Перейти к публикации

Жизнь человечкина


БОГИНЯ

Рекомендованные сообщения

Прочла понравилось. Захотелось поделится и с вами

.....оставшимся в живых, оставшимся мертвыми, убежавшим, приспособившимся, помогавшим, всем сочувствовавшим, всем тем, кто пошел, и всем тем, кто пойдет снова - посвящается....

......Жизнь человечкина – она как шкура овечкина, вся в завитушках да кудряшках, и чем время интереснее для историка, чем прибыльнее оно для политика или спекулянта, тем кудрявее оно для человека простого, бутиками не избалованного, фуршетами не кормленного, «Вдовой Клико» не поенного, Синди Кроуфорд не сосанного. Завивается жизнь волосом лобковым, не хочешь иногда, а вот завоешь в голос, как пес на луну. Так и живем себе потихонечку, любим, смеемся, плачем, нашего брата и в армию призывают, и увольняют без выходного пособия, то один опыт поставят, то другой, то в принудительном порядке на прививку гонят, то на выборы, организованно, по совести, с обещаниями и фанфарами балаганными. В общем, кудряво нам на свете живется, все волнами, колечками, сплошные кудри, куда ни глянь, даже под самыми подмышками. А истории обе подлинные. Невыдуманные. Ну, ваше право, хотите верьте, хотите нет, а если так не терпится меня во лжи уличить да на брехне поймать – выправляйте себе загранпаспорт, садитесь на автобус возле турецкого посольства, что на улице Хагани , и через пару-тройку дней он домчит вас прям до Карса. Добравшись же, разыщите отель… ну, его название позже узнаете, да расспросите обо всем его хозяина. И про Аллахъяра с Валерием я тоже не соврал ну ни капельки, говорят, что на его могиле в Агдаме, на территории, временно (верю в это изо всех сил и всеми своими килограммами) оккупированной сепаратистами, до сих пор лежат живые цветы... С меня взятки гладки, я так, мимо проходил, подслушал, запомнил, обработал, записал да вашему просвещенному вниманию предлагаю. Знаешь, читатель, по-моему, в обеих историях не так уж много веселого, но очень много здорового и жизнеутверждающего смеха. Не человечьего ржача, а смеха Господа Бога над людской глупостью, стремлением к убийству, желанием оттяпать кусок пожирнее, смеха самой жизни во всё её большое луженое горло. Ты просто попытайся повнимательнее вслушаться, и ты обязательно его услышишь. И еще… внимательно вслушиваясь в переливы её смеха, ты обязательно увидишь за всем этим Его улыбку.....

Всегда старающийся внимательно вслушиваться и пристально всматриваться

Самит Алиев

....тот год выдался не ахти, какой удачный. Ну какая там в жoпy, удача в середине девяносто второго на Кавказе? Одни ГРАДЫ с «Алазанями», и все по голове, по голове, получив независимость, сынку поворотился, нагнулся слегонца, и вот тут то ему и засадили из-за кустов... война, знаете ли... Не найдя мозгам, рукам и гормонам лучшего применения, лица кавказской национальности в едином порыве сцепились клубком, с воплями и проклятиями выбивали друг другу зубы, выкалывали глаза, вырезали кресты на спинах соседей, вешали пленных, разрушали храмы, сжигали деревни, развлекались, короче как могли, веселились сами и веселили дьявола. Отдыхали, короче. Отдыхали так, как их тому научили. Стравив, поманив, словно ишака морковкой, напев в уши сказки о том, что во всех их бедах виноват тот, кто живет по соседству, захвативший исконно ихние территории, а теперь, после избавления от ига коммунистов, гнета марксистов, попранной экологии и тотального неуважения к правам человека и отдельно взятой нации в целом, нам обязательно нужна Великая Армения, Великая Осетия, Великий Туран и все по причине пробуждения национального самосознания, первейшим симптомом коего является неуемное желание yeбать соседа по голове чем-нибудь тяжелым, и желательно насмерть. Потому как мы не потерпим, чтоб он, паршивый некрещенный бусурманский кяфир мешал нам строить счастье всех и каждого в нашем отдельно взятом независимом государстве. Все нормально, все в порядке, Москва - хозяин помрэ, и бывшие рабы очень быстро научились дерзить всем, каждому и друг другу в частности, а чтобы жить стало легче, чтобы жить стало веселее, начали заводить себе рабов из числа собственного народа. Благо, хапать, грабить и убивать стало можно без оглядки на бывшую метрополию, потому как необходимость делиться с ней наворованным, ресурсами, и вообще, трофеями внезапно отпала. Кому война, а кому мать родна, люди попроще, опьяненные криками «ура» раздававшимися с трибуны, стройными колоннами ушли на фронт (кричавшие и призывавшие, сами на войну не пошли, потому, как то ли комиссованы были, то ли дела поважнее нашлись), когда же патриотический запал потихоньку сошел на «нет», а на истошные вопли о нуждающейся в вас родине больше никто не велся, пришлось забривать лбы насильно, причем по странному стечению обстоятельств, отпрыски и родственники гейдаров алиевичей, эдурадов амвросьевичей и прочих тер-поросянов в парикмахерскую не попали, а в траншею под пули – тем более. Вещавшие с трибуны быстро разжились деньгами, лежавшие в окопе – с такой же скоростью, и тоже разжились, но уже протезами, в общем, все было по справедливости, каждому по должности и происхождению, раз уж по труду никого не устраивало. Сами виноваты, драли горло на площадях, по столам кружками стучали, грозились из всех врагов в единый миг фрикасе сделать - теперь не жалуйтесь на шеф-повара и не пеняйте на качество продуктов. Не было, как говорится печали, но отцы народа вмиг её на шею людскую накачали, после чего с удобством свесили ножки, обозревая с высоты, где чего еще приватизировать можно. Им то что, им плевать, потому, как не их детям расхлебывать. А вам, дуракам, наука. Раз по-людски не можете – ковыляйте на протезах за пенсией....

.....и было это давным-давно, наверное, в другой жизни, или в другом измерении, и цвел тот край, и ломило в глазах при виде садов и виноградников, бегущих к горизонту, и кивали снежные шапки гор случайному или приглашенному путнику, и журчала речка «Заходи, гостем будешь», и щекотало в носу от запаха кябаба, и росли на той земле, на одной, в общем то улице, два пацана, Аллахъяр и Валерий. Один квартал вниз от стоянки такси перед автовкзалом – и вот он, дом Аллахъяра, крытая жестью крыша и водосточная труба с причудливо вырезанными краями, ну точь в точь хвостик граната. А чуть ниже, ну, буквально метрах в сорока дом Валеры. Крылечко, занавесочки в окнах, опять же цветочки на подоконнике... А хули, провинция. Городок, в котором они родились и выросли, не особенно велик был, зато на весь бывший СССР славился, причем не только (хе-хе) и не сколько ударным да самоотверженным трудом его жителей, сколько одноименным портвейном, что на тамошнем винзаводе производили. Ну, вы уже врубились, наверное, это я об Агдаме. И были они оба черные, в кости широкие, с глазами быстрыми, на голову скорыми, а как подросли немного, так лучше них на той улице насчет тутовки пожрать специалистов и рядом не водилось. Даже внешне эти парни чем-то похожи были, то ли загаром, то ли повадками, а то ли еще чем, ну известное дело, мало ли что в голову после тутовки стукнуть может... У Валеры, правда, нос был чуть побольше, армянин, сами понимаете, так уж им по генетике полагается, вот поставишь рядышком двух черножonых, у кого нос больше, тот и армянин... или грузин... или из моих, из азербайджанцев....ну, в общем, совсем я запутался, да и тебя, дорогой читатель, запутал, ведь если ты из России, то для тебя мы так и так все на одно лицо, и тебе в такие тонкости вникать недосуг, если ты с Кавказа, но живешь в Краю Березовой Регистрации, то тебе сия градация тоже как-то пoxyям, потому как в отделении всех нерусей без разбора мордой вниз лỏжат, ну а если ты с Кавказа, но по тем или иным причинам все еще на нем, родимом, местожительство имеешь – то по нынешним временам ты и без таких деталей повод найдешь соседу под глаз засветить...

......была она не молодой и не старой, не красавицей и не уродиной, была она не толста и не стройна, не зла и не добра, она была просто матерью. Когда женщине за сорок, когда её мужа мужа убивают где-то в России только за то, что у него слегка не блондинистый цвет волос, когда покойный муж оставляет женщине только старый домик в Раздане и долгов на полторы тысячи долларов, ей не до масок против морщин, ей не до кремов против целюллита и для загара, ей не до фитнесс-центра и совершенно не до аэробики и прочих элементов бонтона да жизни со вкусом ирландского ликера. Особенно если кругом война, а у неё сын призывного возраста. Бабьим бывает не только лето, бабьей может быть и зима, и осень, а вот весна – очень редко. В исключительных случаях... Почти никогда, или только в девичестве... Да, чуть не забыл... Звали её Ануш.... Сладостная в переводе, если не ошибаюсь....

...уничтожение живой силы и техники противника – первостепенная задача любой армии, ведущей боевые действия. В горах и плоскогорьях каждое ущелье, каждая неровность рельефа, каждая скала – естественное укрепление, и выбить оттуда противника – дело нелегкое. Соотношение потерь у наступающей и обороняющейся сторон – один к пяти, в горах потери наступающих могут возрасти до семи. Из бронетехники там пригодится разве то, что полегче, сами понимаете. Дерущиеся народы – это вам не толстомясые тетеньки, на базаре скандалящие, у тех запал быстро пропадает, одышка начинается, да и люди вокруг стоящие, все больше поглазеть да речевыми оборотами восхититься собираются. А к сцепившимся народам сбегаются близкие и далекие соседи, все с советами, предложениями и инструкциями, по-соседски так протягивая то одному то другому дерущемуся полено, или кол здоровущий, на, мол, вдарь, ты этому xyю посильнее промеж глаз, да так вдарь, чтоб не поднялся уже, а то другой сосед ему уже берданку протягивает… БЕЙ ЕГО!

....Раздан городишко небольшой да препаршивый. Дело там есть всем и до всех, все и всё про всех знают, а если и не знают, то обязательно догадываются, своевременные выводы делая. Провинция, Восток, Кавказ. А с войной жить там стало еще паршивее. Ясное дело, не с чего жиреть, света нет, газа – самая малость, из еды один хлеб с мацуном*, и то пока в очереди отстоишь – семь потов сойдет, потому, как очередь с раннего утра занимать надо. Ну, я не спорю, национальное самосознание и идея Великой Армении важнее сытого желудка и теплой квартиры, намного важнее, и куда там отдельно взятой женщине без мужа в политике разбираться. Правда один раз, по женской глупости она перебила Вартана на собрании домкомитета. Что тут началось! Вартан был политически грамотным, человеком небедным, влиятельным, и даже главой местного отделения какой-то «Партии Национального Самоопределения» его даже исполнительная власть побаивалась, ну, если и не прудила в штаны при его появлении, то, как минимум предпочитала не связываться. Бес эту партию знает, но завязки у Вартана были, говорят, от Еревана до самого Лос-Анджелеса. Так вот, на собрании домкомитета Вартан, войдя в раж, стал стучать кулаком по трибуне и громко так говорить, что, мол, на алтарь Великой Армении, если понадобится, надо положить даже своих детей, как Авраам сына своего перворожденного, а она возьми и спроси, мол, где находится алтарь Великой Армении, тут, в Раздане, или в Марселе, что во Франции, и если алтарь тут, то почему сын Вартана вот уже как целых полгода в том Марселе учится и возвращаться, чтоб на алтарь лечь, не собирается? Зал загалдел, Вартан позеленел от злости, но так ничего и не ответил, правда, по глазам его Ануш поняла, что все еще впереди, потому как таких выпадов он не прощает. Гром грянул чуть позже, ровно через полгода, когда её сыну стукнуло 18. А xyль вы думали-то? Возраст призывной, кому ж еще защищать родную страну и общенациональную идею от турецкой угрозы, как не сыну матери-одиночки без денег и могущественных родственников? Не Вартанову же сыну, нет, ни в коем случае, он парень здоровущий, кило эдак девяносто с гаком, под таким любой алтарь треснет и такого не всякий жертвенник выдержит, а вот сын Ануш – он сложением поминиатюрнее будет, а в таком разе там, на алтаре-жертвеннике ему самое место. Как тому голубю, которому лапку надрезают – хрясь – и приличествует жертве сожаление во сто крат большее, нежели тому, кто жертву оную приносит.. и не удивляйтесь, реальный обычай, так оно все и происходит.

……..а начиналось все с обычных драк стенка на стенку. Ну, это когда парни из одной деревни, намотав на кулак ремень с увесистой (порой и заточенной) бляхой шли вваливать nизды парням из соседнего села. Людям альтернативной, так сказать, национальности и религии, и которых не жалко ни при каких обстоятельствах (то, что после семидесяти лет, проведенных под бородой Маркса и сенью научного атеизма, оба народа о своих верах имели самое отдаленное представление, стало ясно немного позже). Туда и сюда, оттуда и отсюда сновали хитрые людишки с кожаными портфелями, нашептывали всякое, подзуживали, собирали молодежь по вечерам для лекций об умном, о традициях и об истории, да только история была какая-то хитрожoпo-однобокая, в духе «а по соседству с нами, такими трудолюбивыми пахарями-строителями-созидателями – любимцами Создателя, поселились варвары-соседи». Дяди всем обещали вольготную жизнь, денежные пособия, дефицитные товары вне очереди и защиту от милиции, в случае чего. И с участковыми они ладили, и со шпаной умудрялись не ссориться. Люди проницательные, конечно, сразу же на это внимание обратили, и только диву давались, как у них это получается…. Нет, прости великодушно, дорогой читатель, это я не то чтобы тебя намеренно в заблуждение ввел, это я сам по скудоумию ошибочку допустил. Все начиналось совсем не с драк и никак не с дяденек, а с газетных статеек во всяких «Бакинских Рабочих» да «Ереванских Партийцев». А ниточки, привязанные к мягким лапкам брызжущих слюной, но не блещущих умом марионеток шли далеко – далеко наверх, с солнечного юга на пасмурный север. В Москву, в Кремль, или в Вашингтон, в Белый Дом до востребования по надобности. Это и коту понятно, если глупые люди начинают кричать проникновенные и трогающие за душу вещи, значить где-то неподалеку находится будка суфлера, в которой сидит кто-то очень и очень умный. Справедливости ради надо заметить, что будка может находиться на порядочном от сцены расстоянии, но что такое это «далеко» в наш век, столь скорый на перемещения, передачу информации и на расправу как следствие…

- Вы слышали, в соседней деревне азербайджанцы убили трех армян?

- Не трех, а семерых, и не в соседней деревне, а тут, неподалеку.

......почти каждый день в городок шел цинк. О земле, в плане того, что её надо возделывать, пахать и проливать пот над ее утробой все как-то позабыли, дела, что ли поважнее нашлись. А жить и обедать все равно надо, и никакой такой крутой подъем национального самосознания завтрака не заменит… перебивался народ с хлеба на лук, кто старые вещи продавал, кто на заработки уходил, а кому по возрасту или физической слабости идти некуда было – так оставался. Работала Ануш библиотекарем, а зарплата там была более чем скромная даже по советским меркам, и во что она, зарплата, то есть, во время нестабильности превратилась – даже говорить неудобно, один смех. А тут у сына призывной возраст, и станут в военкомате смотреть, что он кило на десять, а то и на пятнадцать меньше положенного весит. Повестка в таких случаях приходит без опоздания, и времени оставалось в обрез… надо было что то делать, а что тут поделаешь, если даже в долг взять в общем то, не у кого.. расплатиться с долгами, оставшимися от мужа ей помогла двоюродная сестра, жившая в Турции и старенький священник из церкви Сурб Хач (церковь Святого Креста), ныне уже покойный.. Ануш раз в неделю ставила свечку за упокой его души… добрый старый священник сказал ей: «Негоже чтобы за мужчиной на земле долги оставались». Странный был человек, молчаливый, сухонький. Никто б и не подумал бы, что почти незнакомой прихожанке так вот, за здорово живешь денег дать может. Ну и что же, что хорошо мужниного отца знал, по нашим-то временам это вовсе не резон денег давать или руку помощи протягивать… это ведь вам не общинное землевладение, когда люди корнями в землю врастают, всегда с соседями здороваются, да семь своих поколений наизусть помнят: пять живших до и два живущих после…

…когда мелкие стычки да обоюдное швыряние камней сменилось серьезными столкновениями (благо, оружия было завались, уже не советская, но всё еще не совсем российская армия за живые деньги щедро делилась вооружением и солдатами с обеими сторонами, беспокоясь только о своевременной оплате, и редко когда верила в долг хитрым восточным людям, никаких кредитов, а только живые деньги. Все вы на одно лицо, черножoпые, только и разницы меж вами, что одни обрезанные, а другие нет, вот и режьте друг другу, кто до чего дотянется, а нам не жалко)….в тот вечер Аллахъяр зашел к Валере, покурить, да о делах, вокруг творящихся поговорить. Семья Валеры собирала вещи, переезжали они от греха подальше, пока не началось, а начавшись, их не коснулось… ну что тут скажешь, не они эту кашу заваривали, но по всему выходило, что расхлебывать придется именно им .. обнялись крепко а прощанье, думали не увидятся больше.. Валера только фразу обронил, ту, что надолго у Аллахъяра в голове засела, до самой смерти её вспоминал: «Сыграли. нами в «дурака», Аллахъяр.. а прибалтами «преферанс» расписали. Только «преферанс» игра интеллектуальная, там головой думать надо, а тут – руками работать или ноги делать». Сказал так, с горечью сказал, после чего молчание затянулось минут на двадцать, даже чай остыл, и такое вот дело – часы настенные вдруг остановились… не дети, понимали оба, что не обойдется, ой не обойдется, и все, что начинается сейчас, ровно через год детским садом покажется. В сравнении с тем, что наступит… Аллахъяр молча помог другу донести вещи до машины… ну, так и распрощались.. думали что навсегда… «Аллах аманында»* - только и сказал азербайджанец… «Аллах разы галсын»* - ответствовал армянин…. Аллахъяр постоял, покурил, стараясь не глядеть вслед бортовому «Уазику», на котором уезжал с семьей друг его детства… потом вздохнул глубоко, опусти плечи, и пошел, ссутулившись, домой… а кто-то хитрый и злобный, сидя где-то далеко-далеко, в теплом и просторном кабинете, уже поворачивал ключик в замочке старенькой шкатулки, где аж с самого 1905-го года* сидели замурованные советской властью бесы и дьяволы межнациональной резни… от бесов и их лозунгов пахло нафталином, но они были живучими и многое повидавшими тварями, точно знающими, что, где и кому именно надо шепнуть на ухо, или наоборот, проорать благим матом. И стоило лишь приоткрыть крышку, как нечистые создания сразу же полезли наружу, брызжа ядовитой слюной, нагромождая одну ложь на другую, противно пища и царапая лакированную поверхность письменных столов с обеих сторон….

…осенний призыв был на носу, и по тому, как подчеркнуто-вежливо, я бы даже сказал, ядовито, Вартан здоровался с нею при встрече, Ануш поняла, что медлить нельзя.. надо срочно связаться с сестрой, которая жила не где-нибудь, а в самом Стамбуле… да нет, никто и никуда не эмигрировал, она там всю жизнь прожила, там же где родилась.. ну и что ж что армянка.. ну и что же что в Турции.. и не такое бывает… да, замужем за турком и даже прижила от него детей.. двух мальчиков… не правда ли, ужасная женщина… все национальные интересы предала, от врага детишек заимела, даже по любви и по собственному желанию… и Бог с нею, с женщиной по имени Цовинар, сестрой Ануш из бывшей Советской Армении…. Муж Цовинар, Омер, был мелким бизнесменом, только-только раскручиваться начал, в Россию куртки продавать, да дела шли не так, как ему хотелось бы… всё бабло в дело вложил, вот и нервничал мужик, тут, сами понимаете, не до помощи родственникам жены, а раз жена не понимает да требует, то и огрызнуться не грех, ну чего женщину в дела мужские посвящать? Но ночная кукушка всегда любой бизнес перекукует, вот и пришлось ему слово дать, что что-нибудь обязательно придумает… люди восточные – человеки хитрые и к торговле приспособленные, а торговцы люди общительные, разговорчивые и уважительные, и друзей-приятелей у них хватает, кто-нибудь обязательно хоть что-то да присоветует, если и деньгами не поможет… традиция все-таки и корни, и нечего Аллаха жадностью гневить, мужчине скупость не к лицу, и привязанная к шее рука* - справедливое наказание в аду для скупердяев… Потыкался Омер туда-сюда, чтобы скандалов семейных избежать, все звонил куда-то, разговаривая, руками размахивал, языком цокал да головой качал, и договорился с товарищем своим, который гостиницу на окраине Карса держал… небольшой такой отель, ну, четыре этажа, крылечко, вывеска с намалеванными четырьмя звездочками (комиссия из Министерства по Туризму присвоила отелю только три, да её инспектора не каждый год в такие eбeня заглядывают, пусть пока все четыре повисят). Он согласился дать денег, но ему нужна была работница в гостиницу. Чистоплотная, хозяйственная, исполнительная и трудолюбивая, да чтоб порядочная была, хвостом туда-сюда не вертела. А дел ей в гостинице за глаза хватит, вот и отработает, там и за горничными приглядеть надо, и за посудомойками, и как чисто скатерки отмываются и сверкает ли посуда, потому как нечистая скатерть, несвежая постель и грязный стакан в доме, где принимают гостей и странников – есть позор на голову хозяина и харам* в глазах Господа..

….без малого полтора года прошло, как расстались Аллахъяр и Валера. Разразившаяся война железными челюстями пережевывала людей и ресурсы с обеих сторон, но, казалось, совершенно не затронула Баку… город жил так, как будто в пятистах километрах от него не гибли его люди, не плакали дети, в этом городе шлюшьими глазами сияли окна ресторанов, звучала веселая музыка, и даже давали концерты заезжие «звезды»..прибывшие в малом количестве инглисы спервоначалу робко, а потом все смелее и смелее водили носом по древней земле, что в сатанинском безумии пожирала собственный народ… хаос, анархия, некомпетентность, временщики, все резали власть, а вместе с ней и страну на мелкие кусочки, надеясь оторвать и оторваться, мол, нашей кровью всё добыто, нашим и сделается. То и дело боеспособные части отзывали в город, чтобы возвести на престол очередную мразь, тем самым оголяли фронт, и спустя пару дней, когда высоты были уже заняты хорошо подготовленным и неплохо снабжаемым противником, затыкали дыры необстрелянными мальчишками. А как пообстреляются пацаны самую малость – их снова в город, другого выродка в кресло подсаживать. Аллахъяр к тому времени дослужился до подполковника, ни много, ни мало – целая часть под началом, в то время такие вещи быстро делались, в игры не играл, и на просьбы отвести своих ребят и малую толику техники в Баку, чтоб на площади перед Парламентом покуражится, отвечал неизменным: забыли и отстали. Его заместитель, Рустам, человек большой хитрости и лишь воинской смелости, иногда пытался его одернуть, мол, доогрызаешься до беды, да куда там… бешеному мужику море по лодыжку… Рустам был полулезгином-полуазербайджанцем, остался после армии толи в Хабаровске, то ли еще где на Дальнем Востоке, но как началось на Кавказе, сразу же вернулся на родину… они прекрасно дополняли друг друга, хорошие организаторы, на расправу скоры, Аллахъяр как-то попросту застрелил своего зампотыла, ну не на смерть, правда, всего лишь колено пробил, за воровство, понятное дело. Потом подстреленного в Баку отправили, там его потаскали туда-сюда, помариновали чуток, а теперь он, говорят, в большие чины вышел, в министерстве сидит, в удобном таком кресле с подлокотниками… привезли в их часть несколько ящиков сигарет для солдат, и походит к Рустаму солдатик, разрешите, мол, обратиться. Так, дескать, и так, вы б сказали бы тем, кто нам курево шлет, чтобы слали то, что подешевле, потому как если импортные сигареты присылают – их сразу же разворовывают и потом на базаре продают. А если без фильтра – то не всякий на них польстится. Рустам все внимательно выслушал, пошел к Аллахъяру, о чем-то с ним шептался минут эдак сорок, а потом позвали зампотыла, да месили его в землянке ногами минут двадцать. Эти двадцать минут ему, зампотылу, то есть, целой вечностью показались, и как он сам потом говорил, выстрел даже некоторое облегчение принес …

….ровно через неделю деньги были у Ануш. Как – не спрашивайте, для восточных людей государственные границы – штука условная, не у одного, так у другого обязательно по ту сторону, если не родственник, так хороший знакомый в обязательном порядке живет-поживает, да и тайные тропы в горах никто не отменял. А пограничник – он ведь тоже человек, дал солдатику на блок сигарет, он и не смотрит, куда не надо, все мы люди-человеки, и ко всем с пониманием относиться надо… Вартан, кончено, зубами поскрипел, не без этого, да поздно, родимый, денежка уже военкому уплачена, и сын отправлен куда подальше, к родственникам в деревню. Ищи его теперь, если все по закону. К каким таким родственникам? Ну спросите тоже, товарищи европейцы… тут, в самой в нашей общей Азии на свадьбе соседа с кем за столом парой слов перекинулся да стаканчиком стукнулся – он тебе уже вроде кровного родственника становится, даже если и не родственник ниxyя… и никакая такая глобализация этого, даст Бог, не выжрет, не вымоет… а еще через несколько дней Ануш и сама в Карс перебралась, как и договаривались.. деньги отрабатывать… хозяин гостиницы, ну тот самый, который друг Омера, был солидный такой, с усами, при четках, дядька из себя вежливый и уважительный. Объяснялись они спервоначалу больше жестами, но спустя пару месяцев Ануш освоила турецкий в достаточной степени, чтобы и хозяину сказать, мол, того то и того то прикупить надо, и нерадивым подчиненным нагоняй дать, чтобы не расслаблялись.. человек он был вдовый, но богобоязненный, чтобы приставать к Ануш или какие неприличные намеки делать – ни-ни, упаси Аллах, если ему чего надо было, то сначала обязательно стучался в дверь её комнаты, да и после стука не сразу входил, а минуту-другую пережидал, мало ли какие дела у женщины в её комнате быть могут? А, зайдя, всегда почему-то здóрово смущался, отводил глаза в сторону, и нервно теребил кончики усов прямыми и сильными пальцами с аккуратно подстриженными ногтями. Звали его Тунжер, и он здорово прихрамывал на левую ногу, было дело, турецкая армия не курорт, вот в 74-м на Кипре* его то ли подстрелили, то ли ножом по лодыжке полосонули…

….летом 93-го положение на фронте было тяжелее некуда.. стороны то утюжили каждый клочок земли из тяжелой артиллерии и, вспарывая саму её утробу, то неделями кружили друг вокруг друга, огрызаясь редкими минометными залпами, то внезапно наступало затишье, словно им было необходимо снестись с заграничными кукловодами, на предмет «что дальше делать станем».. в часть Аллахъяра в пору такого вот недолгого затишья приехал сам Сахават*, и наши, воодушевленные его пением лучше, чем кизиловой наливкой, открыли шквальный огонь по позициям противника, на что армяне притащили мегафон и давай в него кричать: «имейте, мол, совесть, пусть Сахават допоет, потом продолжим, дайте послушать»…совесть была, палить перестали, и ровно два часа, целых сто двадцать минут обе стороны молча слушали нового Орфея, ничего, ничего вокруг кроме его песни, понимаете, совсем ничего, даже чирканья спичек слышно не было… странная была война, страшная, жуткая… как и любая азиатчина… там глазом не моргнув, целый городок могли с лица земли стереть, ни детей, ни стариков не жалея, как оно в Ходжалах было, а могли и человека пленного запросто отпустить, только потому что соседями были или родителей знали… наши части переговаривались между собой на талышском или лезгинском, потому как многие армяне прекрасно владели тюркским.. а как-то раз, связист доложил Аллахъяру о потоке площадной брани на чисто тюркском… ну, война, дело понятное, нервишки шалят, тут все средства хороши, можно и матюгнуть в запале, но чтоб так виртуозно, с каким-то воистину агдамским упрямством*.. в общем, грит, командир, вас требуют, поговорить хотят… лично… кто-то… какой такой кто-то – а Валера… из Агдама который... сосед и даже друг детства и не только… вот тебе и фортель, вот тебе и война… поговорили, сперва натянуто, конечно, потом голоса дрогнули слегка так, самую малость, даже потеплели… договорились встретиться на нейтральной зоне, да где ж её найти, эту самую нейтральную зону, если укрепления противников стоят ну, по максимуму в полутора - двух километрах друг от друга… ладно, выйдем в чистое поле… ты мужчина – я мужчина, ты один и я один…

- Ну, здравствуй….

- Здравствуй……

- Подполковник уже?

- Да и ты, вижу, не прапорщик….

- И что мы теперь делать будем?

- Сначала покурим, наверное… я даже пистолета с собой не взял…

- Я тоже тебе верю.. и тоже пустой…

- А нож как же?(чирканье спичкой, огонек, прикрытый ладонями подносится к сигарете…. Бывшего друга? Нет, бывших друзей не бывает)

- И его нету.. договорились ведь….

- Да, договорились…. (глубокая затяжка)

- А у меня с собой водка есть..

- И у меня…..

- Отпей из моей фляжки… а я из твоей… все по-честному, Валера, все как раньше..

- Как раньше уже вряд ли будет…

- Да… верно говоришь.. вряд ли…

- Как дома-то?

- Слава Аллаху… у тебя как?

- Тоже слава Всевышнему… ты другое скажи, Аллахъяр.. что дальше делать будем?

- Пленными обменяемся, да будем стараться выжить….

- Да… хорошо ответил… упрямый ты… знаешь… если ты сейчас уйдешь со мной я найду способ переправить тебя подальше… в Россию.. или даже в Польшу…

- Знаешь.. если ты сейчас пойдешь со мной, я тоже найду способ тебя спрятать…

- Прости….. я так…

- Бывает….

- Оба будем стараться выжить, оба, слышишь?

….докурили…. дохлебали водку… молчали… и не заплачешь, не закричишь… не дай никому Боже.. обменялись фляжками, да оба, в общем-то, при своих и остались, фляжки-то советского образца, у обоих одинаковые… казалось, даже царапины на крышках абсолютно идентичны…без слов.. без всхлипов, без эмоций… а ведь самое время всхлипнуть… самое время, читатель….

…..прошло четыре месяца с тех пор, как Ануш стала работать в той гостинице… уставала, понятное дело, четыре этажа, да за всем глаз да глаз нужен… постояльцы были все больше тихие да скромные, никто особо не бузил, уважая Тунжера, если и развлекались, то как-то легко, весело и без свинства, песни пели, от вина не дурея, а ровно в одиннадцать часов расходились по своим номерам. Ну кому надо с полицией связываться, да еще по малопочетной статье «нарушение правил проживания в гостинице после 23:00»? Тунжер был на расправу скор, чуть что – возьмет буяна лапищей за морду, ахнет пару раз затылком об стену, и пока тот в себя придет – наряд уже тут. Слава о Тунжере распространилась быстро, и его гостиницу (так уж получилось) облюбовали исключительно почтенные семейные пары, из тех, кому за сорок, а всякие жулики да безобразники её, гостиницу то есть, за версту обходить старались… оно жуликам разве надо, с ветераном Кипрской Кампании связываться, раз всё на его стороне, и суд и полиция, потому что государство? а потом… потом Тунжер сделал Ануш предложение, все чинно, все по законам Божьим и человеческим. Оба люди зрелые, оба вдовые, кто судья им, да и за что их осуждать? Женщина, прижавшаяся к плечу мужчины с прокуренными усами… женщина, сделавшая для своего сына все, что могла и даже немного больше, женщина, нашедшая любовь и защиту… оставьте вы их в покое со своими словами негодования, дай им Аллах счастья и благоденствия… а если моему рассказу не верите – то поезжайте в Карс… и найдите там гостиницу прихрамывающего Тунжера… не хромого, а именно прихрамывающего… да, совсем забыл… гостиница эта называется «Карабах»… так и скажите любому таксисту, в Карс приехав, если мне не доверяете, на что, в принципе, имеете полное право..

...фляжками обменялись, пленных обменяли, что дальше делать, усы да ногти грызть? С одной стороны присяга, страна, солдаты да погоны, тебе подчиненные, а с другой стороны вот… дилемма – страшнее не придумаешь… с поры детства Аллахъяр плакал всего один раз, 23-го июля, когда был сдан Агдам.. именно сдан… армянская армия вошла в него всего с одним танком, ожидая страшного городского боя, где каждый дом – крепость, каждый переулок – засада, а пятиэтажка – врата адовы…но нет… армия была выведена по причинам, известным только в Баку, а раньше всех из Агдама сбежал Акиф Наги, ныне являющийся председателем Организации Освобождения Карабаха… а потом началась чистка.. грандиозная чистка армии от непокорных командиров и нелояльных новой власти элементов.. займет рота полупустую деревню – а ей приказ «отходить». Как? Почему? Мы уже тут, эта деревушка позволит контролировать квадрат… из Баку сказали… приказ…не нами писан, но нам передан.. назад… в день 23-го июля, в день сдачи цветущего карабахского города, славного своим портвейном на всю Евразию, Джахангир Будагов, капитан азербайджанской армии пустит себе пулю в лоб, понимая, что это, именно это и есть начало конца… кто-то может жить с позором, а для кого-то это тяжесть давящая, неподъемная да несносимая… а Аллахъяр…темная история… его машина подорвалась на мине 24 сентября 1993-го года, подорвалась после того, как по дороге прошла колонна бронетехники… уж не знаю, как оно так получилось и как оно так бывает, может это и не мина вовсе была.. а на следующий день на наш пост пришел человек в погонах… в армянских погонах… развел руками, показывая, что ни оружия у него с собой, ни фотоаппарата, ни рации, только фляжка да кусок хлеба…

- Валера я… пропустите на могилу к Аллахъяру… на час, не больше..

Об их дружбе знали многие, но чтоб вот так.. ночью.. без оружия… помялись… подумали.. да и махнули рукой, проходи, мол… Валера просидел на могиле около часа, сперва молча, потом закрыл голову руками, наверное плакал беззвучно, плакал, раскачиваясь…выпил всю флягу, и так и не закусил…. положил кусок хлеба на камень повыше, потому что не гоже Божий дар и благословение на землю бросать, не в обычае это на Кавказе, потом утер лицо рукавом и вернулся обратно, к нашим солдатам… тут я, мол, как и обещал, а теперь дело ваше.. я пришел один, посидел у друга, а теперь дело ваше и совесть тоже ваша… плен так плен… ты мужчина и мы мужчины – иди к своим…. обратно…обратно иди, Валера, слышишь… подполковник Валера…

…..ровно три дня на этом участке фронта было тихо, не стреляли даже из автоматов.. только трели кузнечиков да шелест листвы… ну и чирканье спичек, как водится… в знак уважения к памяти друга, Валера запретил своим открывать огонь…ну и наши тоже честь понимают, вот и молчали стороны ровно три дня.. целых три дня… Валера своё дело сделал… наверное потому что уверен был: ляг карты по-другому, Аллахъяр сделал бы для него тоже самое.. ни больше и не меньше… спустя два месяца наши войска оставят эту территорию, вместе с могилой Аллахъяра… вместе с могилой Аллахъяра… начнется новое время, в ходе которого мертвых героев просто-напросто сотрут из людской памяти.. ну чего их помнить-то, если и на могилу сходить некуда.. а Валера… Валера потеряет ногу… и после войны, а точнее, после подписания соглашения о прекращении огня поселится в деревне под Агдамом, на оккупированной территории, но на своей, все же земле.. и до сих пор.. говорят, до сих пор на могиле Аллахъяра лежат свежие цветы... обычные, полевые, с острым и пряным запахом… а по вечерам там иногда видят человека на одной ноге.. с той самой фляжкой и куском хлеба, который негоже на землю бросать …

Мира вам, люди… мира, запаха свежевымытой зелени на столе, теплого хлеба в доме и детского смеха на улице…да.. и еще – хорошей вам памяти… ничего и никогда не забывайте… ибо позабыв – позабытыми будете… а стерев – стертыми станете…

Февраль - Октябрь 2006-го

Указатель слов и выражений, встречающихся в рассказе.

Алфавитный порядок не соблюден.

мацун* - кислое молоко

Аллах аманында* - с Богом (азерб)

Аллах разы галсын* - да останется Аллах доволен тобой (азерб)

1905-й год* - первые азербайджано-армянские столкновения,

спровоцированные царским правительством, напуганным размахом рабочего движения на Кавказе

привязанная к шее рука* - восточная идиома, символизирующая скупость

харам* - запретное (здесь: грех)

в 74-м на Кипре* - в 1974м году Турция ввела свои войска на территорию

Северного Кипр

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 года спустя...

июль 2007г.

СКАЧКИ НА ИШАКАХ.

Много много лет спустя, когда я успел поработать на Северном Кавказе и поселился в Москве, приехал в отпуск в Ереван и решил съездить в Карабах. Оганес оказался не против отдохнуть и поработать. Тем более, что появился прекрасный информационный повод - президентские выборы. К этому событию следовало бы приурочить большой материал под условным названием "забытый конфликт". Пред нами встал вопрос: чем бы удивить российского зрителя? Ведь, о Карабахе давно ничего не было слышно. Ответ подсказала моя бывшая школьная пионервожатая - Жанна Крикорова, работавшая Генеральным секретарём карабахского МИД:

- Каждую весну в селе Ванк проводятся скачки на ишаках. После войны придумали такую забаву. Можете обратиться к местным телевизионщикам, они поделятся кадрами.

С этого и начали. Переписали кадры и поехали в это село, где ишакам, как символам карабахского упорства, даже установили памятники. Две фигуры ослов-пегасов были собраны из деталей машин и тракторов. "Скульптором" оказался местный умелец. Беженец из Баку, в войну был разведчиком-снайпером. Потом сидел за хранение анаши... В селе почти десять лет действует одно из крупных в Карабахе производственых предприятий, принадлежащее московскому армянину Левону Айрапетяну. Он и придумал ежегодно проводить карабахскую "Формулу 1" - скачки на ишаках. Левона в селе не было. Всем заправлял его зять - Сергей Дарпинян. В интервью он рассказал, как родилась идея скачек и установления скульптур:

- Карабахский характер человека схож с карабахским ишаком. Карабахцев часто же сравнивают с ослами. На самом деле этим подчёркивается их упорство. Оно очень сильно помогло в военное время. А смысл проведения скачек - показать всем, что карабахцы умеют смеяться над собой.

Впрочем, ослы в Карабахе без шуток заслужили памятник. Мощность двигателя хоть и измеряется в лошадиных силах, но по выносливости и проходимости у них в горах конкурентов нет. В годы войны на ишаках возили еду и патроны. Травоядные внедорожники востребованы и сейчас. По дорогам Карабаха до сих пор ездить небезопасно - мины. Поэтому крестьяне стараются объезжать подозрительные участки на своих парнокопытных по бездорожью. Это понимание приблизило меня к сути материала. Ведь карабахский конфликт сам по себе, как мина замедленного действия. В любой момент может рвануть. Официально война не закончилась. Есть только соглашение о перемирии. И здесь нет каких-либо разъединительных миротворческих сил, но есть сплошная линия фронта...

* * *

Кстати, после эфира, один азербайджанский журналист усмотрел в новой карабахской забаве, скачках на ишаках, оскорбительные нотки. Он предположил, что под ишакми в Карабахе, возможно, подразумевается потерпевшая поражение сторона... ))))

Дмитрий Писаренко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

февраль 1998г.

ДЯДЯ ЛЁВА.

Дядя Лёва и двое его сыновей, 18-ти и 19-ти лет, ушли на фронт и вернулись живыми. Таких счастливых женщин, какой должна была быть их мать, в Карабахе, возможно, больше не было. Но её дом радость обошла стороной. Муж и дети вернулись инвалидами. Да и дом стал похож на калеку. В большой комнате - пробоина от осколка. Это снаряд "Града" разорвался во дворе, и пробил саманную стену. На окнах в картонках - последствия авианалёта, следы кассетных бомб. Заделать бреши дядя Лёва не может. Не доходят руки. Потому, что у дяди Лёвы нет ног...

Оба сына вернулись с контузией, и оба сидят на таблетках. Сигареты курят одну за другой. Младший ещё ничего. Общается с гостями и врачом, а старший сторонится чужих. Пишет на стенах бессмысленные фразы и рисует каракули. А ещё, может внезапно наброситься с кулаками на входную дверь. У него редкая форма шизофрении. Иногда он вменяемый. На фотографиях узнаёт себя и друзей. Сам показывает снимок футбольной команды "Карабах" (Степанакерт) образца 1987 года. Указательным пальцем тычет в мальчика с взъерошенными волосами в нижнем ряду.

- Это я, - произносит он тихим голосом.

У него была жена. Поженились во время войны. Но она ушла после того, когда он вернулся другим. Прервала беременность. Дядя Лёва уже никогда не станет дедушкой...

Младший сын всем гостям вежливо улыбается. Почтительно интересуется, как у них дела. Даже у тех, которые в доме у дяди Лёвы впервые.

- Давайте покурим, а? - просит он гостей через каждые два предложения.

Его мучают головные боли. У него тоже шизофрения, только в начальной стадии. Семейный врач говорит, что им, к сожалению, не суждено излечиться. Таблетки могут только сбить скоростной характер заболевания. На лекарства каждый месяц надо тратить немало денег. Если не удаётся купить успокоительные, то мальчики ночью не спят. Начинают кричать. И кричат ещё громче, когда слышат крики друг друга.

- Мама, мама помоги! - зовёт старший. - Мама, кто там? Я боюсь!

- Мама, мне страшно! - раздаётся из другой комнаты. - Он близко!

Дядя Лёва вскакивает, хочет подбежать к детям, но его две культи беспомощно свисают с кровати и он сочувственно-молча смотрит на то, как бедная мама пытается успокоить сыновей.

До войны она преподавала музыку. Теперь ей нельзя оставлять без присмотра своих мужчин. Мама печёт хачапури на продажу и... плачет. Все живы, но не здоровы...

Ветеранские пенсии и пособия по инвалидности - сущие копейки. Дядя Лёва, хоть и на протезах, но передвигается с помощью костылей. Чтобы покупать сыновьям снотворное, упросил владельца соседнего магазина взять к себе продавцом. Он тоже воевал, и пошёл инвалиду на встречу. В войну дядя Лёва служил в артиллерии, а в мирное время работал на заводе наладчиком оборудования. На фронте отличился тем, в рекордные сроки восстанавливал повреждённую технику. Мастерил пушки так, что те на лафете могли развернуться на 360 градусов. Подорвался на мине за год до перемирия... Отец был артиллеристом, а сыновей контузил артиллеристский снаряд. Вот такая злая ирония. Причём, пострадали они одинаково, но в разных местах и в разное время...

И устроился дядя Лёвана на работу. Зарплата - 100 долларов. По ночам в доме стало тихо. Никто не кричал. Только мама иногда рыдала, приглушая всхлипы подушкой...

Но вот пришло время снова подтверждать инвалидность. Дядя Лёва честно отметил в анкете, что работает. Написал даже где и кем. Но в комиссии его вопрос стали затягивать. Намекали на что-то, но он не понимал. А когда понял, - ничего не сказал. Ушёл. Пошёл на задний двор, где держал голубей. Посыпал им просо и стал смотреть, как они его клюют. Потом вынес большой медный таз, налил воду. Птички стали плескаться.

- Опять понервничал, раз с голубями нянчешься? - послышался тихий голос подошедшей с зади жены.

- Э-э-э... Они считают, что у меня выросли ноги. Продавцом же работаю...

* * *

Он не дал взятку, и ему изменили группу инвалидности. Дети снова кричат по ночам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

всё это трогает конечно, да и Самит может быть нормальным челом...проблема сегодня реально в другом. Те "старые" отношения были подпитаны годами дружбы и совместной жизни, сегодня же, читая данный рассказ у молодого армянина может сформироваться неверное представление о том, что происходит. Заканчивается это пропуском мубаризов цай попить и потерями личного состава

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

всё это трогает конечно, да и Самит может быть нормальным челом...проблема сегодня реально в другом. Те "старые" отношения были подпитаны годами дружбы и совместной жизни, сегодня же, читая данный рассказ у молодого армянина может сформироваться неверное представление о том, что происходит. Заканчивается это пропуском мубаризов цай попить и потерями личного состава

Изменено пользователем VREZH (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Особенно умиляет

толерантность по азербайджански называисся..если и допускают нормальные отношения, то только так, чтобы они таки в выигрыше остались))) там много таких приколов, но так как это предсказуемо и типично я не стал на подробностях останавливаться

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 лет спустя...

А вот и Кировакан…

 

То, что армяне есть везде – неудивительно. Удивительно то, что уезжающие из Армении неармяне тоже чувствуют себя армянами за её пределами.

 

Был такой случай в Чечне в разгар контртеррористической операции. К нам в ТВ-юрт (лагерь журналистов) часто захаживали сотрудники силовых структур, охранявшие комплекс правительственных зданий или КПЗ на местном сленге. Чаще позвонить по спутниковому телефону, реже — попить чайку, а может что и покрепче. У строительных вагончиков, где жили журналисты федеральных телеканалов, стояли мангалы с "зоной отдыха" под маскировочной сеткой.

Так вот, однажды вечером захожу на огонёк к соседям, а у них в гостях знакомый офицер ФСИН из Ростова. Решил разделить свой выходной с журналистами. Под хорошую закуску он вспомнил о том, как солдатом-срочником попал на первую чеченскую войну и участвовал в штурме Грозного. Его БМП подорвался на мине, и он очнулся в госпитале, куда сразу приехала его любимая девушка. Она рассказала, что врачи собрали мягкие ткани буквально по частям, а в конце произнесла:

— Всё, ты мой.

Они поженились. Крепкое здоровье позволило дембелю не только полностью отойти от ранения, но и устроиться на службу в спецназ ФСИН. Так он снова оказался в Грозном, в разгар контртеррористической операции. Офицер с ненавистью говорил о местных и возмущался, что сейчас приходиться обеспечивать безопасность тех, с кем когда-то воевал. Было уже далеко за полночь, но гость уходить не хотел.

— А давайте, постреляем? – предложил захмелевший офицер, прихвативший с собой пистолет ТТ и рацию.

Большинство из участников застолья были люди с жизненным опытом, поэтому последовали вежливые отказы и советы угомониться. Но один охотник всё-таки вызвался — молодой корреспондент, часто жаловавшийся коллегам на то, что его руководство заставляет снимать не спецоперации, а запуск кирпичного завода или водопровода. Офицер снял оружие с предохранителя, передёрнул затвор и направил в дуло в воздух.

— Жми на курок, — предложил он корреспонденту.

Тот выстрелил и радостно засиял нетрезвой физиономией. Сквозь шипение рации, стоявшей на столе, послышались переговоры.

— Внимание, выстрел на первом ключе!

— Слышал, принято.

Наш гость вызывающе ухмыльнулся и выстрелил ещё раз. Обеспокоенных голосов в рации стало больше. Прозвучала команда усилить патрулирование территории. Офицер, словно малолетний проказник, выпустил в небо всю оставшуюся обойму. Прошло минут 10-15 и мы, уже забыв про выстрелы, болтали о футболе, как нежданно нагрянули кадыровцы. У Рамзана Кадырова в то время занимавшего пост вице-премьера Чечни по силовому блоку, была своя служба безопасности. Полноценная силовая структура, подчинявшаяся ему лично. Бойцы выполняли охранные функции и участвовали в спец.операциях против "шайтанов".

— Кто стрелял? – строго спросил один из трёх патрульных.

Мы замерли в тревоге. Казалось, что наш спецназовец сейчас врубит брутального героя и пошлёт незваных гостей к чёрту или к его матери. Но он растерянно развёл руки и с детским выражением удивлённого лица ответил:

— Никто!

Лежавший на столе пистолет и куча гильз у ног предательски выдали подвыпившего стрелка. Патрульный, преобразившись в конвойного, резко скрутил руку пьяного офицера. Поднял его с места и поволок за угол вагончика. Стрелявший молодой корреспондент побежал следом, надеясь на свою телевизионную узнаваемость и неприкосновенность.

— Оставьте его, это я стрелял! И что с этого?!

Упаковали и его. Молоденький и сильно поддатый корреспондент еле волок ноги в сторону базы кадыровцев на территории КПЗ. Я пошёл вызволять друзей. Проходя мимо пункта дислокации ФСИН заметил, что спецназ поднят по тревоге. Знакомые бойцы в полной экипировке, в касках побежали в сторону базы кадыровцев. Во главе группы был офицер-краповик. Остановились у приоткрытых ворот, где им преграждали путь кадыровцы с автоматами наперевес. Просьба отдать бойца была проигнорирована. Мне же дали "свидание" с корреспондентом. Задержанных развели по разным помещениям.

Кадыровцы заявили, что продержат их до утра, а потом вызовут прокурора и оформят всё, как положено. Ситуация накалялась. Спецназовцы не исключали силового отбора своего сослуживца. Разбудили коменданта КПЗ – подполковника Щербакова. Он энергично подключился к переговорам, но уговорить кадыровцев не получалось.

— Предлагаю сменить обстановку. Пойдёмте к нам, на нейтральную территорию. Заодно и чаю попьём – предложил я.

Такой неожиданный поворот всех устроил. Градус напряжения во время чаепития спал. Я решил прибегнуть к тактике "лирического отступления", чтобы усилить доверие сторон друг к другу.

— Вы знаете, вот у меня в родной Армении — начал было я.

— В Армении?! – резко перебил меня с изумлённым видом подполковник Щербаков.

— Да, в Армении…

— А вот и Кировакан, — вдруг запел комендант.

— А вот и ушардзан, — подхватил я.

— Идём камац-камац и наконец Димац! — запели мы хором и полезли обниматься.

Оказалось, что детство подполковника прошло в Кировакане (сейчас Ванадзор), где служил его отец. Он даже произнёс несколько фраз на армянском. Эта трогательная встреча двух русских людей из Армении заставила ёкнуть сердца чеченцев. Один из них сказал, что в аппарате правительства работает армянка – Рита Мартиросова. На этой волне сторонам удалось оперативно договориться об освобождении узников. Но ситуация пока не была урегулирована до конца. Кадыровцы продолжали настаивать на законном разбирательстве инцидента, с привлечением прокурора. И тут у одного из них зазвонил телефон. Поговорив, чеченец обратился к коменданту КПЗ.

— Товарищ подполковник, вы можете попросить коменданта города дать команду, чтоб пропустили брата. Он на аргунском блок-посту стоит. Машины в город не пускают.

— Конечно, о чём разговор!

Подполковник разбудил коменданта Грозного. Тот откликнулся на просьбу.

— Сколько машин, одна? – уточнил Щербаков у чеченца, не отрываясь от телефонного разговора с генералом.

— Нет, семь фур с арбузами – ответил чеченец, отведя в сторону глаза.

Вопрос решился положительно. Кадыровцы сразу все сняли претензии и вернули документы нашего корреспондента, а также оружие и рацию бойца. Разошлись под утро. Местные с интересом слушали рассказы подполковника Щербакова о далёком городе Кировакане, где для него самый лучший в мире воздух. Я сказал, что не совсем согласен. Наверное, потому что сам родом из Еревана.

Дмитрий Писаренко, https://ru.armeniasputnik.am/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 лет спустя...

 

очень интересная статья:серьёзный анализ шутовства...

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШУТОВСТВА

Чернова Снежана Валерьевна
Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО)
кандидат филологических наук, старший преподаватель английского языка

 

Аннотация
Данная статья рассматривает понятие «шутовство» в рамках институционального и обиходного дискурсов, а также предлагает новое понимание термина, рассматривая «шутовство» в качестве особого типа мировоззрения и образа жизни людей, имеющих талант и склонных пошутить. Предлагается классификация «шутовства» по ряду критериев, таких как тематика, форма и место исполнения, социальный ранг шута, возраст и количество участников, степень профессионализма, направленность, эмоциональный настрой, уникальность текста, форма литературного выражения, наличие или отсутствие вульгарной лексики, умысел, национально-культурная специфика. Выделяются основные функции «шутовства»: рекреативная, дистрактивная (отвлекающая), развлекающая, аттрактивная, интегрирующая, интеллектуальная, суггестивная, обличающая, уравнивающая, ценностно-ориентирующая и психотерапевтическая.

 

Понятие «шутовство» – это важный элемент смеховой культуры, имеющий давние традиции.

Термин «шутовство» можно рассматривать в рамках обиходного и институционального дискурсов.

В рамках обиходного дискурса данный термин означает «особое поведение человека, ставящее своей целью привлечь внимание окружающих, рассмешив их своими кривляньями и  паясничеством». Данное поведение не направлено на получение материальной выгоды и представляет собой «бытовое дурачество» или же «глупую забаву». Основная его цель – сбросить напряжение и развлечься. Таким образом, «шутовство» в рамках обиходного дискурса – это разновидность поведения человека, характеризующаяся его склонностью пошутить.

В рамках институционального дискурса «шутовство» – это профессиональная деятельность, отточенное актерское ремесло, средство заработать на жизнь. Профессиональное шутовство – это представление, спектакль, подготовленный для аудитории юмор. Профессиональный развлекатель обладает набором отличительных черт: имеет хорошее чувство юмора, является хорошим оратором и организатором, способен импровизировать и, как правило, имеет творческое образование.

Обобщая вышесказанное, можно предложить собственное понимание термина «шутовство» – это особый тип мировоззрения и образа жизни, характеризующийся способностью и склонностью людей шутить.

Представляется возможным классифицировать «шутовство» по следующим критериям:

1)               по тематике – церковное (религиозное), политическое, историческое шутовство и т.д.

2)               по форме исполнения – музыкальное, театрализованное;

3)               по месту исполнения – площадное, ярмарочное, театральное, цирковое;

4)               по социальному рангу шута – крепостное/ придворное шутовство;

5)               по количеству участников – индивидуальное или групповое;

6)               по возрасту –шутовство детей/ взрослых;

7)               степени подготовленности шута – профессиональное шутовство или же бытовое дурачество;

8)               по направленности (объекту высмеиваемого) – шут смеется над собой, другими людьми или существующим положением дел в обществе;

9)               по эмоциональному настрою – злонамеренное (троллинг) или же благодушное;

10)         по форме репрезентации – физическое шутовство (невербальное), словесное (вербальное) или же их сочетание;

11)         по степени уникальности текста – оригинальное или пародийное шутовство.

12)         по форме литературного выражения – монолог, диалог, байка, притча, остроумный ответ, к месту сказанный шутом афоризм;

13)         по средству достижения юмористического эффекта – ироничное шутовство, саркастичное шутовство, шутовской каламбур и т.д.;

14)         по наличию вульгарной лексики – скабрезное шутовство паяцев;

15)         по наличию скрытого умысла – фиглярство, характеризующееся плутовством и тайным обманом;

16)         по национально-культурной специфике – восточнославянское «скоморошество», древнеримское «гистрионство», французское «буффонство», еврейское «бадхенство» и т.д.;

Шуты, также как и их «шутовство», различны. «Шут» – это средневековый клоун, живущий во дворце монарха или в доме богатого аристократа. «Комик» – название амплуа профессионального актера, который исполняет комические роли. «Комедиант» – балаганный или цирковой актер в историческом театре, играющий притворщика или лицемерного человека. «Арлекин» – актер площадного театра, имеющий амплуа ленивого, веселого и наивного шута, с улыбкой воспринимающего наказания за совершенные им глупости. В отличие от «Арлекина», следующий тип «фигляр» – ловкий фокусник, имеющий скрытый умысел и готовый обмануть, отвлекая зевак своим шутовством. «Паяц» – неестественный кривляка с пошлыми шутками.  «Скоморох» – ряженый шут, наделенный творческими талантами, умеющий петь и плясать, а также являющийся ключевым персонажем праздничных театрализованных представлений. «Гаер» – шут в народных игрищах, вызывающий смех необычными рожами. «Гистрион» – странствующий или оседлый актер шутовской труппы. «Буффон» – шут в опереттах и водевилях. «Бадхан» – шутливый тамада на еврейских свадьбах. «Фарсер» – шут, играющий в комедиях-фарсах, использующий сценарии фривольного содержания. «Балагур» – шутник от природы и очень веселый человек. «Клоун» – цирковой артист, позитивный человек, в первую очередь, умеющий отлично ладить с детьми. Разнообразие названий одного и того же явления, подчеркивает особую значимость «шута» и его деятельности для всех культур.

Профессиональное шутовство или же бытовое дурачество выполняют ряд функций:

1)                рекреативная – восполняет стремление людей к отдыху и избавляет от накопившегося напряжения;

2)                функция отвлечения – уход от обыденности повседневной жизни;

3)                функция развлечения – восполняет стремление людей к веселью;

4)                аттрактивная – привлечение внимания людей;

5)                интегрирующая  – консолидация слушающих и создание общего психо-эмоционального состояния. Когда ты смеешься вместе с другими людьми, вне зависимости от «смешного», ты показываешь им, что ты принадлежишь к той или иной группе. Смех выступает в качестве индекса ваших сложившихся отношений.

6)                интеллектуальная – стремление понять скрытый смысл высказываний. М.М. Бахтин писал, что «шутов» не следует понимать буквально: «…все, что они делают и говорят, имеет не прямое и непосредственное значение, а переносное, иногда обратное…» [1].

7)                суггестивная – заставляющая работать воображение, разрушающая закостенелое мировосприятие и создающая новые яркие образы;

8)                обличающая – высмеивание изъянов окружающей действительности;

9)                уравнивающая – «взнесенное социальной иерархией вверх, шут опрокидывает в материально-телесный низ, что поддерживает в обществе память о том, что вообще-то все люди имеют одинаковую природу»  [2].

10)           ценностно-ориентирующая – видоизменение отношения к окружающему миру;

11)           психотерапевтическая (антидепрессивная) – внушение оптимизма и развитие жизнелюбия.

В настоящее время появился особый вид возмездной помощи – «шутотерапия», при которой индивидуально подобранный профессиональный шут помогает клиенту бороться с преодолением психо-эмоциональных проблем, социальной замкнутостью и предрасположенностью к депрессивным состояниям.

Дальнейшую перспективу исследования мы видим в изучении исторической динамики и трансформации понятия «шутовство», а также в выявлении специфических черт шутовских текстов, относящихся к разным временным периодам.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 139 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    139 гостей
    Vito vanski Good Boy lord17 Firefly OLD MEN ст. л-т stephanie S Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...