Jump to content
SUM

Система психодиагностики по видеопотоку в школах

Recommended Posts

Пермская IT-компания разработала систему психодиагностики по видеопотоку, которая может анализировать настроение школьников в течение долгого времени. Проект с использованием этой технологии запустят в пилотном режиме в четырех школах города.

 

Мы встретились с генеральным директором компании New Vizion Ольгой Заречной, чтобы выяснить, как работает эта система и для чего она нужна.
 

Спойлер

 

Что это за система?  — Полностью наш проект называется «Гибридная нейро-экспертная система экспресс-диагностики характера и эмоционального состояния человека в видеопотоке». А если проще — это видео-аналитика, но особая. Это не просто распознавание человека в видеопотоке и идентификация личности — этим сейчас уже никого не удивишь, — а распознавание его психоэмоционального состояния. То есть это видеонаблюдение за школьниками?

— Это умное видеонаблюдение. Нейросеть следит. Сейчас это очень популярно: создаются специальные компьютерные программы, которые обладают способностью к обучению и восприятию определенных знаний. В основе нашей технологии ансамбль нейронных сетей, которые моделируют мышление психолога-эксперта в процессе психодиагностики эмоционального состояния. То есть, если мы говорим о реализации этого проекта для школ, то это прежде всего мониторинг эмоций детей в каждую секунду, пока он учится. А дальше идёт длительная аналитика — формируется массив данных.

Почему вы решили создать такой проект? Это связано с событиями в пермской школе?

— Изначально была задумка сделать такую нейросеть для конкретных задач в бизнесе. Например, чтобы по видеопотоку оценивать сотрудников какой-нибудь конкретной компании. Отслеживать персонал, эффективные коммуникации в продажах и т. д. Это была моя идея, поскольку я являюсь специалистом в области психиатрии, психотерапии и более 15 лет своей жизни посвятила оценке персонала, диагностике, экспресс-диагностике визуальной и работе с людьми в рамках консультирования. Кстати, эти решения уже пилотируются в городе Перми. А идея применить технологию детекции эмоций для школ возникла в прошлом году, когда в одной из пермских школ произошла очень трагичная ситуация. И мы с нашей командой просто в один момент так подумали: «А почему бы не попробовать?» Потому что с точки зрения выявления подростков, представляющих потенциальную опасность, мы ничего не сделаем, если мы их будем ловить в моменте прихода в негативном, критическом состоянии, с оружием в школу. Так мы не сможем избежать потенциального ущерба или, не дай бог, жертв. Поэтому выявлять их нужно заблаговременно, когда ещё можно повлиять на подростка и предотвратить возникновение таких критических ситуаций. Собственно, на это мы и сориентировались. Нам оставалось придумать, как это можно реализовать в конкретных школах: где наблюдать за детьми постоянно, как определять изменения их состояния, сохранять и анализировать формирующийся массив данных поведения.

Как работает система? Она автоматизирована или нужно при этом общаться с ребенком? 

— В ноябре-декабре прошлого года мы провели пробный запуск в одной из школ города в партнерстве с Пермским филиалом ПАО «Ростелеком». Вот как система была реализована там: мы подключились к камерам ЕГЭ, которые уже были установлены в кабинете. То есть глаз камеры постоянно смотрит на учеников, находящихся в процессе своей естественной постоянной учебной активности, наше программное обеспечение идентифицирует, где какой ребенок, и с периодичностью три раза в секунду производит скрининг постоянно меняющихся эмоций детей. Итогом работы системы в течение дня является табличный отчёт, в котором полностью указаны имена учащихся и результирующее состояние — наиболее частое у конкретного ребенка в течение дня.

Это какое-то одно из семи состояний: нейтральное, радость, удивление, — это положительный спектр, — а дальше уже идёт страх, отвращение, агрессия и печаль. А если у человека всегда, так скажем, грустное лицо — это же не значит, что он в затяжной депрессии? 

— Нет, так не бывает. Это не зависит от внешности. На самом деле наше мышление работает таким образом, что мы в каждый момент не можем контролировать свои эмоциональные реакции, даже если хотим. Мимика и микромимика лица отражает происходящие внутри нас процессы, которые сам человек очень редко контролирует. Система как раз и выдаст нам картинку по человеку в течение дня, недели, месяца.

Хорошо, показала система результат, а дальше что?

— Смысл этой системы в чём… Мы не хотим заменить психолога в школе. Просто необходимо понять: в зоне ответственности школьного психолога находится ежедневно от 500 до 1,5 тысяч учащихся. Соответственно, при всём желании, каким бы крутым специалистом психолог ни был, он не может в активном фокусе ежедневно держать 1,5 тысячи человек и чётко знать, что происходит с каждым из учащихся, какие тенденции у него наметились. Тем более, вручную психолог не может вести такую постоянную статистику на каждого ученика и видеть, как изменялось его состояние в течение недели. Но при этом он как грамотный специалист по работе с людьми, при условии своевременного получения такой информации, может выполнить свои прямые обязанности и задать учащемуся нужные вопросы, вовремя оказать воздействие, направить его к специалисту или переговорить с родителями — то есть поддержать человека и предотвратить возникновение серьёзных ЧП с человеческими жертвами. Если мы в отчетах видим, что каждый день в течение недели у ребёнка систематически наблюдается результирующая эмоция «агрессия», то понимаем, что подросток находится в группе риска. И завтра или послезавтра может произойти какое-то небольшое событие, которое станет последней каплей и заставит психику взорваться и выйти из стабильного состояния. То же самое мы говорим в том случае, если стабильно видим у подростка печаль. Внешним миром печаль, как правило, выявляется постфактум, когда события уже случились: попытка или суицид. Люди ретроспективно начинают анализировать поведение и понимают: «Да, вот он был как-то тише, чем обычно. Да, он был молчаливее, чем обычно. Да, он ограничил контакты». Но, в момент, когда это с человеком происходит, катастрофически малое количество людей обратит на изменения внимание. Не потому, что люди плохие или черствые, не потому, что они — не специалисты, а просто потому, что в фокусе каждого из нас находится очень много событий одномоментно, и, скорее всего, мы просто пройдём мимо. Даже родители могут пропустить своих детей в таких ситуациях, не замечая, что с ребёнком что-то происходит. Не говоря уже о том, что в школе при таком огромном количестве учащихся и психолог, и классный руководитель могут просто не заметить. Или же, как это обычно происходит, наше мышление найдёт причину, «додумает», почему человек может себя так вести. Поэтому смысл нашей системы именно в том, чтобы сделать системный постоянный мониторинг большого количества человек, давая ценную информацию педагогам и психологической службе школы, сфокусировать их в направлении наибольшего риска.

Камеры наблюдают за детьми только на уроках или на переменах тоже? На переменах же им гораздо веселей. И вообще, как определить, что ребенку нужна помощь? Может, он просто с родителями поссорился или двойку получил, и поэтому у него агрессия долгое время. 

— С точки зрения психологии и психиатрии, я могу сказать, что даже лучше, если мы будем смотреть на ребёнка во время учебной активности, а не на переменах. Учёба в принципе вызывает необходимость сконцентрировать деятельность на выполнении задач. И мысли любые, даже негативные, переключаются. Но если мы видим, что урок ребенка не переключает, что учебная доминанта не работает, мы имеем право сделать вывод, что эмоция устойчива и определяет ежедневную активность и настроение. Это повод обратиться к специалисту. Кстати, во время проведения эксперимента мы получили ещё один интересный локальный эффект: увидели всплески эмоций в ответ на определенные учебные активности. Ну, к примеру, в определенные дни и в определенные часы у нескольких ребят выявлялась прямо горсть отрицательных эмоций: от отвращения, агрессии до страха. Соответственно, с преподавательским коллективом в дальнейшем мы разбирались и выяснили, что у этих ребят в эти дни предмет, по которому они уже получили двойки, или вообще системное непонимание либо самого предмета, либо педагога. Это тоже ценная информация как для руководства школы, так и для преподавателей.

Родители не были против таких наблюдений за их детьми?

— Перед началом эксперимента мы получили у них согласие, выдержали все требования федерального закона о защите персональных данных. В экспериментальных классах было получено две формы согласия от родителей: согласие на использование видеоданных и согласие на психодиагностику. Почти все были согласны.

Всего четыре отказа было. А почему отказывались?

— У каждого свои причины. Как правило, взрослые опасаются, что станет известно о проблемах в семье через ребенка, т. к. дети более искренни и как зеркало отражают происходящий кризис.

Вы провели эксперимент в одной школе. Что дальше? Будет ли внедрение этой системы во все школы Перми?

— В момент эксперимента наша задача была доказать жизнеспособность и эффективность системы. Нам удалось это сделать. В апреле благодаря поддержке депутата Городской думы Павла Фадеева нас пригласили на совещание в администрацию города, где мы обсуждали запуск теперь уже пилотного проекта. То есть планируется в новом учебном году внедрить систему в четырех школах Перми, пока не буду говорить, каких. Сейчас идёт обсуждение, составление смет. Всё — на стадии согласования.

А почему только в четырёх школах? 

— Наша задача в пилотном проекте — определить, где можно сократить расходы, улучшить процессы внедрения, выработать наиболее эффективный процесс взаимодействия с психологической службой и подготовить полноценную модель, которую можно было бы внедрить уже во все школы города или края. Для этого достаточно будет четырёх школ. Источник Комментарий РВС Внедрение подобной системы очевидно усилит формализм в отношении к детям работников образования. Дети и без того не избалованные вниманием, особенно если речь идет о школе с тысячей учеников, смогут расчитывать на внимание психолога и педагогов только если система наблюдения сможет разглядеть проблемы. А до возникновения проблем оснований для работы с ребенком как бы и не возникнет. В результате ответственность педагогов может быть заменена какой-нибудь "формой учета эмоционального состояния учащегося", показывающей, что "в школе все спокойно". Недоумение вызывает также молчание о возможном дискомфорте или психологических проблемах учащихся, постояннно находящихся под наблюдением, словно они находятся не в школе, а в исправительном учреждении. 

Кроме того, вызывает удивление мимоходом упомянутая небрежность в работе с учениками, чьи родители отказались дать разрешение на использование видеоданных и психодиагностику. Оставив в стороне вопрос о том, что было сказано согласившимся родителям, получается, что видеофиксация и идентификация производится без согласия законных представителей учащихся, а в дальнейшем система просто не сохраняет данные об эмоциональном состоянии нескольких детей.

 

 

social-rating.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...