Перейти к публикации

Лезгины, Таты, Аварцы, Курды, Талышы, Удины


Арарат

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club
Удины

CАМОНАЗВАНИЕ  у д и,  у т и. Об­щая численность — около 8 тыс. чел. (1989, оценка). В РФ проживает 1102 чел. (1989г.), т. е. не менее 13 % от общей численности. До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных доку­ментах) численность удин, видимо, неуклонно со­кращалась. За последние 100 лет динамика выг­лядит следующе: 1897 г. — около 4000 чел., 1926 г. — 2500 чел., 1959 г. — 3700 чел., 1979 г. — 6863 чел. (в послевоенный период был преодолен процесс вымирания и численность стала расти, в начале 1960-х гг. она достигла уровня 1897 г., за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее чем на 15 %). В РФ характеризуются довольно высо­ким уровнем урбанизации (городское население 840 чел. или 76,2 %, сельское — 262 чел. или 23,8 %, 1989 г.). В Закавказье — почти исключи­тельно сельское население.

Проживают преимущественно дисперсно в городах Москва, Санкт-Петербург, Свердловск, Саратов, Пятигорск, Минеральные Воды. Наибо­лее многочисленные группы имеются в Ростовс­кой области (г. Ростов-на-Дону и Шахты) — око­ло 70 семей и особенно в Краснодарском крае (г. Краснодар, Анапа, Апшеронск, р-ны: Кущевский, Динской, Крымский, Ленинградский, Мостовс-кой — свыше 100 семей).

Кроме России проживают в Азербайджане (с. Нидж Куткашенского (ныне Кабалинского) р-на, районный центр Варташен (ныне Огуз) — 6,1 тыс. чел.), Грузии (с. Октомбери (бывшее Зино-биани) Кварельского р-на — 227 чел., а также дисперсно в Армении.

В РФ живут преимущественно среди русско­го населения. Удины — вынужденные переселен­цы из Закавказья — селятся часто вместе с армя­нами.

Удины РФ не обладают особым админист­ративно-территориальным статусом, так же, как и удины, проживающие в Закавказье.

История

Удины (в форме "угии") впервые упомина­ются Геродотом (V в. до н. э.) дважды: при пере­числении податного населения XIV сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кар-мания — земли внутреннего Ирана, и при описа­нии персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Более поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более слож­ные этногенетические процессы (например, осе­дание какого-либо ираноязычного или, что ме­нее вероятно, угро-финского народа и восприя­тие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплемен­ные группы, преимущественно ираноязычные (Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками). Во второй по­ловине I тыс. до н. э. на территории Албании воз­никают городские центры (ялойлутепинская куль­тура), ко II в. до н. э. объединившиеся под влас­тью одного царя.

Армянские средневековые источники (на­пример, "Ашхарацуйц") определяют область рас­селения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров / районов: Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Север­нее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с цен­тром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Ри­мом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агван-ку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвер­дилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей боль­шую часть части территории современной респуб­лики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфян­ской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Мих-раниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной сте­пени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. за­нимает г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их числен­ности. В 866 г. албанский князь Хамама предпри­нимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселени­ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) идет тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основ­ном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисавет-польской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Ка­балинский р-н) проживали семьи мусульман, осоз­нающих себя уже азербайджанцами, но еще по­мнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдель­ные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Га-санкала).

Аварцы

Самоназвание: аварал, магӀарулал

Общая численность: свыше 1 млн. человек

Расселение:  Россия 815.000 (2002)[1]

Азербайджан (50,900 (1999)[2]

)

Язык: Аварский язык — относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи

Религия: ислам

Это статья о современном дагестанском народе. О древнем народе см. авары

Ава́рцы (самоназвание — аварал, магӀарулал) — крупнейший народ современного Дагестана.

Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (815.5 тыс. чел.), а также в Азербайджане, (главным образом это частично - Белоканский, Закатальский районы) — 59 тыс. чел. Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор, Анди-ор и Чеэр-ор.

Численность (2002) — 1,04 млн чел. В городах проживает 28 % аварцев (2001).

Талыши

Общая численность: Официально в мире около 200 тысяч, по другим данным более 500 тысяч

[1]

Расселение: Азербайджан по переписи 1999 года 76,800[2] (по данным ОБСЕ может быть около 500 тыс.[1]), Иран (112 000)

Язык: талышский

Религия: мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты

Талыши́, самоназвание толыш — народ иранской группы, проживающий в юго-восточной части современной азербайджанской республики (юго-восток Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана). Язык — талышский. Большинство талышей Азербайджана владеют также азербайджанским, в Иране — персидским и отчасти азербайджанским языком. По религии южные талыши — мусульмане-сунниты, приверженцы суфийского ордена накшбанди. Северные — мусульмане-шииты[3].

Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджанской Республике и Российской Федерации (преимущественно в Южном Дагестане). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие — мусульмане-шииты, незначительное количество суннитов.

Лезгины

О древнем народе см. Кавказские албаны

Лезгинский национальный флаг — «Лезги тIаратI»

Территория проживания лезгин и других лезгиноязычных народовЛезги́ны (самоназвание: лезгияр) — один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 750 - 800 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.), Киргизии (7,5 тыс.), Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины — мусульмане суннитского толка.

Изменено пользователем Арарат (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В этой теме можно было бы обсудить положение нацменьшинств в Азербайджане. Действительно ли им так хорошо или так плохо, как об этом говорят. Является ли территория современного Азербайджана - родиной этих народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • OpenArmenia Club

ТРИБУНА ДЛЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Коллектив информационно-аналитического портала Voskanapat.info открывает новую рубрику – Трибуна для коренных народов Азербайджана. Она предназначена для живущих в Азербайджанской республике и за ее пределами представителей коренных народов этой республики. Идея этой рубрики возникла после получения письма от Акрама. Письма сумбурного, но очень искреннего.

ЛЕЗГИНЫ И ТАЛЫШИ, АВАРЫ И ЦАХУРЫ, УДИНЫ И ХИНАЛУГЦЫ, ТАТЫ И ИНГИЛОЙЦЫ…

Мы будем рады публиковать Ваши заметки, статьи и письма, рассказывающие о жизни в Азербайджане, об интересующих Вас проблемах, о взаимоотношениях коренных народов Азербайджана с существующей в этой республике властной структурой. И, естественно, о путях налаживания отношений между вами и армянским народом. Отношений, искусственно прерванных политикой Азербайджана. Нам, как никому другому, близки и понятны Ваши чаяния и надежды, Ваши трудности и переживания. Мы прекрасно знаем, что означает жить на своей исторической Родине, узурпированной пришлыми племенами.

Пишите нам, и Ваши статьи сможет прочитать любой заинтересованный и неравнодушный посетитель портала Voskanapat.info. Вы можете подписывать Ваши статьи как своим настоящим именем, так и псевдонимом. Предупреждаем: письма, информационные заметки и статьи должны быть корректными и не выходить за рамки цивильной лексики.

С искренним уважением,

Коллектив информационно-аналитического портала Voskanapat.info

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Демаркация российско-азербайджанской границы – трагедия для лезгин и аварцев Азербайджана

/PanARMENIAN.Net/ Демаркация российско-азербайджанской границы – настоящая трагедия для разделенных народов – лезгин и аварцев Азербайджана. Об этом PanARMENIAN.Net заявил эксперт аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян. По его мнению, основной проблемой дагестанских народов Азербайджана отнюдь не являются каждодневные факты ущемления прав человека и национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни, а именно проблема границы, которая уже несколько лет как постоянно ужесточается. «Кроме того, участились случаи гибели представителей тех или иных этнических меньшинств в рядах Азербайджанской армии. Это фактически означает, что военное руководство Азербайджана, одновременно с политикой «разбавления» северных регионов, где компактно проживают аварцы и лезгины, активным образом призывает в армию молодых представителей этнических меньшинств для службы в самых опасных участках карабахско-азербайджанской линии соприкосновения. В результате – десятки погибших аварцев, лезгин и талышей за последние два года», - сказал Абрамян.

Он также подчеркнул, что антилезгинские карательные действия азербайджанских силовых структур на территориях Кусарского и Хачмазского районов Азербайджана с августа по октябрь 2008 г., осуществлялась на фоне содействия российского государства населению Южной Осетии. «В то же время, подав руку помощи своим гражданам в Южной Осетии, Москва спокойно наблюдала, как азербайджанские силовики незаконными путями справляются с лезгинскими молодежными активистами в северных районах, которые также как и осетины являются лояльными к Москве народом и в большинстве своем имеют российское гражданство. Лезгины и аварцы Азербайджана, равно как и осетины и абхазы с момента распада СССР боролись за воссоединение с Россией и применять в этом аспекте политику двойных стандартов крайне опасно для нынешней политики Кремля на Северном Кавказе. Это однозначно подрывает авторитет российской государственности и усиливает экстремистские настроения на территории Южного и Центрального Дагестана», - подчеркнул армянский эксперт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Неужели мне показалось,или вы действительно упрекаете нас в том, виновником чего сами же и являетесь? :withstupid: :doctor:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В топку вашего "эксперта". Рассуждать о чем-то не имея никакого представления о положении вещей, отличительная черта армянских "экспертов".

Представьте нам ваше мнение о положении вещей. Без оффтопа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

АУУУ!!! Герои этой темы!!!

Если УРЮКАМ удастся вам впаять ниже написанное, то уже через два поколения вы хрен докажите им, что живёте на своей земле и что вы не прискакали из Дагестана или Ирана.

В Азербайджане для определения формата национальных фамилий подготовлена специальная концепция.

«В концепции, подготовленной в результате исследований специальной комиссии, созданной при Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), предусматривается создание государственной информационной системы имен и фамилий», - сказал Trend News председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Азербайджана, депутат Низами Джафаров.

Согласно принятому в 1993 году Закону о приведении фамилий граждан Азербайджана в соответствие с государственным языком, граждане страны могут изменить окончания «-ов», «-ев» в своих фамилиях на «-лы» («-ли», «-лу», «-лю», в зависимости от корня слова), «-заде», «-оглу», «-гызы» или же полностью убрать окончания.

По закону, граждане страны могут в документах, имеющих юридическое значение, использовать новую форму выражения фамилий до тех пор, пока окончание фамилии будет заменено в официальных документах. Для предоставления новых юридических документов в связи с изменением окончаний фамилий пошлина не взимается.

По словам Н.Джафарова, изучив исторически сложившиеся в Азербайджане формы фамилий и традиции по присвоению имен, комиссия, в которую входят специалисты по различным областям науки, определила формат национальных фамилий. «Осуществление концепции будет возможным после ее утверждения», - сказал он.

По словам председателя комитета, предусматривается полная ликвидация фамилий с окончаниями «-ов», «-ев», «-заде». «Специалисты полагают, что более целесообразным было бы использование в документах фамилий с окончаниями «-ли», «-лу», «лю», «оглу», «гызы», «гил», - сказал Н.Джафаров.

По его мнению, национальный формат фамилий для граждан Азербайджана других национальностей не предусмотрен: «У русских, украинцев, грузин и представителей других наций имеется свой признанный в мире формат фамилий. Эта концепция к представителям других национальностей отношения иметь не будет», - сказал председатель комитета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Открыта первая общая инет площадка для коренных народов АР.

Ассамблея Коренных Народов Азербайджана! АКНА.

Добро пожаловать в группу, поддержим начинание, которое сплотит всех, кто хочет решить проблемы коренных народов нашей общей Родины!

http://vkontakte.ru/club14966793

Изменено пользователем ZIDANE (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

33b2e473b4e2.jpg

Как известно, согласно закону «О свободе вероисповедания» Азербайджана, всем религиозным организациям страны необходимо перерегистрировать свои общины в Государственном комитете по делам религии АР.

Следуя законом АР «Лезгинская мечеть» действующий при Лезгинском культурном центре «Самур», расположенном в Ичеришехер решила пройти регистрацию. Но соответствующие структуры отказались этого делать. Вся причинно в том, что им не нравиться название мечети.

Вот, что об этом говорит председатель суннитской общины «Лезгинской мечети» Мустафа Фаик: «В Государственном комитете по работе с религиозными образованиями, куда мы обратились за перерегистрацией в декабре прошлого года, нас за первой резолюцией направили в Управление мусульман Кавказа (УМК), что уже само по себе нонсенс, ведь сунниты и шииты – это совершенно разные общины. Непонятно, почему в госкомитете до сих пор нет отдела, занимающегося вопросами суннитской общины Азербайджана. Однако в УМК нас перенаправили к одному из казиев шиитской уммы – казию мечети «Биби-Эйбат» Хикмету. Последний, узнав о том, что мы представляем Лезгинскую мечеть, категорически отказался выдавать нам свое экспертное заключение до тех пор, пока не будет сменено название мечети. Нам посоветовали переименовать мечеть в Ашурбекскую. После этого мы направили ему письменное обращение, которое до сих пор осталось без ответа».

Отмечу, что данная мечеть внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.

И сегодня мне позвонили мои знакомые, сообщили о том, что сотрудники ИВ города Баку сняли вывески с данной мечети под причиной ремонта (ниже фото). Но мы ведь знаем, как все это происходит. Закрывают по причине ремонта и больше не открывают.

Задается вопрос. Как можно понять данное действие со стороны властей? Религиозная подоплека или же национальная?

Как было:

152f05ebe998.jpg

Фото снято 7 февраля 2010 года:

90485bd7faf0.jpg

5d79565c3c12.jpg

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 И к месту риторический вопрос

739fc040e526.jpg 

Изменено пользователем Shatakh (история изменений)

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот ответы бедолаге лезгину.

Остановитесь, не надо здесь распускать меж-нацональную рознь. Власть - это еще не все Аз-цы.

Вы вновь за старое... Очень прошу вас. Это ваше мнение и не нужно тут на этой теме говорить об этом... Тема совсем о другом.

а зачем на форуме этот вопрос мусолить ?

Среди моих друзей и родственников есть лезгины и мы никогда не думали о национальном и тем более религиозной принадлежности (шия, сюнню). Главное всего мы близкие друг-друг люди. И этим для меня все сказано.

Мы сами здесь разберемся и все уладим, без помощи армянских юзеров которые кроме как масло в огонь подлит, ничего не делают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Народ, нацмемьшества Азер-на моло чем от азиков отличаются. Убедится в этом не сложно, стоит только пройтись по форумам. Для нас они враги

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

-1.

Чему учишь человека,в того и он превращается!.

Сказано -Все мы азики,значить ...., сказано - Язык турский,значить .....

Кто против -сидит или убит!.

Те учебники ,которые пишут азеротурки,и преподают своим поданным, явно делает их лжепатретамы:pleasantry: так называемого Зербажана.

Ну и пусть пишут на форуамах.

И что из этого? Тебе холодно?

Со многими не врагами-аборигенами , сам общаюсь и из нашых форумчан тоже(насколько я знаю).

Не все потеряно Горец!

Ноги отсюда растут.

Однако,не все еще сдались турко-государственной баранойе!

Не все!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 133 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    133 гостя
    Дрейфус_ Rubik Vito irrenna stephanie S Firefly
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...