Перейти к содержанию
Авторизация  
Самvел

Нахиджеван в описании Шардена и армяне католики

Рекомендуемые сообщения

10-го, продолжая путь, мы сделали восемь миль. Большое поселение, называемое Седарек, на полпути осталось влево от нас; оно по своему значению соответствует главному [297] городу той части Армении, которая называется Шарур. Начальник этой части Армении живет в этом поселении. Ночь мы провели в разрушенном караван-сарае, близ селения Нуратшин.

11-го мы сделали четыре мили по той же дороге и по такой же красивой местности, но менее ровной, а каменистой и холмистой. Мы переехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли; она отделяет часть Армении со столицею — Эривань от той части, где столицей Нахичевань.

12-го, пройдя пять миль по гладким и плодородным долинам, мы прибыли в Нахичевань.

Нахичевань — большой разрушенный город; его скорее можно назвать грудой развалин, постепенно восставляемых и заселяемых. Центр города в настоящее время возобновлен и обитаем; в нем большие базары, в виде, как уже сказано, длинных галерей или крытых улиц, по обеим сторонам которых расположены лавки, торгующие всевозможными товарами и провизией. В Нахичевани приблизительно две тысячи домов, пять караван-сараев; имеются бани, рынки, большие заведения, где собираются курить или нить кофе.

Персидская история передает, что в прежнее время здесь было до сорока тысяч домов и что, до взятия арабами этой страны, в ней было пять городов, выстроенных персидским царем Бехрон-Чубином. За городом видны развалины большой крепости и многих фортов, разрушенных Великим Абасом в конце прошлого столетия. Отняв у турок Нахичевань и сознавая, что не в силах будет удержать в своих руках окрестные форты, Великий Абас велел их разрушить и вывести оттуда население. Он поступал так всюду для того, чтобы помешать туркам укрепиться в крепостях и пользоваться оттуда жизненными припасами. В том состоянии, в каком еще находится до сих пор этот город, он имеет очень жалкий вид. Персидская история, как уже сказано, утверждает, что этот город был одним из самых больших и красивых городов Армении. В летописях, хранящихся в знаменитом монастыре трех церквей, говорится, что город Нахичевань — древний Ардашад, называемый греческой историей Артаксат и Артаксазат. Другие армянские писатели считают Нахичевань еще более древним и говорят, что строить его начал Ной, поселившийся там после потопа. В доказательство своих слов ссылаются на происхождение названия этого города: по их словам Нахичевань на старом армянском языке значит первый поселок или первый странноприимный дом. [298]

Птоломей упоминает об одном городе в этой местности, называя его Наксуан; быть может, — это и есть Нахичевань. По-моему же или Нахичеван есть знаменитый Артаксат, или Артаксат был расположен очень близко от него, так как Тацит говорит, что Аракс протекал близ этого города и, в действительности, эта река протекает от Нахичевани не более как в семи милях.

Город Нахичевань под 38° 40' широты и 81° 31' долготы. Будучи столицей части Армении — он управляется ханом. В пяти милях от него на север находится большое селение Абренер — что в переводе значит плодородное поле. Жители этого и других ближайших селений римско-католического вероисповедания. Их епископы и приходские священники — доминиканцы. Служат они на армянском языке. В католическую веру обратил их 350 лет тому назад некий итальянец по имени Дон Бартелеми из Болоньи (доминиканского ордена), распространив таким образом и сюда власть папы. Более двадцати других окрестных деревень также подчинились власти папы, но затем их вновь заставили признать армянского патриарха главою и возвратиться к своей первоначальной религии. Число последователей римской церкви, вследствие гонения на них патриарха и нахичеванских правителей, с каждым днем уменьшается. Эти бедные люди навлекли на себя гнев и насилие правителей за свое желание выйти из-под их власти. По этому поводу в 1664 году в Персию приехал в качестве посланника папы — доминиканец-итальянец. Он привез царю письма от многих европейских государей и, сделав большие подарки Его Величеству, достиг того, что в селениях римских католиков все причитающиеся с них подати и платежи должны были ежегодно сами непосредственно посылать в царское казначейство; причем о селениях, записанных в книгах правителя и главного сборщика Мидии, был отдан приказ как ему, так и правителю Нахичевани и всем другим начальствующим лицам, признавать эти селения совершенно неподвластными их ведомству и не производить никаких сборов в них. Такое постановление тогда же принесло мало пользы названным селениям, впоследствии же принесло их жителям много бед и настанет день, когда оно будет причиной их разорения: нахичеванские правители, раздраженные их поступками и приносимыми Абасу жалобами, стали после смерти этого добрало царя страшно притеснять их, сбирая три или четыре раза те подати, которые, согласно [299] приведенному выше постановлению, жители должны были сами непосредственно внести в царское казначейство. Эти бедные люди, вследствие ли слабости правительства, или, может быть, благодаря своему бессилию в борьбе с могуществом противной стороны, нигде не могли получить удовлетворения. Управляющий Мидии поступил еще хуже: он послал ко двору подложную выписку из своих отчетных книг, по которой оказалось, что селения римских католиков должны уплачивать ежегодно по восемнадцати тысяч ливров (т. е. ровно вдвое больше того, что они должны были платить в действительности); благодаря этому, каждый раз, когда они вносят в казначейство сумму своей подати, им выдают квитанцию, но с пометкой, что с них получено меньше, чем они должны заплатить. Пользуясь таким крючкотворством и притеснениями, правители всегда имеют возможность, при желании, разорить жителей в конец.

Когда я приехал в Нахичевань, то самого хана не застал; сын его, исправлявший должность, вскоре узнал о коем приезде и прислал мне приглашение на обед, прося показать ему часы и некоторые драгоценности. Я остался очень недоволен его поступком со мною: после выраженных мне любезностей и угощения обедом, он оставил меня со своими офицерами, которые некоторым образом принудили меня уступить им за пятьдесят пистолей те веши, которых в Эривани я не отдал за шестьдесят. Конечно, со мною обращались бы еще хуже, если бы у меня не было указа и паспортов царских. Такие места положительно служат живодерней для состоятельных иностранцев. Всегда приходится расплачиваться за проезд.

13-го мы выехали из Нахичевани и сделали всего семь миль. На первой миле нам пришлось переехать реку по очень большому мосту, называемую всеми туземцами также Нахичевань. Местность проезжаемая нами безводна и бесплодна. Там ничего не встречается кроме каменистых косогоров. Ночевали мы на берегу реки Аракс, которую восточные люди называют Арас и Арес. Ее переезжают в том месте, где находится разрушенный город Эски-Джульфы или Старый-Джулmфы, который некоторые писатели называют древним Ариаммен. Он называется старым в отличие от города Джульфы, построенного против Испагани. Этот город имеет полное основание называться старым, так как он совершенно разрушен; ныне можно судить только о его [300] величине. Он был расположен по склону горы, вдоль берегов реки. Доступ к нему, очень трудный, уже по самому географическому положению, оберегался еще большим числом фортов. По словам армян, в этом городе было четыре тысячи домов, но, судя по развалинам, их могло быть вдвое менее, причем большинство их состояло из каких-то ям и пещер, сделанных в горе и более пригодных для скота, чем для людского жилья. Я не думаю, чтобы где-нибудь на свете нашлась местность менее плодородная и ужасная, чем старый Джульфы; там не видно ни деревьев, ни травы. Правда, по соседству встречаются места более плодородные, но все же нельзя встретить города, расположенного в более сухой и каменистой местности. Однако расположение города красивое и похоже на длинный амфитеатр. Там в настоящее время живет не более тридцати армянских семейств.

Джульфы со всеми его фортами и укреплениями разрушил Абас Великий. Он поступил так по той же причине, по которой разрушил Нахичевань и другие города Армении, находящиеся на той же линии, а именно для того, чтобы лишить турецкую армию жизненных припасов. Этот тонкий политик и великий полководец, видя, что его силы не равны неприятельским, и желая помешать им ежегодно вторгаться в Персию, решил превратить в пустыню страны, лежащие между Ерзерумом и Тавризом, по той линии, где расположены Эривань и Нахичевань и служившие обычным маршрутом для турок, где они укреплялись, потому что находили там достаточно жизненных припасов для продовольствия войска. По словам персидской истории, он вывел из этих мест всех жителей и животных, разрушил все здания, сжег все деревни и деревья, отравил много родников и таким способом обеспечил свои владения.

Однако вернемся к нашему ночлегу. Аракс знаменитая река, отделяющая Армению от Мидии. Начало свое она берет у той горы, на которой, как полагают, остановился Ноев ковчег и, может быть, от этой знаменитой горы Арарат она и получила свое название. Она впадает в Каспийское море. Река эта большая и очень быстрая, питается большим числом речонок и ручьев без названий. В городе Джульфы и в других местах много раз строили через нее мосты, но, судя по уцелевшим аркам, эти мосты, несмотря на свою изумительно капитальную постройку, не могли устоять против сильного течения Аракса. Во время оттепели тающие снега [301] соседних гор увеличивают реку, она делается такой бешеной, что нет плотин и сооружений, которых она не снесла бы. Действительно, шум ее вод и быстрота течения поразительны. Мы переехали ее на большом судне, в котором одновременно можно поместить двадцать лошадей и тридцать человек людей. Я позволил перевести только своих людей и багаж. Четыре человека управляли судном. Они поднялись приблизительно на триста шагов вдоль берега и, постепенно входя в течение, предоставили ему барку, направляя ее к другому берегу лишь одним большим рулем. Течение несло судно с невероятной стремительностью, со скоростью пятисот шагов в секунду. Вот как перевозчики переправляются через Аракс: они употребляют более двух часов на переезд взад и вперед, благодаря тем страшным усилиям, к которым приходится прибегать. Зимою, когда вода спадает, эту реку переезжают на верблюдах, брод находится в полумиле от Джульфы, в местности, где русло очень широко, вследствие чего и течение там гораздо спокойнее.

Вот достаточно интересное описание Нахиджевана европейским путешественником 17 века Жаном Шарденом. Взято отсюда- http://www.vostlit.i...ardin/textX.htm

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это тот самый Шарден, который застал и зарисовал храм Гарни в целости и сохранности, пока разрушительное землетрясение 1679 года не разрушило как Гарни, как и весь Ереван с окрестными селами. Однако наиболее интересная информация относительно сел армян-католиков, которые жили вокруг Нахиджевана. Еще Вильом Рубрук, папский посол 13 века, который посетил Нахиджеван (и который сообщает о когда-то бывших там 80 армянских церквах,) передает интересные сведения относительно распространения среди армян мессианских идей. Армянские монахи из ближайших к Нахиджевану гор, рассказали Рубруку о предсказании, что спасение Армении придет от западного христианского короля. То же предсказание, согласно Рубруку, он слышал в Константинополе и повсюду в Армении. И вот спустя 100 лет после Рубрука, в Армению, прежде всего в Нахиджеван и Артаз, действительно приходят монахи из западных христианских стран. Разумеется, для народа это воспринималось как скорое и долгожданное спасение от иноземного ига и наступление рая на земле, в лице огромного христианского королевства. потому и не странно, что армянское крестьянство этих регионов стало массово и спонтанно переходить в католичество. В Артазе, в монастыре Цорцор обосновались францисканцы, создав знаменитое Цорцорское епископство, в Нахиджеване обосновались доминиканцы- создав епископство в селе Крна. Распространение католичества приобрело такие масштабы, что сюда из Татевского монастыря был направлен знаменитый Григор Татеваци, который начал укрепление основ армянской церкви. В непосредственной близости от центра доминиканцев-Крны, в селе Апракунис был основан монастырь Сурб Карапет, значительно укреплена Астапатская монастырская школа по подготовке "подкованных кадров" среди армянского монашества. Часть сел вернулись в лоно армянской церкви, но значительная часть остались католиками. Как уже говорилось, центром католиков было село Крна, где была построена оригинальная по конструкции церковь Сурб Аствацацин(Святой Богоматери), что весьма символично, если учитывать культ девы Марии в католической церкви. Несмотря на ряд отрицательных моментов, а именно расколе в армянской церкви, проникновение католичества сыграло положительную роль для развития средневековой философской мысли. именно в процессе жесткой конкуренции с более подкованными схоластами католической церкви родилось оригинальное и глубокое учение Григора Татеваци. армянами ктоликами были переведены на армянский язык произведения как ряда средневековых европейских мыслителей, также и дополнены существующие еще с 5 века переводы Аристотеля и т.д. Особенно следует отметить монахов Акопа и Ованеса Крнаеци. Этот вопрос весьма интересен, пока не удалось его нормально раскрыть.

Как мы видим, армяне католики продолжали жить на своей родине- в Нахиджеване еще до конца 17 века. Села, которые они занимали, сегодня достаточно трудно установить. Армяне-католики вынужденно покинули родные места в начале 18 века, из-за преследований хана-как видим, пророчество Шардена сбылось. Среди католических сел следует помимо Крны отметить еще Джаук (Джагри) и Апараренр который приводит Шарден, это село также называлось Апаранк, ныне-Бананияр. Так или иначе, на мой взгляд существует прямая зависимость между поселениями племен Кенгерлы и бывшими армянскими селами. Племя кенгерли, одна из тюркских племен, точное время установления которого в Нахиджеване неизвестно. Скорее всего это относится к периоду конца 17-первой половины 18 векаов, поскольку начиная с середины 18 века нахичеванские ханы, устанавливались именно из этого племени. Данные племена не имели постоянного места обитания, поэтому преподнесение современными пропагандистами идеи о том, что Нахиджеван является родиной кенгерли не выдерживают критики. Другая часть этого племени поселились вместе с Джеванширами в Арцахе, на территории бывшего Агдамского района, что подтверждается топонимами Бала Кенгерли, Кызыл Кенгерли и т.д. Ну а изначальная популяция до сих пор кочует по северу Ирана, сохранняя свой первичный этноним. Возможно, прямой связи между изгнанием армян-католиков и поселением кенгерли нет, поскольку они могли поселиться в уже покинутые армянами села. Так или иначе, села армян католиков располагались по периметру города Нахиджеван, долине реки Джук(Джагры), селе Крна и возможно Лакатах ущелья Апракуниса, и сел Гомер(Гемюр), Оцоп(Бадамлы) и др. Шахапонка(Шахбуза).

Самый главный вопрос, который интересен на данный момент, куда же исчезли армяне католики Нахиджевана. Нахиджеван имел традиционные торговые связи по линии Нахиджеван-Ереван-Ерзрум-Измир/Стамбул-Белград-Вена. Также определенные связи должны были существовать с Тифлисом. Так что значительная часть армян католиков, по всей вероятности обосновались в городах этой торговой цепочки. Особенно значительным должна была быть их концентрация в Эрзруме, Измире, Стамбуле и отчасти Белграде и Вене, где уже имелись общины армян-католиков. Измир и Стамбул в целом были крупными центрами концентрации нахиджеванских армян,вне зависимости католического или традиционного армянского вероисповедания они были.. Целый квартал Баб Али был основан выходцами из Агулиса в Стамбуле в 18 веке. Это в общем то показывает, куда исчезла значительная часть армян Нахиджевана перед любимой многими операцией "Грибоедов". Кстати, примечателен факт, что несмотря на также традиционно распространенные возгласы об украденной армянами музыке и т.д., даже в то время, когда армяне уже составляли меньшинство в Нахиджеванском крае, более 70-80% процентов музыкантов были именно армяне, что приводит тот же Шопен. Особо славилось село Шорот, откуда был родом знаментиый Нахаш Овнатан. В общем, вот такой вот нахиджеванский винегрет, если у кого то есть информация по армянам-католикам Нахиджевана -просьба выставить сюда.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот частичный список сел, из исследования Арарата Петросяна о франгах(армяне-католики)

Известны несколько сел, жители которых стараниями доминиканских миссионеров стали католиками. А именно: Джаук, Апракунис, Гандзак, Коцкашен, Карашум, Кырна, Шахапонк, Салитах, Хошкашен, Апаранер. Определенную роль сыграл в этом Кырнайский монастырь и его основатель Ованес Кырнеци. Братия Кырнайского монастыря значительно усилилась, когда в 1330 году из Мараги сюда переселился сам епископ Варфоломей и его сподвижники Петр Арагонский и Дисон Английский. Варфоломей скончался в 1333 году в Кырне и здесь же был похоронен. «В XV-XVI вв. в Армении и армянских колониях распространением католичества в основном занимались доминиканские и францисканские проповедники. Из них особенно выделяются Похос Пиромалийский, Галанос Кхемес, Акоб Вилот. Группа проповедников, начав деятельность в населенных армянами областях Ирана (Исфагань, Шираз, Новая Джульфа) перешла в Ереван (Габриел Шенон, Лонжойн, Рун), затем в Тифлис, Эрзерум, Трапезунд и в другие населенные армянами области»[17].

Взято отсюда---http://forum.hayastan.com/index.php?showtopic=39656

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Про нахичеванский Апаранк некоторые сведения даёт энциклопедия топонимов.

Действительно, в 16-17 веках село упомянается как центр католиков-униатов (униторнер).

Далее, подчёркивается, что в 30-х годах 19 века в селе жили 360 армян из Салмаста и около 300 "азербайджанцев" (интересно уточнить - кенгерли или просто тех, кто идентифицировал себя как мусульманин).

То есть к началу операции Грибоедофф, в селе исконных армян уже не было. Армян-григориан завезли из Салмаста.

Осталось уточнить последний момент - какого года постройки Бананиярская армянская церковь. Что-то мне подсказывает, что она строилась не после 30-х годов 19 века, а веком-двумя веками раньше. Что же - выходит её строили католики?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот, из Смирнова

ДЖАГРЫ или вернее Джехри. Слово означает прялка. С другой стороны, возможно, что

первые жители были выходцами из крепости того же имени в Персидском Азербайджане.

Селение, во всяком случае, древнее. Известен историк Лазарь Джахринский, который, между

прочим, сообщает, что Нахичевань основана в 1539 году до Р.Х.∗ В XV в., когда в Армении была

доминиканская миссия, обратившая в католичество около 20 селений, в числе их было сел.

Джахри, население которого потом вернулось в григорианство, когда вследствие вмешательства

во внутренние дела ханства папского посла (в 1664 г.) Нахичеванские ханы стали притеснять

католиков (Шопен).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В Апаранке церковь кажись 14 века, между прочим второй по значению после Крны, а в позднее время видимо вообще стал главным центром католиков. хотя я уверен, что и есть более ранние, поскольку это не простой поселок. Ну а с Кенгерли надо поподробнее посмтореть, тут видимо простое отождествление сел кенгерли с бывшими франгами не оправдано, но в целом, сильнейшая тенденция эмиграции армян из Нахиджевана, без конфессиональных различий, и поселение новых племен имеют определенную зависимость. Судя по всему, менялось также и число сел, время от времени переходивших то в католичество, то возвращаясь к ААЦ. А в Кырне очень интересная по конструкции церковь, фото как то находил.

За смиронва большео спасибо, мне Толерант его скидывал, но в связи с вирусами многое потерялось.

основные центры переселения армян Нахиджевана, как уже говорилось, были

а)Измир, Стамбул и послеления в Малой Азии по линии торговой дороги Стамбул-Тавриз.

б) Арцах-Гадрут, Тог, Нахиджеваник, Рев, тоже, кажется.

в) Тифлис, частично Ереван

г) Тавриз, Исфахан

Из последней агулисской резни, как ни странно, одна семья сирот обосновалась у нас в селе-Лори, очень интересные все-таки были агулисские армяне, с уникальными обычаями, одеждой, навыками ну и языком, конечно, который к иудеям все же никакого отношения не имеет

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот Шопена никак не удается найти, а за книгу в Озоне просят почти 3000 тыс. рблей((

насчет Джагри и прялка это всего навсего тюркская этимология, хотя к чести Смирнова, он сам говорил, что источники недостоверны и односторонни. На самом деле первичное название Джагри- Тчахук, очень интересное, поскольку помимо нахиджеванского был еще в Кордуке, значит это слово не от какого-то племени, а значит что то значит. В обеих случаях это были крепости.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, это я наверное с Апракунисом спутал. В Апаранке и правда древняя церковь (ещё до католиков построенная). Католики её может быть только веранорогелен. Во всяком случае в 17-18 веках там ничего не строили и армянского населения, возможно, и не было вовсе.

http://armenianhouse.org/aivazyan-a/nakhichevan/yernjak.html#285

ԱՊԱՐԱՆՆԵՐԻ (ԲԱՆԱՆԻԱՐԻ) ԱՄԵՆԱՅՆ ՍՐԲՈՑ ԵԿԵՂԵՑԻ

Ժամանակը՝ X—XI դդ։— Տեղը՝ գտնվում էր հին ավանի կենտրոնական թաղամասում, բարձունքի վրա։ Ճարտարապետը՝ անհայտ։— Պատվիրատուն, մեկենասը՝ անհայտ։— Հորինվածքը՝ քառամույթ գմբեթակիր բազիլիկա։— Շինանյութը՝ սրբատաշ բազալտ, աղյուս։— Վերանորոգումներ՝ XIV—XVII դդ.։— Մուտքը՝ արևմտյան և հարավային ճակատներում։— Աբսիդը՝ կիսաշրջանաձև։— Մույթերը՝ ուղղանկյուն։— Ավանդատները՝ մեկ զույգ, թաքստոցներով։— Գմբեթը՝ աղյուսաշեն, բազմանիստ։— Արձանագրություններ՝ ունեցել է ինտերյերում։— Որմնանկարներ՝ անհայտ։— Պատկերաքանդակներ՝ անհայտ։— Զարդաքանդակներ՝ անհայտ։— Շրջակայքում՝ եկեղեցու արևմտյան կողմում ունեցել է գավիթ, զանգակատունը և օժանդակ այլ շինություններ, որոնք ավերված են։— Վիճակը՝ եկեղեցու ավերակների հետքերը պահպանվում էին մինչև 1957 թ.։

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В предисловии к труду Смирнова прочитал следующее:

Как известно, в XIX веке Россия и Иран из своих тайных национально-политических

соображений переселили с тех берегов Араза в Азербайджан, особенно в Нахчыван сотни

армянских семей. Фашиствующие потомки армян как свои прадеды и в наши дни зверствуют по

отношению к азербайджанцам и их родных земель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В предисловии к труду Смирнова прочитал следующее:

И это пишет Член-корреспондент Академии Наук Азербайджана, профессор Азиз Мирахмедов. Из этой фразы видно, что фашизм в азеростане является господствующей идеологией, поддерживаемой как государством, так и всеми остальными слоя общества.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Смирнов автор 30-ых г.г. и никакого отношения к предисловию не имеет. Просто бакинские авторы в очередной раз в начале каждой книги пишут традиционный лозунг! Ну это уже традиция, и к Геродоту, и к Страбону будут писать то же самое,-историческая наука в Азербайджане такая же фикция как и в сталинской СССР. Потому как история есть самое слабое место аз-цев, точнее отсутствие конкурентоспособной с соседями истории. Сами сведения Смирнова хоть и однобоки, в чем признается сам Смирнов, но все же имеют определенную научную ценность, безотносительно к прикрепленному азской пропагандой предисловию.

П.С. простите, не заметил ваш комментарии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В прошлом году написал статью про Нахиджеван, правда так и оставил недоконченным, так что выставляю часть, очень много недоработок, но хоть как-то лучше выставить. в идеале должны были быть пять частей 1. Древние времена-до 1603 года

2. 1603--1826 г.г.

3.1826-1917 г.г.

4.1917-1921 г.г.

5. 1921- наши дни

но получились только две, остальные две были потеряны атакой вируса, а до последнего никак руки не доходят

Последние десятилетия стали эпохой перемен для Армении и армян, при этом среди проблем, занявших особое место, следует назвать проблему Нахиджевана. На территории исторической Армении существовали 3 Нахичевана . Первая из них находилась недалеко от слияния рек Аракс и Ахурян и называлась Малой Нахичеванью, являясь родовым поселением князей Камсараканов. Другая находилась у западного побережья озера Урмия. Третья, самая известная Нахичевань (арм. Нахчаван, Нахиджеван) - является ныне столицей одноименной автономии в составе Азербайджана. Столь высокий автономный статус покажется странным, если учесть что процентное соотношение здесь азербайджанцев даже выше, чем в «материковой» части Азербайджана. Однако именно этот статус остается одним из последних свидетельств более чем 2000 летнего проживания здесь армян.

Географически Нахичеванский край с востока ограничен высоким (до 3907 м.) Зангезурским хребтом с запада и юга –рекой Аракс. Все реки края принадлежат к бассейну реки Аракс- Арпа, Нахиджеван, Ернджак (Алинджа).Разделение края на две составные части – равнинную и горную с древнейших времен вносило коррективы в процесс ее развития. Равнинный коридор вдоль побережья Аракса служил наиболее удобным путем, связывающим богатые центральные районы Армении с Передней Азией, что имело и негативные последствия - через нее проходили большая часть захватчиков- от мидийцев до туркменских орд. Богатый природными ресурсами и тесно связанный с соседними развитыми центрами Нахиджеван стал одним из первых очагов металлургии на Армянском нагорье. Раскопки поселении Мохраблур (Кюль-тепе) к северу от Нахиджевана свидетельствуют о непрерывном существовании развитого центра металлургии и земледелия с 4 тыс. до н. э.. В 8 в до н. э. территория Нахиджевана вошла в состав государства Урарту что способствовало укреплению связей с развитой Араратской долиной. Во второй половине 7 в до н. э. господство в регионе принадлежит Мидии, часть территории края оказалась в арене скифских походов. После недолгого господства скифов в Передней Азии наступает столь же недолговечное господство мидийцев, которых сменяют персы. По реформам персидского царя Дарья Нахиджеван вместе с территорией будущей восточной части Армении входит в состав 18 сатрапии (наместничества). Походы Александра Македонского приводят к распаду Персидской державы(330 г. до н. э.). К этому времени политический и экономический центр Армении из Вана и долины реки Арацани (Тарон) переходит в Араратскую долину. Нахиджеван становится ареной кровопролитной войны между Арменией и мидийским царством Атропатена. Эти войны сыграли значительную роль в консолидации различных племен Армянского нагорья в единый этнос, и оставили глубокий след в народной памяти и древнеармянских мифах- випасанах. Согласно одной из них, записанной великим летописцем 5 века Мовсесом Хоренаци- армянский царь Тигран Ервандян в кровавой битве верхом на коне пронзил копьем мидийского царя Аждахака. Однако тут следет учесть и Тигран и Аждахак являются собирательными образами армянских и мидийских царей т. к. , в фигуре Тиграна сочетаются образы армянских царей Арташеса и Тиграна Великого , а под Аждахаком- любого мидийского царя, т. к. армяне считали мидян змеями, драконами, а Аждахак в переводе означает дракон. Здесь следует обратить особое внимание на эпизод с Тиграном пронизывающем копьем Аждахака(т. е. царя драконов) что свидетельствует о глубоких корнях образа всадника –драконоборца в дохристианской Армении, что и объясняет их последующую популярность в христианскую эпоху. В той же легенде сообщается что Тигран поселил множество мидийцев от горы Арарат до Гохтана по обеим берегам Аракса. Позтому неслучайно название одного из главных символов Нахиджевана – горы Оцасар (ныне Иландаг) - огромной скалы поднимающейся столбом из равнины. Можно предположить, что на его склонах были поселены мидийцы.

Царю Арташесу Великому можно приписать также строительство могучей крепости Нахиджевана, считавшейся неприступным. Крепость была построена для защиты с юга новой столицы Армении- Арташата. Близость новой столицы безусловно сыграла важную роль в развитии Нахиджевана как значимого торгового узла. Важность края осознал другой великий царь,- Тигран 2 который основал в уезде Гохтан один из четырех городов в свою честь- Тигранакерт. Со временем,в связи с постоянными войнами город превратился в село, а название трансформировалось в Танакерт, которому посвящена картина М. Сарьяна – «Танакерт» («Армянское село»).

В середине 1 в н. э. в Армении устанавливается новая царская династия- младшая ветвь парфянских Аршакидов (Аршакуни). В связи с этим усиливаются экономические связи с Парфией и Нахиджеван как наиболее удобный путь, связывающий 2 страны становится важным торговым центром на Великом Шелковом пути. В связи с этим царь Трдат I, после совместного армяно-парфянского похода на Палестину поселяет здесь плененных иудеев-главных торговцев Древнего мира. О возрастании значения города в Древнем мире свидетельствует тот факт, что уже век спустя Нахиджеван (тогда назыв. Нахчаван) упоминается в «Географии» Птолемея(2 в) в форме Наксуана.

Когда в 369 году персидский шах Шапур II захватил Нахиджеван, то согласно историку современнику Павстосу Бюзанду выселил в глубины Персии 16 тыс. семей иудеев и 2 тыс. семей армян. Это говорит о том что население города к тому времени составляло 70-80 тыс. человек.

Главная реформа упоминавшегося выше Трдата I заключалась в в новой административно-территориальной реформе, согласно которому взамен мелким стратегиям вводились крупные ашхары- наханги(земли, провинции) в свою очередь состоящие из гаваров (уездов волостей).Согласно новому делению территория нынешнего Нахиджевана входила в состав ашхара Сюник(Сисакан) . Сюда входили гавары Нахчаван, Ернджак, Чахук (Джахук), Гохтан. Северная часть входила в состав ашхара Айрарат и состояла из гаваров Шарур, Арац, частично Урцадзор.Однако с развитием феодальных отношении в 3 -4 веках образовались нахарарства (феодальные единицы) , и территория края вошла в состав княжеств Гохтана, Мурацян, Мардпетуни, Сюни, а также царского домена (востан).

В дохристианской Армении Нахиджеван был важным центром язычества, особенно гавар Гохтан. Он был крупным центром виноделия и потому часто упоминается как «обильный вином Гохтан». По всей видимости гавар был центром культа, аналогичному культу Дионисия в Древней Греции. На всю Армению славились гохтанские гусаны- музыканты-сказители древних мифов(випасан),- обязательный атрибут царских пиров. Эти мифы, имеющие колоссальное значение для реконструкции древней истории Армении и представляющие большую художественную ценность («Рождение Вахагна» и др.) были записаны Мовсесом Хоренаци .

В целом следует отметить важную роль Гохтана в истории Армении.

Даже спустя столетие после принятия христианства Арменией(301 год) языческие традиции

здесь были очень сильны. Для борьбы с язычеством в Гохтан отправился молодой монах Месроп Маштоц, который сумел изгнать языческих жрецов «в стороны мидийские», т. е. за Аракс. По поеданию Маштоц жил 17 лет в пещерах почитавшейся с древнейших времен (о чем свидетельствуют древнейшие наскальные рисунки и пиктографии) горы Навасар. Впоследствии находящееся рядом поселение было переименовано в Месропаван, а на месте языческого храма была построена в 460 году церковь св. Георгия. В Гохтане Маштоц открыл первую экспериментальную школу, где попытался приспособить древние «Даниловы письмена» к современному ему армянскому языку, однако, оказалось что они не удовлетворяют изменившемуся фонетическому составу языка. Здесь он пришел к выводу о необходимости создания нового армянского алфавита. После изобретения букв Маштоц открывает первую школу в столице Вагаршапате, а вторую- в Гохтане.

После раздела Армении между Римом и Сасанидским Ираном (385/387 год) Нахиджеван остался в составе вассального от Ирана Восточноармянского царства. В 428 году по просьбе армянских князей иранский шах упразднил должность армянского царя и Армения превратилась в конгломерат княжеств, объединенных в персидское марзпанство- наместничество пользовавшееся широкой автономией. Резиденцией персидского наместника стал Нахиджеван. К этому времени могущественный род Арцруни владетели Васпуракана подчинили слабые княжества Мардпетуни и Гохтан .Таким образом гавары Гохтан и Нахчаван вошли в состав Васпуракана, что и было зафиксировано составителем «Ашхарацуйца» («Армянской географии») в 7 веке..

Край принимал активное участие в антиперсидских восстаниях особенно «Ваганской» войны (481-484 годы н.э.).После второго раздела Армении между Ираном и Византией(591 год) Нахиджеван остался в иранской части а в 607 году был ркзрушн войсками византийского императора Ираклия. .

После разгрома персидских войск арабы в 640 году двинулись на Армению.У города Нахиджеван дважды происходили кровавые битвы между арабскими и армянскими войсками..

Нахиджеван бы покорен арабами окончательно только к концу 7 века. В 705 году арабский наместник Нахиджевана пригласил армянскую знать с наследниками якобы для внесения в реестры халифа, позволявшие получать государственное жалование. Однако прибывшие князья числом около 1000 человек были заточены в церкви города Нахиджеван и соседнего поселка Храм после чего были заживо сожжены. В 737 году был увезен в Дамаск молодой князь Гохтана Ваган . По этому поводу его сестра Хосровдухт написала выразительный «Плач» став тем самым первой из известных нам армянской поэтессой. С этой даты правление Гохтаном было передано арабской знати, создавших здесь эмират.

Арабские нашествия нанесли городу Нахиджевану (арабы называли его Нешава) большой урон. Однако, спрос на армянские товары и их высокая оценка в арабском мире привели к быстром восстановлению города с древними торговыми традициями.

В 885 году была восстановлена независимость Армении во главе с новой династией Багратуни.

В 891 году Нахиджеван был освобожден и передан Сюникскому княжеству, а в 902 году царь Смбат 1 передал ее князью Васпуракана Ашоту Арцруни, после его смерти в 904 году – князью Сюника Смбату. Это вызвало недовольство молодого князья Гагика Арцруни обратившемуся с жалобой к арабскому наместнику Атропатакана(Адербейджана) Юсуфу, который воспользовался случаем короновал Гагика в цари Васпуракана, а сам с большим войском вторгся в Армению, разоряя все на своем пути. Юсуф прежде всего хотел захватить ведшего самостоятельную политику царя Смбата.

Последний же, не желая кровопролития, сдался на милость арабам и был распят на главной площади Двина.

Армянское царство достигло расцвета в 10 веке, вместе с ним и Нахиджеван.

В одном из своих писем к Сюникскому митрополиту, католикос Хачик 1 называет город Нахиджеван «великолепной столицей». Арабские историки также отмечают Нахиджеван(Нешава) как цветующий город в Армении. Помимо Нахиджевана в крае развивались поселки Джуга (ныне Джульфа), Крвак (ныне Гывраг), Ордувар (Ордубад), Шахапонк (ныне Шахбуз) , Ернджак.

Начиная с 11 века, распространяется название Нахиджеван, вместо прежде употребляемой формы Нахчаван. В это же время появляется мнение о том , что Нахиджеван (в переводе с арм.- первая стоянка) был основан в 1569 г.до н. э. патриархом Ноем ,сошедшим с гор Араратских и сделавшим здесь первый привал. Одним из особо почитаемых мест была могила Ноя, над которой была возведена церковь. Упоминания о ней сохранили практически все европейские путешественники, побывавшие в городе (Рубрук, Шарден, Кер- Портер, Шопен), а легенды и предания о Ное прочно вошли в обиход нахиджевансиких армян. Начиная с уже в первой четверти века 11 край постигают бедствия. В 1021 году через Нахиджеван пронеслись туркменские племена, которые однако были разбиты. В следующем году большая часть края,за исключением горных областей Ернджака, оказались под властью курдской династии Шаддадидов. Огромные разрушения прнесли Нахиджевану походы турок-сельджуков во главе с «диким зверем», как его называют армянские летописцы,- Алп Асланом. Однако сельджуки быстро приспособились к персидской системе администрирования и поняли важность армян, как основной налоговой базы мусульманского государства. На смену сельджукам в начале 12 века пришли Ильдгузиды, одной из столиц которых стал Нахиджеван. Именно этот период возникает значительная мусульманская община города, особо возросшая после татарских походов. При Ильдгузидах развивается мусульманская архитектура и арабоязычная литература. Собственно, все значительные памятники архитектуры, относящиеся к мусульманскому искусству, были построены именно в период Ильдгузидов. Следует особо отметить влияние армянской архитектуры на мусульманскую, что отчетливо видно в формах сохранившихся до наших мавзолеев Момине Хатун и Юсуфа ибн Кусейра- работы талантливого архитектора Аджеми ибн Абубекира. Они представляют не что иное, как опущенные на землю барабаны армянских церквей.

В конце 12 века к нахиджеванским Ильдгузидам сбежал восставшйй против грузинского царя князь Эликум Орбелиани, который получил во владение Ернджак и стал основателем армянской ветви Орбелян. Впоследствии, после освобождения края армяно-грузинскими войсками, Орбеляны стали владетелями большей части Сюника, а к княжескому роду Прошьян перешла большая часть Нахиджевана. В 12-13 веках Нахиджеван был крупным духовным центром Армении, в многочисленных монастырях края (Оцоп , Астапат, Апракунис, Джуга,Агулис и др.) создавались великолепные рукописи и миниатюры. .

В 1225 году край опустошили походы хорезмского принца Джалал-ад-Дина. Затем последовали еще более опустошительные походы монголов. Посетивший в середине 13 века город Нахиджеван европейский путешественник Вильом де Рубрук сообщает, что «…прежде здесь было 80 армянских церквей, но сарацины (т.е. монголы) их уничтожили и остались только 2 маленькие церквушки». Даже несмотря на монгольское опустошение, край остается важным духовным центром. Благодаря мудрой политике Прошьянов и Орбелянов удается сохранить владения армянских князей. Нахиджеван в очередной раз возрождается из пепла.

В начале 14 века сюда проникают доминиканские миссионеры и армяне-униаты, которые получают одобрение у монгольских ильханов. Ко второй половине 14 века распространение католичества принимает угрожающие масштабы, особенно в городе Нахиджеване, гаварах Шахапонк(Джахук) и Ернджак. Для борьбы с распространением униатства по просьбе монахов пользовавшейся почетом в Армении Астапатской школы сюда прибывает великий средневековый армянский богослов и философ Григор Татеваци. Благодаря деятельности Григора Татеваци удается вернуть множество монастырей и прихожан армянской церкви. Он же основывает одно из крупнейших монастырей позднесредневековой Армении- Сурб Карапет(Св. Иоанна Крестителя) близ села Апракунис, соседствующим с главным духовным центром униатов- селом Крна. Основанная в селе церковь Св. Богородицы стала значительным культурным центром, здесь переводились на армянский ряд работ Аристотеля. Среди значительных деятелей армян-униатов следует упомянуть Акоба Крнаеци , Ованнеса Крнаеци.

С 1384-1400 года следуют 3 опустошительных похода Тимура, нанесших огромный вред краю. Несмотря на непобедимую славу Ленг Тимура, его войска в течение 14 лет не могли взять крепость Ернджак.

Вслед за Тимуром последовали орды туркменских племен, уничтожавших цветущие сады. Особенно от них пострадали равнинные области, в частности Шарур и окрестности Нахиджевана, которые из цветущего края превратились в пустынью. Наиболее сильним из туркменских племен оказались кара-коюнлу,вскоре захватившие всю Армению. При кара коюнлу армянские князь сохранили большую часть своих владении. Однако, сменившие их во 2 половине ак коюнлу оказались более нетерпимыми. Особенно ужесточилась политика против армянских князей, многие из которых вынужденно принимали ислам. Также приняли ислам многие жители города Нахиджеван. Согласно печально знаменитому закону имама Джафара, армянину, принявшему ислам, отдавалось предпочтение при разделе имущества покойного отца, не говоря об освобождении от налога джизья (налог за веру). В 1467 один из служителей монастыря св. Богородицы нахиджеванского села Оцоп украл мощи Григория Просветителя из Ахтамарского католикосата и перенес в первопрестольный Эджмиацин. В благодарность, католикосы всех армян каждый год, вплоть до 18 века, отправлялись в Оцопский монастырь и служили там литургию.

В 1501 году глава шиитского ордена Сефеви разгромил Ак коюнлу и основал

новую империю Сефевидов. Территория Нахиджевана до 1578 года входила в состав этого гос-ва, затем, на короткий срок перешла к Турции.(до 1605).

Со второй половины 15 века начинается бурное развитие поселка Джуга. Джуга получила известность в 10 веке, когда сюда были перенесены мощи святого Иоанна Предтечи, из ве разоренного арабами поселка Храм (ныне Нехрам). Еще со времен Багратидов здесь получило развитие шелководство. С 13 по 17 века была крупным центром, где переписывались многие книги, создавались великолепные миниатюры. Одним из особенностей Нахиджевана было то, что многие рукописи создавались женщинами. Особенно славились женские скриптории села Шорот. Всего в ереванском Матенадаране хранятся более 10 «женских» рукописей из этого края.

Со 2 половины 15 века географические открытия приводят к накоплению в Европе золота и серебра, благодаря чему полунищая доселе Европа, где одна фарфоровая чаша свидетельствовала о богатстве, получает возможность приобретать высококачественные восточные товары. Джуга , постепенно налаживает связи с Европой, где широким спросом пользуются шелковые ткани. Особенно быстрый рост сопутствует во второй половине 16 века.. В первой половине 17 века огромную роль в истории Армении сыграли уроженцы города- последний крупный армянский миниатюрист Акоб Джугаеци, крупный философ Симеон Джугаеци, оба стали католикосами всех армян. Посетивший в 1581 году город англичанин Джон Ньрбери, сообщает о том , что здесь 6 церквей, 2 тыс. домов жителей, все армяне, т. е. население Джуги к 1581 году составляло около 15 тыс. человек. Учитывая еще большие темпы развития до 1605 года (до выселения жителей иранским шахом Аббасом ) можно смело утверждать , что оно достигло 20 тысяч.

Особый феномен представляют джугинские хачкары(крест-камни), число которых составляло около 10 тысяч. Причем , самое удивительное, что подавляющая их часть была создана с 1500-по 1605 годы. Такого количества хачкаров нет даже в остальной части Армении. Причина- в высокой стоимости,- вот почему хачкары создавались только по особым, знаменательным случаям. Джугинские хачкары- это без всякого преувеличения шедевры мирового значения. Создавая огромное количество хачкаров мастера настолько отточили свое мастерство, что кажется, будто узоры на них не каменные, а вышиты из тонких нитей.

В 1603 году персидские войска перешли в наступление и отвоевали у турок Джугу. Население поселка с большими почестями встретило шаха Аббаса 1, оказав ему действительно царские почести, Вся дорога, от берега реки Аракс до дома главы города Ходжа Хачика была усыпана лепестками роз. Вдоль дороги стояли дети в красивых нарядах и пели песни, шаху подносили различные напитки и явства в золотых блюдах. Подобного благосостояния жителей шах не встречал даже в своей столице Исфахане , и видимо уже тогда он загорелся идеей переселить жителей города поближе к столице Ирана. В 1605 году иранские войска добрались до Эрзерума, однако турки собрали большие силы ,и, избегая генерального сражния, шах Аббас решил использовать тактику «выжженной» земли. В спешке отступая , Аббас приказал выселить армян из всех областей по пути отступления. Выселение коснулось Басена, Карса, части Вана, но особенно пострадали территории нынешней Республики Армении и Нахиджевана-Ширак, Араратская долина ,Котайк, бассейн озера Севан, Вайоц Дзор,Шарур,Шахапонк, Гохтан, Ернджак, частично Зангезур, Лори, Карабах.

Не остался без «внимания» Джуга, которому шах уделял особое внимание. К переселяемым джугинцам было уделено особое внимание, предоставлены арбы и помощь во время переправы через Аракс, в то время как армян из других областей гнали прямо в реку, из за чего тысячи людей утонули. Прекрасный же город Джуга был специально сожжен и разрушен, чтобы его жители не посмели возвращаться обратно. Всего из восточных и центральных частей Армении было выселено около 300 тыс. армян. Десятки тысяч из них погибли по дороге и в центральных областях Ирана из-за непривычного климата, истощения организма после долгой дороги, старости. Десятки тысяч вынужденно принимали ислам, хотя долгое время сохраняли армянское самосознание и тайно исполняли христианские обряды. Переселенцам из Джуги и Еревана было разрешено основать новый город, названный Нор Джуга, которое существует и поныне , как один из районов города Исфахан. Нор Джуга стал крупнейшим торговым центром Ирана, одним из богатейших городов Востока. В период расцвета население города составляло более 40 тыс. человек, конторы джугинских купцов распространялись от Индокитая до Амстердама. В 1644 году в Нор Джуге была открыта первая на ближнем востоке типография. Джугинские купцы оказались также пионерами в установлении армяно-российских контактов на высшем уровне. В 1652 году русскому царю Алексею Михайловичу был подарен изготовленный армянскими мастерами «Алмазный трон», хранящийся ныне в Оружейной палате. Трон украшают более 800 алмазов, 2000 драгоценных и полудрагоценных камней. Работа настолько понравилась русскому царю, чтьо он пригласил главного мастера Аствацатура Салтаняна, впоследствии крешенного по русскому обряду и нареченного Богданом Салтановым-главным придворным художником царя. Предки знаменитой фамилии Лазаревых, сыгравших огромную роль в истории армяно–русского сотрудничества, и , в частности, в переснлении донских армян, также были Нор джугинцами.

Следует отметить, что переселение затронуло не только нахиджеванских армян, но и мусульман. Еще в 14-15 веках различные тюркские племена стали поселяться в разоренных ими же армянских поселениях равнинных областей. Однако массовый и целенаправленный характер поселения здесь мусульманских племен началось при Сефевидах. Дело в том, что армия войск Сефевидов, вплоть до реформ шаха Аббаса 1, состояла из представителей тюркских племен, которые из –за красной повязке на голове назывались кызылбашами (красноголовые). И правители Османской империи, и правители империи Сефевидов стремились заселить приграничные области лояльными мусульманскими племенами. Турки заселяли их курдами-суннитами, Сефевиды- тюрками-шиитами( предки современных азербайджанцев),иногда курдами-шиитами. В находящихся к северу от города равнинах было поселено племя Кенгерлу , в Шаруре и прилегающих областях- курды из племенного объединения Думбели. Племя Кенгерлу было известно с конца 13 века и происходило из Туркестана. Сначала они поселились на севере Ирана, затем часть из них были поселены на территории Нахиджевана, Кубы (северо-восток нынешнего Азербайджана), в Карабахской равнине-где до 1 половины 20 века вели полукочевой образ жизни. Оставшиеся в Иране Кенгерлу до сих пор ведут полукочевой образ жизни к югу от Каспийского моря. Переселение Кенгерлу, из-за привычнойго им кочегого образа жизни перенесли легко, а впоследствии получили разрешение вернуться в Нахиджеван. Часть армян также получили возможность вернуться на родину, но их было немного. Основную часть армянского населения составляли те, кто укрылись в неприступных горах во время переселения. В основном это были жители Гохтана, куда и переместился духовный и экономический центр армян. Особый расцвет пережил поселок Агулис,состоящий из 2 частей-Верхнего и Нижнего. К концу 17 века население поселка составлялдо порядка 8 тыс. челорвек, поселок имел торговые связи со Стамбулом и Тавризом (Тебризом). Здесь были 11 прекрасных церквей, среи которых особо примечательны Сурб Товма и Сурб Степанос.

С тридцатых годов 17 столетия в Нахиджеване развернулась бурная строительная деятельность , связанная с именем католикоса Пилиппоса и его приемника Акопа Джугаеци.Были восстановлены находящиеся в полуразрушенном состоянии монастыри Сурб Степанос ( Кармир ванк, 7 век), Сурб Карапет (14 век), церкви в селениях Шахкерт (Казанчи),Шорот,Парака, Цхна, Бист, Знаберд , Баш-Норашене, в городе Нахиджеван, в Шахапонке. Вплоть до второй половины 18 века здесь создавались великолепные рукописи. Во второй половине 17 века прославился уроженец села Шорот, великолепный художник Нахаш Овнатанян- основатель династии талантливых художников, творивших вплоть до конца 19 века. Кисти Нахаша Овнатаняна принадлежат роспись собора Сурб Григор Лусаворич в родном Шороте, великолепная роспись храмов Сурб Товма и Сурб Кристопор в Агулисе, роспись церквей Погос-Петрос, Катохике И Зоравор в Ереване, и ,наконец, роспись Кафедрального собора Майр Тачар в Эчмиадзине, которую завершил его внук Овнатан . Сыновья же Нагаша- Акоп и Арутюн- расписали знаменитую церковь Сурб Карапет в аване Апракунис. Город Нахиджеван к этому времени превратился в преимущественно мусульманский город, как и другие города Восточной Армении, что поддерживалось властями. В ислам переходили также часть армян, что сулило определенные преимущества по сравнению с сородичами- христианами. К середине 17 века турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечает в городе 70 квартальных и 40 соборных мечетей .Согласно тому же автору мусульмане города говорили на 3 языках-фарси,моголи(тюркский),а ученые мужи –на вышедшем из использования еще в 8 веке языке пехлеви(среднеиранский). Зная обычай восточных летописцев к преувеличиванию, можно предположить , что население города составляло около 20-30 тысяч, что существенно для того времени. Со второй половины 17 века центральная власть все больше ослабевала, и правление краем перешло в руки глав племени Кенгерлу, которые с 90-ых годов 17 века стали занимать должность еще сильно зависимого хана Нахиджевана, однако эта должность все еще оставалась не наследственной. Войска также вышли из-под контроля центральной власти и выполняли лишь приказы непосредственных начальников. Так, в 1692 году, якобы направляясь на поход против Грузии, они вторглись в Гохтан и Сюник,разграбили и вырезали армян, тысячи людей были насильно исламизированы . Все это усугубляло недовольство армянского народа и подготовило почву для восстания.

В 1722 году афганцы захватили столицу Ирана Исфахн, а также Нор Джугу, население которого просило шаха выдать оружие для самозащиты. Однако испугавшись восстания армян недальновидный шах отказал, в результате город был разграблен,окончательно потеряв остатки былой славы и богатства, а многие жители переселились в Индию. В том жде году вспыхнуло восстание армян Зангезура во главе с Давид Беком ( Саргис Тер-Саргисян). Восставшие разгромили кочевые племена Джеваншир и Карачорлу, фактически обрели самостоятельность, признанную в 1727 году персидским шахом. В 1725 году Давид Бек предпринял поход на области Шахапонк, Ернджак, Гохтан и присоединил большую их часть к своему княжеству. Остальную часть уже захватили вторгшиеся в Закавказье турецкие войска. Население Агулиса, во главе со своим князьем Мелик Мусе(Мовсесом),связанные торговыми отношениями со Стамбулом , поддержали турок и убили одного из лучших полководцев восстания- Мелик Парсадана. Поддержку турок не простили персидские войска, которые в 1730 году захватили село Дашт, вырезали часть жителей, других увели в плен. К 1736 году территория восточной Армении при поддержке армянских князей Севана, Сюника, Арцаха была очищена от турок, а новый шах Надир проявлял благосклонность к армянам, поняв ,что главная центробежная угроза государству исходила не от них, а от мусульманских феодалов. Однако набравшие огромную власть хан ы и беки не были готовы расстаться со своей властью и устранили препятствие на своем пути, убив Надира в 1747 году. При Надир шахе возросла роль армянской знати Нахиджевана- меликов и ходжей. Особенно возвысился князь Агулиса Степанос.

После смерти Надиршаха власть в крае перешла к главе племени Кенгерлу Мехти Кули Хану, который формально был вассалом хана Азербайджана( не путать с Республикой Азербайджан), тот в свою очередь был формально вассалом иранского шаха. Таким образом сложилась классияеская, во многом формальная феодальная иерархия, при котором Нахиджеванское ханство пользовалосьопределенной долей самостоятельности, однако называть данную форму независимой государственностью было бы слишком неоправданно.

Нахиджеванское ханство включало также Вайоц Дзор ( тюр. Даралагяз) ,а Шарур принадлежал ханству Эриванскому. Правители Нахиджеванского ханства оказались недальновидными, что довольно скоро привело к упадку . Так , в 1747 году был значительно увеличен налог для армян,

В результате восстало население села Шахкерт( Казанчи). Ханские войска осадили укрывшихся с древней крепости восставших, однако шахкертцы, славящиеся как искусные кузнецы, выплавили несколько пушек, что навело ужас на ханские войска. Восставших уверили , что согласны с их требованиями , но когда те вышли из крепости, были приглашены на застолье и отравлены, большая же часть жителей,в основном ремесленники, после основания города Шуши в 1752 году переехали туда, т.к. основатель Карабахского ханства, дальновидный Панах стремился заселить город искусными в ремесле и торговле армянами, в то время как его сородичи занимались здесь скотоводством. Шахкертцы основали в Шуши целый квартал, названный Казанчецоц. Именно здесь был в 1888 году возведен собор великолепный белокаменный собор Св.Всеспасителя , один из символов Шуши. Основатель знаменитого- первого в Шуши театра – Мкртич Хандамирян был потомком шахкертцев. Еще одна часть шахкертцев поселились в селах Тог и Гадрут, превратившегос в местный центр шелководства. После разгробления Агулиса и Мегри ханом Азербайджана часть их жителей переселились в Шуши основали там кварталы Агулецоц и Мегрецоц.Большая группа жителей Агулиса переселились в Стамбул, где основали квартал Бек-оглы.

Армяне Нахиджеванского края страдали от непомерных налогов ,религиозных притеснении, эпидемии чумы. Еще одним бедствием были войны с соседними ханствами. Нахиджеванские ханы, для того чтобы ослабить соседнее Карабахское ханство, во время войн переселяли из владении последнего армян, как главную налоговую базу, причем многих по дороге уничтожал, а оставшиеся в живых попадали в полурабское состояние. Распространенной здесь была практика похищения незамужних армянских девушек и последовавшее их «отуречивание» , как писали об этом современники. Вообще следует отметить , что почти каждый житель сегодняшней Нахичеванской автономной республики несет в себе армянские гены, в горных областях их количество еще более значительно.

Вторая половина 18- первой четверти 19 веков - период экономического и духовного застоя в жизни края. Многовековые монастыри, где еще век назад были сотни, если не тысячи монахов, где создавались великолепные рукописи,- превратились в хлев для скота кочевников. Десятки тысяч армян покидали родной край. Основные пути миграции нахиджеванских армян- Тифлис, Шуши, Стамбл, Измир и даже Белград и Вена. Только из одного села Цхна были предки великого композитора Комитаса, известного художника – графика Эдгара Шаина, недавно скончавшегося писателя Анри Труайя. Оставшиеся в Нахиджеване армяне , в основном оставшиеся в горных селениях оказались в невыносимых, полурабских условиях. Посетившему в начале 19 века Ереван и Нахиджеван англичанину Кер-Портеру показалось, что он находится «над могилой Армении». Кер- Портер сообщает, что Нахиджеван превратился в пустынное место.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот Шопена никак не удается найти, а за книгу в Озоне просят почти 3000 тыс. рблей((

Самвел названые книги ??

"Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Самвел названые книги ??

"Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нахиджеван не Арташат :) Это другое :)

В остальном он прав Нах-иджеван

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нахиджеван не Арташат :) Это другое :)

В остальном он прав Нах-иджеван

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

вот первая попавшаяся фотка крестьянина с этого района .не знаю может и ошибаюсь, но больше похож на крестьян Сюника, пока не менее типаж не характерный для аз-цев

3059117659-135.jpg

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а вот церковь Сурб Аствацацин в селе Кырна, основан в конце 14 века и был главным духовным центром армян-католиков. Здесь известные богословы-католики Акоп и Ованес Кырнаеци переводили на армянский работы европейских схоластов и Аристотеля. именно к этому монастырю мусульмане Нахиджевана приводили своих одержимых бесами (т.е. душевнобольных) для исцеления. На официальном сайте "нахчыванской" республики он представлен как мусульманский мавзолей, впрочем всех азербайджанских историков не помешало бы по старой традиции привести к этой церкви, может поможет:thumbsdown:

130536505815.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По крупицам находим следы нахиджеванских армян в разных странах. Вот например надпись из Белграда, на могиле Ага Мурада из села Шорот(Шурут). дальше цитата отсюда- http://aniv.ru/view....r=6&st=4&rub=12

"Надпись, датированная 1714 годом, свидетельствует, что в Белграде жил богатый армянин, ага, по имени Мурат из Шорота, сын некого Самуела (Самвела).

БЛАГОДАРЯ ВСЕМОГУЩЕМУ БОГУ

ЭТО НАДГРОБИЕ АГА МУРАТА ИЗ ШОРОТА,

СЫНА САМУЕЛА, ПОЧИВШЕГО ВО ХРИСТЕ

В ГОДУ ХРИСТОВОМ 1714 г. 4 МАРТА"

из той же статьи, чуть далее

"Осенью 1733 года в Белграде началось строительство новой армянской церкви. Большую часть средств предоставили богатые купцы родом из Шорота — Овнан, Кеозал, Джаназиз."

И еще дальше:

"Можно сделать вывод, что из села Шорот в Сербию приезжали в основном купцы, богатые люди, мастера и ремесленники. Из Нахичеванской области, в том числе из Шорота в Сербию в середине XVII века переехало значительное число армян, еще раньше миграции армян в Сербию из Нахичевана (через Крым) способствовало насильственное переселение шахом Аббасом армян Старой Джуги в 1604-1605 годах."

при этом потомками выходцев из Нахичевана были Джаназизяны, наиболее влиятельный род белградской общины и Агамаляны.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Миниатюра из Евангелия, созданного в 1304 году в Нахиджеване, помимо прочего изображен пастух с явно "украденным" (понятно у кого, где еще найдешь столь огромную кладезь культурных достижений?!) музыкальным инструментом, я так подозреваю играет непременно Сари гялин)))

099.jpg

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

..внимание, вопрос знатокам:

..есть информация,что Святой Месроб обрел наш Алфавит именно в селе Месробаван(ныне Насирваз) что в Нахиджеване, до 60х там жили в основном армяне, был полуразрушенный монастырь..

...кто владеет информацией ?..

http://hy.wikipedia.org/wiki/%D5%84%D5%A5%D5%BD%D6%80%D5%B8%D5%BA%D5%A1%D5%BE%D5%A1%D5%B6

Изменено пользователем shmidt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Письмо, посланное с Востока отцом Луи Гранжиэ его преподобию отцу Клод Аквавива, генералу иезуитского ордена" очень любопытное упоминание об армянах-католиках Нахиджевана, о чем не может быть сомнений. армяне-католики близ Маку, т.е. прихожане Цорцорского епископства,относились к Францисканскому ордену да и вообще к этому периоду уже не упоминаются ,в то время как тут речь идет о доминиканцах, коими были только нахиджеванские "франги" да и вообще Шадрен полвека спустя упоминает их же. Письмо датируется 2 марта 1615 года.

"Некоторые армянские купцы, которые возвращались из Шера (Cher 6) и проходили через Трапезунт, нас весьма обрадовали, уверив нас, что они франки или французы (francs ou Francois) – так называют вообще латинов на востоке, что их страна на границе с Персией, где их приблизительно 10000 распределено в двенадцати селах, что им наш Святой отец посылает якобы отцов ордена св. Доминика в качестве епископов и священников. Трудно поверить той настойчивости, с которой они уговаривали нас последовать за ними в их страну, находящуюся совсем недалеко. Они нам обещали предоставить церковь, дом, все для нас необходимое и, самое главное, возможность возделывать большой и прекрасный вертоград, так как находящихся там священников мало и их не хватает. Но так как мы предназначались для других мест, то не в нашей власти было согласиться на их просьбу. Несмотря на это, я написал епископу, что если он нуждается в такой слабой помощи, как наша, то пусть напишет или нам, если захочет, в Мингрелию, что будет для него очень легко, так как это близко, или же нашим отцам константинопольским, и что те или другие постараются удовлетворить его просьбу".

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1600-1620/Granjie/brief_1615.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ну вот, оказывается большая часть армянских материалов архива Ватикана относятся именно к Нахиджевану и переписке армян-католиков с Римом, надеюсь все это опубликуют, поскольку это бесценный материал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И правда - бесценный материал.

Схожая судьба католических общин ассирийцев севера ирака. Они тоже были брошены на произвол судьбы и подверглись курдизации/арабизаци.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

я смутно представлял себе охват исламизации армян-католиков Нахиджевана, но не думал что он был таким масштабным -буквально каждое десятилетие 17 века- первой половины 18 века- более 1000 армян переходили в ислам, причем этот процесс выходил за пределы Ернджака- включал села Гохтана- Вананд, Гандза, Ордубад. И если в середине 17 века всего армян католиков было 19 тысяч, в 1840-ые упоминается только одна семья в Апракунисе:sad: после этого хочется выругаться тяжелым матом в адрес "потомков олбан", западный азербайджан млин....

кстати, именно из села Вананд (которое со второй половины 18 века было полностью исламизировано) была знаменитая династия армянских типографов конца 17- начала 18 в. - Ванандеци(Товмас, Гукас, Матевос и Микаэль). В своей типографии в Амстердаме они впервые напечатали карту мира на армянском языке("Аматарац ашхарацойц" и "Историю Армении" Мовсеса Хоренаци, обе в 1695 г.)

вот собственно и первая карта мира на армянском языке, 1695 г.

Askharhatsuits.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

церковь села Цыхна(ныне-Чананаб)17 век,

62868780.jpg?redirect_counter=1

церковь святого Григория просветителя в селе Шорот, 17 века. внутри был расписан уроженцем села, известным художником Нагашем Овнатаняном

62869124.jpg

та же церковь с видом на Вишапасар(Иляндаг)

62982301.jpg?redirect_counter=1

церковь Сурб Акоп из того же авана Шорот, 17 век

62904136.jpg?redirect_counter=1

а это одна из древнейших армянских купольных базилик, церковь святого Георгия в селе Месропаван-Насирваз(это село оставалось самым высокогорным и чисто армянским вплоть до 1989 г., когда в селе оставалось несколько стариков), основана в середине 5 века

62904012.jpg?redirect_counter=1

еще один вид на церковь

62904071.jpg?redirect_counter=1

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

церковь села Гомер(ныне Гемюр) гавара Шаапонк(Шахбузский район), 16 век

62982902.jpg

церковь села Клолк(ныне- Кюлюс), Шахапонк

62982876.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

церковь Сурб Аствацацин, 13 век, селение Оцоп(ныне-Бадамлы), Шахапонк

62869472.jpg

хачкар из села Норс, Шахапонк

62869459.jpg?redirect_counter=1

церковь того же села

62869428.jpg

одна из церквей Джуги, судя по архитектуре- 15-16 век

62869414.jpg?redirect_counter=1

хачкар из села Норашен(нын. Джульфинский район)

62869393.jpg?redirect_counter=1

церковь того же села Норашен

62869369.jpg?redirect_counter=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

развалины еще одной церкви у села Оцоп-Бадамлы

62869140.jpg

село Парака(ныне- Парагачай), церковь Сцрб Шмавон 16-17 в.

62869082.jpg

церковь Богородицы села Рамис, Гохтан гавар(Ордубадский район)

62868823.jpg?redirect_counter=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сурб степанос, село Агулис(ныне- Юхары Айлис), Гохтан

62868761.jpg?redirect_counter=1

церковь Сурб Кристопор, Агулис, внутри расписан красивейшей росписью

62868664.jpg

та же церковь с видом на Зангезурский хребет

62868582.jpg?redirect_counter=2&st=ts&ir=1

за все фотки спасибо вот этому человеку-- http://www.panoramio.com/user/6397982

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Агулис, фотография из книги отца Гевонда Алишана "Сисакан"(1893 г)(на этой черно-белой фотографии тот же квартал,что и предыдущей цветной)

480554_401030266608286_140318179346164_1246638_1046708118_n.jpg

550768_401030373274942_140318179346164_1246639_184887236_n.jpg

578074_401041649940481_140318179346164_1246655_1548728035_n.jpg

525019_401041693273810_140318179346164_1246656_172791502_n.jpg

взято из Հայ մատենագրութեան թուանշային գրադարան

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 1604 году, т.е. за год до выселения восточных армян в Персию Нахиджеван и Джугу посетил посланник английской тороговой миссии в Персию Джон Картрайт (John Cartwright). Он пробыл в Джуге восемь дней и посвятил описанию города целый параграф. Вот краткое содержание параграфа, которое дается из книги Г. Погосяна "Нахиджеванский край". Книга издана в этом году и является очень ценной работой по истории Нахиджевана. Особенно стоит отметить внимание на выделенную часть. под туркоманами следует понимать не иначе, как предков нынешних азербайджанцев. Скифия, соответственно- степи Азии. Комментарии, как говорится, излишни.

О переправе каравана и прибытии в город Джуга(Chiulfal), расположенного на границе Армении и Атропатены, но в пределах Армении, населенном христианами, частично армянами, частично грузинами(другие источники грузин не упоминают, здесь скорее всего путаница вызвана разделением армянского населения города на католиков и прихожан ААЦ), занятыми в торговле шелка и иных промыслов, а посему богатых и знающих толк в оружии и военном деле. О том,что в городе живет 10 тысяч душ и имеется две тысячи домов, построенных у подножия скалистой горы. О бесплодной почве и о том, что большую часть провизии, за исключением вина, привозят из города Нахиджеван, который находится в полудне пути, и о том, что некоторые предполагают, что это Артаксата, пограничная с мидией и Арменией. О каменных зданиях Джуги и об очень учтивых и приветливых жителях, потребляющих вино, но никогда не бранящихся. О молитвах, обращенных в особенности к Деве Марии и Иисусу Христу, а также другим святым. О подчинении и зависимости от Персии и великой вражде к туркам. О том, что этот город подвергся опасности во время войн Персии и Турции.О ходе войны. О том, что джугинцы, подвергаясь опасности, убив вражеского пашу,с радостью поднесли персидскому принцу большие подарки.

О том .что на расстоянии полутора дневного пути от этого города, на равнине Чалдыран, в четырнадцатый день августа 1514 года произошло сражение между Исмаилом королем Персии и Селимом первым императором турок. О ходе сражения и о победе турок. О том что после пребывания в Джуге в течение 8 дней, вновь переправившись через реку Аракс, уехали из благородного королевства Армении, называемой ныне Туркоманией, из-за народа туркоманов, которые вышли из Скифии и живут в палатках поскольку они пастухи, в отличии от местных, которые занимаются земледелием и другими ручными промыслами.

Изменено пользователем Cамvел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×