Перейти к публикации

Карачаевцы и Балкарцы


Арарат

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club

Карачаевцы и Балкарцы. Коренное население Карачая и Балкарии в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты

В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы).

Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство, а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).

Ремeсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьe. Традиц. селения - в горах скученные, большие, разделeнные на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки.

Памятники традиционной архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.

Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой др. народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком.

Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шeлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застeжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тeмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стeганной на вате шeлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечeнная, богато украшенная галунами или золотым шитьeм), поверх неe большой платок.

Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варeное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара тай).

Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги). Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьe.

В народной жизни большое значение придаeтся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями.

С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тeгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине).

Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 11
  • Создано
  • Последний ответ
  • OpenArmenia Club
С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию:

в 18 веке?

а до этого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

в 18 веке?

а до этого?

Вообще-то, если я не ошибаюсь, большинство кавказских народов были в прошлом христианами. Мусульманами стали позже. Под влиянием Турции. Кстати, Не смотря на то, что Турция уже достаточно давно не присутствует на Северном Кавказе, её авторитет у народов Северного Кавказа до сих пор высок. И если (к примеру) черкесы и карачаевцы только соседи и в некоторых вопросах непереваривают друг друга, то к Турции и черкесы (адыгская группа языков) и карачаевцы (тюрки) относятся с благоговением. Это происходит и под влиянием истории, в первую очередь. Дело в том, что Россия завоевывая Кавказ особо не церемонилась с гордыми Кавказскими народами. И геноцид еще тот был. Турция приютила практически всех беженцев (сумевших добраться живыми) из Кавказа. А добро, как известно помнят долго.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Высочайшая вершина Европы находится на территории, населяемой Кабардинцами, балкарцами, карачаевцами и черкесами. По кабардински и Черкески, Эльбрус называют ОШХАМАХО (Гора счастья). Тюрки называют МИНГИТАУ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Арарат, я насчет принятия ислама в 18 веке.

Не кажется ли, что это достаточно спорное утверждение?

Кем они были до 18 века? Если они исповедовали христианство, то должны были сохранится объекты религиозного культа. Кстати, христианами какого направления они были?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Арарат, я насчет принятия ислама в 18 веке.

Не кажется ли, что это достаточно спорное утверждение?

Кем они были до 18 века? Если они исповедовали христианство, то должны были сохранится объекты религиозного культа. Кстати, христианами какого направления они были?

Позвонил знакомому карачаевцу. Говорит, что христианами не были. Были язычниками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Формирование карачаево-балкарской диаспоры в Турции

(Выделено мною)

Массовое переселение части карачаевцев и балкарцев в Османскую империю в 1884 - 1887 гг. и в 1905 - 1906 гг. было последним в ряду массовых переселений северокавказских народов на протяжении всего XIX столетия. Всех мухаджиров с Северного Кавказа в Турции называли "черкесами", независимо от национальности. Инициаторы и предводители переселения вливались в армию султана в звании "паша" (генерал) и являлись его преданными сторонниками в борьбе с внешними и внутренними врагами.

Переселение части адыгов, осетин, чеченцев происходило в годы "Танзимата" (араб. "преобразования"). С конца 30-х и до начала 70-х годов XIX века в Турции пытались проводить реформы, вызванные углублением кризиса Османской Империи, возникшего вследствие роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке. Прогрессивные круги Турции пытались спасти империю от распада и гибели.

Но "Танзимат" практически прекратил своё существование при султане Абдул-Хамиде II (1876 - 1909), когда в стране воцарился самодержавный режим феодальной реакции - "Зюлюм" (араб." насилие"). Предоставив привилегии иностранному капиталу, султан Абдул-Хамид всю систему "зюлюма" направил на подавление роста прогрессивных и национальных движений в империи. В основу своей внешней политики Абдул-Хамид положил идеи "панисламизма", толкуя его как единство интересов и прав всех подданных империи независимо от национальности. На самом деле это была попытка подчинить своему влиянию все мусульманские народы. "Внутренней опорой деспотического режима Абдул-Хамида были крупные феодалы турецкого и нетурецкого (черкесы, албанцы) происхождения".

Османскую империю сотрясали антитурецкие выступления греков, турков, армян. В 1880-1882 гг. произошло восстание курдов под руководством шейха Обейдулы. В 1904 г. началось восстание в Йемене. В такой общественно-политической ситуации состоялись переселения части карачаевцев и балкарцев, инспирированные эмиссарами султана. Очевидно, Абдул-Хамид надеялся преумножить число своих преданных сторонников, которых имел в лице переселившихся в первой половине XIX века адыгских и других народов Северного Кавказа. Но судьба карачаевцев и балкарцев сложилась иначе.

В Стамбуле в конце XIX в. получали религиозное образование десятки карачаевцев и балкарцев, в основном из среднего сословия. Тяга к образованию в Карачае была столь велика, что вакансий в русских учебных заведениях для карачаевцев и балкарцев не хватало, их заполняли дети князей. Поэтому попасть на учёбу в Стамбул было проще и доступнее, так как сословных различий шариат (мусульманское право) не признавал. Возвращаясь на родину, молодые эфенди получали наставления от самого султана.

Об этом свидетельствует история Кипкеланы Рамазана-эфенди из рода (атаула) Кургакланы. Сирота из сословия узденей (род. в 1875 г.), он учился в Стамбуле четыре года. Его потомки в с. Башхюйюк (Турция) рассказывают, что перед отъездом на родину Рамазана-эфенди пригласил во дворец султан Абдул-Хамид и спросил: "Мухаджирлени къандырылымыса?" (Мухаджиров сможешь уговорить?). Получив утвердительный ответ, султан отправил его на Кавказ, как и некоторых других, в качестве своего эмиссара.

Рамазан-эфенди вернулся в Теберду с твёрдым намерением агитировать народ за переселение в Турцию, обещая от имени султана каждой семье землю в частную собственность, дом, деньги на обзаведение скотом и имуществом. Миссия эфенди удалась: через два года султан лично встречал два корабля с переселенцами из Теберды.

Предводители мухаджиров из других селений также были религиозными людьми, бывавшими в Османской империи на паломничестве или на учёбе. Переселенцев из селений Большого Карачая возглавил Сылпагарланы Герий-эфенди (род. в 1850 г.). Он имел высшее теологическое образование, знал арабский, персидский, кабардинский, аварский и русский языки. Вместе с известным учёным-теологом кадием Хачирланы Джагафаром преподавал "Закон Божий" (ислам) в первой русской школе в Учкулане, что способствовало привлечению сюда детей карачаевцев. Герий-эфенди написал в эти годы первые книги на арабском языке по истории религии. Но возможности опубликовать результат двадцатилетнего труда, 10 томов по истории и философии ислама, в России не было. Это явилось главной причиной, побудившей его переселиться в Турцию. Так как Герий-эфенди пользовался огромным авторитетом, то вместе с ним отправилось 70 семейств. В 1905 году они отплыли на корабле из Новороссийска в Стамбул. Поселив своих земляков и семью в с.Сулеймание, в 80 км от г.Эскишехира, Герий-эфенди поехал по приглашению своего друга, дагестанского учителя, в с.Гюней-кёу, ближе к Стамбулу, где он мечтал опубликовать свои книги. Обосновавшись, Герий-эфенди вернулся за своей семьёй, но, заразившись тифом, умер. Судьба его рукописей не известна. Не только религиозные деятели были предводителями мухаджиров. Среди них были даже некоторые старшины, пользовавшиеся известными привилегиями российского правительства, например: старшина с.Джегутинского Крымшамхалланы Тууган, старшина с.Сынты Джаубаланы Зекерья, старшина с.Теберда Батчаланы Юнус. Все они были землевладельцами, и их отъезд свидетельствует о том, что главной причиной переселения были не религиозные мотивы, а мероприятия правительства, подрывающие основы внутреннего устройства общественно-экономической жизни горцев, главным образом экспроприация частных владений и отрицание в этот период существования в Карачае и Балкарии прав на частную земельную собственность.

Так как острая нехватка земли в Карачае и Балкарии делала практически неразрешимыми аграрные реформы российского правительства, горцы надеялись решить свою извечную проблему малоземелья в Османской империи.

Основная часть мухаджиров 1884-1887 годов прибыла в Турцию сухопутным путём через Закавказье. Некоторые - на пароходах в порт Самсун в центральной части Черноморского побережья. Они расселились в вилайетах Сивас, Токат и Кайсери. Небольшая часть первых переселенцев была доставлена на одном пароходе в Стамбул. По их просьбе им выделили земли на южном берегу Мраморного моря в районе г.Ялова. Но в первые же годы поселенцы пострадали от эпидемии малярии, которая унесла жизни половины мухаджиров. Остальные основали здесь с.Чифтлик. Кроме того, около двух, тысяч карачаевцев и балкарцев настояли на переселении в Сирию, входившую тогда в состав Османской империи. Известно, что там они основали недалеко от Дамаска два селения: Блей и Бойдан.

Мухаджиры 1905-1906 годов прибыли из Новороссийска в Стамбул, затем на поездах отправились в Сирию, но, в конце концов, остановились в центральной части Анатолийского плато и расселились в вилайетах Анкара, Эскишехир, Афьон, Конья.

В конце XIX - начале XX века в Турции сельское хозяйство находилось в упадке, засевалась лишь небольшая часть пригодной для обработки земли. Карачаево-балкарским переселенцам предоставили возможность самим выбрать во внутренних районах Анатолии земли для поселений и обрабатывать столько земли, сколько освоят.

Первые годы для мухаджиров были самыми тяжёлыми. Непривычный климат, эпидемии, новые условия жизни привели к тому, что многие из них возвращались назад. Число умерших в первые годы превышало число родившихся. Наш информатор, издатель журнала "Бирлешик Кафказья" и публицист Илмаз Невруз, рассказывая об истории карачаево-балкарской диаспоры, сказал: "Наши отцы и деды, прибывшие с Кавказа, исчерпали всё своё терпение и надежду на возможность там жить. Но что они здесь нашли? Что увидели? Все горести переселения, различные инфекции, эпидемии, истреблявшие их. Половина переселенцев от них умерло. На наших кладбищах могил больше, чем живущих в селениях".

В 1905-1910 годах карачаевцы и балкарцы в Турции жили в 17 селениях: Чифтлик-кёу, Яллыпынар, Эртугрул, Сулеймание, Белпинар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Гёкчайла, Чырдак, Яхилюрт, Башхюйюк, Эрейли, Эйрисоют, Эмирлер, Арпаджи, Чилехане. Дома для них были специально построены по приказу Абдул-Хамида. Выделены в частную собственность земельные наделы не менее 10 десятин, безвозмездные ссуды для покупки скота.

В первое десятилетие XX века в окрестностях р.Порсук, где расселилась значительная часть карачаевцев и балкарцев, свирепствовала эпидемия малярии и тифа. Мухаджиры покинули эти места. Три села: Чырдак, Яхилюрт и Сулеймание - были полностью заброшены.

Зарождение в конце XIX века буржуазно-революционного движения привело к Младотурецкой революции (1908) и крушению Османской империи. Носителями революционных идей выступили представители интеллигенции из среды офицерства и учащейся молодёжи. По национальности многие из них были не турками, а курдами, черкесами, албанцами и др. Они верили, что новое правительство решит их национальные проблемы, но младотурки понимали под панисламизмом не равноправие всех народов Турции, а насильственное отуречивание. Отрицая наличие национального вопроса в Турции, младотурки хотели насильственно ассимилировать национальные меньшинства, разрешая "сохранить свою религию, но не свой язык и требуя сохранения единой и неделимой Османской империи".

Карачаевцы и балкарцы как мусульмане по вере и тюрки по языку, не подвергались жестким притеснениям, но всякие попытки развивать и использовать родной язык и культуру пресекались. Обучать детей, отправлять религиозные обряды и т.д. можно было только на турецком языке. В сельские мечети присылались священнослужители исключительно турецкой национальности.

Карачаево-балкарские мухаджиры, получив в собственность приличные земельные наделы, были заняты обустройством и мирным трудом в своих сёлах. Сбылась вековая мечта горцев иметь достаточно пространства для скотоводства и земледелия. Неслучайно, что у карачаевцев и балкарцев так много пословиц о земле. Например: "Джер - байлыкъны анасы" (Земля - богатства мать); "Джер сюрмеген байинмаз" (Кто землю не пашет - тот не разбогатеет); "Джери байны - эли бай" (Кто (здесь: князь) землёй богат - у того село (здесь: народ) богато); "Джер ташсыз болмаз, эл бийсиз болмаз". (Земля без камней не бывает, селу (здесь: народу) без князя не бывать.

Равноправие в земельном вопросе, установление шариатского суда, не допускавшего судопроизводства по адатам (обычное право), смешанное расселение всех сословий и фамилий, окончательный распад больших патриархальных семей очень быстро лишило представителей высшего сословия карачаевцев и балкарцев - князей и дворян (сырма ёзденей) какого-либо преимущества и влияния на соотечественников. Последним проявлением социальной нетерпимости можно считать то, что часть мухаджиров из высших сословий, отделившись от основной массы бывших крестьян, основали отдельные селения.

Так, в конце XIX века в Токатском вилайете князь Карамурзин и представители некоторых высокородных фамилий ушли из с.Чилехане и основали село Арпаджи-карачай.

В 1910 году князь Адамей Карабашев увёл большинство ёзденских фамилий из Коньи в Афьон. Они поселились в с.Якапынар.

В 1914 году Турция была вовлечена в мировую империалистическую войну на стороне Германии, у которой была в финансовой кабале. По плану германского командования Турция начала наступление на Кавказе. Однако русские войска разгромили турок в районе Сарыкамыша. Мухаджиров на кавказский фронт не призывали, но призрачная надежда увидеть родину увлекла, вероятно, немало добровольцев из числа горцев в военный поход на Кавказ. Среди них был и один карачаевец из с.Башхюйюк Ахия Сабанчи (Теуналаны). О нём рассказала нам его жена, 80-летняя Зурият Сабанчи. Надо сказать, что отец Ахии Теунаев Зекерья был одним из немногих мухаджиров из горного аула Верхняя Мара, из которого не было такого массового переселения, как из других мест Карачая. Он отправился в Стамбул с женой и её родственниками из Теберды, надеясь выучиться на эфенди и вернуться назад. Но по приезде Зекерья с женой заразились холерой и умерли. Их маленький сын остался у родственников матери и вырос с мечтой уехать на родину отца в Мару.

Ахия получил религиозное образование, совершил хадж в Мекку, но упорно добивался разрешения покинуть Турцию. Легальной возможности эмигрировать у Ахии Сабанчи в этот период не было. Поэтому, вступив в турецкую армию, он отправился в Дагестан, или, как называют карачаевцы территорию лакцев, Кази-Кумух. Попав в Сарыкамыш, он сразу же сбежал в горы, зная, что его родина где-то в горных ущельях. Около сорока дней блуждал Ахия по Дагестану, то верхом, то пешком, тщетно пытаясь найти дорогу в Карачай. Ему это не удалось и он, присоединившись к отступавшим туркам, вернулся в Стамбул. Потеряв надежду когда-нибудь уехать на родину, в сорок лет Ахия, наконец, женился. До конца жизни он тосковал и искал утешение в религии.

В 1915 году в состоялось сражение турков с греками на берегу Эгейского моря за г.Чанаккале, в котором участвовали отряды из горцев, среди которых были карачаевцы и балкарцы. Многие из них погибли или вернулись ранеными. Например, в карачаевском селении Якапынар на войну "ушло 80 человек, а вернулось всего 8". Младотурецкие лидеры довели страну до крайнего упадка. В 1915-1916 годах жестоким репрессиям подверглись угнетённые народы: арабы, армяне, айсоры и другие национальные меньшинства.

Война сделала неизбежным распад Османской империи, история которой продолжалась более 600 лет. На разделённых территориях империи началось национально-освободительное движение. В 1919 году из среды офицерства вышел руководитель турецких революционеров Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), в его организацию вошли, наряду с представителями национальной буржуазии и прогрессивной интеллигенции, крупные помещики и религиозные деятели.

Один из соратников Ататюрка Бозкурт, выходец из Кавказа, возглавил движение мухаджиров из карачаево-балкарских сёл, которые встали на сторону революционных сил. Несмотря на то, что многие черкесские паши оставались верными старому режиму, который их облагодетельствовал, основная масса трудящихся-мухаджиров с оружием в руках боролись против самодержавного антинародного строя. "Сотни офицеров, жизнью своей пожертвовавшие за новую и светлую будущность государства, были исключительно горцы и черкесы". На стороне Ататюрка сражались многие генералы адыгского происхождения, мечтавшие склонить нового турецкого лидера к созданию на территории Турции Черкесской республики. В 1919 году их заговор был раскрыт, черкесские генералы во главе с Этем-пашой были высланы в Грецию. Стало ясно, что Ататюрк будет проводить жёсткую политику в отношении национальных меньшинств. 22 апреля 1920 года в Анкаре собрался новый парламент - Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). В 1924 году была принята Конституция, утвердившая республиканский строй в Турции. Первой внешнеполитической акцией ВНСТ было обращение Ататюрка к В.И.Ленину с предложением установить дипломатические отношения между Турцией и Россией. Советское правительство дало положительный ответ и оказало серьёзную моральную и материальную поддержку молодой республике.

До середины 30-х годов сохранялась и укреплялась дружба между нашими странами. Потепление отношений России и Турции с энтузиазмом было встречено на Северном Кавказе. Множество семей получили весточки от своих соотечественников, переселившихся в Турцию. У мухаджиров впервые появилась возможность переписываться с родственниками на Кавказе.

Важнейшим результатом турецкой революции явилось не только избавление от господства иностранного капитала и самодержавия, но и завершение формирования турецкой нации. Одной из важнейших реформ Ататюрка явилось очищение турецкого языка от иноязычных, в первую очередь арабских и персидских, заимствований и создание новой тюркской лексики и терминологии. Деятельность реформаторов была направлена на "максимальное использование внутренних ресурсов турецкого языка и родственных тюркских языков". Карачаево-балкарский язык, сохранивший древние основы тюркской лексики, рассматривался как один из самых верных источников для обогащения современного турецкого языка.

Старшее поколение карачаевцев в Турции помнит небывалый наплыв в их сёла учёных и учителей, которые спрашивали различные термины и наименования. При этом, как рассказывают карачаевские старики в диаспоре, они ссылались на слова самого Ататюрка: "Найдите народ карачай, они говорят на самом древнем и чистом тюркском языке". Об этом говорили и потомки сирийских мухаджиров в интервью газете "Ленинни байрагъы": "Когда Кямал Ататюрк начал кампанию по очищению турецкого языка от заимствований, он пригласил к себе языковедов и сказал, чтобы они пожили в карачаевских селениях и взяли от них самые красивые слова".

Формирование турецкой нации завершилось формально с признания всех граждан Турции турками и введением в 1934 году закона о фамилиях (сой ат). Коренное население Османской империи не имело фамилий, поэтому был даже предложен перечень турецких имён, имеющих сугубо тюркское озвучение и смысл. Мухаджиры по новому закону стали брать в основном фамилии по имени отца или деда.

muh_teke_2.3608.jpg

Мухаджир Теке улу (Юзеир) Хызыр. Анкара, 1960г.

Для карачаевцев и балкарцев их древние фамилии имели особенное значение. В них были заключены происхождение, история и сословие рода. С потерей фамилии терялось единственное указание на национальность. В настоящее время в Турции только старшее поколение карачаевцев и балкарцев, особенно среди городского населения, помнят свои истинные фамилии и генеалогию. Показателен в этом отношении рассказ нашего информатора из г.Эскишехир Илмаза Невруза.

Его настоящая фамилия Сылпагарланы ведёт счёт с XV века. Праотца звали Науруз, это известная историческая личность в Карачае. В 1934 году вся семья Илмаза была записана на фамилию Алдырыр, по имени деда Элдауура. В 1950 году, по просьбе несовершеннолетнего Илмаза, семья поменяла фамилию через суд на "Невруз". По-турецки "Науруз" озвучивается как "Неуруз". Илмаз Неуруз приводит свою генеалогию от легендарного предка: Науруз - Сылпагар - Темирджан - Кичи-Науруз - Добай -Дебош - Элдауур - Герий-эфенди - Азрет-Али - Илмаз.

Основная масса карачаевцев и балкарцев носит фамилии по именам или прозвищам прадедов-мухаджиров. Например: Къобанлары - Демирджан (имя прадеда Темирджан), Теуналары - Сабанчи (прозвище прадеда Джумарыка), Къочхарлары - Дели-бай (прозвище прадеда), Баучулары - Кандауур (имя прадеда), Тохчуклары - Таукул (имя прадеда), Бытдалары - Табакчи (прозвище прадеда), Байкуллары - Таулан (имя прадеда) и т.д.

До 50-х годов карачаевцы и балкарцы в Турции занимались преимущественно традиционным скотоводством. Вместе с тем у них появилась возможность реализовать свою вековую мечту: обрабатывать землю, сеять хлеб. У каждого мужчины было в частной собственности не менее 10 десятин плодородных сабанов (пашен). "Кто имел быков и мог обработать больше земли, брали ещё больше",- говорили нам старики в с.Башхюйюк.

На протяжении XX века карачаевцы и балкарцы не раз меняли своё местожительство, некоторые основанные ими селения были заброшены в 1910 - 1912 годах после эпидемий холеры и малярии, это: Сулеймание, Чырдак, Яхилюрт. Но основная часть диаспоры продолжала жить и работать в своих мононациональных селениях вплоть до середины XX века.

Старшее поколение бережно сохраняло и старалось передать молодёжи народные традиции, обычаи и обряды. В семьях разговаривали только на родном языке, готовили национальные блюда, соблюдали карачаево-балкарский этикет.

("Карачаево-Балкарская диаспора в Турции", З.Б.Кипкеева. Ставрополь, 2000г.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арарат, я насчет принятия ислама в 18 веке.

Не кажется ли, что это достаточно спорное утверждение?

Кем они были до 18 века? Если они исповедовали христианство, то должны были сохранится объекты религиозного культа. Кстати, христианами какого направления они были?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаю заглянуть сюда

«Кавказ: земля и кровь»

Интересные мысли адмирала Серебрякова.

http://budetinteresno.info/kraeved/kavkaz_gordin_7.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Карачаевцы и Балкарцы. Коренное население Карачая и Балкарии в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты

В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы).

Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство, а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).

Ремeсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьe. Традиц. селения - в горах скученные, большие, разделeнные на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки.

Памятники традиционной архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.

Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой др. народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком.

Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шeлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застeжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тeмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стeганной на вате шeлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечeнная, богато украшенная галунами или золотым шитьeм), поверх неe большой платок.

Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варeное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара тай).

Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги). Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьe.

В народной жизни большое значение придаeтся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями.

С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тeгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине).

Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Название Карачай =прямой перевод с тюркского языка большая бурная река=переносный смысл аристократ.Тюрки свою аристократию называли Карачай.Карачаевцы(Карачаево-Балкарцы) являются потомками великих завоевателей.Я много раз был на северном кавказе я обширно исследовал этот регион и сделал выводы=у северо-кавказских народов никогда не было царей,королей,императоров.были мелкие вожди и предводители. Кавказ был колонией разных империй в основном тюркских=половцы,гунны,древнетюркский каганат,Аланы,Хазары,Османская империя,Крымское Ханство, и.т.д.С-Кавказская аристократия появилась примерно 14-15в в основном имела тюркское происхождение=остальные были мелкие и крупные купцы (самозванцы).Что касается Карачаевской аристократии она делилась на старую и новую.Старая истинная карачаевская аристократия= которые получили титулы от Аланских царей.Это были князья =Адурхай,Будуян,Науруз,Трам,Басият,Баделят,Царгасат. У них был предводитель Карча потомок Борукана или Боруберди= которые происходили из аланского царского рода эди бору=современный вариант=карачаевский род Эдиевы.Этот род происходит от гуннского царского рода эди бору или ж/эди бору=семь волков или седьмой волк.По гуннской легенде одна беременная женщина скрылась от волков в пещере.Это было волчье логово.Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица которая имела шестерых волчат,а мальчик был седьмым.От этого мальчика берет начало гуннский царский род эди(семь=седьмой)бору(волк=волки).Первое документальное упоминание =под этим названием= был некий эдикон(эди/хан) сводный брат гуннского царя Аттилы.Эдикон был по матери скиром (германское племя).Он являлся послом гуннов в Западной римской империй. После смерти Эдикона его сын Одоакр стал на короткое время императором Зап.. Рима.После распада Зап.. Рима=стал королем Италии.Одоакр правил Италией 13лет.После вождь остготов Теодорих захватил Италию и убил Одоакра.Тела сын Одоакра бежал из Италии на восток(Алтай).=там он возглавил союз тюркских племен.Позже некоторые тюркские племена назывались его именем =например =Тела,Теле,Телесы,Телеуты.Позже потомок Телы из рода эди бору(Ашин)Бумын Кагын основал Тюркский каганат (империю).После распада тюркского каганата=появилась новая империя Хазария=прямые наследники тюркского каганата и аристократия тюркская перешла к Хазарам= от Хазарий= к Аланам= и к Половцам.Алания сильно зависела то Хазарий и аристократия была в родстве. Алания просуществовала 1в. н. э. до 1395года =после Темирлан разорил Аланию. Темирлан(Тимур) с целью покарать Аланию( Карачай) пошел на Боруберди и Борукана.Вырубив деревья и проложив дорогу,Тимур оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-Дина при обозе,а сам с целью джихада взошел на гору Эльбрус.Карательные отряды Тимура встретили мужественное сопротивление горцев.Однако силы были неравны.Разрозненные отряды горцев не могли бороться с огромной,организованной и хорошо вооруженной армией.Войска Тимура истребили многих из тех неверных...разорили их крепости,и милостью судьбы для победоносного войска стала несметная добыча из неверных- такую хвастливую редакцию своих деяний впоследствии утвердил Тимур.После этих погромов Тимур вернулся к своему обозу,дал войскам отдохнуть,а затем выступил в поход против крепостей Кули и Тауса,располагавшихся на территории нынешней Кабардино-Балкарии.Не имея сил дать открытый бой,местные жители под натиском врага уходили глубоко в горы,устраивали засады,со скал и обрывов скатывали камни и образовывали завалы.Тимур уничтожил и разграбил десятки поселений,истребил в Кули и Таусе значительную часть населения,а те, которые остались в живых -по словам Йезди, -оказались бродящими,растерянными и бездомными.В то время,по всей вероятности и погиб некогда цветущий город Нижний Джулат.Раскопки, произведенные на городище Нижний Джулат,показали трагическую картину гибели города=обнаружены следы большого пожара.Затем Тимур выступил против владетеля Пулада.Поводом для этого послужили отказ Пулада выдать находящегося у него золотоордынского военачальника Утурку.Пройдя местность Балкана (отождествляемую исследователями с Черекским ущельем),Тимур двинулся на крепость Капчигай,располагавшуюся в недоступном месте(предположительно в район сел.Верхний Чегем).Войску Тимура потребовалось большие усилия для того,чтобы захватить эту крепость.Однако заняв и разорив владение Пулада,Тимур не смог захватить Утурку.Направленные в погоню войска по командованием Миран-шаха,по всей вероятности,через труднопроходимые ущелья и горные перевалы достигли местности Абаса,Где вскоре и был схвачен Утурку.Следуя своим принципам всегда и везде вести вести борьбу с кяфирами ,Тимур разорил и ограбил местных жителей.Уцелевшие Аланские(Карачаевские) аристократы бежали в Крым.Живя в Крыму они основали несколько Крымских княжеских родов=Карашаевы(Карачаевы),Эдилерские(Эдиевы на карачаевском произносится Эдилары),Карашайские, и.т.д. В последствий под предводительством Карчи= карачаевцы(Аланы)в вернулись на родину. но к тому времени =на территории Карачая жили кочевые Адыгские племена(Черкесы=Кабардинцы=Абазины).Между Карачаевцами и Адыгами происходили кровавые столкновения.Карча вместе со своим народом частично отвоевал свои земли.После в Карачае была эпидемия чумы.Эпидемия истребила 90%населения. Карачай пришел в упадок.Старая аристократия была ослаблена,частично истреблена.И на руинах появилась новая аристократия (новые князья).Часть новых князей были пришлыми,а другая часть местные= уцелевшие купцы и новые землевладельцы, это Крымшамхаловы,Дудовы,Карабашевы,Карамурзины,Отаровы,Магомедовы,Джараштиевы,и.т.д. они все самопроизвольно объявили себя местными князьями.Старая аристократия восстановилась частич.. =род Басият=вернули себе княжеские титулы.Эдиевы восстановились до дворян(уздени). Баделят и Царгасат основали Осетинскую аристократию.Другие рода(Адурхай,Будуян,Науруз,Трам,)часть восстановились до дворян(уздени),остальные стали крепостными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 0 анонимных, 182 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    182 гостя
    Dexter Good Boy RDR Firefly melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...