромную признательность организаторам конференции!

Одна из первоочередных задач в этой области будет наше участие в парламентских выборах в Милли Меджлис Аз., назначенных на осень сего года...

Конечная цель нашей борьбы - восстановление прав нашего народа, восстановление его государственности! В какой форме это будет, будущее покажет!!!

4. По нашим расчетам, примерно одна треть населения современного Азербайджана имеет иранское происхождение (не считая уже отуреченную часть иранских народов в Азербайджане). Они проживают на юге Азербайджане - Толышстане, в городах Баку и Сумгаите, в Апшеронском полуострове, на северо-западе - от Баку до границы России. Это - талыши, парсы (таты), курды и другие... Ликский, Ланконский, Осторинский, Масальский районы почти стопроцентные талышские районы, Апшеронский п-ов, Кубинский, Хачмасский, Сиязанский, Гилазинский, Хызинский и др. районы почти полностью парсоязычные. В настоящее время курды в основном проживают в Баку...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё один вопрос.

Можете ли Вы как то сравнить положение армян Карабаха, сложившееся к концу 80-х годов, и сегодняшнее положение талышей в Азербайджане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодарю за вопрос!

Об отсутствие проблем с правами этнических меньшинств на территории Азербайджана может говорит только Ваш земляк, - антропологический езди, по паспорту - азербайджанец, по представлению - тюрк, Заслуженный деятель культуры Армянской ССР, бывший руководитель Драм. театра в г. Ереване, а ныне советник президента Азербайджана по национальным вопросам (?!) Г. Ордужев и еще кучка пантюркистов!

Во-первых, в Азербайджане проживают представители свыше ста этносов! Среди них действительно есть так называемые "Этнические меньшинства". Это - удины, хыналыгы, будуги, цахуры и т.д. Но называть полуторамиллионного талышского народа, или миллионного народа парсов этническим меньшинством не лезит ни в какие ворота! Они - госудоствообразующие народы со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Что касеается талышского народа, о каких его правах можно говорить, когда этому народу запрещается разговаривать на своем родном языке! Азербайджанская пресса с возмущением пишет, что "в некоторых деревенских семьях почему-то еще разговаривают на талышском языке"!? Вы можете сказать, что это не доказательство бесправного существования талышей в Азербайджане. Да, я тоже согласен с Вами. Но где государственная политика? Всего два раза в недели в начальных классах талышских районов проводятся уроки на талышском языке НА ФАКУЛЬТЕТИВНЫХ НАЧАЛАХ!!! Где готовят преподавателей талышского языка? Конечно, нигде! Тогда о каком преподавании может идти речь?! Талыши не имеют никаких социальных, экономических, тем более политических прав в Азербайджане. Они простой строительный материал! В талышских районах специально создаются такие невыносимые условия, чтобы население переехало в другие (раумеется, тюркоязычные) районы и в города, где ассимилировалось...

Об этом можно говорить долго. Но ясно одно: Пока у талышей не будет своего государственного образования, нельзя будет говорить ни о каких прав нашего народа в Азербайджане! Только своя государственность может спасти наш народ от неминуемой ассимиляции!!!

Естественно, нас интересует положение с правами этнических меньшинств на территории Азербайджана. Не раз можно было услышать от официального Баку, что в стране нет никаких проблем с меньшинствами, что созданы все условия для их нормального развития.

Хотелось бы услышать Вашу точку зрения по этому поводу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, нельзя сравнивать положение армян Карабаха в конце 80-х годов с сегоднящнем положением талыше, это будет некорректно. Армяне к тому времени уже имели свою государственность. Это была автономия армян в составе Азербайджана.

Другой вопрос, что происходило в самой автономии и кто был в этом виновать... У меня на данный момент нет конкретные данные о социально-экономическом положении армян Карабаха к тому времени. Поэтому не имею возможность, чтобы сравнивать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за вопрос!

Иран наша историческая Родина! У нас всегда были связи с Ираном, они есть и в настоящее время. Но эти связи в основном носят частный характер. Поэтому нельзя говорить о связях ТНД с Ираном. Иран суверенное государство, у него свои интересы и заботы. Мы не имеем право вмешиваться во внутренние дела Ирана.

Но моральная поддержка Ирана необходима нам как часть иранского мира. Тем более часть нашего народа проживает в Иране. В последнее время иранское государство делает очень много в плане поднятия уровня социально-экономического развития и самосознания талышского народа в Иране. Ведутся разнообразные исследования в области изучения истории и культуры талышей в Иране. Издается многочисленная литература о талышах и на талышском языке. Ведутся археологические раскопки в Талыше. Создано талышское радио. В прошлой недели начало свои передачи талышское телевидение в Иране. Мы можем только завидовать положению талышей в Иране. Это и есть та моральная поддержка, в которой мы нуждаемся.

Пользуясь случаем, я желаю иранскому народу процветания! Сегодня там проходят второй тур выборов президента Ирана. Надеюсь, иранский народ сделает правильный выбор и выберет достойного человека на пост Президента Иранской Исламкской Республики!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вопорс от CheZZaria

Ув. господин Абосзода, мне хотелось бы узнать, предпринимаются ли Вами какие-либо усилия в направлении налаживания конструктивного сотрудничества с талышским движением Азербайджана, и в какой степени азербайджанское правительсво препятствует установлению таких контактов?

Ни в одном из известных мне талышских Интернет-ресурсов мне не удалось найти исчерпывающей информации об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не считает ли Вы такое отношение к талышам сегодня некоей "местью" за то, что в тяжёлый для Азербайджана 1993 год талыши заявили о своём желании иметь свою автономию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, господин Абосзода!

У меня следующие вопросы

1. Как вы думаете, почему в 1993 году в ситуации политического и экономического хаоса в Азербайджане попытка талышей создать Талышскую Автономию не увенчалась успехом?

2. Почему в Азербайджане идею Талышской Автономии приняли во штыки?

3. Представтавим, что завтра Вы становитесь президентом Азербайджана - как Вы видите решение Карабахской проблемы?

Спасибо

Изменено пользователем Semetoja (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я благодарен организаторам интервью и всем участникам форума! Плохо то, что не было вопроса о моих впечатлениях об Армении. Это подтверждает некоторые мои опасения относительно будущего Аремении... Видимо, мало кого это волнует... А жаль...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для дальнейших сообщений.

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 0 анонимных, 468 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    468 гостей
    Firefly Колючка Анчара Monica B. luc irrenna
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...