Перейти к содержанию
Авторизация  
ZIDANE

Талыши и Азярбайджан Республикасы

Рекомендуемые сообщения

Как мы-талыши оказались в составе государства под названием “Азярбайджан Республикасы”

Исповедь на склоне лет

Мы – старики должны говорить своей молодежи правду и только правду!

…Долгие годы меня мучили вопрос о том, каким образом талышский народ оказался в составе Азербайджанской республики? Должен признать, за свои годы я прочитал немало книг по истории нашего народа. Но ни в одной из них не нашел разумного ответа на данный вопрос. Вообще, все вопросы, которые относятся талышам, их роли в истории и т.д. окутаны большой тайной. Ведь всем известно, что талыши наряду с другими иранскими народами, стоят у истоков индо-европейской цивилизации. Они в те далекие годы создали империю Мадо (Мидия), откуда и пошла эта цивилизация. Кроме всего прочего, Мадо было еще и образцом решения национального вопроса, на огромной территории которого свободно жили и развивали свою культуру, язык и обычаи многие народы. Неизученность талышского языка, отсутствие подлинных археологических раскопок на территории Талыша мешает исследователям-иранистам правдиво определять место и роль талышского народа в истории региона.

После распада империи Мадо талыши создали государство Атропатакана (“Край Атропата–Хранителя огня” по талышски), откуда и пошло собственно слово “Азербайджан”. Немалую роль они сыграли в истории Ирана в эпоху Сасанидов. С приходом арабов роль талышей в общественно-политической жизни Ирана искусственно снизилась, так как арабы преследовали талышей за их излишнюю привязанность к зороастризму. Но, несмотря на это, политическое возрождение Ирана после арабской оккупации тоже связано с талышами, которые создали на территории Ирана множество государств, к числу которых относятся государство исмаилитов с его грозным основателем Хасаном ибн-Саббахом, дейламитское империя Буидов и Сефевидское государство, основатели которой тоже были талышами. Наконец, перед присоединением к России Талышское ханство имело все атрибуты государства.

Все это доказывает, что хотя Талыш всегда был частью Ирана, но он всегда сохранял свою относительную независимость и впрямую не подчинялся центру. Иранские шаханшахи всегда считали честью для себя дружбу с талышами, которые заодно составляли основную часть их армий.

Наш народ, в отличие от многих народов, имеет многотысячелетние традиции государственности, и рано или поздно восстановит свою государственность. Даже во время русско-иранских войн начала XIX века вопрос о создании независимого талышского государства был в повестке дня. Так, в конце сентября 1812 г. на встрече Аббаса-Мирзы с генерал-майором Федор Исаевич Ахвердовым (1774–1820), организованной при посредничестве посла Великобритании в Иране сэра Гора Узли, российская сторона выступила с предложением об образовании независимого талышского государства, как нейтральной зоны между империями, на что тюркская династия каджаритов не согласилась -см.: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/195.

В начале XIX века северная часть Талыша была присоединена к России. Начиная с этого времени вплоть до распада царской империи жизнь в северном Талыше проистекала относительно спокойно. После распада царизма, одними из первых на Южном Кавказе талыши подняли знамя свободы, и в 1919 году провозгласили Муганскую Советскую республику. Хотя первая талышская республика придержалась всего три месяца, но она еще раз доказала всему миру, что не погасла огонь свободы на сердцах талышей, и они в любую момент готовы подняться на защиту своей независимости и свободы. Турецкие войска Нури Паши жестоко расправились с нашей первой республикой, уничтожив сотни талышских сыновей на поле боя. Наш народ всегда скорбит по тем жертвам и никогда не забудет зверства турецких солдат в Талыше. Ни один талыш не имеет право забыть о тех жертвах, так как это является одной из ярких страниц славной истории нашего народа, примером его мужественности и непоколебимости в боях за свободу!..

продолжение следует...

http://tolishpress.org/news/868.html

Изменено пользователем ZIDANE

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
С приходом арабов роль талышей в общественно-политической жизни Ирана искусственно снизилась, так как арабы преследовали талышей за их излишнюю привязанность к зороастризму.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для информации..

Азербайджан кончился?

Главный редактор и издатель талышской газеты «Шавнышт» («Ночные посиделки») Фахраддин Абосзода, два года назад вернувшийся на родину после десятилетней эмиграции в России, считает, что главное сейчас – просвещение народа. «У нас отняли нашу духовность, культуру и язык», – говорит он. Газета, выходящая раз в месяц тысячным тиражом, публикует главы из составляемой им «Грамматики талышского языка». Второй масштабный проект Фахраддина Абосзоды – талышско-русский словарь на 80 тыс. слов. Однако эта сугубо просветительская деятельность воспринимается Министерством национальной безопасности в штыки. «Мы его посадим», – прямо говорят сотрудники спецслужб. «Из-за словаря посадить человека! Вы представляете, как мы здесь живем?» – ужасаются соратники Фахраддина-муаллима.

Дело, безусловно, не только в лингвистике, хотя любое национальное возрождение всегда начинается с изучения собственных языка, истории и культуры. За публикацию в «Шавныште» заявления правления Талышского национального движения против главного редактора возбуждено уголовное дело по популярному сейчас обвинению в разжигании межнациональной розни.

В документе описывается событие, хорошо известное всем талышам. «В Лерикском районе есть старое талышское село под названием Азербайджан (по-талышски «Озобижон»), – с возмущением рассказывали ленкоранцы. – Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев приехал в наш регион и, увидев табличку с перечеркнутым красной линией названием, которую ставят в конце населенного пункта, возмутился: это что же, Азербайджан закончился?! Вскоре парламент Азербайджана «по просьбам трудящихся» переименовал село на тюркский лад – оно стало называться Гюнешли».

«Нам известно, что никто из данного селения в парламент республики с подобным обращением не то что не обращался, но даже в мыслях не допускал этого, – отмечается в заявлении правления ТНД. Причем подобное переименование талышского топонима на тюркский далеко не первое в истории Азербайджана, напоминают лидеры талышского национального движения. Еще в советское время столица Талыша Ланкон превратилась в Ленкоран, Лик – в Лерик, Осторо – в Астару и так далее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Толиши есть наши братья-соседи вековые ,толыши могут быт союзниками.

Были общие границы с ними,общение наших народов.

Связь потерялся с приходом на Армянское нагорье и Закаспие огузов(в средневековье) и далее турков (20 век).

Сейчас у нас одно общее осталось.

К сожалению,только одно - общий враг турки.

Армяне от них освобождаются ,а они , пока не как(душат турки).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(В скобках)

Между тем, географическая карта политических предпочтений в Закавказье была весьма мозаичной. После ухода турок, кроме Грузии и Азербайджана, образовалась Батумская область, Республика Юго-Западного Кавказа (Карская область, Артвинский округ Батумской области, Ахалцихский уезд Тифлисской губернии), Армения (из северной части Эриваньской губернии), Аракская республика (из части губернии к югу от реки Арпа — Нахичеванский и Шаруро-Даралагезский уезды), так называемая Республика Андроника (Зангезурский и Шушинский уезды Елизаветпольской губернии), Ленкоранская республика (Бакинская губерния к югу от Куры) и “нейтральная зона” между Арменией и Грузией (Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии). Если Азербайджан и Грузия, точнее, культурная часть грузин и азербайджанцев-татар, были настроены решительно антироссийски и ориентированы на полную национальную независимость (Грузия) или соединение с Турцией (Азербайджан), то другие частицы этой мозаики скорее тяготели к России.

Ленкоранская республика, сначала большевицкая, а после июльского переворота полковника Ильяшевича — белая, населенная русскими и талышами, страшилась Азербайджана и тянулась к России.

Батумская область, населенная грузинами, исповедующими ислам, со значительным русским и армянским меньшинствами, не желала входить в Грузию, стремилась к России и даже послала на Парижскую конференцию свою делегацию с этими наказами.

Армения долго медлила с провозглашением независимости, тяготела к России, с готовностью принимала русских офицеров и чиновников на службу. Большая часть армянских политиков (половина Дашнакцютюн, Народная партия, социалисты-революционеры) склонялась к воссоединению с Россией после преодоления смуты.

О политических устремлениях Аракской республики, населенной в большинстве мусульманами, известно немного, но так как ее независимость решительно поддерживало эрзурумское правительство Кемаль-паши, можно предположить, что оно было протурецким, но скрывало это в обстоятельствах британской оккупации края.

Республика Андроника, напротив, была ориентирована на Армению и Россию, и общественность Карабаха во главе с Шушинским городским головой подали русской администрации петицию, в которой они подтверждали, что считают себя исконно русскими подданными и рассчитывают на заступничество России 30.

Республика Юго-Западного Кавказа первоначально возникла как марионеточное государство, ведомое Турцией, когда последней было велено победителями уйти из пределов Российской Империи. Правительство (Шуро) этой республики возглавлял Нури-паша, брат Энвер-паши. Но когда стало ясно, что турецкую администрацию в крае англичане терпеть не будут, Шуро просило Деникина о скорейшем назначении в Карс русского губернатора. “Если не турецкая, то только русская власть”, — откровенно говорили турки юго-западного Кавказа представителю ВСЮР полковнику Лесли 31 декабря 1918 года в Карсе. Прибывшего же в Карс в январе 1919 г. английского представителя полковника Тимперлея Шуро встречало словами: “Мы рады вас приветствовать как союзников, победителей и как дорогих гостей на русской земле” 31.

При столь сложной мозаике политических интересов и предпочтений Антанта уже в апреле 1919 года избирает политику, ведущую к полному отторжению Закавказья от России. В это время верховный представитель союзных держав в Закавказье генерал Уокер предложил посланцу Деникина генералу Эрдели следующие варианты решения кавказской проблемы: “Признание самостоятельности образовавшихся республик с полным отделением их от России или образование соединенного государства на Кавказе в отделе от России либо в конфедерации с ней” 32.

Не останавливаясь на словах, англичане стали тут же претворять их в жизнь. В Батуме был “с почестями” спущен русский флаг и на его месте взвился британский “юнион джек”.

В Азербайджане англичане никак не препятствовали военной операции против русской Мугани (Ленкоранская республика), повлекшей обычные для гражданской войны насилия и жестокости. Республику Юго-Запада Кавказа англичане просто разделили между Грузией и Арменией. Армении передали также Аракскую республику, а Азербайджану — Шушинский и Зангезурский уезды (республику Андроника). Что делать с Батумской областью, англичане не знали. Думали даже отдать ее Армении. Грузины требовали ее себе, местное население было против, но возвращать область России британская администрация и не помышляла.

Особое давление союзники оказывали на Армению, страдавшую русофильством. Полковник Зинкевич, эмиссар Деникина в Эривани и начальник Генерального штаба Армении, докладывал, что представитель Антанты в Армении американский генерал Хаскел “потребовал от правительства Армении, чтобы оно не сносилось с главнокомандующим ВСЮР помимо него <...> когда же американцы видят проявления симпатий к России, они убеждают армян, что Россия никогда больше не будет великим государством и что поэтому на нее нельзя рассчитывать в смысле помощи” 33 . Член армянской делегации на Парижских переговорах Пападжанов говорил русскому министру иностранных дел Сазонову, что у многих армян создается опасение: “не потому ли англичане лучше относятся к грузинам, что те определенно отвернулись от русских” 34.

Андрей Зубов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Так, в конце сентября 1812 г. на встрече Аббаса-Мирзы с генерал-майором Федор Исаевич Ахвердовым (1774–1820), организованной при посредничестве посла Великобритании в Иране сэра Гора Узли, российская сторона выступила с предложением об образовании независимого талышского государства, как нейтральной зоны между империями, на что тюркская династия каджаритов не согласилась -см.: http://www.vokrugsve...ph/history/195.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прекращай.

Изменено пользователем Ман

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лживая пропагандистская машина дает сбои...

Были когда-то славные времена, в которые Академия наук Азер.ССР действительно славилась как храм науки. В те годы при ней успешно функционировали различные общества, научные миссии и т.д. Большой вклад в историческую науку внесло, например, Общество изучения Азербайджана. В его рамках были изданы или переведены на современный азербайджанский язык редкие труды мыслителей античности и средневековья, осуществлялись этнографические и археологические исследования, касающиеся древней истории Азербайджана и его исконного населения. Большую славу азербайджанской общественно-исторической мысли принесли академики А.О.Маковельский, И.Алиев, З.Буниятов и другие. Эти ученые прошли серьезную научную школу – школу Струве, Марра и других.

Сейчас, увы, времена другие. Нынешняя Национальная академия наук (НАН) Азербайджана является всего лишь тенью самой себя. После смерти последнего из «титанов» исторической науки – Играра Алиева, захватившие это учреждение дилетанты-лжеисторики делают все возможное, чтобы окончательно дискредитировать само понятие «науки» в Азербайджане. О серьезных научных исследованиях в этой республике говорить давно уже не приходится, а если и что-то ведется, то оно сводится к тому, чтобы «найти во что бы ни стало» корни тюркоязычия на территории Азербайджана, доказательства «автохтонности» тюркского этнического элемента и т.д. За прошедшие 17 лет с момента распада СССР эти горе-ученые из НАН Азербайджана наломали столько дров, что волосы дыбом встают. Они успели заменить «Историю Азербайджана» И.Алиева на выдуманную ими историю, в которой отсутствует какое бы то ни было упоминание о коренном этносе Азербайджана - талышах. Турки, оказывается, живут на азербайджанской земле испокон веков, а не появились здесь в 12 веке со стороны Амударьи, как это убедительно доказала мировая историческая наука, и все историко-культурное наследие Азербайджана принадлежит только им. Все докторские диссертации написаны только на тему тюркологии, тюркского языка, тюркских традиций и т.д. Мало того, что из учебников по истории вывели слово «талыш», эти «лжеисторики» всячески хотят препятствовать объективному изучению истории и традиций талышского народа, а тех, кто занимается более или менее серьезным исследованием в этой области, объявляют сепаратистами.

Достаточно обратить внимание на заключение, которое дало НАН Азербайджана в отношении книги Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.», чтобы убедиться в вышесказанном.

Известного талышского правозащитника Гилала Мамедова задержали в аэропорту г. Баку за то, что обнаружили у него книгу по истории талышей (!). Надо же, оказывается об этом народе ничего нельзя писать, потому что его как бы и нет, еще чуть-чуть и совсем растворится внутри тюрков.

Задержание Гилала Мамедова и изъятие книг, вполне легально изданных в России с рецензией экспертов – докторов наук – акт поистине вопиющий. Неужели это происходит в стране, позиционирующей себя как проевропейски, прозападно ориентированная страна? Скорее мы имеем дело с режимом, напоминающий режим африканских диктаторов, который подавляет на корню любую свободу слова. Впрочем, убедитесь сами.

Заключения, подготовленные по этому поводу НАН Азербайджана, еще раз показывают неприлично низкий интеллектуальный и научный уровень этой организации.

Теперь пройдемся по всем пяти пунктам заключения НАН Азербайджана:

«1. Все действующие общественные организации талышей – РНКА «Талыш» г. Москвы, «Талышский дом» (г.Химки), РОО «Талышская диаспора» и МФВТК являются сепаратистскими», их деятельность фактически направлена против азербайджанской государственности. Эти организации занимаются серийным выпуском книг про талышей».

Смешно, не правда ли? Издание книг на талышском языке или о талышах само по себе оценивается как сепаратизм (!!!). Здесь можно было бы поставить точку. Показать это заключение российской и мировой научной общественности и тем самым доказать, что реальные цели их – растворение талышского этноса, предание его самого и культурного наследия талышского народа забвению. С этой целью они и вывели из учебников по истории и литературе всякое упоминание о талышах. Но мы этого сейчас не делаем и предоставляем на суд читательской аудитории и научной общественности с тем, чтобы они сами вынесли свой вердикт в отношении этого «научного» заведения как средоточия всего антинаучного.

Мы категорически предупреждаем и заявляем. Мы не сепаратисты! Если политический истеблишмент Баку не прекратит использование против нас таких ярлыков, мы также будем называть их своими именами - пришельцы, оккупанты, колониалисты и т.д. Наш голос также услышит мир!

«2. Изъятая органами таможни Азербайджана книга Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» способствует росту сепаратистских настроений и этнического противостояния в Южном регионе».

Получается, что талыши, узнав правду о своей истории, вновь постараются вернуться к своим истокам, как это происходило в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия. Значит, НАН Азербайджана этого не хочет – не хочет, чтобы талыши знали, изучали свою историю и культуру. А о каком этническом противостоянии можно говорить? Очевидно, они боятся, что у талышей поднимется самосознание, вспомнят о своих корнях, и вся работа, начатая со времен распада СССР по ассимиляции талышей пойдет насмарку.

«3. В указанной книге первичные источники искажены, история сефевидских тюрков, их роль искажена. Ленкоранский хан, в противовес исторической правде, представлен как талышский хан».

В какой исторической правде НАН Азербайджана видит «Ленкоранского» Хана? Во всех документах, касающихся русско-иранских сношений, упоминаются лишь Талышинский хан и Талышинское ханство. Более того, слово «Азербайджан» используется как название персидской провинции, что вполне соответствует историческим реалиям.

«4. Книга Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» преследует цель сеять раздор внутри сплотившегося вокруг азербайджанской государственности населения южного региона раздор и может привести к повторению событий 1993 года».

НАН Азербайджана, обратите внимание, сознательно избегает употребления выражения «талыш», т.е. игнорирует этот этноним, ей удобно назвать нас южанами, аморфной массой, не помнящей своих корней. Население южного региона сплотилось очень крепко вокруг азербайджанской государственности, выдвинувшей лозунг «Одна нация-два государства» (!!!). Лицемерие высшей пробы! «Вы забудьте свои корни, а мы вас растворим внутри нашего с Турцией единого государства»! Нет, не пройдет это! Ваша лживая пропагандистская машина дает сбои…

«5. Книга Х. Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» представляет серьезную опасность национальным интересам Азербайджана».

Конечно, если под этими «интересами» подразумевать насильственную ассимиляцию талышей и других коренных этносов Азербайджана, то книга является серьезным препятствием. Она может способствовать возрождению национального духа талышского народа, чего так боится НАН Азербайджана. Не случайно, защита кандидатских и тем более докторских диссертаций по талышской истории и культуре строго запрещена.

В книге иранского историка Х.Ахмади «Талыши: от эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг.» отражена реальная история талышского народа и всего Азербайджана. Эта книга по достоинству оценена в настоящих ХРАМАХ НАУКИ - РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова и других учреждениях. Годы, когда нас и нашу историю предавали анафеме, безвозвратно канули в Лету!

А сейчас познакомьтесь с научными рецензиями о данной книге ученых России: доктор исторических наук, профессор Оришев А.Б. и доктор философских наук, профессор Ларионова И.С., в которой отмечается, что «в книге иранского историка Х. Ахмади, впервые публикуемой на русском языке, представлены ценнейшие материалы, охватывающие довольно большой исторический период - от эпохи Сефевидов до окончания русско-иранских войн первой половины XIX века. Автор подробно описывает не вошедшие ни в один учебник по истории события, отражающие непростую судьбу талышского народа в сложный исторический период времени. Можно надеяться, что эта книга станет первой ласточкой в изучении малоизвестной, крайне запутанной, но весьма интересной и поучительной истории одного из самобытных народов индоевропейской культуры - талышского народа».

При сравнении заключений авторитетных ученых России и НАН Азербайджана, последнее выглядит очень смешным и дилетантным.

Кстати, НАН Азербайджана совсем упала на наших глазах и глазах сотен тысяч талышей, когда отказалась защищать своего сотрудника – ученого-лингвиста, профессора Новрузали Мамедова перед лицом карательной машины Азербайджана (!!!). Ни сама НАН Азербайджана, ни какой-нибудь ее сотрудник не выступил в защиту человека, который полжизни отдал служению этому, сейчас уже точно можем сказать, «хламу лженауки» Азербайджана! Этот позор НАН Азербайджана никогда не смоет с себя!

Талышские общественные организации всегда выступали, выступают, и будут выступать за честное и беспристрастное освещение истории Азербайджана, в которой достойное место занимает и талышский народ!

Алакрам Гумматзода

Председатель Талышского Национального Движения,

Исмаил Шабанов

Председатель РОО «Талышская диаспора»,

Адиль Насиров

Президент Региональной Национально-культурной Автономией "Талыш” г. Москвы,

Атахан Абилов

Генеральный директор Информагентства ТалышИнфо,

зампред Талышского Культурного Центра г.Баку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Смешно, не правда ли? Издание книг на талышском языке или о талышах само по себе оценивается как сепаратизм (!!!). Здесь можно было бы поставить точку.

Воимено.

Вы знаете ,камрады, что в "историческом" :judge: факе бгу, проходят дисциплину , - вы не поверите :startle: "Основы алтаяведения"

Родина мать(турка) зовет.:turkey:

Про малых народов азербаржана ,скорее всего " нуль "учат.

Изменено пользователем tolerant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пришло время признать государственную политику Азербайджанской Республики откровенно нацистской, направленной против человечества, против гуманизма.

Если уж высшее научное учреждение этого государства - Национальная Академия Наук позволяет себе такие изречения, да еще документирует их, то как по-другому называть это государство?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пришло время признать государственную политику Азербайджанской Республики откровенно нацистской, направленной против человечества, против гуманизма.

Если уж высшее научное учреждение этого государства - Национальная Академия Наук позволяет себе такие изречения, да еще документирует их, то как по-другому называть это государство?

похоже в НАН работают исключительно выпускники частного университета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пришло время признать государственную политику Азербайджанской Республики откровенно нацистской, направленной против человечества, против гуманизма.

Если уж высшее научное учреждение этого государства - Национальная Академия Наук позволяет себе такие изречения, да еще документирует их, то как по-другому называть это государство?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

vugar melikov: Ази Асланов талыш да пусть будет он талышем, но Вы согласны со мной что он Великий Сын Азербайджана , плюс не только талышского народа но и всего азербайджанского народа ?

Хорошо , пусть сначала не будут про историю , а о культуре , о традициях , о национальных праздниках и о многого другого. обратитесь к Эдитору и у нас тут представители 1 ньюз.аз и вести.аз возможно они тоже будут опубликовать статьи например которые Вы сами написали .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

vugar melikov: Ази Асланов талыш да пусть будет он талышем, но Вы согласны со мной что он Великий Сын Азербайджана , плюс не только талышского народа но и всего азербайджанского народа ?

Хорошо , пусть сначала не будут про историю , а о культуре , о традициях , о национальных праздниках и о многого другого. обратитесь к Эдитору и у нас тут представители 1 ньюз.аз и вести.аз возможно они тоже будут опубликовать статьи например которые Вы сами написали .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот, где собака зарыта! Весь сыр-бор поднялся из-за статьи Щахназаряна и создания тем на ОА. Азярбайджан республикасы в лице диспутовцев начала искать пути-входы из возникшей проблемной ситуаци. С одной строны - армяне Арцаха и их право на самоопределение, с другой стороны талыши и лезгины с той же самой проблемой...

И как же белолагам-пантюркистам и нацистам разрулить эту ситуацию? Оказывается до азербайджанского ума не доходит, что такое права народов! Они полагают, что об истории можно не говорить, о правах можно не говорить, а болтать только о "лявянгине" и "фисинджане" будто кумушки на кухне.

А зачем талышам читать о своих блюдах из под перьев азербейджанцев, если они это лучше готовят в реале?

То есть, как бы зафлудить в реале настояшую проблему, но имитировать заботу о народах.

Пусть в таком случае докажут это свое желание на примере НКР. Никак тырки не хотят расстаться с узурпированной властью и возможностью торговать, набивая свои карманы, а прикрываться полиэтничностью и супер-пупер толерантностью.

Да еще при этом умудряются полизать пятки какому-то Эдитору, чтоб разрешил напсать что-нибудь по мелочи, а то ведь совсем уже опозорились и продолжают позориться по всем америкам и европам.

Выделенное наверное и есть самое большое достижение современного аз-ца,бедный народ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нам, нам талышам надо признать, Carter. А вы выноили этот вопрос в ПАСЕ, например? Нужно, чтобы и международные организации не ждали нефтяной смазки горла, а признали факты, как они есть. А то такие посредники, как Agip, Eni слишком заботятся о приемлемом для Европы имидже своего клиента.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Властями Азербайджана введены в Ланкон карательные подразделения

19.12.2010 15:04

Властями Азербайджана введены дополнительные карательные подразделения в Талыш, сообщает ТалышИнфо со ссылкой на TALISH.ORG.

Власть решил наказать граждан, требующий выполнения конституционных положений о свободе совести и вероисповедания. Как известно, многие верующие в Баку, на Апшероне, в Талышском регионе - Джалилабаде, Масали, Ланконе выступают против запрета на ношение хиджаба, объявленном накануне министром образования Мисиром Мардановым.

В Джалилабаде, требующие отменить этот незаконный запрет, публично сожгли портреты Мисира Марданова, назвав его слугой и пособником дьявола.

Однако властям не понравились эти требования и они решили поддержать Мисира Марданова в его откровенной войне против исламских норм. Это не первые нападки высших чиновников государства на верующих граждан Азербайджана. Ни одна религия и ни одна конфессия в Азербайджане не подвергается таким репрессиям, как ислам.

Подтверждением сказанному является введение дополнительных жандармских карательных подразделений в столицу Талыша. Сегодня они выполнили показательный устрашающий марш во всей амунициями и вооружении. Что же послужило причиной столь неадекватной реакции полицейский сил и спецслужб государства?

Как стало известно TALISH.ORGу в Ланконе, назавтра объявлена демонстрация протеста против произвола властей и нарушения конституционного закона от мечети Имама Хусейна до парка Ази Асланова в центре города. Все чиновники города, начиная от исполнительной власти, отдела МНБ и горотдела полиции предупредили представителей верующих, что применят самые жесткие меры по отношению к демонстрантам, вплоть до применения оружия. Таков ответ правительства требованиям мусульман вернуть им свободу ношения хиджаба.

Наблюдая за актами варварских разгонов демонстраций и избиения граждан в Баку, никто не сомневается в том, что по отношению к талышам будут применены еще более зверские методы.

Таким образом правительство хочет показать своим друзьям и покровителям, что растопчет не только права, но и самих мусульман даже физически, но не допустит даже мысли о том, что их требования являются законными и конституционными правами.

ТалышИнфо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Давай, до свидания!" и национально-освободительный "Талышский карнавал" в Азербайджане - интервью

Основатель радиостанции “Голос Талышистана”, завкафедрой иранистики ЕГУ, профессор Гарник АсатрянОснователь радиостанции “Голос Талышистана”, завкафедрой иранистики ЕГУ, профессор Гарник Асатрян

На днях во время футбольного матча "Хазар" (Ланкаран) - "Нефтчи" (Баку) в городе Ленкорань, компактно населенной талышами так называемой южной зоны Азербайджанской Республики, произошли жестокие столкновения между болельщиками местной команды, этническими талышами и прибывшей из Баку группой болельщиков "Нефтчи". Обстановка в Ленкорани настолько накалилась, что гости из Баку долго не могли покинуть город. Недавно мы обсуждали талышскую проблематику с основателем радиостанции "Голос Талышистана", завкафедрой иранистики ЕГУ, профессором Гарником Асатряном. Были затронуты, в частности, вопросы, касающиеся Талышского национального движения и перспектив его развития. В русле указанной беседы и с учетом последних событий в Ленкорани представляем наш очередной разговор с Гарником Серобовичем.

ИА REGNUM: Какова полная картина этого футбольного инцидента? Есть ли у вас какие-то конкретные факты о произошедшем?

К сожалению, вся информация об этнических развитиях в Азербайджане, будь то в Талышистане или других регионах страны, населенных лезгинами, аварцами, татами и т.д., тщательно фильтруется властями, и поэтому получить более или менее цельную картину о тех или иных событиях бывает подчас очень трудно. События в Ленкорани, спровоцированные футбольным матчем, вскоре действительно приобрели характер межэтнического противостояния. В столкновениях с правоохранительными силами, по некоторым источникам, были ранены более десяти человек; в течение двух дней все дороги в город были перекрыты. Согласно информации, полученной из кругов слушателей "Голоса Талышистана" через третьи страны, огромные массы народа, собравшись в общественных местах, выкрикивали различные патриотические лозунги в контексте антиазербайджанской риторики. Громче остальных лозунгов звучал "Ланкон Толышистони пайтахтэ", т.е. "Ленкорань - столица Талышистана". В народе местную команду называют уже не "Хазар Ланкаран", а - на талышский лад - "Каспи Ланкон". Какова была объективная картина этого явно межэтнического столкновения с точностью восстановить невозможно. В частности, каков был характер репрессивных мер со стороны властей, сколько человек было арестовано и т.д., насколько я знаю, не сообщается ни в одном азербайджанском информационном органе. Вообще, на Талышистан и талышский вопрос в Азербайджане наложено довольно строгое табу.

ИА REGNUM: Но почему вы думаете, что это было проявление именно межэтнической розни? Ведь столкновения, порою даже кровавые, между болельщиками команд, стали обыденным явлением во всем мире.

Когда в обществе есть дискриминация по национальному признаку, когда полностью игнорируются права коренных народов, когда жестко подавляется всякое проявление их этнической самобытности, то любой повод, особенно зрелищные мероприятия, будь то свадьба или похороны, религиозные праздники или траурные шествия, госмероприятия, концерты и, конечно же, футбольные матчи становятся очень удобным фоном для проявления подавленных чувств народа, группового идентитета. Маленькая искра - и возгорается огонь. Футбольные казусы в Европе - совершенно иные по сути своей явления. Это скорее пьяные драки, столкновения ошалевшей от чрезмерного употребление алкоголя молодежи, выливающей внутреннюю агрессию под видом клубной солидарности. В этих пьяных дебошах, часто приводящих действительно к трагическим последствиям, нет ничего этнического.

Случай, подобный ленкоранскому, ни в коей мере нельзя считать обычным мордобоем между болельщиками двух конкурирующих футбольных клубов. Это даже не протест против угнетающей системы дискриминации, а в первую очередь - подходящая арена для демонстрации собственного национального "Я". Это, скорее, сродни средневековому карнавалу, в котором стираются все грани условности, возникает атмосфера свободы... Не случайно же народ на стадионе и на улицах города скандировал "Толышимон-хестимон"/"талишимон-хестимон", т.е. "Мы-талыши, мы-есть/ мы-талыши, мы-есть", а иногда, привязывая этот лозунг к "карнавалу" -"Талишимон-хестимон, Каспи Ланконэ пештимон", т.е. "Мы-талыши, мы-есть, мы-за Каспи Ланкона (т.е. за команду Хазар Ланнкран").

А чтобы получить хоть отдаленное представление о том, что творится в Азербайджане и какая в этой стране царит атмосфера вокруг нацменьшеств, достаточно прочесть книгу воспоминаний вдовы известного талышского писателя, редактора газеты "Голос Талыша" Новруз-Али Мамедова, замученного по ложному обвинению в застенках азербайджанской политической охранки. Эта книга, кстати, доступная в интернете, - правдивая история женщины-аварки, Марйам-ханум Мамедовой, потерявшей не только мужа, но и двух сыновей в борьбе за элементарные права национального самовыражения. А вы знаете, в чем истинная причина ареста другого редактора той же газеты - Гилала Мамедова? В раскручивании в интернете известной групповой песни "Ты кто такой? Давай, до свидания!", через которую многомиллионная русскоязычная аудитория в кратчайший срок узнала, что есть такой народ - талыши. Но не в этом боязнь властей, а в том, что подлинно татско-талышский песенный жанр мейхана, десятилетиями забытый, вдруг стал популярным, почти обрядовым действом, при котором всегда может возникнуть чувство единения, выкристаллизироваться самосознание, проявиться "карнавальная" свобода, способная в миг разнести механизмы подавления неуклюжей искусственной миниимперии.

ИА REGNUM: Кстати, как освещала радиостанция "Голос Талышистана" события в Ленкорани?

Очень объективно. Как я уже неоднократно говорил, наша главная задача - способствовать развитию талышской культуры и языка. И только. Но, не буду лукавить, при полном отсутствии собственных национальных институтов промотирования этнической самобытности и культуры в собственной стране, радиостанция "Голос Талышистана" является для талышей на сегодняшний день единственным источником "карнавальности", отражающим прошлое, настоящее и будущее - народа. Сейчас уже талыши говорят: "Толишистони садо радио-чыма радио", т.е. "Радио Голос Талышистана - наше радио" или "Толишистони садо радио - чыма миллати аламдарэ", т.е. " Радио Голос Талышистана-знаменосец нашего народа". И это высшая оценка деятельности радиостанции.

ИА REGNUM: Вы много занимались проблемами курдов, заза и других народов региона, долгие десятилетия ведущими национально-освободительную борьбу. Как бы вы сравнили Талышское национальное движение с движениями этих народов? Что общего между ними и что их отличает?

Все эти движения нацелены на приобретение народами права самим распоряжаться собственной судьбой. Но курдское движение - не монолитное явление; это, скорее, борьба, по сути, разных субэтнических групп, выступающих под общим обозначением "курды", за суверенитет в Турции, Ираке, Сирии. Курдское движение (или, правильнее, движения) не имеет четко оформленной реалистичной идеологии и концептуальной основы, к тому же оно во многом держится на трайбалистских традициях - всей его движущей силой по сей день является племенная аристократия. Национальное движение заза сформировалось в основном в течение последних двух-трех десятилетий и имеет явные тенденции развития. Но и здесь конфессиональные различия (часть заза-алевиты, часть сунниты) и проблемы с самоидентификацией создают определенные барьеры на пути объединения всего потенциала народа. Талышское же движение - монолитный конструкт с четкой идеологией и реалистичным видением будущего и, что важнее всего, со своим общепризнанным национальным лидером.

ИА REGNUM: Как бы вы вкратце охарактеризовали последние события в Ленорани? Если это, как вы считаете, не футбольный инцидент, то что же? Всплеск национального самовыражения?

Образно говоря, это, возможно, начало "Талышского Карнавала".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Автор хита осужден на 5 лет.. год за каждое слово (Ты кто такой давай дасвиданья)

В пятницу на суде по делу редактора газеты «Толыши садо» Хилала Мамедова суд вынес приговоров, осудив его на 5 лет лишения свободы.

Суд признал его виновным по всем обвинениям. Отбывать наказание он должен в колонии строгого режима.

Когда судья зачитал приговор, находившиеся в зале стали скандировать проклятия в адрес суда.

Сам Хилал Мамедов, обращаясь к залу, сказал, что осудить его может только Всевышний. Кроме того, он специально обратился к журналистам и отметил, что не намерен просить о помиловании.

Адвокаты Мамедова назвали приговор несправедливым, необоснованным и готовятся подать апелляцию.

* Мамедов был арестован 21 июня 2012 г. Он обвиняется в госизмене, разжигании межнациональной розни и наркоторговле. Гособвинитель просил ранее суд приговорить Хилала Мамедова к 6 годам лишения свободы.

Отметим, что за сегодняшним судебным заседанием наблюдали представители ЕС, ОБСЕ, посольств США, Германии, Франции, Норвегии и др

http://www.contact.az/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В пятницу на суде по делу редактора газеты «Толыши садо» Хилала Мамедова суд вынес приговоров, осудив его на 5 лет лишения свободы.<br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">Суд признал его виновным по всем обвинениям. Отбывать наказание он должен в колонии строгого режима.<br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">Когда судья зачитал приговор, находившиеся в зале стали скандировать проклятия в адрес суда.<br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">Сам Хилал Мамедов, обращаясь к залу, сказал, что осудить его может только Всевышний. Кроме того, он специально обратился к журналистам и отметил, что не намерен просить о помиловании.<br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">Адвокаты Мамедова назвали приговор несправедливым, необоснованным и готовятся подать апелляцию. <br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">* Мамедов был арестован 21 июня 2012 г. Он обвиняется в госизмене, разжигании межнациональной розни и наркоторговле. Гособвинитель просил ранее суд приговорить Хилала Мамедова к 6 годам лишения свободы.<br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);"><br style="color: rgb(28, 40, 55); font-family: arial, verdana, tahoma, sans-serif; font-size: 13px; line-height: 19px; background-color: rgb(250, 251, 252);">Отметим, что за сегодняшним судебным заседанием наблюдали представители ЕС, ОБСЕ, посольств США, Германии, Франции, Норвегии и др

не понял по всем статьям

и 5 лет,что за самый гуманный уголовный кодекс в мире?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Талышеведы — в «группе риска» в Азербайджанской Республике

На одном из заседаний Талышской Национальной Академии было принято решение подготовить биографию великого русского востоковеда Бориса Всеволодовича Миллера, автора ставших уже классическими книг «Талышские тексты» (М., 1930) и «Талышский язык» (М., 1953). Причиной тому была скудость сведений о его жизни как в собственно талышской, так и в русской историографии. Науке известны лишь несколько очень кратких публикаций о его жизни и научном наследии:

Б.В. Миллер (1877-1956): (Некролог) // Сов. востоковедение. 1956, № 5. С. 158-159.

Миллер Б.В. // БСЭ. 2-е изд. Т. 27. М., 1954. С. 485.

Миллер Б.В. // Императорское Московское Археологическое общество в первое 50-летие его существования. Т. 2. М., 1915. С. 228-229.

Миллер Б.В.// Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов с 1917 г.: [В 2 т. / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам].Т. 2. М-Я. – М.: Наука, 1995. — С. 79.

Миллер Б.В. // Научные работники Москвы. М., 1930. С. 184.

Иллюстрацией информационного вакуума может быть хотя бы то, что до сих пор не опубликована полноценная библиография Бориса Всеволодовича Миллера. Между тем, он занимался не только любимым Талышистаном (В интервью газете «Толыш» автор русско-талышского словаря, начинавшая учиться в аспирантуре под руководством Бориса Всеволодовича, Лия Александровна Пирейко вспоминала: “Он был фанатично влюблён в Талыш, талышский язык и культуру талышского народа. Вообще, надо сказать, что он тщательно оберегал «талышскую тематику», не подпускал к ней никого, даже ревновал, считая её «своим детищем». «Талыш- это мой ребенок, я его никому не отдам»,- говорил Миллер. Можно сказать, что он всего себя целиком, всю сознательную жизнь посвятил талышскому народу и его языку. […] Он был настолько одержим талышской тематикой, что готов был лишиться всего, «лишь бы оставаться один на один со своим талышом». Он мог часами сидеть за своим письменным столом, составляя рукописи и попутно размышляя о горестной судьбе талышского народа. «Надо же, такой древний и высококультурный народ, а не имеет своей государственности»,- сетовал Борис Всеволодович»”, но и фольклором и языком турков, татов (как парсов, джухуров, так и так называемых армяно-татов), курдов, таджиков и др. Создатель кафедры иранской филологии в МГУ, автором многих учебных материалов (русско-персидского словаря, лекций и пр.), он являлся одним из основателей московской школы советской иранистики, являвшейся логическим продолжением школы его учителей, иранистов дореволюционной России –Миллер В. Ф. (отец Бориса Всеволодовича), Корш Ф.Е. и др.

Работа по изучению его биографии была поручена мне. Изначально предполагалось написать развернутую статью, однако поиск материалов выявил значительный объем документов, касающихся биографии Б.В. Миллера, истории русского и советского востоковедения, а также частично истории талышского народа. На основании этого было принято решение подготовить отдельную книгу, посвященную биографии всемирно известного ученого, что в некотором смысле стало бы выражением благодарности за его чрезвычайно важный вклад в талышеведение.

Сбор материалов происходил по различным частным и государственным архивам, библиотекам и др. учреждениям Ланкона, Масалона, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Владикавказа и др. городов. Эсмира Джавадова в книге «… Он также был выдающимся этнографом (страницы из жизни и творчества Теймур бека Байрамалибекова)» (тюрк. «…O həm də görkəmli etnograf idi (Teymur bəy Bayraməlibəyovun həyat və yaradıcılıqından səhifələr)», Bakı, 2009) упоминает, что Б.В. Миллером была найдена и передана в Институт рукописей им. М. Физули в Баку рукопись Т. Байрамалибекова «Ленкорань в прошлом» (написана предположительно в 1930-1932гг.) (см.: Cavadova E. Op. cit, s. 15).

Не имея особых надежд получить ответ, я обратился в Институт рукописей им. М. Физули. Я написал на электронный адрес этого учреждения письмо следующего содержания:

«Здравствуйте!

Меня зовут Игбал Абилов. Я занимаюсь биографией известного советского ираниста Бориса Всеволодовича Миллера. Он предпринимал несколько поездок в Азербайджан в 1902, 1925 (обе поездки — в Талышскую зону), в 1929 (по татским населенным пунктам). В этих поездках его часто сопровождали местные жители — как простые крестьяне, так и представители местной интеллигенции. Не могли бы Вы подсказать, имеются ли в Институте рукописи НАНА документы, связанные с Б.В. Миллером. Например, возможно в фонде Т. Байрамалибекова хранится переписка последнего с Б.В. Миллером. Кроме того, в книге сотрудника Института Эсмиры Джавадовой сообщается, что Миллер передал в Институт рукописи одну из рукописей Байрамалибекова. Имеется ли информация о том, как эта рукопись оказалась у Б.В. Миллера? Передавал ли он еще что-нибудь в фонды Института? Имеются ли в Институте документы, связанные с ленкоранским литературным кружком «Фовджюль-Фюссаха»? Борису Всеволодовичу в его поездке помогали некоторые из членов этого кружка. <…> Сообщите, пожалуйста, как можно получить документы для публикации, если таковые найдутся?

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Игбал Абилов».

Через некоторое время я связался по телефону с ответственным лицом – заместителем директора Института Пашой Али оглы Керимовым. Мы довольно хорошо пообщались. Я поинтересовался изданной Институтом в 2012 г. книгой Э. Джавадовой «Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения» (Баку, «Элм ве техсил») - к сожалению, система книгораспространения в Азербайджанской Республике очень сильно пострадала за время независимости: сегодня чрезвычайно сложно найти в каком-нибудь магазине интересующую Вас книгу, тем более – научную. Вина за это лежит как на общей политике государства, серьезно цензурирующего издаваемые в стране книги и мало вкладывающего в развитие настоящей литературы, науки и образования, так и общем спаде интереса населения к чтению. Так, тираж большинства книг (особенно научных) не переваливает за 500-1000 экземпляров. К примеру, тираж интересующей меня книги составил лишь 500 экземпляров. Паша Керимов, сообщив, что книга не продается в магазинах, любезно отправил мне один ее экземпляр, за что я выражаю ему свою признательность. После получения ответа по электронной почте мы продолжили переписку. В своем последнем письме в ответ на вопросы П. Керимова я написал:

«Дорогой Паша муаллим,

В широком смысле, я занимаюсь Талышским регионом. Сейчас я занимаюсь биографией Бориса Всеволодовича, который, в общем-то, занимался не только Талышом, но и другими регионами и народами АзССР. Следующим исследованием, возможно, будет «Фовджуль фусаха». Поэтому, например, мне интересно, могу ли я, будучи частным исследователем, получить копию «Джавахернаме-йе Ланкаран» Садиали ибн Казымбека или «Ахбарнаме» Мирза Ахмеда? Мне в общем-то нечего присылать взамен.

Оригиналы меня интересует в связи с тем, что выполненные издания этих произведений имеют значительные различия. Издание книги Саидали 2000г. (изд. «Орнак»), например, выполненно без указания шифра оригинала и непонятно, какая из двух рукописей Института издана; непонятны различия эти двух рукописей, а это, безусловно, важно для исследования.

<…>

С уважением,

Ваш Игбал».

После дневного молчания я получил ответ, который ожидал получить на своё первое письмо, а не после столь корректной и уважительной переписки:

«Уважаемый Игбал Абилов,

Мы узнали, что вы ведете антиазербайджанскую деятельность, сотруд­ничаете с армянами. Именно с «Исторической борьбы за право быть хозяева­ми своей земли» начали армянские сепаратисты и по этому до сих пор на Кав­казе проливается кровь, страдают невинные люди, 1 миллион азербай­джанских беженцев.

Ваш друг Аликрам Гумбатов хотел поссорить талышей с азербай­джанцами. И что из этого получилось? От него отказались в первую очередь сами талыши. Люди живут нормально, спокойно. Кому нужно нарушать их спо­­койствие? Посмотрите на Армению. Ведь они выжили представителей всех национальных меньшинств. Даже русских. Вы думаете, они вам по­могают из-за сострадания? Армяне открыли военное училище для предста­вителей национальных меньшинств Азербайджана. Почему? Потому, что им выгоднее посылать против азербайджанцев не своих, а других. У них в рес­публике мало кто остался. Вы были в Иране. Что вы думаете, иранские талы­ши откликнутся на ваши позывы (если поймут ваш диалект) и начнут борьбу за право быть хозяевами своей земли? И как на это посмотрят в Иране?

Если вас используют, и вы это понимаете и сами как то хотите получить выгоду из ситуации для себя – это ещё я могу понять. Но в любом случае оставь­те народ в покое. Не трудное дело сидеть в России, Белоруссии, Армении и мутить воду. Вот обрадуются армяне, другие враги народов Кавказа.

Больше не желаем сотрудничать с вами.

С уважением,

Паша Керимов».

Я ни в коем случае не собираюсь «оправдываться» перед автором этого письма. Это было бы ниже достоинства любого уважающего себя человека. Паша Керимов, изначально, судя по всему, не знавший о том, что я являюсь сотрудником Талышской Национальной Академии, «удивился» моим научным интересам и написал этот ответ, вероятно, лишь «наведя соответствующие справки» и, вполне возможно, получив «необходимые инструкции». Вынужден предполагать, что Паша Керимов, вероятно, даже не знаком с работами собеседника, и мысль об «антиазербайджанской деятельности» является лишь свидетельством «инструктажа».

Такое отношение представителя азербайджанской науки к академическому талышеведению, являющееся, к большому сожалению, правилом, а не исключением, не может не тревожить. Печально, что деятель науки, который, казалось бы, должен быть далеким от пропаганды и стремиться к трезвому и объективному восприятию действительности, к миру, стабильности и развитию народов как своего государства, так и соседних, напротив крайне болезненно реагирует на любую деятельность, описательным эпитетом которого может быть слово «талышский», называет ее «антиазербайджанской». Вызывает сомнение, что квалификация любой «талышской» активности как «антиазербайджанская деятельность», будет в обозримом будущем способствовать урегулированию столь чувствительных, местами латентных этнических конфликтов внутри Азербайджанской Республики. Стоит ожидать, что это напротив лишь усилит существующие противоречия.

Между тем, для справки должен заметить Талышская Национальная Академия создана в 2010 г. в г. Рига группой талышских исследователей для планомерного обследования и изучения Талыша в социально-экономическом, историко-этнографическом, археологическом, литературном и лингвистическом отношениях, а также распространения знаний о нем. Академия издает «Вестник ТНА» на талышском, английском и русском языках. ТНА занимается исключительно научной деятельностью.

Вместе с тем, необходимо сделать цитату из первого номера «Вестника ТНА»: «следует понимать, что некоторые области гуманитарного знания тем или иным образом всегда связаны с политическим контекстом, что зачастую влечет за собой навешивание со стороны сторонних от науки лиц дискредитирующих ярлыков о «политизированности» какой-либо работы, «бросающей вызов правилам якобы надполитической объективности» (Э. Саид). Было бы ошибкой (и более того, как не парадоксально, самой «политизированностью») в угоду избежания таких нападок (т.е. под их негласным давлением), корректировать исключительно научные выводы, ориентируясь на оценку ненаучных институтов общества». Поэтому одним из принципов работы ТНА можно назвать полную независимость работы учреждения от каких-либо политических движений, партий. Главной задачей ТНА является создание независимой талышской научной школы.

Сразу после создания ТНА и первых изданных работ этого учреждения в бакинских СМИ появились публикации об «антиазербайджанизме» Академии. И это несмотря на то, что печатный орган учреждения был признан отвечающим всем стандартам академического издания специалистами-иранистами по всему миру, а книги Академии издаются, в том числе и в европейских академических издательствах (например, в немецком издательстве «LINCOM publishers»). Некоторые называют «антиазербайджанскими» даже талышские словари.

Противодействие Академии ведется не только внутри Азербайджанской Республики, но и за ее пределами. Например, в 2011 г. ТНА была издана книга «Несостоявшаяся независимость Талыша», включавшая очерки (одна – в соавторстве) автора этих строк по истории и этнографии талышей, в Минске. Члены Конгресса азербайджанских общин Беларуси и местное азербайджанское посольство активно противодействовали продаже книги в городской «Академкниге».

С проблемами Талышская Национальная Академия порой сталкивается и при работе с российскими архивами, которые не желают выдавать исследователям хранящиеся у них документы и направляют их обращаться к ним не напрямую, а посредством бакинских органов (стоит только вдуматься!). Отдельные учреждения России и российские ученые открыто говорят, что боятся нападок со стороны Баку в случае сотрудничества с ТНА. В некоторых учреждениях отдельные сотрудники в приватных беседах жалуются, что руководство запрещает им сотрудничество с Талышской Национальной Академией.

В свете сказанного вызывает сожаление, что те, кто говорит об «антиазербайджанской деятельности», не говорят об «антиталышской деятельности». Я пишу не о преследованиях политических деятелей. Меня беспокоит состояние талышеведения в Азербайджанской Республики, точнее, ее отсутствие.

Как свидетельствует общение, в том числе и с Пашой Керимовым, независимое исследование Талышистана в стране запрещено и является, как не печально, преступной деятельностью. Получить доступ к документам, прямо касающимся истории и культуры талышей из архивов Баку фактически невозможно. Для этого сотрудники архивных учреждений требуют предоставления разрешений из МВД или МНБ или же решения/требования суда. Именно поэтому до сих пор в печальном состоянии находится исследование биографий, например, талышских деятелей 1920-1930-х годов Бойукага Мирсалаева, Зульфугара Ахмедзаде и др.

Отдельно стоить сказать о безопасности талышских учёных. В 2007 году был арестован талышский лингвист Новрузали Мамедов, который был совершенно далек от политики. Он был обвинён за свою «талышскую активность» в шпионаже и «измене Родине» и осуждён на 12 лет тюремного заключения. В 2009 году он умер в тюрьме. Вдова Н. Мамедова и талышские деятели утверждают, что он был убит, как и двое его сыновей. В 2012 в Баку был арестован другой талышский учёный – кандидат физико-математических наук Г. Мамедов и осуждён в прошлом году на пять лет тюремного заключения за «разжигание межнациональной розни» и «шпионаж». Обвинение в обоих судебных разбирательствах называло «агентом иранских спецслужб» талышского исследователя Али Абдоли из Ирана, который, если не ошибаюсь, после Исламской революции вообще лишился работы и вынужден зарабатывать деньги работой в своём маленьком книжном магазинчике. Сегодня любой талышевед находится в Азербайджанской Республике в «группе риска» и в любой момент может быть обвинён в каких-то неимоверных преступлениях. Но страшно то, что эта позиция не только отдельных органов, но, в том числе и большинства учёных. Фактически все бывшие коллеги Новрузали Мамедова сегодня боятся даже упоминать имя своего покойного товарища.

Вызывает горечь, что сегодня в стране не осталось серьёзных учёных, готовых противостоять расползшемуся пантюркистскому шовинизму, подобно Играру Алиеву.

Кроме всего, необходимо повториться: в Азербайджанской Республике «путём создания в СМИ, науке и искусстве нового и ограничения старого вокабуляра, относящегося к талышам, происходит кардинально новая репрезентация этноса, направленная на изменение его места и роли в истории региона» (Абилов И. Историко-культурное наследие как проблема этнического самосохранения (на примере талышского народа)// Вестник ТНА, № 1, 2011, сс. 60-61). В стране изменяется почти вся терминология, каким-либо образом связанная с Талышом и талышами.

Один из хадисов передаёт слова пророка Мухаммеда (саас): «Если видишь совершение греха, останови его рукой, если не можешь этого, то – словом, если и этого не можешь, то не одобряй тот грех и этот будет наименьшим проявление веры». Хочется надеяться, что учёные Азербайджанской Республики хотя бы не одобряют происходящего.

Шахини Игбал Абилов — научный сотрудник Талышской Национальной Академии, Главный редактор «Вестника ТНА»

http://realcaucasus.org/12871

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Кто в онлайне   0 пользователей, 0 анонимных, 9 гостей (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

  • День рождения сегодня

×