Перейти к содержанию
Авторизация  
ХачПет

Евреи на Кавказе

Рекомендуемые сообщения

ЕВРЕИ НА КАВКАЗЕ.

8133ae7072cd.jpg

На мой взгляд, кавказскими народами следует считать не только те, что нам известны по административным образованиям, или по территории компактного проживания (ногайцы, кумыки, табасаранцы и т.д. в Дагестане), но и те, предки которых поселились на этой земле в незапамятные времена. Это имеет непосредственное отношение к евреям. Первые представители еврейского народа обосновались на Кавказе, а точнее на территории современной Грузии, более двух тысяч лет назад (по некоторым данным, в VII-VI веках до нашей эры). В дальнейшем их стали называть грузинскими евреями. Чуть позже на современную территорию Азербайджана и Дагестана из Персии пришли евреи горские. В Европе о них стало известно гораздо раньше, чем, например, о многих кавказских народах, ныне имеющих свою, пусть даже формальную, государственность.

Гораздо позже грузинских и горских на Северном Кавказе появились и ашкеназийские евреи. Можно было сказать, что произошло это исключительно благодаря освоению региона Россией, но в тоже время вопреки царской администрации. До второй половины XIX века царские власти запрещала евреям жить на Кавказе. Точнее, хотели запретить, но обстоятельства заставляли их отказываться от своего решения.

Обобщая, можно сделать вывод о трех волнах иудейского заселения Кавказа, при всей, конечно, условности этого процесса. Евреи грузинские, горские и ашкеназийские, по словам специалистов, - этнические группы единого еврейского народа. Они говорят на разных языках, но принадлежат одной вере – иудаизму. Мне трудно судить об отличиях во внешних проявлениях иудаизма, но все синагоги на Кавказе, в которых удалось побывать, показались мне очень похожими.

От знатоков вопроса не раз доводилось слышать, что наиболее интересными на Кавказе они считают евреев грузинских (самоназвание — эбраэли или исраэли). Вот, например, что по этому поводу говорит раввин, президент научного фонда "Еврейская энциклопедия" Зеев Вагнер: «Грузия – это единственная страна, где у евреев никогда не было своего диалекта, по крайней мере, ученым об этом ничего не известно. Евреи там говорят по-грузински, они вросли в эту страну всеми своими корнями. Но в тоже время это самая религиозная группа евреев – обычаи и обряды иудаизма сохранялись среди них даже в советское время. Интересны грузинские евреи еще и тем, что до 1860 года они были крепостными, в то время как все остальные евреи рабства и крепостничества избежали. Сегодня многие грузинские евреи живут в России. Еврейская жизнь Москвы или Петербурга без грузинских евреев просто невозможна».

Ашкеназийские евреи на Кавказе, можно сказать, язык предков утеряли. Идишем почти никто из них сегодня не владеет. Появились они в регионе, как уже мы говорили, в XIX веке после разрешения русского царя. Возможно, сильная зависимость от каждого имперского чиха постепенно ослабила тягу к родному языку, но, к счастью, не к родной религии.

Наиболее «старая» община ашкеназийских евреев в регионе владикавказская. Об истории ее появления мне рассказал руководитель местного этнического общества «Шолом» Марк Петрушанский: «В конце XVIII века, в результате войн с Россией, произошло разделение Польши. Тогда большие массы европейских евреев попали в Россию. Царская администрация в конце XVIII века заложила крепость Владикавказ, которая впоследствии стала гордом. Для того чтобы обслуживать гарнизон, потребовались ремесленники. Местное население поставляло в крепость бурки, сыр осетинский, другие продукты. Однако горцы не умели шить офицерские мундиры с золотыми погонами, гражданские платья, дамские шляпки. Не ездить же за всем этим было в Петербург. Вот и решили поселить мастеровых евреев во Владикавказе. Но в принципе евреям жить на Кавказе в начале XIX века еще не разрешалось. Для умельцев сделали, можно сказать, исключение. Однако в 1827 году все же вышел царский указ (по настоянию министра финансов Конкрина) о выселении евреев из Владикавказа. Видимо, им не понравилось, что численность еврейского населения здесь стала расти. Но не прошло и двух лет, как Петербург под давлением руководства Терского казачьего войска вернул евреев на Кавказ. Произошло это потому, что офицеры и местное население возмутились выросшими ценами на одежду, не говоря о том, что офицерскую форму просто некому стало шить. Правда, выселение евреев из Владикавказа повторилось в 1835 году, но вскоре они снова вернулись и больше уже не уезжали.

В середине и во второй половине XIX века началось интенсивное развитие курортов Кавказских Минеральных вод. Сюда уже приезжали не только евреи-портные (помните у Лермонтова в «Герое нашего времени» Грушницкий высказывается по поводу мундира, сшитого евреем, правда, употребляя некорректный этнический синоним), но и евреи-медики – региону нужны были профессиональные специалисты. Словом, нынешний Северный Кавказ без евреев представить просто невозможно.

Еврейских погромов в регионе почти не было, но репрессий этот народ не избежал. Российские ура-патриоты часто обвиняют евреев в пристрастиях к большевизму, забывая, как чекисты и сотрудники НКВД громили еврейские общины, в том числе и на Северном Кавказе. «Евреи нелегально встречались на квартирах, молились, отмечали субботу, - продолжает Марк Петрушанский. - За это очень многие были арестованы. У них отобрали все еврейские культовые принадлежности, книги, молитвенники, свитки Торы. Многие погибли в тюрьме. Я недавно обратился в Управление ФСБ по Северной Осетии с просьбой вернуть изъятые в те годы свитки Торы. Мне ответили, что, к сожалению, они не сохранились. За что тех людей арестовали, за что их осудили? Они не были ни шпионами, ни террористами, они даже не были диссидентами. Они просто молились, что делали их предки тысячи лет. Это называлось "ленинская национальная политика". Вот, что обидно. Только в конце 1980-х годов на волне перестройки, когда в нашем городе стали возникать национальные центры, евреи тоже решили возродить свое общество. Теперь уже никто не стесняется своей нации. Двести лет мы живем в Осетии. Никогда здесь не было еврейских погромов, не было дискриминации. Евреи здесь прекрасно учились, работали, занимали очень высокие места, и отсюда эмиграция хоть и была, но не большая. В постсоветские годы уехало почти 800 человек. Я посчитал, что из них евреев оказалось не более трехсот. А кто остальные? Не евреи. Во Владикавказе был случай, когда одна еврейская бабушка вывезла из Северной Осетии 18 неевреев». Как выяснилось, эта бабушка через несколько лет вернулась в Осетию, сказала, что соскучилась по малой родине.

Горские евреи говорят тоже не на иврите, и не на идише, а на одном из диалектов фарси. Они расселились в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Меня заинтересовал вопрос взаимоотношений татов и горских евреев, поскольку многие их называют одним этносом. Сразу должен сказать, что мой опрос многих представителей татов-евреев выявил любопытную особенность – почти все опрошенные мною таты назвали себя евреями, но ни один горский еврей не посчитал себя татом. Этот факт уже позволил сделать вывод, что вопрос этот основательно запутан.

Объединяет горских евреев и татов иудейская вера, хотя среди татов встречаются мусульмане и христиане. Послушаем авторитетного ученого – специалиста по истории Хазарии махачкалинского профессора Мурада Магомедова: «Ученые долго спорили о том, кто такие таты и горские евреи. Они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Сасанидские правители Персии для охраны северных границ империи переселяли в район Дербента население, в том числе и татов. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудаизм – есть такая гипотеза. Известны случаи, когда таты становились мусульманами. Народам приходится прибегать к той или иной форме религии в силу политических обстоятельств».

Исходя из слов профессора, заключим, что таты и горские евреи –не одно и тоже. Однако в московской общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты здесь не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но все же и здесь я услышал мнение, что между этими народами есть существенные различия. В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.

«Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи.

Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.

Сам по себе этноним "таты" впервые появился в VIII веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме Северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом».

Большую путаницу в этот вопрос, как и во многие другие на Кавказе, внесли приснопамятные советские годы. Когда началось гонение на евреев – многие горские евреи были вынуждены записать себя и своих детей татами. Разрешило советское правительство выезд в Израиль – теперь уже таты стали менять паспорта, указывая себя евреями. Словом, советская власть своими репрессиями и послаблениями окончательно запутала татско-еврейский вопрос. В Дагестане, например, многие условились считать евреями и татов-иудеев, но вот татам-мусульманам или христианам оставили их отдельный этнос. Иначе было не избежать странностей - человек мог называть себя и евреем, и мусульманином одновременно. Хотя советская власть давала еще и не такие результаты!

Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится не скоро. Но он уже принес положительные плоды - истину ищут в дискуссиях ученые-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои «противоречия», держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе это большое достижение. Таты и горские евреи на своем примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.

Автор: Олег Кушаты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5dbd1a222a7a.gif

ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ.

Грузинские евреи - отдельная этнолингвистическая группа. Самоназвание - эбраэли. Разговорным языком является грузинский, который используют, также в качестве письменного, не прибегая к еврейскому алфавиту. В некоторых р-нах сформировался жаргон киврули (т.е. еврейский), включающий многие корни, заимствованные из иврита.

Согласно грузинской исторической традиции, первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором (586 г. до н. э.). Можно полагать, что эта традиция отражает прибытие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой вошла в 539 г. до н. э. в состав древнеперсидской державы Ахеменидов (558–330 гг. до н. э.). Очевидно, из Южной Грузии евреи постепенно расселились по другим областям страны. Сведения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточногрузинского государства Картли) в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале 4 в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.

Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в 6 в., видимо, из Византии, и о последующей миграции трех тысяч евреев оттуда в Восточную Грузию. Очевидно, эти данные отражают массовое бегство евреев из западных областей Грузии, находившихся под властью Византии, в которой в 6 в. евреи подвергались жестоким гонениям, в юго-восточные области Грузии, находившиеся под владычеством персов, относившихся в то время толерантно к евреям. Имеются данные и о еврейских миграциях в Грузию из Армении и из Ирана. Можно полагать, что топоним אפריקי, упоминаемый несколько раз в Вавилонском Талмуде (например: РхШ. 26 а; Санх. 94 а; Тамид 32 а), следует читать как эфирике, то есть Иберика, или Иберия — одно из древних названий Восточной Грузии, а также Грузии в целом.

Во второй половине 7 века значительная часть Грузии была покорена арабами, хотя и продолжала оставаться христианской страной. Процесс формирования еврейской общины Грузии бал прерван татаро-монгольским нашествием. Многие из них бежали в другие страны, прежде всего в Персию. Бесчисленные войны и восстания, опустошавшие страну, способствовали тому, что евреи, лишившиеся состояния, вынуждены были искать защиты у грузинских феодалов. Ценой такого покровительства в Грузии всегда было закрепощение. В отличие от России, грузинские феодалы считали возможным закрепощать нехристиан. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. Первые из них относятся к 1398 г., когда, по сообщению грузинской хроники, грузинский царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометрию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживавших в селении Ганух. Тем не менее, одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство г-на не принуждать евреев к переходу в христианство, которое не всегда выполнялось. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также ткачеством и отхожими промыслами и торговлей. Часто грузинская церковь выкупала евреев у их хозяев за обязательство принять православие, чем многие пользовались. В соответствии с грузинским законодательством, крепостные евреи делились на три категории: крепостные царя, крепостные помещичьи и крепостные церковные. Как крепостные, так и свободные евреи (проживавшие большей частью в городах) не принимались в армию и взамен воинской повинности выплачивали "армейский выкуп".

После включения Восточной Грузии в состав Российской Империи в 1801 г. грузинские евреи, относившиеся к категории царских крепостных, были переведены в категорию "крепостных казначейства" и им было вменено в обязанность выплачивать оброк российской казне. С отменой крепостного права в Грузии (1864-71 гг.), евреи, став свободными переселились в основном в города, где уже существовало свободное еврейское население, занимавшееся торговлей в разнос.. Сравнительно небольшое число грузинских евреев занималось ремеслами (5%). У некоторых семей имелись виноградники.

Окончательно еврейская община сформировалась поэтому в Грузии только в к. 19 в. Освобожденные крепостные, выходцы, как правило, из одного села переселялись в один и тот же город, где стремились основать синагогу и селиться вокруг нее. Быстротечность процесса урбанизации и переход большинства ее членов к занятию торговлей стали одной из основных причин, вызвавших резкое увеличение открытых вспышек антисемитизма в Грузии. Другой причиной было влияние русского антисемитизма. В любом случае, еврей - слабый чужак в грузинских городах, был удобным объектом для нападок. Контакты с российскими евреями - ашкеназами проходили весьма напряженно, поскольку грузинские евреи считали ашкеназов безбожниками или неревностными исполнителями религиозных предписаний. В свою очередь и ашкеназийские евреи относились свысока к своим грузинским соплеменникам.

На сегодняшний день в Грузии проживают не более 10000 евреев. Центром еврейской жизни является Тбилиси. Здесь есть не только раввины, но и резник, моэл и др. Кроме Тбилиси небольшие еврейские общины существуют в Кутаиси, Гори, Батуми, Сурами, Карели, Ахалцихе и в некоторых других городках. К середине 90-х годов окончательно опустели еврейские селения. К примеру, в Кулаши кроме синагог и кладбища о еврейском присутствии в местечке напоминает лишь недавно созданный Музей грузинско -еврейской дружбы. Несмотря на свою малочисленность, еврейская община этой закавказской республики продолжает свое существование: организовываются летние лагеря для молодежи, работают еврейские школы (в том числе религиозные). В Тбилиси и некоторых других городах есть отделения таких международных еврейских организаций, как "Джойнт" и "Сохнут". Тбилисская община готовится к воссозданию музея истории и культуры грузинского еврейства.

Благодаря невероятной приверженности грузинской диаспоры к родным традициям и вере отцов, еврейская жизнь в ближайшее время не угаснет на территории республики, что во многом связано с активной проеврейской и произраильской позицией грузинского руководства.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

АХАЛЦИХСКИЕ ЕВРЕИ.

"Ахалцихелебис лоцва" (Синагога евреев из Ахалцихе) - так называют и по сегодняшний день тбилисскую центральную синагогу, которую ахалцихские евреи построили в начале двадцатого века (1904 – 1913гг), в главной артерии старого города, в так называемом ареале «Армянского базара».

В хрониках второй половины девятнадцатого века упоминается о «Мунтуаант дарбази» (в некоторых источниках «Бунтуаант дарбази»), который стоял в этих краях и который с 1877 года был адаптирован под синагогу.

Грузинская пресса 1892 года отмечает: «. . . на неподходящем месте построен («Мунтуаант дарбази») и при этом здание обветшало (ветхое). . .» (Ивериа 1892г №69)

К 1899 году «Мунтуаант дарбази» разрушен по решению губернского правления. (Ивериа 1901г №35).

1903 г. «. . . евреи, говорящие на грузинском языке, подали просьбу губернатору и попросили разрешения на постройку синагоги на свои собственные средства. . .» (Ивериа 1903г. №20)

1904 г. «. . . Министерство Внутренних дел одобрило это ходатайство («Цнобис пурцели» 1904г. №2634).

1909 год – «Есть трудности в окончании строительства синагоги, так как для такого огромного здания нужно много денег. Здание красивое и интересное, только внутренних принадлежностей не хватает. . .» (Дроэба 1909г №201).

1911 г. «... завершено строительство, и сегодня там даже проводят молитвы. Здание широкое, просторное, высокое, целиком построенное из кирпича. В построении такого огромного здания им не помогал никто, исключительно своим трудом и карманом евреи построили его. Им пришлось много перетерпеть, но, наконец-то, они закончили» («Синатле» 1911 г. №5).

В 1913 году закончено полное обустройство синагоги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еврейская община в Армении.

Еврейская община Армении – одна из самых малочисленных общин в странах СНГ. В Армении действуют две крышевые еврейские организации: Еврейская Религиозная община Армении и Еврейская община Армении. Еврейская Религиозная Община Армении Центр «Мордехай Нави» - была создана и зарегистрирована в Ереване в 1992 г. Комитетом по Делам Религии при правительстве Армении. Ее регистрация стала продолжением процесса легализации еврейского движения в Армении начатого в конце 80-х годов. У истоков создания Общины стояли молодые люди, которые начиная с 70-х годов вкладывали свой энтузиазм в возрождение еврейства. Первым этапом было объединение евреев вокруг общественной организации «Еврейская Община Армении». (Сопредседатели Игорь Улановский и Герш Бурштейн).

Еврейская Религиозная Община Армении с момента ее основания и по настоящее время является организацией, в которой не только говорят о еврейской традиции, культуре и истории, но помогают ее членам сделать это неотъемлемой частью их жизни.

В 1991 г нами была открыта первая в Армении национальная еврейская Воскресная Школа «Тора Ор». Школьная программа обучения включает занятия по еврейской традиции, истории, ивриту, музыке и английскому языку. Старшие классы проходят основы Торы, Талмуда, Еврейского Закона. Более восьмидесяти воспитанников воскресной школы, продолжили свое обучение в Израиле по различным программам (в том числе «Наале» и «Алия-16»). Пять человек закончили иешивы в Иерусалиме и в Москве.

В конце 1994 года Еврейской религиозной общиной была получена территория под еврейское кладбище. В мае 1995 года Еврейской Религиозной Общиной при поддержке организации МЦИРЕ «Тхия» (директор Л. Ройтман) и фонда «Ор Авнер Хабад Любавич» (директор Д.Мондшайн) было приобретено частное трехэтажное строение, под общинный центр. Основными задачами деятельности Центра являются возрождение еврейской традиции, образование, приобщение к национальной культуре, социальная помощь. На сегодняшний день в здании общинного центра действуют: детская воскресная школа, библиотека, курсы по языку и традиции для взрослых, молельный зал, благотворительная столовая. Выходит еврейская ежемесячная газета «Коэлет».Работает программа «Теплая зима», в рамках которой члены общины обеспечиваются керосином и электроэнергией на 5 холодных месяцев года.

Еврейская религиозная община распространяет свою деятельность на евреев по Галахе, а благотворительная помощь оказывается всем имеющим право на репатриацию в Израиль.

материал подготовили - "Ар&Ко".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ЕВРЕЙСКАЯ КАРТА ГРУЗИИ.

Население.

Еврейскую общину Грузии можно разделить на две равные части: "коренные" грузинские евреи и русскоговорящие ашкеназские евреи. Последние стали переселяться в Грузию с начала 19-го века и, особенно, во время Второй Мировой Войны. Центром еврейской жизни Грузии является столица Тбилиси (11 тысяч евреев). Другие общины находятся в Кутаиси (1 тысяча), Гори (800), Батуми (300), Они (250), Ахалцихе и в некоторых других городах.

19c3e8c05b4b.jpg

Еврейский торговец из Ахалцихе.

Картина художника Шалома Кобошвили.

История.

Грузинские евреи - одна из старейших диаспор мира. Археологические находки свидетельствуют о долгой истории пребывания евреев на территории современной Грузии - со 2-го века до н.э. За десятки столетий грузинские евреи переняли множество местных традиций и обычаев, особенно в сфере повседневной жизни и языка.

Грузия - страна, известная своим более, чем лояльным отношением к евреям, поэтому уровень антисемитизма в стране ничтожно мал. Тем не менее, евреи Грузии перенесли немало бедствий, им даже пришлось пережить период рабства. При этом грузинские евреи смогли остаться верными еврейской традиции. Этому способствовало и то, что во времена СССР устрожения и репрессии до евреев Грузии практически не дошли. Так, в 1979 году почти половина всех синагог СССР (90) находилась в Грузии.

В августе 1969 года главами 18-ти грузинских еврейских семей было написано письмо премьер-министру Израиля, Голде Меир, которая выступала одним из инициаторов того, чтобы советские евреи могли свободно репатриироваться в Израиль. Письмо было пронизано восхищением землей Израиля и еврейским народом. Кроме того, в письме содержалась просьба о разрешении горским евреям сделать алию в Израиль.

"Здесь есть 18 человек, которые подписали это письмо. Но ошибается тот, кто считает, что нас всего 18. Здесь могло бы быть гораздо, гораздо больше подписей. Считается, что в мире живут 12 миллионов евреев. Но ошибается тот, кто считает, что нас всего 12 миллионов. Тех, кто молился за Израиль - их сотни миллионов, и они не дожили до этого дня. Они идут с нами, плечом к плечу, бесстрашные и бессмертные, те, кто передал нам из рук в руки традиции бесстрашия и веры. Мы будем ждать месяцы и годы, мы будем ждать до самой смерти, если это будет необходимо, но мы не отречемся от нашей веры и от наших надежд. Мы верим, что наши молитвы будут услышаны. Мы знаем, что нашу просьбу услышат другие люди. Потому что мы просим разрешения войти в землю наших праотцев".

c3c037e05162.jpg

Еврейка из Ахалцихе.

Картина художника Шалома Кобошвили.

Община.

В Грузии нет единой еврейской организации, но в стране существует около 30 отдельных еврейских объединений.

Культура и Образование.

В Тбилиси есть дневная еврейская школа, остальные 6 школ находятся в 3 других городах страны. Также в Тбилиси работают курсы иврита и другие классы, функционирующие при "Джоинте". Их посещают как юные, так и взрослые жители страны. Выпускается несколько изданий, такие как "Алия Сахартвелодан", "Шалом", "Менора".

Религиозная жизнь.

Грузинские евреи, пожалуй, более других евреев бывшего СССР отличаются глубокой приверженностью традициям. Количество межрасовых браков очень невелико, и уровень знаний в области еврейского закона гораздо выше, чем в других бывших советских республиках. Грузинские синагоги находятся в Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори, Они и в некоторых других селениях, даже в тех местах, где количество евреев очень мало. Кошерная еда доступна всем желающим.

Алия.

Грузинские евреи стали селиться на территории Эрец Исраэль с 1860 года, а к 1914 году в Иерусалиме проживало уже 500 евреев из Грузии.

С 1989 года 17 тысяч евреев эмигрировали в Израиль.

Достопримечательности.

Красоту горских синагог можно оценить во многих грузинских городах.

Наиболее известная старая горская синагога находится в Тбилиси.

Контактная информация:

Посольство:

Achmashenabeli Ave. 61 , Tbilisi 380002

Тел. 995 8832 964 457/951 709, Факс 995 8832 754 469

материал подготовили - "АрКо".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Грузия приступила к производству кошерных вин.

01.03.2008

Свободная Грузия.

Варлам Мурадели.

Перед собравшимися в зале журналистами выступили уполномоченный представитель корпорации кошерной сертификации пищи «О Кей», раввин Шмоэль Эдельман, раввин Израиля Авраам Михелашвили, исполняющий обязанности главного раввина в Грузии Авимелех Розенблат, генеральный директор еврейско-грузинского фонда «Развитие» Зураб Джибладзе и соучредитель ООО «Алаверди» Зураб Гогинашвили.

В Грузии производство кошерного вина началось в 2006 году на заводе ООО «Алаверди» в селе Чумлаки Гурджаанского района с одобрения еврейской общины. Изготовление и розлив вина проходят под наблюдением специально прибывшего из Израиля раввина Шмоэля Эдельмана.

На производстве работают только верующие иудеи, строго соблюдающие субботу. Авторы проекта считают, что производство кошерного вина является важным этапом в развитии грузино-израильских отношений.

Участники пресс-конференции рассказали журналистам подробности проекта и представили шесть видов кошерных вин, производимых из грузинских сортов винограда с соблюдением всех необходимых технологий и обрядов.

Досье «СГ»: Слово «кашрут» (kashrut) на языке иврит означает «пригодный». Так именуется свод законов и правил, регламентирующих приготовление евреями пищи и напитков. А продукты, которые соответствуют этим правилам, называются кошерными (kosher). По законам Торы, к кошерному вину предъявляются самые серьезные требования.

Кошерные вина (kosher wines) должны удовлетворять всем строгим требованиям раввината, чтобы их могли употреблять верующие иудеи. К кошерным винам предъявляют следующие требования:

- вина не должны быть произведены из винограда, собранного с кустов моложе четырех лет;

- виноградник, если он не расположен на библейских землях, каждый седьмой год необходимо оставлять (то есть не собирать урожай);

- на винограднике должны произрастать только виноградные растения (то есть не должно быть посевов зерновых и овощных культур в междурядьях);

- после поступления на винодельню виноград и полученное вино должны находиться в руках только строго соблюдающих субботу иудеев, и лишь абсолютно кошерные материалы могут быть использованы в процессе выдержки вин и их бутилирования.

Производство кошерного вина (как и прочих кошерных продуктов) производится под наблюдением специалистов раввината, называемых «машгиах кашрут», и при обязательном соблюдении производителем технологии кошерного производства.

Подтверждением кошерности вин служат специальные печати «эхшер» и подписи, располагающиеся обычно на контрэтикетках вин.

У нас в Грузии уже поступило в продажу кошерное вино местного производства. Об этом заявил соучредитель ООО «Алаверди» Зураб Гогинашвили.

- Два года назад была проведена проверка нашего завода, после чего было дано заключение о том, что предприятие соответствует мировым стандартам, и был выдан сертификат на производство кошерного вина, - рассказал он. - Вино производится из винограда, получаемого в хозяйствах предприятия «Алаверди», расположенных в Гурджаанском районе. Что касается процесса изготовления и розлива вина, оно проходит, как уже было отмечено, под наблюдением специально прибывшего из Израиля раввина Шмоэля Эдельмана.

- Технология производства кошерного вина такова, что во время его изготовления в помещениях завода не присутствуют люди иного вероисповедания, кроме представителей иудейской веры, которые признаны соблюдающими заповеди, - отметил Гогинашвили. Но в целом я могу отметить, что технология производства не очень отличается от обычной грузинской. Он также указал, что во время производства кошерного вина, на заводе «Алаверди» приостанавливается производство других вин.

Со своей стороны раввин Шмоэль Эдельман отметил, что Грузия известна качеством вина, и у нас всегда было желание производить кошерное вино в Грузии. - Надо также подчеркнуть, что для производства используется только новое оборудование, специально предназначенное для изготовления только кошерного вина, - сказал Эдельман. Он обратил внимание, что на каждой бутылке с кошерным вином есть специальная голограмма и с помощью компьютерной техники можно подтвердить оригинальность изготовления любой из них.

Что касается персонала, участвующего в изготовлении кошерного вина, по словам Эдельмана, это евреи, проживающие в Грузии, которые соблюдают религиозные законы, необходимые для участия в производстве такого продукта. По словам Эдельмана, вино такого качества, которое изготавливается в Грузии, трудно найти в других странах мира.

Как заявил генеральный директор еврейско-грузинского фонда «Развитие» Зураб Джибладзе, начало производства кошерного вина в Грузии - действительно уникальное явление для истории страны и истории развития грузинского виноделия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 15 במאי 2009 в 09:01, ХачПет сказал:

Интересно, что часть горских евреев Варташена, уехали в тридцатые прошлого века в Грузинскую ССР. И жили главным образом в Тбилиси и Сухуми, где были большей часть частью ассимилированы грузинскими евреями. Однако их можно понять по фамилиям. Например грузинские евреи с фамилиями: Манашеровы их потомки. Причём в Грузинскую ССР, они- эмигрировали, потому, что жили в Варташене рядом с армянами и испытывали сильное влияние армянской культуры. Поэтому и начали эмигрировать в христианскую Грузию(хотя уже коммунистическую Грузинскую ССР). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×