Перейти к публикации

Урарты


Farroukh

Рекомендованные сообщения

Ученые давно заинтересовались кавкасионныим антропологическим типом, хотя свое название он получил только в середине 50-х годов. Их удивило то, что далеко на юге, в Кавказских горах, обитают народы со светлыми глазами, волосами и цветом кожи, высокого роста, с массивным телосложением. А. И. Ярхо попытался дать название этому необычному для южных широт типу – яфетический. Это название несет в себе отпечаток влияния «Яфетической теории» академика Н. Я. Марра, который считал языки коренных кавказцев наиболее древними из существующих на планете.

Антропология – точная наука, построенная на линейных измерениях черепа. Сравнив кавкасионные черепа с аналогичным материалом, добытым археологами, В. П. Алексеев пришел к выводу о том, что в эпоху бронзового века кавкасионы обитали на Армянском нагорье. Древнейшее население этого нагорья - хурриты и близкородственные им урарты. На Армянском нагорье и в прилегающих местах хурриты упоминаются и в древнейших месопотамских письменных источниках начала III тыс. до н.э.

Впервые, на связь и родство вайнахского и хуррито-урартского языков обратил внимание грузинский исследователь К. М. Туманов еще в 1913 году. В 1954 году, к этой теме вернулись польский лингвист Я. Браун и советский языковед Г. А. Климов. Проблема вайнахского и хуррито-урартского языкового родства решалась в работах Ю. Д. Дешериева, А. С. Чикобавы, И. М. Дьяконова, С. А. Старостина и А. Ю. Милитарева. Версию о вайнахо-хурритском языковом родстве приняли такие известные ученые-кавказоведы как Р. М. Мунчаев и О. М. Джапаридзе. Факт родства вайнахского и хурритского языков признается теперь и западноевропейскими учеными, опирающимися на новейшие изыскания в древневосточной филологии.

Урарты, как было доказано, являлись представителями автохтонного населения, позднее вытесненного пришедшими армянскими племенами.

Резюмируя достижения ученых-языковедов в изучении этой проблемы, А. П. Новосельцев писал, что в наши дни окончательно решена этническая принадлежность урартов (алародиев), которые, как это основательно доказано, говорили на языке, близком современным чеченскому и ингушскому.

Относительно армянского языка, то по мнению В. В Иванова и Т. В. Гамкрелидзе формирование армянского языка началось с распадом греко-армяно-арийской общности на соответствующие индоевропейские «диалекты». Первым из общности выделился арийский при сохранении греко-армянской общности. «Греко-армянскому» праязыку свойственны структурные и лексические изоглоссы (отсутствие начального r- в исконных словах и пр.). Выделившийся затем протоармянский язык вначале был распространен на Армянском нагорье, а затем распространился значительно севернее, наслаиваясь на хуррито-урартский и вытесняя его. По корневому составу к армянскому языку относительно близок греческий – язык палеобалканской группы, в которую входили греческий, фригийский и «протоармянский», и которая распалась примерно 4000 лет назад (по данным глоттохронологии). Армянский язык содержит определенное количество заимствований из урартийского, и в этом смысле он близок другому индоевропейскому языку Кавказа – осетинскому. За этот период помимо прочего происходили контакты протоармянского с хетто-лувийскими языками, что подтверждается рядом заимствований: арм. ap-ašxarel «каяться», «искупить вину слезами», ašxar «плач» и хетт. ešhahru «слезы», ešhahruua- «плакать», арм. spand «жертва», «жертвоприношение» и хетт. išpant- «приносить жертву» и др.

Упоминаемая в хеттских источниках XIV-XIII вв. до н. э. страна Хайаса локализуется на северо-востоке Малой Азии (Г. Капанцян, Историко-лингвистические работы, Ер., 1956 г.). Просматривается связь между топонимом Haiasa с самоназванием армян – hay. Выделение в форме Hai-aša суффикса принадлежности –s(š)a подкреплено наличием других топонимов с этой основой: город Hayi, локализуемыйв верховьях Евфрата, в надписи Салманасара фигурирует город Haianu и пр.

Историческая прародина армян и других индоевропейцев

Государство Урарту

http://www.day.az/forum/uploads/post-10-1095338723.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 23
  • Создано
  • Последний ответ
Урарты, как было доказано, являлись представителями автохтонного населения, позднее вытесненного пришедшими армянскими племенами.

А куда вытеснили. если не секрет?

Может в Баку или в Тегеран? :hm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А куда вытеснили. если не секрет?

Может в Баку или в Тегеран?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Урарты являются предкаи современных нахско-дагестанских народов, живущих на Кавказе.

Везет же некоторым. Не то что у нас, сплошные горы и враги со всех сторон... :cry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бендер, там книги (вернее, авторы многочисленных работ) указаны в самой статье.

Вот книга по антропологии:

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Урарты являются предкаи современных нахско-дагестанских народов, живущих на Кавказе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насколько я понял, армяне вообше нипричём, так? Вы это xотите доказать ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Farroukh,

вы сами отлично понимаете, что про те древние времена говорить о чём-то с уверенностью - нонсенс. Недостаточно матриалов.

Измерением черепов не занималась, но то, что армяне являются культурными наследниками Урарту - не подлежит сомнению.

А насчёт лингвиcтики.

"Древнюю историю армянского языка нельзя представить без тщательного учета фактов хурритского и урартского языков. Хуррито-урартские языки считают одним из главных компонентов армянского, одним из его древних источников. Исследователи, которые так или иначе исповедуют теорию “[б]двуприродности[/б]” армянского языка Н. Я. Марра (теорию синтеза в нем индоевропейского и неиндоевропейского компонентов), связывают неиндоевропейский компонент с языками хурритов и урартов, считая хуррито-урартские языки кавказскими (нахско-дагестанскими).

Однако природа, генеалогическая принадлежность хуррито-урартских языков не может считаться определенной сколько-нибудь окончательно. Показательно, что авторитетный кавказовед Г. А. Климов, который в 1954 г. опубликовал с Я. Брауном работу “Об исторических отношениях урартского и иберийско-кавказских языков”, через несколько десятилетий писал о ней академику УАННП А. В. Маловичко (письмо от 12. ХІІ. 1988): “Вы имеете в виду, как кажется, мою ученическую заметку (напечатанную в годы аспирантуры) о связи нахских языков с хуррито-урартскими, бездоказательность которой мне уже давно стала очевидной, о чем не раз приходилось писать в порядке самокритики”.

Наиболее полной попыткой обоснования принадлежности хуррито-урартских языков к северовосточнокавказским (нахско-дагестанским) есть работа И. М. Дьяконова и С. А. Старостина14). Авторы представили 168 параллелей между хуррито-урартской и северовосточнокавказской лексикой, которые охватывают 40% известных урартских и 30% известных хурритских слов15). Однако среди этих параллелей 34 слова (20%) – культурные термины, которые часто заимствуются и не могут выступать критерием определения генеалогической принадлежности языка , 15 слов (9%) – ономатопоэтические (звукоподражательные и звукосимволические) и детские , 52 слова (31%) – имеющиеся в индоевропейских и других “ностратических” языках и, таким образом, не являющиеся специфично северокавказскими , 45 параллелей (27%) – натянутые и маловероятные в плане фонетики или семантики.

Итак, имеем 10 возможных параллелей и 12 надежных параллелей , то есть вместе менее 5% определенных хурито-урартських слов (от начальных 40 и 30%, см. выше). Но сам С. А. Старостин считает 4-5% параллелей недостаточной близостью для констатирования родственности16). Итак, это сопоставление не дает оснований для сколько-нибудь уверенного вывода о генетической принадлежности хурроито-урартских языков к нахско-дагестанским.

С другой стороны, довольно удивительно, что приверженцы гипотезы о северовосточнокавказской природе хуррито-урартских языков оставляют без внимания исследования Г. Б. Джаукяна17), который на огромном массиве основной лексики показал принадлежность хуррито-урартских языков к индоевропейской семье. Исследователь считает, что урартский язык архаичнее любого индоевропейского и, возможно, хуррито-урартские языки отделились от других индоевропейских ранее остальных18). Следует вспомнить, что Х. Педерсен отметил близость хурритского языка к древнейшим индоевропейским19)."

...

Ю. Л. Мосенкис

http://trypillia.narod.ru/articles/armnew.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Urartu

Related: Ancient History Middle Eastern

(oor?r?too) , ancient kingdom of Armenia, centered about Lake Van in present-day E Turkey. It was the biblical Ararat. Urartu flourished from the 13th cent. to the 7th cent. BC, but was most powerful in the 8th cent. BC, when it ruled over most of N Syria. The Urartians constantly fought with Assyria; Shalmaneser I, Shalmaneser III, and Sargon all attacked Urartu but never completely subdued it. In the 7th cent. BC repeated invasions by the Cimmerians, Scyths, and Medes finally brought about the downfall of the Urartian kingdom. Excavations, particularly at such sites as Toprak Kale and Karmir Blur, have shown that Urartu had an advanced agricultural and commercial civilization, which was largely influenced by Assyria. The use of cuneiform was also borrowed from the Assyrians. Urartian techniques of metalworking and stone masonry (especially in the construction of fortresses) was highly advanced.

Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, Copyright © 2005.

http://www.encyclopedia.com/html/U/Urartu.asp

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приветствую, TMQ!

Мне известна эта статья никому неизвестного специалиста Мосенкиса, где помимо неточностей есть явный подлог, насчёт якобы ученической заметки Климова. У меня есть «Словарь кавказских языков» (1994) составленный Климовым, где он полностью подтверждает то, что пытается на него «повесить» фальсификатор Мосенкис. Работы Дьяконова давно являются признанными во всем мире, а говорить об «индоевропейскости» урартского языка также смешно как писать про «тюркскость» Кавказской Албании. :D Между урартами и вайнахами прослеживается как языковая, так и антропологическая связь, чего нельзя сказать об армянах – армяне в большинстве своем арменоидны и являются носителями индоевропейского языка. Армянский язык, безусловно, впитал в себя часть урартских слов, но это – разные языки.

Называть Урарту древним царством Армении тоже самое как назвать Албанию Древнеазербайджанской республикой. :D

Эта дискуссия идет на http://www.day.az/forum/index.php?showtopic=5762

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приветствую, TMQ!

Мне известна эта статья никому неизвестного специалиста Мосенкиса, где помимо неточностей есть явный подлог, насчёт якобы ученической заметки Климова. У меня есть «Словарь кавказских языков» (1994) составленный Климовым, где он полностью подтверждает то, что пытается на него «повесить» фальсификатор Мосенкис. Работы Дьяконова давно являются признанными во всем мире, а говорить об «индоевропейскости» урартского языка также смешно как писать про «тюркскость» Кавказской Албании. :D  Между урартами и вайнахами прослеживается как языковая, так и антропологическая связь, чего нельзя сказать об армянах – армяне в большинстве своем арменоидны и являются носителями индоевропейского языка. Армянский язык, безусловно, впитал в себя часть урартских слов, но это – разные языки.

Называть Урарту древним царством Армении тоже самое как назвать Албанию Древнеазербайджанской республикой. :D

Эта дискуссия идет на http://www.day.az/forum/index.php?showtopic=5762

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Farroukh, неужели Вам меизвестно, что урартов как народа не было. это был союз племён. А главенствуюшим племенем было племя Haiasa. ( --> Hayastan)

Язык (или языки) на котором говорили эти племена никому не известен. Письмена ничего не доказывают в отношении разговорного языка.

Да и само название Урарту это ассирискии вариант Арарата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 128 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    128 гостей
    Good Boy stephanie S melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...