Перейти к публикации

Битва за небо


Xenobarbital

Рекомендованные сообщения

Ладно братцы. Поддержим трёп о боевой технике. Здесь я в меру своих знаний постараюсь вкратце изложить историю развития реактивных истребителей. Буду писать по кускам (в основном в хронологическом порядке). ПОсле каждой части прошу замечания и вопросы (если будут). Постараюсь на всё ответить.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 23
  • Создано
  • Последний ответ

В развернувшейся с конца тридцатых годов прошлого века гонке вооружений военная авиация прочно заняла свою нишу. Со временем эта ветвь стала одной из самых наукоёмких, воплотив в себе достижения в областях аэродинамики, материаловедения, радиоэлектроноки и многих других. А сегодня боеспособная армия просто немыслима без мощных ВВС.

С самого начала в развитии боевого воздушного флота наметилис (а во время второй мировой войны окончательно сформировались) три основных направления:

- Стратегическая авиация.

- Тактическая (фронтовая) ударная авиация.

- Истребительная авиация.

На последней хотелось бы остановиться подробнее.

Истребитель по сути является оружием оборонотельным. В сороковых годах двадцатого века эти машины выполняли функцию обороны стратегически важных объектов (задача ПВО), или же предназначались для сопровождения своих штурмовых и бомбардировочных эскадрилий. Правда уже тогда наметилось направление "многоцелевого истребителя" или истребителя-бомбардировщика. Но тогда это делалось простой установкой бомб на уже существующую машину (например - Мустанг ВВС США).

С появлением воздушно-реактивных двигателей началась новая эра в самолётостроении. Такие истребители, как Мессершмит-262 и Метеор наглядно показали, на что способна машина такого класса, хотя на ишод вийны повлиять уже не смогли.

Первым конфликтом с массовым применением реактивной авиации стала война в корее. Боевые действия в воздухе превратились в противостояние двух машин - МиГ-15 советских и китайских ВВС и F-86 (Sabre) ВВС и морской авиации США. Результаты "поединка" довольно противоречивые - разные источники называют различные соотношения потарь. Однако, если сравнить характеристики двух машин, то при почти равных лётных данных, следует отметить более совершенный бортовой комплекс "американца" (радиоприцел против оптики МиГа) а также большую огневую мощ советской машины - три скорострельные пушки калибром 37 и 23мм. против шести 12,7мм. пулемётов F-86.

Оба самолёта получили своё логическое развитие - МиГ-17 и F-100 Super Sabre (первый серийный сверхзвуковой истребитель американцев).

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

что знаеш осыстеме МИГ-31, не о самолете, а о сыстеме.

т.е. на базе самолетов строилась система, что-то типа Авакс

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

терпение, друг мой. до четвёртого поколения ещё доберёмся. :)

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По советским данным, потери американцев в боях против ВВС СССР - 1300 летательных аппаратов всех типов (включая бомбардировщики и истребители различных конструкций).

Потери советских ВВС в воздушных боях - 345 МиГ-15. При этом не учитываются потери ВВС КНР и КНДР.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По советским данным, потери американцев в боях против ВВС СССР - 1300 летательных аппаратов всех типов (включая бомбардировщики и истребители различных конструкций).

Потери советских ВВС в воздушных боях - 345 МиГ-15. При этом не учитываются потери ВВС КНР и КНДР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С появлением сверхзвуковых машин стали говорить о втором поколении. В СССР были разработаны МиГ-19, МиГ-21, Су-9 и Су-7 (последний в серию пошёл в модификации истребителя-бомбардировщика). В США - F-100, F-8, F-104, F-5 и пр. Появились управляемые ракеты воздух-воздух с тепловым, а позже, с радиолокационным наведением. Радиоприцел стал обязательным компонентом бортового оборудования.

Среди всех моделей стоит отметить МиГ-21. Одна из лучших машин своего времени. Разработаная в конце пятидесятых "балалайка" (за характерные очертания) применяется до сих пор.

"Боевым крещением" МиГ-21 мог бы стать карибский кризис. Тогда новейший советский истребитель стал одной из главных "фотомоделей" для американских авиаразведчиков.

Одним из первых боевых применений "балалайки" (надо сказать, провальным) стала "шестидневная война". Во время боевых действий огромное количество самолётов ВВС Египта и Сирии было уничтожено на аэродромах. А немногие из "выживших МиГов" понесли потери в боях с ВВС Израиля, вооружёнными истребителями Мираж французского производства.

Самолёты Мираж (фирма Дассо) заслуживают отдельного упоминания. Истребитель был сконструирован по схеме "бесхвостка" (без горизонтального оперения) с треугольным крылом большой площади, и совмещал в себе неплохой бортовой комплекс с высокими маневренными характеристиками. Во время арабо-израильского конфликта в 1973г. Мираж стал единственным истребителем, на равных противостоящим сирийским и египетским МиГ-21.

Удачная конструкция самолёта обусловила появление большого количества "импровизаций" - Нэшер, Чита, Кфир и пр. Последний был разработан израильтянами после того, как Франция прекратила поставки военной техники. При этом документация и комплекты чертежей были фактически похищены израильской разведкой.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Война во Вьетнаме стала одной из первых проверок на прочность новых технических решений. Северовьетнамским ВВС, вооружённым МиГ-17, а позже – МиГ-21, пришлось столкнуться с истребителем совершенно нового типа – F-4 Фантом 2, положившим начало третьему поколению. F-4 стал первой по настоящему многоцелевой машиной, решающей как задачи завоевания превосходства в воздухе, так и ударные задачи. Оснащённый мощной радиолокационной станцией (РЛС), Фантом был первым вооружён ракетами воздух-воздух средней дальности AIM-7 Sparrow, на которые возлагало большие надежды командование ВВС и ВМФ США. Считалось, что ближний маневренный бой уходит в прошлое, И главным критерием станет дальность пуска ракет. Однако РЛС того времени были неспособны обнаруживать цели на фоне земли, чем с готовностью пользовались вьетнамские лётчики. Патрулируя на малых высотах, в случае обнаружения цели они резко набирали высоту и навязывали противнику ближний бой. Тяжёлому, неповоротливому и трудноуправляемому Фантому было сложно соперничать с компактными и вёрткими МиГами на малых дистанциях. К тому же ракеты AIM-7 первых модификаций имели недостаточный процент попаданий даже на средних дистанциях. Единственными машинами, способными вести ближний бой у американцев были F-5 и, позднее разрекламмированный как “истребитель МиГов”, палубный F-8 Crusader. Эскадрильи F-5 в войне учавствовали лишь на первых порах, после чего были отозваны “из за потерь”. Что касается F-8, то по американским данным такими машинами было уничтожено 7 МиГ-21 (весьма скромный для тех времён результат), после чего они перешли к решению ударных задач, оставив “завоевание неба” Фантомам.

Следует отметить, что во Вьетнаме американскими лётчиками впервые было применено высокоточное оружие типа воздух-поверхность – корректируемые авиабомбы с лазерным наведением…

Как бы то ни было, на советских конструкторов F-4 произвёл сильное впечатление, особенно его бортовой радиоэлектронный комплекс...

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Новый советский истребитель МиГ-23 стал серьёзным оружием, совместив в себе маневренность более лёгкого МиГ-21 и способность ведения ракетного боя на средних дистанциях. Более того, ракеты средней дальности Р-23Т и Р-24Т с тепловым наведением, позволяли осуществлять скрытую атаку, без включения РЛС. Для наведения подобных ракет применялся оптикоэлектронный комплекс.

Однако “двадцать третий” очень долго не удавалось излечить от “детских болезней”. Основной головной болью конструкторов стали поворотные консоли крыльев изменяемой геометрии. При энергичном маневрировании сварные швы трещали, из баков протекало топливо. Из за резко возросшей аварийности максимальную эксплуатационную перегрузку пришлось с 7G уменьшить почти вдвое. И тем не менее, в модификациях МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД удалось полностью решить все проблемы. Более того, МиГ-23МЛД мог на равных сражаться с машинами следующего, четвёртого поколения.

Первым модификациям нового МиГа пришлось столкнуться с машинами F-16А и F-15А в небе над Ливаном. Сирийские лётчики вступили в неравный бой, на заведомо проигрышных условиях…..

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первыми машинами четвёртого поколения в США стали (в хронологическом порядке) F-14, F-15, F-16 и F/A-18… F-14 Tomcat наверное стал самым рекламируемым истребителем в США (многие помнят фильм “Top Gun”) Ещё бы. Палубная авиация всегда пользовалась особым почётом, а Томцату было чем похвастать. Мощнейший комплекс РЛС, обеспечивающий наведение и пуск ракет воздух-воздух большой дальности типа Phoenix (дальность пуска по цели типа “бомбардировщик” более 200км.), крыло с изменяемой стреловидностью и двухконтурные двигатели (впервые на боевом самолёте).

Однако в итоге получилось нечто вроде “Фантома на новый лад”. Машина оказалась совершенно неспособной вести ближний бой. Причины всё те же – большая масса при слабой тяговооружённости, высокая удельная нагрузка на крыло, низкая максимально допустимая перегрузка…

Начиная с боевых действий в Ливии, кончая войной в Югославии, число сбитых Томкатом самолётов можно сосчитать по пальцам.

Следующая машина – F-15 Eagle стала без преувеличения шедевром самолётостроения. С самого начала истребитель проектировался в весовой категории F-4 (тяжёлый истребитель) с мощным бортовым комплексом, и в то же время ставилась цель достижения высоких маневренных характеристик (американцы были под впечатлением от МиГ-21). На облик нового самолёта оказал существенное влияние советский перехватчик МиГ-25 (самый скоростной истребитель в мире). И действительно… двухкилевое вертикальное оперение, боковые скошенные воздухозаборники и высокорасположенное трапецивидное крыло – всё напоминало советскую машину. Однако при несомненном внешнем сходстве, самолёты предназначались для разных целей…

В дополнение к F-15 для ВВС США фирмой General Dynamics был разработан лёгкий высокоманевренный F-16 Fightinf Falcon. “Сокол” стал одним из первых боевых самолётов с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). То есть непосредственная механическая связь между органами управления и рулевыми поверхностями на самолёте отсуствуют. Лётчик фактически посылает команды бортовому вычислителю, который в свою очередь управляет гидравликой и держит под контролем весь процесс полёта.

Таким образом американцы остались верны концепции двухкомпонентного парка – тяжёлый-лёгкий истребитель, в соотношении примерно 1:2.

Для морского флота, в дополнение к F-14 был разработан F/A-18A.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доказательством правильности подобной системы стала война в воздухе над Ливаном (долина реки Бекаа). Израильскими ВВС, вооружёнными F-16А, F-15А и Кфирами была применена эшелонированная тактика. В первом эшелоне “выступали” F-16А и Кфиры. Лёгкие истребители навязывали противнику (в основном МиГ-21 и МиГ-23) ближний бой, а “выжившие” попадали под обстрел F-15А второго эшелона, вооружённых ракетами AIM-7 новых модификаций. В добавок над Средиземным морем постоянно барражировал самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Hawk Eye (своего рода мини-Авакс).

И тем не менее в полной мере проявилась слабость F-16А – отсуствие ракет средней дальности.

Этот недостаток был устранён на следующей машине – F-16C. Вообще весь истребительный парк США был подвергнут модификации. Появились машины F-15C, F/А-18C и F-15Е Strike Eagle. Над F-14 же стали сгущаться тучи. На базе лёгкого палубного F/А-18C Hornet был разработан многофункциональный истребитель тяжёлого класса F/А-18Е Super Hornet. Машина уже готовится поступить на вооружение.

Создание истребителей F-16C, F-15Е и F/А-18Е наметило облик истребителя будущего. Самолёт нового поколения получил возможность атаковать наземные цели так же уверенно, как и воздушные. Основной акцент стал ставиться на управляемое оружие воздух-поверхность – бомбы и ракеты с лазерным наведением, позволяющие с довольно большой точностю поражать цели.

В дополнение к основному бортовому оборудованию, новые самолёты получили подвесные контейнеры прицельно-навигационного комплекса LANTIRN, включающим лазерный целеуказатель, тепловизор и компактную РЛС миллиметрового диапазона.

Возможности воздушного боя расширились с появлением ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM с активным самонаведением. Ракета, имеющая бортовую РЛС, на подлёте сама захватывает цель и в сопровождении со стороны РЛС “родного” истребителя не нуждается. Кроме того, появилась возможность одновременного обстрела нескольких целей…

Что касается Франции, то она сохранила за собой статус самостоятельного производителя авиатехники. Вслед за Мираж 3 появился Мираж F-1 (третье поколение), выполненный по традиционной аэродинамической схеме, а затем – Мираж 2000 (четвёртое поколение). В последней машине французы снова реализовали схему “бесхвостка”.

Великобритания, будучи одной из родоначальников реактивной авиации, со временем потеряласпособность производить боевые самолёты самостоятельно. Созданный в шестидесятые годы самолёт с вертикальным взлётом Harrier (уникальная машина, до сих пор не имеющая серийных аналогов) был неоднократно модернизирован с участием американцев. А тяжёлый перехватчик Торнадо (четвёртое поколение) изначально был создан в тесном сотрудничестве с другими странами Европы.

Китай долгое время “довольствовался” лицензионным производством и закупами советской техники. Первым истребителем китайской конструкции стал J-8 (F-8). Однако влияние советской техники сказалось – даже внешне J-8 сильно мапоминает Су-15.

В Израиле фирмой IAI, ранее производящей Кфиры, был разработан экспериментальный самолёт LAVI. Его собирались уже пустить в серию, но под давлением США программа была свёрнута. LAVI остался “летающей лабораторией” для отработки и испытания нового оборудования.

Также стоит отметит истребители шведского производства (концерн SAAB). Швеция принципиально сохраняет за собой статус “авиадержавы”, скорее из политических соображений, так как самолётам SAAB трудно конкурировать на рынке вооружений с производством США, Франции и России.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К разработке истребителя четвёртого поколения в СССР приступили в семидесятых. Как И в США выбор был сделан в пользу двухкомпонентного парка. К работе приступили ОКБ Микояна (программа лёгкого истребителя) и ОКБ Сухого (тяжёлый перехватчик). Однако первой “ласточкой” четвёртого поколения стал самолёт совершенно иного типа.

МиГ-31, разработанный на базе МиГ-25, как и свой предшественник сохранил за собой статус самого скоростного боевого самолёта (3000 км/ч). Новая машина получила уникальный бортовой комплекс – РЛС типа “Заслон”, снабжённую (впервые на боевом самолёте) неподвижной плоской антенной решёткой (так называемая фазированная решётка) с электронным сканированием в двух плоскостях. Перехватчик получил способность контролировать воздушное пространство на дальности и по фронту до 300 км. Почти такова же дальность пуска его ракет (тем самым на данный момент МиГ-31 и F-14 являются единственными носителями подобного оружия). В истребителе реализована возможность обмена данными в режиме реального времени (три МиГ-31 способны координированно контролировать пространство в 900 км по фронту) а также возможность наведения на цель самолётов с более простым целевым оборудованием. После поступления перехватчика в части, резко сократилась активность американских ВВС И морской авиации в приграничных зонах. Некоторые связывают с этим снятие с вооружения в США высотного разведчика SR-71 Black Bird, чьи скоростные характеристики не могли уберечь от атак МиГ-31.

На смену лёгким истребителям предыдущих конструкций пришёл МиГ-29. Новая машина выполнена по интегральной схеме – крыло плавно переходит в фюзеляж, в результате в формировании подъёмной силы учавствует весь корпус. Несмотря на всеобщую тенденцию, конструкторы снабдили машину традиционной механической системой управления, отказавшись от ЭДСУ. Также была выбрана двухдвигательная компоновка (подход в общем нетипичный – почти все лёгкие истребители однодвигательные). В дополнение к новой РЛС был добавлен оптикоэлектронный локатор (тепловизор с лазерным дальномером-целеуказателем), позволяющий осуществлять скрытое обнаружение и сопровождение воздушных целей в видимом и инфракрасном спектре. Маневренность новой машины стала чуть ли не легендой. Такие фигуры как “нож” и “колокол” (а на модификации МиГ-29М ещё и “кобра”) доступны очень немногим моделям.

Весьма оригинально конструкторы решили проблему защиты двигателей от попадания посторонних предметов. На взлётно-посадочных режимах воздухозаборники закрываются специальными створками, а на верхней поверхности корневого наплыва крыла открываются два дополнительных воздушных входа.

В комплекс вооружения вошли ракеты ближнего боя Р-60, Р-60М и Р-73; ракеты средней дал’ности Р-27Р (радиолокационное наведение), Р-27Т (тепловое самонаведение) и ракеты увеличенной дальности Р-27ТЭ и Р-27РЭ. В корневом наплыве крыла расположена скорострельная 30 мм. пушка ГШ-301. тем самым МиГ-29 значительно превосходит по боевым возможностям свой аналог – F-16А за счёт применения ракет семейства Р-27. Кроме того, пушка F-16 “Вулкан” имеет существенный недостаток (типичный для всех многоствольных систем типа “Гатлинг”) – от нажатия на гашетку до начала огня проходит ощутимый отрезок времени, необходимый для раскручивания блока из 6 стволов до нужной скорости.

Двухдвигательная компоновка МиГа также повышает боевую живучесть по сравнению с F-16.

Однако возможности МиГ-29 при действии против наземных целей значительно уступают F-16. Это отставание усугубилось после принятия на вооружение F-16C с обновлённым “бортом” и системой LANTIRN. Новый F-16 получил возможность применения ракет AIM-7 и AIM-120, сведя на нет преимущество МиГа. В случае принятия на вооружение вышеупомянутого МиГ-29М удалось бы сохранить status quo.

Модернизированный истребитель получил новое оборудование – РЛС “Жук” с плоской антенной решёткой и электронным сканированием в вертикальной плоскости, способную обнаруживать и сопровождать как воздушные (с одновременной атакой четырёх) так и наземные цели. Лазерный целеуказатель получил возможность наводить управляемые ракеты воздух-поверхность (раньше лазер давал целеуказание только для пушки). В состав вооружения вошли ракеты Р-77 РВВ-АЕ с активным самонаведением – аналог AIM-120. Кроме того самолёт получил нашлемную систему целеуказания для ракет ближнего боя Р-73. В кабине вместо традиционных приборов установлены многофункциональные дисплеи. Важным решением оказалось применение ЭДСУ, что ещё больше увеличило и без того высокую маневренность.

Также был переработан фюзеляж. было решено отказаться от дополнительных воздухозаборников. Наряду с использованием сварки вместо клёпанных швов и применения новых материалов это позволило освободить внутренние объёмы под дополнительное оборудование и топливные баки, что значительно увеличило дальность полёта. Число точек подвески вооружения увеличилось с 6 до 9.

Однако развал СССР И резкое сокращение оборонного бюджета отложили на неопределённый срок обновление истребительного парка России. В течении девяностых годов конструкторы ОКБ МиГ предложили несколько различных модификаций МиГ-29 с более “мягкими” изменениями по сравнению с базовой моделью (МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ…), позволяющих доработать уже имеющиеся в строю машины.

CkhzngB.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 137 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    128 гостей
    varvarikus khnushinak stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...