Перейти к содержанию
Авторизация  
Арарат

Народы Дагестана

Рекомендуемые сообщения

НАРОДЫ ДАГЕСТАНА

Дагестан - один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в т.ч. 30 коренных, представляющих крупные языковые семьи и группы: иберийско-кавказскую, тюркскую, иранскую, индоевропейскую и другие. Большинство здешних языков имеет свои диалекты и говоры.

Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Численность населения на начало 1996 года более 2,1 миллиона человек (1.2 процента от населения России), из которых 58 процентов - сельские жители. Население довольно быстро растет: коэффициент рождаемости по республике составляет 20, коэффициент смертности - 7.1. Плотность населения - 42,5 человек на кв. км.

.

Дагестанские горы отличаются необычно высоким перенаселением и интенсивными миграционными процессами. Существенные различия в уровне жизни жителей гор и равнин стали фактором, вызвавшим депопуляцию горных районов.

Подавляющее большинство населения исповедует ислам суннитского толка. Есть здесь и шииты - по преимуществу дагестанские азербайджанцы. Русские, армяне, грузины исповедуют христианство. Иудеи представлены горскими евреями

Перепись 1989 г. обнаружила следующую картину национального состава республики.

Аварцы (496 тыс.), расселены в центральном и западном Дагестане, в бассейне притоков реки Сулак. С ними исторически консолидировалась близко родственные им по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цезы (дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское Койсу и Аварское Койсу, а также несколько особняком стоящие арчинцы (верховья реки Кара-Койсу). Названные выше малочисленные народы (суммарно - около 60 тыс.чел.) пользуются родным и аварским языками, подавляющее большинство говорит и по-русски. В сущности у этих народностей общеаварское самосознание и в общественной жизни они пользуются аварским литературным языком, который служит для них - наряду с русским - языком начального обучения, делопроизводства и межэтнического общения. Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: женские - ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские - обработка кожи, резьба по камню и дереву, оружейное, ювелирное и кузнечное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари. Выделяется серебряное дело: крупные центры - Унцукуль, Гоцатль, Согратль, Чох (кинжалы, газыри, наборы для сбруи, мужские и женские украшения).

Даргинцы, включая кайтагцев и кубачинцев, (280,4 тыс.), расселены в средней части Дагестана. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Широко известны оружие и ювелирные изделия из Кубачи, оружие из Харбука, клинки из Амузги, шелковая вышивка из Кайтага, женская обувь из Губдена, резной камень из Сутбука и др.

Кумыки (231,8 тыс.) расселены на равнинной и предгорной территории. Традиционные занятия: земледелие и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади). Раньше добывались соль и нефть, которыми снабжался Нагорный Дагестан. Ремесла: изготовление сукон и хлопчатобумажных тканей, обработка кожи, дерева, металла, камня, ковроткачество, гончарное производство, изготовление оружия и др. Через Кумыкию проходили важнейшие торговые пути, в том числе Великий Шелковый путь.

Лезгины (204,4 тыс.) живут во всех районах Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство, шелководство. Ремесла: резьба по дереву, ковроткачество, изготовление тканей, войлока, джурабов, кожевенное, сапожное, кузнечное дело (Ахты), ювелирное, оружейное (Икра) и др.

Лакцы (91,7 тыс.) занимают центральную часть Нагорного Дагестана, частью - в районе пограничном с Чечней. Традиционные занятия: земледелие и животноводство. Ремесла: сукноделие, изготовление паласов, войлока, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, золотое и серебряное шитье, шорное и сапожное дело, обработка камня; село Кая славилось торговцами, Кума -кондитерами, Цовкра - канатоходцами и акробатами. Знаменита расписная керамика из Балхара, производством которой занимаются женщины.

Табасараны (73,2 тыс.) живут в предгорьях и на равнине восточной части Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство и скотоводство. Ремесла: ковроткачество, обработка дерева, гончарство, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, изготовление тканей, войлочных изделий, джурабов, выделка кожи.

Ногайцы (28,3 тыс.) расселены в основном в пределах Ногайской степи, расположенной на севере республики. Традиционные занятия: кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство, земледелие, бахчеводство и садоводство, разведение домашней птицы, охота и рыболовство. Ремесла: обработка кожи, овчины, дерева, изготовление сукна и войлочных изделий ( бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши). Через Ногайские степи проходили важнейшие торговые пути, в том числе Великий Шелковый путь.

Рутульцы (15,0 тыс.), живут в Южном Дагестане в верховьях реки Самур. Традиционные занятия: животноводство, земледелие, овощеводство и садоводство. Ремесла: сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, джурабов, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди и серебра.

Агулы (13,8 тыс.) живут в Южном Дагестане, в бассейне реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: кузнечное дело, обработка кожи, овчины, шерсти (изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов), резьба по дереву, камню.

Цахуры (5,2 тыс.) живут в Южном Дагестане, по правым притокам реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка кожи, овчин, шерсти, изготовление ниток, ковров, паласов, ткани, вязание; плотницкое и лудильное дело.

Горские евреи и таты (17-18 тыс.) живут в основном в городах. При общем языке, различаются по религиозной принадлежности (мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы). Традиционные занятия: земледелие, садоводство, виноградарство и виноделие. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды и др.

Азербайджанцы (75,4 тыс.) живут в г. Дербенте, в Дербентском и Табасаранском районах. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, виградарство. Ремесла: ковроткачество, ювелирное дело, изготовление медной утвари, тканей, выделка кож и др.

Чеченцы (60 тыс.) живут в Хасавюртовском и Новолакском районах Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство и др. Ремесла: ювелирное, кузнечное дело, изготовление сукна для черкесок и другой одежды, войлочных изделий, шелка, обработка кож, дерева и др.

Русские (около 300 тыс.) живут в городах, Кизлярском и Тарумовском районах. Значительная часть дагестанцев (619 тыс.) проживает за пределами Республики.

Дагестанцев можно встретить во всех регионах России. Значительна дагестанская прослойка населения в Азербайджане, республиках Средней Азии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Опубликовано 21:56 07.02.2009

Документ: http://www.regnum.ru/news/1121853.html

Эксперты: Российско-азербайджанская граница закрепит статус разделенных народов

"Делимитация последних несогласованных участков сухопутной границы между Россией и Азербайджаном, по крайней мере в той ее части, к которой примыкает Рутульский район Дагестана - а это почти четверть всей длины границы - вряд ли что-то изменит для местных жителей. Однако отказ от решения других вопросов, связанных с границей, создает для населения приграничной полосы значительные проблемы," - об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 7 февраля сказал глава Рутульского района Дагестана Давуд Сулейманов, комментируя предстоящее совместное российско-азербайджанское заседание Комиссии по демаркации и делимитации государственной границы между Россией и Азербайджаном.

Напомним, что на пресс-конференции в Баку 6 февраля председатель Госкомитета Азербайджана по земле и картографии Гариб Мамедов заявил о завершении согласования 95% сухопутного участка границы между Россией и Азербайджаном. По информации Мамедова, в ближайшее время в Баку ждут российских экспертов для согласования оставшихся участков границы.

"Принципиальным является вопрос о пропускных пунктах на границе, - подчеркнул Сулейманов. - У многих жителей нашего района на территории Азербайджана остались родственники. Граница обрубила вековые связи: ведь даже названия многих сел в Рутульском районе и в граничащем с ним Закатальском районе Азербайджана совпадают. Во времена СССР люди спокойно ходили из нашего района в Азербайджан пешими тропами. Сейчас, чтобы попасть к родственникам в Азербайджан, жителям нашего района надо проехать почти 800 км - сначала по территории Дагестана, затем - Азерайджана, да еще в очереди на границе приходится стоять целый день. Мы ставили вопрос о создании контрольно-пропускного пункта прямо в нашем районе, на перевале недалеко от села Кальял. В случае его открытия можно было бы напрямую попадать из Рутульского района в Азербайджан. Есть и другие места, где можно было бы оборудовать переходы. Когда я был в Баку в составе дагестанской делегации, представители Азербайджана в присутствии российского посла заявили, что не видят проблем в создании контрольно-пропускных пунктов в горах. Однако реальных шагов по их созданию не предпринято. В середине 2000-х гг. некоторые чиновники в Махачкале говорили мне, что инфраструктура, необходимая для таких пропускных пунктов, должна создаваться за счет муниципальных образований. Однако у меня в районе доходная часть бюджета - всего 18 млн. руб., мы сами никак не осилим решение такой задачи."

Рутульский район Дагестана является основным местом проживания на территории РФ двух народов - рутульцев (общая численность в РФ по данным переписи 2002 года - 30 тыс. человек) и цахуров (общая численность в РФ по данным переписи 2002 года - 10,4 тыс. человек). В Закатальском районе Азербайджана, отеделенном от Рутульского района государственной границей и Кавказским хребтом, проживает, по данным переписи населения Азербайджана 1999 года, 12,9 тыс. цахуров. В других районах Дагестана, примыкающих к границе (Ахтынском, Магарамкентском), живут преимущественно лезгины. В Азербайджане, по данным переписи 1999 года, проживает около 180 тыс. лезгин, концентрирующихся в основном в северных, приграничных районах страны.

"По-видимому, Рутульский и соседний с ним Ахтынский районы от нынешнего режима на границе пострадали сильнее всего, - заявил ИА REGNUM эксперт по Северному Кавказу, главный редактор ИА "РосФинКом" Константин Казенин. - Их жители, чтобы попасть к родственникам по ту сторону границы, должны сначала фактически "спуститься с гор" на территории Дагестана, а затем вновь подняться в горы на азербайджанской территории. Горная граница была закрыта для перехода в ходе первой чеченской войны. Трудно сказать, что заставляет федеральные власти отказываться от пересмотра режима на ней сегодня. Вполне возможно, что играет свою роль информация о распространенности исламского экстремизма в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Вопрос, однако, в том, основывается ли эта информация на собственных надежных источниках или же только на официальных данных азербайджанских силовых структур, которые после полицейских операций в Закаталах в 2001 году много говорили о ваххабизме в этой части страны."

Что касается других проблем с делимитацией границы, то, по данным ИА REGNUM, в ближайшее время российским и азербайджанским экспертам предстоит обсудить судьбу лесного массива возле поселка Ялама (так называемого Хачмазского леса). Отдельную проблему приграничных отношений составляет судьба Самур-Апшеронского канала. Он был построен в 1960-е гг. и забирает более 80% воды реки Самур на территории Дагестана, направляя ее для водоснабжения азербайджанских городов Баку и Сумгаит. Вопрос об "уводе" воды в Азербайджан поднимают жители Магарамкентского района Дагестана. Пути изменения сложившейся ситуации обсуждались во время визита в Дагестан главы Минрегионразвития Виктора Басаргина в декабре 2008 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Предлагаю форумджанам свою статью о положении в Дагестане. Это мой первый подобный опыт аналитической статьи, поэтому буду рад рассмотреть все замечания и поправки в ЛС!

Дагестан-страна, издревле имеющая тесные связи с Арменией ,Персией, Грузией. Тем интереснее процессы ,протекающие в этой соседней Республике. Помимо исторического, культурного, духовного родства, Дагестан еще и близок нам тем, что имеет те же не разреженные проблемы, что и Армения.

И так по порядку. После развала СССР, здесь как и в других национальных окраинах начали развиваться различные национальные движения : кумыкский «Тенглик», лезгинский «Садвал», Аварское народное движение имени имама Шамиля, Лакское народное движение «Кази-Кумух» и др.Все они в основном имели целью «выбивание» властных портфелей по так называемым национальным квотам, ну и конечно шла активная борьба за передел собственности и сфер влияния в Республике. Исключением, и то с оговорками, может служить лезгинское национальное движение «Садвал»,которое своей целью ставило объединение лезгин, проживающих на севере Азербайджана с лезгинами ЮжДага.

:За прошедшие с момента развала 20 лет, Республика фактически разделена на 3 части:

1) Северный Дагестан – города Хасавюрт, Кизляр, Южно-Сухокумск..

Имеет многоликий (как и везде в Дагестане) этнический состав. В большей своей массе, регион представлен народами аварской группы, которые активно продолжают переселятся с высокогорных районов Республики, на плодородные земли Терека, и крупный торговый центр - Хасавюрт.

Сильнейшими фигурами региона являются мэры Хасавюрта и Кизляра Сайгидпаша Умаханов и Сагид Муртазалиев (наряду с лидеров Аварского народного движения имени имама Шамиля, депутатом ГосДумы Г.Махачевым)-лидеры т.н. «Северного Альянса» влиятельных аварских чиновников севера.

Далее, с небольшим отставанием идут кумыки, за ними чеченцы-акинцы,которые пользуются активной поддержкой со стороны Чечни. Русские, хоть и считаются «привилигированным» меньшинством, все же теряют свои позиции. Их оплот, это казачий- Тарумовский район кстати один из 3 самодостаточных МО Ресбублики (также это столица- Махачкала,мэр Саид Амиров(даргинец).и Сулейман-Стальский район – Имам Яралиев (лезгин) ) другие народы лакцы ,лезгины и даргинцы представлены слабо.

2)Центральный Дагестан – города Махачкала,Каспийск,Избербаш, крупные аграрные районы. Регион, схватка за который идет с переменным успехом. В Центральном Дагестане нет ярко выраженного доминирующего этноса, однако даргинцы, составляют хоть и не большое но большинство. Они являются большинством в прибрежных городах Каспийске, Избербаше, Манаскенте, вторыми после аварцев в Махачкале. Следует отметить, что главы всех вышеупомянутых МО также являются даргинцы. Наиболее влиятельно фигурой является безусловно «серый кардинал» дагестанской политики-мэр Махачкалы Саид Амиров. По национальному квотированию даргинцы имеют пост министра экономики, спикера парламента, ну и конечно сейчас их влияние еще более усилилось так как новым президентом стал даргинец- Магомедсалам Магомедов.

Аварцы потеряли некоторые свои позиции, но все силовые структуры по-прежнему в их руках. По нац.квоте. Министром Внутренних Дел становится всегда аварец.Также у них сильны позиции в энергетеке(нефть,газ,гидро.) В этой связи другому крупному этносу региона – кумыкам, которые считают все прибрежные земли своими исконными остается совсем немного места для самореализации. По нац.квоте они всегда занимали должность председателя правительства Республики. Так как в Дагестане произошла аваро-даргинская ракировка, уже сейчас понятно, что этот пост им не видать*. Его наверняка займет аварец. (именно поэтому в Махачкале уже сейчас происходят многотысячные митинги кумыков)

*на момент написания статьи, стало известно ,что премьер министром стал Магомед Абдуллаев – аварец по национальности.

3) Южный Дагестан – города Дербент, Дагестансике Огни..

Так уж сложилось, что этот регион выпадал из сводок новостей и жил своим миром , все изменилось во время скандальных выборов в Дербенте, где пользующийся безоговорочной поддержкой Президента Муху Алиева, глава города – Феликс Казиохмедов «победил» позиционирующего себя как лидера лезгин Дагестана, главы Сулейман-Стальского района,экс-прокурора Имама Яралиева. Но, как вы знаете, впоследствии результаты выборов были аннулированы и произойдет переибрание главы древнейшего города России. Шансы на победу Имама Яралиева оцениваются почти как стопроцентные. Остановлюсь на ситуации в ЮжДаге поподробнее. Дело в том, что этот регион имеет практически бинарный состав населения: лезгины (и все лезгиноязычные народы) и азербайджанцы. В самом Дербенте лезгины состовляют 35%, азербайджанцы 30%, табасаранцы 20% остальные даргинцы,русские, евреи и армяне. Лезгинская интеллигенция ни раз озвучивала идею о том, что решение проблемы разделения лезгинских народов не может быть реализована без мощного политико-административного центра, коим, безусловно, должен стать Дербент. Имам Яралиев, человек, позиционирующий себя патриотом Лезгистана, спонсировавший и осуществивший выход в свет народного эпоса лезгин «Шарвили», подходит на эту роль как никто другой. Хотя конечно, прежде всего, ему придется заниматься наведением порядка в Дербенте, городе, до сих пор не имеющим канализационную систему!

Но более важным видится процесс, радикализации среди молодежи ЮжДага. Если раньше ряды сторонников ваххабитов пополнялись за счет «традиционно-мятежных» аваро-даргинских аулов Гуниб, Губден, Гимры, Согратль, Ботлих., то теперь вектор сместился и основным центром сопротивления стал ранее спокойный ЮжДаг и так называемый дербенсткий джамаат. В основном состоящий из представителей лезгинских народностей.

В этой связи следует отметить процесс, активно протекающий сейчас в Дагестане. Здесь нарастает напряженность между сторонниками традиционного ислама (различных тарикатов) и приверженцами только норм Шариата, или как их называют ваххабитами. Эта внутренняя напряженность уже сказывается на бытовом уровне. Сторонники «нового течения» не признают адаты и традиции предков, у них запрещено употреблять вино, танцевать Лезгинку, петь и слушать не духовную музыку. Конечно в таком традиционном обществе как Дагестан, с его уникальной культурой, отказ от обычаев предков происходит очень болезненно и приводит к противоречиям (как говорят в народе между адатчиками и шариатчиками).

Резюмирую стоит отметить, что Республике с трехмиллионным населением ,с такой сложной этно-религиозной составляющей уделяется совсем мало внимания на Федеральном уровне. Выделения средств из бюджета, большая часть которых разворовывается чиновниками разных уровней, отнюдь не способствует снижению напряженности в Дагестане.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

РИА Дагестан :Берл Лазар: «Евреи - неотъемлемая часть Дагестана» 

22.03.2010 , 17:52

Фото: Альберт Токаев

 Версия для печати 

 22.03.2010 , 17:52, Байрам Абдуллаев

Как сообщало РИА «Дагестан», сегодня в самом южном городе России - Дербенте, в торжественной обстановке состоялось открытие центра еврейской общины. В мероприятии приняли участие президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов, председатель правительства РД Магомед Абдулаев, главный раввин России Берл Лазар. А также руководители министерств и ведомств республики, главы муниципальных образований городов и районов Южного Дагестана.

Почетная миссия разрезания красной ленты и открытия центра была предоставлена главе Дагестана М. Магомедову и главному раввину России Б. Лазару. Сразу после этого гости приступили к осмотру внутренней части здания, где расположилась комната для молений, музей, библиотека, детский сад, гостиница, банкетный зал, детская воскресная школа и компьютерный зал.

В беседе с журналистами секретарь правления религиозной общины Петр Малинский отметил, что нынешний центр возведен на месте синагоги, которая была построена на этом месте еще в 1914 году. «За 100 лет здание износилось, пришло в негодное состояние. Из-за этого пришлось синагогу закрыть, так как потрескались стены, обрушился потолок, практически невозможно было проводить молитвы. Членами правления общины было принято решение обратиться к главному раввину России с просьбой о строительстве новой синагоги. Это решение было подкреплено всеми необходимыми бумагами и материалами, и в мае 2009 года мы снесли старое одноэтажное здание и приступили к строительству новой синагоги с современными условиями на его месте. Деньги на строительство здания были пожертвованы дербентской общиной». 

Между тем в банкетном зале началась торжественная часть мероприятия, где за праздничными столами сидели представители актива еврейской общины Дербента, гости из других городов и районов Дагестана, а также из Москвы.

Выступая на мероприятии и обращаясь к гостям из Москвы во главе с главным раввином России, президент Дагестана М. Магомедов отметил: «Вы своими делами и активной гражданской позицией вносите значительный вклад в укрепление и развитие межконфессионального мира и согласия, в развитие сотрудничества между религиозными организациями, общества и государства. Ваш визит является знаком уважения к Дагестану и дагестанскому народу. Особо хочу отметить, что в создании еврейского общинного центра Дербента проняли участие представители многих национальностей Дагестана, исповедующих разные религии. Это еще раз подтверждает духовное единство многонационального Дагестана, убедительный пример мирного сосуществования разных конфессий. На протяжении тысячелетий в Дагестане представлены различные национальные культуры и религиозные традиции. Иудейская община в течение многих веков вносит особый колорит в национальную культуру республики, укрепление духовных основ общества, сохранение традиций дружбы и взаимного уважения. В Дагестане в разных городах действуют пять иудейских общин. Они свободно исповедуют свою веру, отмечают праздники, совершают обряды, поддерживают связь с другими иудейскими общинами России, активно участвуют в общественной жизни республики».

Далее президент, перечисляя, что расположилось в синагоге, подчеркнул, что все это будет способствовать сохранению для будущих поколений исторической памяти и традиций еврейского народа, являющегося неотъемлемой частью культуры Дагестана. Примечательно, что строительство еврейского общинного центра завершено в канун еврейского праздника Пейсах, который будет отмечаться 30 марта этого года.

В конце своего выступления глава республики поздравил собравшихся с открытием центра и с наступающим праздником. Он также выразил благодарность всем тем, кто внес свой вклад в строительство и помогал в осуществлении этого проекта.

Потом слово было предоставлено главному раввину России, который отметил, что при входе в здание есть надпись, где написано на еврейском языке «Постройте для меня храм, я буду жить, я буду обитать среди вас». Эти слова, которые бог сказал еврейскому народу 3300 лет тому назад. Евреи построили свой первый храм в эти дни ровно 3300 лет назад.

«Важно, чтобы каждый чувствовал, что это его дом и здесь есть присутствие бога. Когда вчера я осматривал здание, мне показали интересный камень, который нашли в фундаменте старой синагоги. На камне была надпись о строительстве синагоги ровно 200 лет назад. В строительстве же этого храма приняли участие представители разных национальностей: евреи и не евреи. Они построили это здание в течение 10 месяцев, т.е. за то время, за которое была построена синагога 200 лет назад. Почему здесь получается быстро строить, а в других местах России нет? Да потому, что работавшие люди делали это с душой, с энтузиазмом. Это то единство, которое нам нужно, чтобы бог обитал среди нас. Синагога, храм и любой другой божий дом должны быть олицетворением дружбы и любви между народами и между конфессиями. То, что я слышал здесь за два дня моего пребывания, редко можно услышать в других регионах страны. Я видел, как люди здесь общаются друг с другом. Они говорили только добрые слова. Евреи здесь чувствуют себя как дома. Они мне говорили, что никаких проблем у них в Дагестане нет. Когда одному народу хорошо, тогда и другим тоже хорошо. Поэтому на вашей земле всегда будет мир дружба и межконфессиональное согласие», - отметил Берл Лазар.

Мероприятие завершилось концертом мастеров искусств Дагестана, которые исполнили песни на языках всех народов, живущих в самом древнем городе России

___________________________________________________________________________________________________

А это состав населения ЮжДага:

Южный Дагестан 2002 г.

Лезгины                 235333    47,3%

Табасаранцы           91466     18,4%

Азербайджанцы      99448     20,0%

Даргинцы                 15533       3,1%

Рутульцы                  15913       3,2%

Агулы                        17060       3,4%

Русские                       8346       1,7%

Цахуры                       5071       1,0%

Евреи                         2126        0,4%

Лакцы                        1752        0,4%

Армяне                       1586        0,3%

Кумыки                       1181        0,2%

Аварцы                      1162        0,2%

Итого                     498001   100,0%

Евреи построили мощнейший центр в Дербенте,а мы не можем вернуть себе армянский храм.там сейчас музей ковров.................

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Агентство религиозной информацииБлаговест-Инфо www.blagovest-info.ru

[email protected] 

Дагестан: в древнем армянском храме почтили память священномученика Григориса Аршакуни – внука Григория Просветителя

26.08.2009 15:39 Версия для печати. Вернуться к сайту 

Дербент, Дагестан, 26 августа. Традиционно на протяжении столетий в конце августа паломники приезжают в поселок Нюгди (37 км от Дербента), где находится древний армянский храм начала IV века, чтобы почтить память и поклониться мощам священномученика Григориса Аршакуни, епископа Албании Кавказской – внука св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году. Как некогда, в часовне Сурб Григорис (св. Григориса) было многолюдно, около 500 человек приехали из Дербента, Махачкалы, Кизляра, Карабаглы, Кисловодска, Пятигорска, Зеленокумска, сообщает газета армян России «Еркрамас». 

На празднике также присутствовали: первый заместитель Народного собрания Республики Дагестан Николай Алчиев, глава города Дербент Феликс Казиахмедов, депутат городского собрания г. Дербент Дадаш Султанов, депутат Народного собрания Республики Дагестан Сейфулах Исаков, священник Русской Православной Церкви отец Николай, руководитель отдела Академии наук Дагестана профессор Эльмира Долгат, инструктор отдела христианства комитета по религии при совете министров Республики Дагестан Татьяна Омарова, представители татской и азербайджанской общин и многие другие. Мероприятие было организованно армянской общиной г. Дербента, под руководством Виктора Даниляна и Армянской Апостольской Церковью.

Духовный пастырь Дагестана и настоятель армянской церкви Сурб Вардан г. Кисловодска Тер Саргис Погосян отслужил молебен и обратился ко всем присутствующим, призывая к миру и согласию на благодатной земле Дагестана и поблагодарил всех тех, кто на протяжение уже многих лет восстанавливает этот древний храм для будущих поколений. 

Затем во дворе часовни под звуки дудука начались народные гуляния, в которых также принимал участие хореографический ансамбль «Нор Дар» из Кисловодска. 

Справка. Григорис - святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса Св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя. Св. Григорис родился в Кесарии Каппадокийской и был в раннем возрасте рукоположен во епископы своим дядей, св. Аристакесом. Он распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе — в Грузии и в Алании. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас (Арцах) и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось.

Мощи святого были обретены в 489 г. царем Вачаганом III (Благочестивым), происходившим из армянского княжеского рода Араншахик. Над мощами была воздвигнута часовня, сохранившаяся доныне.

В Амарасе, куда были перевезены мощи Св. Григориса, имелась надпись «здесь захоронен святой Григорис, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами - диаконами из Арцаха» 

По данным К.Ханбабаева, место гибели Св. Григориса локализуется недалеко от Дербента, здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников.

Часовня Св. Григориса близ Дербента у села Нюгди (Молла-халил) по воле Божьей сохранилась до наших дней. Каменные стены часовни стоят до сих пор, однако внутреннее убранство храма не сохранилось. В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. В то же время жители села Нюгди не разрушили старинную кладку, наоборот, они почитали находящийся в их местности памятник древней религии и архитектуры.

Последние несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке группы энтузиастов. Возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей ежегодно приезжают к часовне поклониться Св. Григорису в последнее воскресенье августа. Как установлено при реставрации часовни, она возведена в 30-40 годы IV века.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Евреи построили мощнейший центр в Дербенте,а мы не можем вернуть себе армянский храм.там сейчас музей ковров.................

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Этим в первую очередь должна заняться армянская община с Дагестана. А она пассивна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По данным Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан численность представителей армянской национальности, по состоянию на 2002 год, составляла 1100 человек. В настоящее время, полагаю, что численность сократилась еще больше. Кроме того, не будучи представлены в органах государственной власти на сколько-нибудь значащих должностях, они лишены возможности на что-либо влиять.

Ссылка на сайт Министерства с приведенными данными: http://www.minnaz.ru/etnicheski_sostav

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Евреи построили мощнейший центр в Дербенте,а мы не можем вернуть себе армянский храм.там сейчас музей ковров.................

Изменено пользователем MURADIK

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мурадик, все хочу просить, в Дагестане есть национальные школы? Если есть то какие? Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Солнышко, так вы модер ))

Своеобразный у вас форум - системное время течет не понятно по какому времени, еше и без указания АМ/РМ, все активные пользователи скрыты, нет статусов у пользователей )))

Школ таких нет - образование только на русском языке, хотя есть кружки по нац. языкам, любой может их посещать и учить родной язык, часы оплачиваются учителям в полном размере ...

В горных районах не смотря на это начальная школа обычно не на русском языке, а на родных языках с попытками выучить русский...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Солнышко, так вы модер ))

Своеобразный у вас форум - системное время течет не понятно по какому времени, еше и без указания АМ/РМ, все активные пользователи скрыты, нет статусов у пользователей )))

неочень поняла этот момент... не хотят юзеры показывать свое присутствие, ну и не надо. Системное время течет согласно настройкам, которые вы сами указали в своем профиле - зайдите и подстройте его под себя :) Что касается АМ/РМ, то скоро все изменится :)))
Школ таких нет - образование только на русском языке, хотя есть кружки по нац. языкам, любой может их посещать и учить родной язык, часы оплачиваются учителям в полном размере ...

В горных районах не смотря на это начальная школа обычно не на русском языке, а на родных языках с попытками выучить русский...

Школ нет в принципе и вообще или вы сами ее е посещаете? Имею ввиду. если будет желание, то можно открыть чисто лезгиноязычную школу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Официально образование дается на гос. языке - т.е. на русском ....

Открыть школу скорее всего можно - но аттестат видимо не будет иметь силы, тем более сейчас ЕГЭ введен, а он только на русском как мне известно ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Официально образование дается на гос. языке - т.е. на русском ....

Открыть школу скорее всего можно - но аттестат видимо не будет иметь силы, тем более сейчас ЕГЭ введен, а он только на русском как мне известно ...

а как же вы там свою культуру и язык сохраняете и развиваете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Официально образование дается на гос. языке - т.е. на русском ....

Открыть школу скорее всего можно - но аттестат видимо не будет иметь силы, тем более сейчас ЕГЭ введен, а он только на русском как мне известно ...

Вот я знаю, что в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чечне (наверняка и в Осетии с Ингушетией), любой ученик, не зависимо от национальности ОБЯЗАН посещать уроки нацианального языка. Выбор языка - за учеником. Так, там и русские и армяне и узбеки и латыши - все без исключения выучивают хотя бы азы языков коренных народов.

В Дагестане такого нет видимо по причине большого количества коренных народов?

Или так же как и в Аз-не никому нах ничего не нужно?

Изменено пользователем Арарат

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Солнц, если каждый нацсубьект РФ объявит свой язык языком преподавания, то в РФ просто не станет языка мажнационалъного общения.

Культуру и язык сохраняют дома.

В РФ нет никаких препятствий для изучения родных языков, в тех же кружках. Причем количество часов на такие кружки никак не регламентируется, хоть каждый день веди. В ставку учителя они идут как обычные часы и оплачиваются также, правда сейчас ввели фактор посещения - где меньше учеников, оплачивается меньше. Информация проверенная, тем более я сама работала в Краснодаре в школе, где был кружок армянского языка и культуры, который посещало 4,5 человек.

А если те же лезгинские дети будут получать среднее образование на лезгинском языке, они себя оченъ ограничат, так как высшее образование придется получать исключителньно в Вузе, где и преподавание ведется на этом же языке.

Опыт Канады не совсем подходит РФ, так придется более 50 языков признавать официальными.

Так что система РФ применяется почти во всех федерациях мира. Исключением являются лишь федерации, где не так много автохтонных меньшинств.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Блин, пишу с телефона, еще и на ходу, в двух словах если - то о развитии не идет и речь, сохраняем путем отправки детей на лето в села, где нет русского....

И то сейчас лезгинская речь на современные темы не возможнв без применения русских слов, или русских слов, заимствованных русскими у других народов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Солнц, если каждый нацсубьект РФ объявит свой язык языком преподавания, то в РФ просто не станет языка мажнационалъного общения.

Культуру и язык сохраняют дома.

в Татарстане есть татарские шклоы, в Чувашии есть, в Чечне есть. Одно другому не мешает. Русский так и так остается госязыком. Речь идет о втором глсударственном, как в Татарстане.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста не путайте родной язык как предмет, и родной язык, как язык преподавания всех предметов.Я за первое, но против второго.

http://www.zapravakbr.ru/newfile_88.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Солнц, если каждый нацсубьект РФ объявит свой язык языком преподавания, то в РФ просто не станет языка мажнационалъного общения.

Культуру и язык сохраняют дома.

В РФ нет никаких препятствий для изучения родных языков, в тех же кружках. Причем количество часов на такие кружки никак не регламентируется, хоть каждый день веди. В ставку учителя они идут как обычные часы и оплачиваются также, правда сейчас ввели фактор посещения - где меньше учеников, оплачивается меньше. Информация проверенная, тем более я сама работала в Краснодаре в школе, где был кружок армянского языка и культуры, который посещало 4,5 человек.

А если те же лезгинские дети будут получать среднее образование на лезгинском языке, они себя оченъ ограничат, так как высшее образование придется получать исключителньно в Вузе, где и преподавание ведется на этом же языке.

Опыт Канады не совсем подходит РФ, так придется более 50 языков признавать официальными.

Так что система РФ применяется почти во всех федерациях мира. Исключением являются лишь федерации, где не так много автохтонных меньшинств.

Сегодня слушал Эхо Москвы...так там баба какая то в эфир сообщение прислала из Ханты мансийска что ли..говорит 20 лет живу здесь и ни разу не видела живого ханты...а детей в школе заставляют учить ихний язык...

еще какой то Николай из Казани пожаловался что преподование русского в три раза меньше чем татарского по часам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сегодня слушал Эхо Москвы...так там баба какая то в эфир сообщение прислала из Ханты мансийска что ли..говорит 20 лет живу здесь и ни разу не видела живого ханты...а детей в школе заставляют учить ихний язык...

еще какой то Николай из Казани пожаловался что преподование русского в три раза меньше чем татарского по часам

Все верно. Потому и удивился насчет отсутствия преподавания в Дагестане.

Но здесь скорее всего причина в том, что СЛИШКОМ МНОГО НАРОДОВ проживает компактно в одном месте.

Столько преподавателей такого разнообразия языков - не наймешь. И потом, когда в одном классе из 25-30 детишек учится около 10-15 народностей с абсолютно разными языками, то сложно будет воплотить обучение языкам.

Этим видимо и можно объяснить такое отличие от картины других нац. регионах России.

А то, что ЗАСТАВЛЯЮТ учить в регионах - это я знаю на 100%. Именно заставляют. И это началось в конце 90-х, начале 0-х годов. До тех пор - не учили. Даже кружков не было. Учили только в селах.

Сейчас и в городах. И учатся. Кто для галочки, кто для знаний. Считаю, что это правильно и этим Россия становится только сильнее.

Не согласен с Моникой.

Еще бесит имперское: Мол по этикету не положено разговаривать на языке, не понятном окружающим.

Ответ у меня такой: Подсушивать чужой разговор - неприлично по тому же этикету.

Изменено пользователем Арарат

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще удивительное дело, что мы, армяне, так мало знаем сев.кавказцев, и в частности дагестанцев. Так близко друг от друга живем, а ощущение что находимся на разных планетах. Все наши знания только на личном опыте конкретных людей, через терки на студенческих площадках и на хлебных полях России. А ведь до последнего времени была достаточно многочисленная община армян и в Дагестане, и в Грозном, и в Кабарде, в во Владикавказе, Адыгее и т.д. Сегодня не знаю как там ситуация, и это незнание тоже показатель, что нет информации, и этот "фронт" для нас третьестепенный по важности. Но лично у меня есть ощущения, что фактор сев.-кав. народов в России усиливается по многим аспектам, они становятся весомым элементом хотя бы там, где у нас своя самая крупная часть диаспоры, и потому это нежелание знать и наводить контакты есть проявление лени или недопонимания ситуации в регионе в целом. Тем более, что у нас есть куча вопросов, где мы настолько совпадаем по желаниям и целям, что и говорить лишне. Чего стоит хотя бы вопрос о положении коренных народов Кавказа в миниимперии Азербайджана, где опыт борьбы карабахских армян должно быть их наглядным пособием и примером к движению к свободе...

У меня еще с советских времен сложилось впечатление, что и сев.кавказцы не знают армян вообще. Все их знания были извращены антиармянской бытовой пропагандой грузин и азербайджанцев, как людей сугубо тоговых, хитрых, ненадежных. И у нас скажем так не совсем положительные мнения о сев.кавказцев имеют место, если таковые вообще есть. Личные отношения, конечно, ставят все на свои места. Но в подавляющем большинстве наших народов в целом нет никакого личного контакта и представлений ноль, если отбросить мифы провокаторов. А ведь мы ближайшие соседи, и очень вероятно соседи через стенку. И у нас много общего, на самом деле, и в том числе в разрезе исторического опыта. Даже среда обитания у нас одинаковая, в особенности с Дагестаном, те же горы, те же камни...

Есть конечно много тормозящих факторов, религия в том числе, но с ростом национального самосознания этот фактор уходит на второй план, так как наверное уже многие осознают, что не существует братства в вере, а есть интересы и инстинкт самосохранения своего вида, и твой союзник тот, кто не против этих интересов и хотя бы эти интересы не пересекаются в зоне коренных противоречий, тем более если есть общий враждебный фронт, в лице того же Азербайджана, как инструмента подавления и ассимиляции коренных народов региона и проведения чуждой этим местам политики пантуранизма или Турциоцентризма.

Так или иначе мы - народы, которые веками и тысячелетиями жили и живем на этой земле, в этом регионе, в близком соседстве, временами в непосредственном. Это известно всем, даже тем, кто несет всякий бред и пургу, исходя из собственных интересов. И мы преступно мало знаем друг о друге в своей жизни в своем очаге, а не в кабаках Москвы и Тюмени. Дефицит информации о нас вместо нас успешно заполняют наши недруги, формируя искаженный фон, что есть наш пробел, а не их вина.

Мои личные отношения с дагестанцами, в частности, в подавляющем большинстве оборачивались в дружбу и симпатию, так как мы похожи на самом деле в своей основной сути и нас нет друг к другу никаких претензий и багажа исторической вражды, как народа этой земли к народу той земли. И удивительно когда и нас проводят дни или года Армении где-нибудь в далекой Франции и нет даже получасовки в Махачкале или Нальчике. Непорядок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Привет левобережным :wave: Рад видеть тебя Абрикос

В очереденой раз подписываюсь под каждым словом .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Привет левобережным :wave: Рад видеть тебя Абрикос

В очереденой раз подписываюсь под каждым словом .

Привет, Ной-джан! Взаимно, дорогой мой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У народов Северного Кавказа сейчас идет бурный рост национального самосознания. Народы заняты поиском себя. Народы заняты возрождением. Им сейчас вряд ли интересно принимать у себя в гостях инородцев со своей культурой. Нет, они с интересом приняли бы у себя испанцев или Итальянцев Турок или арабов (хотя арабов бы власти не пустили). Но бОльший кайф они сейчас получают от показа себя любимого. Особенно, если при этом выигрывают конкурсы нац. танцев и т.д.

Кроме того, народы Северного Кавказа всегда считали себя ( и по праву) гордыми и несгибаемыми. Грузин, армян и азеров за своих никогда не держали и не держат.

Другими словами,

1. Народы возрождаются и на этом фоне любят показать себя любимого.

2. Представители этих народов всегда считали представителей других народов - (выражаясь еврейскими терминами) - гоями, которых не просто можно, но и всегда нужно ставить на место и показывать, кто здесь сила. Причем, это распространялось на жителей вне республик, в то время как на жителей внутри республики (не зависимо от национальности) распространялось правило - относиться не по нац. признаку, а по человеческим качествам.

3. Народы, которые уважают только силу и дух.

Исходя из вышесказанного считаю, что продуктивнее было бы не проводить дни армянской культуры на Северном Кавказе (они нас там просто не ждут и не желают ждать и эти дни вызовут непонимание)а наоборот, дни Северного Кавказа в Армении.

Этим:

1. Познакомим с Арменией, её буднями и культурой, чемпионами и армянами в целом.

2. Познакомимся сами.

Если им в Армении понравится можно уже будет ожидать и встречных приглашений.

Изменено пользователем Арарат

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Между прочим, одним из основателей дагестанской школы вольной борьбы был Карапетян Арминак Аршакович. Даже говорят не одним из, а собственно просто основателем.

А что такое вольная борьба в Дагестане объяснять не надо наверно))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2. Представители этих народов всегда считали представителей других народов - (выражаясь еврейскими терминами) - гоями

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

продолжение:

В любом случае , говоря о народах и их взаимоотношениях нельзя конечно не учитывать всю гамму исторических , генетических и др. аспектов из которых сложена этнопсихика того или иного народа...

Поэтому надо оговориться , что короткими постами на форуме практически невозможно дать полное описание причин тех или иных взаимоотношений , или же раскрыть все грани истинного состояния дел...

А короче , просто в силу того , что это пишется для армян "отягощенных")))) бытовой привлекательностью образа кавказца-горца , можно сказать , что завидовать , к сожалению для северо-кавказцев , на сегодня нечему , даже более того , при всём уважении к северо-кавказцам , не дай Бог армянам такой судьбы ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Арарат, не в этом дело ждут или не ждут, за свох держат или нет. С понтом во Франции мы свои, или в России, или Америке...А не ждут, потому что контактов никаких нет. Были бы контакты по хорошему - ждали бы. Другое дело - осознаем ли мы полезность этих контактов, можем ли дать друг другу нечто, что нам необходимо, есть ли у нас совпадающие цели и стремления не противоречащие основному вектору развития наших обществ, которые в целом могут быть различными, или нет ? Если таковые есть, а я думаю что есть, тогда нужна более активная политика с нашей стороны, которой не наблюдается. Формы контактов могут быть разными, начиная от песен-плясок до научных конференций, исторических, этнографических, рамок регионального взаимодействия, сотрудничества районов, городов и фиг его знает еще чего там...Я не догоняю, если какие-нибудь криминальные структуры могут где-то взаимодействовать по своему и своим правилам, то почему этого не может быть на уровне властей или общественных структур ?

А остальные прибамбасы типа горскости, свои-не свои, танцы на асфальте - детские понты, понятийные примочки выпускников 3 класса, несерьезно это. Уж нам то есть чего пред'явить в любом аспекте - мы отвоевали свои горы (вот тебе дух и горскость на самом деле) и на пианино мурку сбацаем (вот тебе культура на конкурсе Чайковского), по нашим древним рукописям про всех вас вам же и раскажем (вот тебе и прописка со времен Ноя)...Так что корзина довольно таки широкая, что хошь то и выкладывай, что интересно всем. Навязываться, естесственно, никому не нужно, нужно доносить свое слово из первоисточника такскть и продолжать поиски естественных союзников, если не в полном спектре, то хотя бы по отдельным направлениям...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Кто в онлайне   0 пользователей, 0 анонимных, 7 гостей (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

  • День рождения сегодня

×