Перейти к публикации

Армине Адибекян: армяно-азербайджанский конфликт давно превратился в войну стереотипов


SUM

Рекомендованные сообщения

  • Admin

ЕРЕВАН, 3 апреля. Новости-Армения. Азербайджанский публицист и популяризатор науки Гаджи Гаджиев отреагировал на интервью социолога Армине Адибекян, опубликованное на сайте агентства «Новости-Армения» 04 февраля 2019 года и выдвинул встречные вопросы. 

Публикуем материал с оригинала, представленного А. Адибекян, без изменений.

Уважаемый Гаджи, 

Благодарю за возможность ведения цивилизованной дискуссии вокруг информационного противостояния в рамках существующего между нашими народами конфликта. Да-да, я не оговорилась, не странами, как это лицемерно принято называть, а именно народами, поскольку за 30 лет мозги обоих обществ настолько промыты, что конфликт давно вышел за рамки территориального, международно-правового, межгосударственного спора. Это давно стало войной стереотипов, мифов, комплексов, подпитывающих как минимум непонимание и как максимум – взаимную ненависть между нашими народами.

С удовольствием отвечу на все пункты «встречных обвинений», последовавших в ответ на мое интервью вашему агентству. Я позволила себе сгруппировать ваши тезисы по смысловым категориям, чтобы не повторяться и сохранить логическую последовательность текста.

1) Как получается, что в Азербайджане на государственном уровне пропагандируется такого масштаба ненависть к армянам, есть детские учебники, содержащие ксенофобию, но уровень ненависти между армянским и азербайджанским обществами практически одинаковый. Армине говорит, что в их детях ненависть не насаждается, если в том числе учитывать, что общество в достаточной степени демократично, значит этого не должно быть. Почему армяне утверждают и настаивают на том, что у них нет ненависти? 

Я ни разу не говорила, что в армянском обществе отсутствуют проявления азербайджанофобии, но настаиваю на том, что ненависть к азербайджанцам в Армении отсутствует в форме государственной политики и основанной на ней пропаганде, системе образования, воспитания поколений, формирования идентитета. 

Повторюсь, армяне, как и любой другой народ, очень разные: умные, глупые, работящие, ленивые, храбрые, трусливые, добрые, злые, интернациональные и, наоборот, националисты. И делать утверждения, что армяне (как общность) любят или ненавидят кого-то – контрпродуктивно. Можно лишь говорить о политике, которую ведет государство, для повышения процента той или иной группы в обществе. Например, посредством телевидения, системы образования, искусства, официальных выступления авторитетных людей повышать (или сокращать) процент ненавидящих азербайджанцев людей. Однако, повторю еще раз, ничего подобного в армянском государстве нет. Это можно выявить, потратив некоторое время на мониторинг прессы, ТВ, официальных выступлений первых лиц армянского государства и изучения учебного материала. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

2) Неужели мы не видим, что в армянском обществе в отношении азербайджанцев есть кошмарная ненависть? Число армян в Армении, «запрещающих» азербайджанцам существовать как самостоятельная нация, ничуть не меньше азербайджанцев, желающих смерти армян. Ненависть азербайджанцев к армянам можем объяснить поражением в войне, но как объяснить наличие ненависти у противоположной стороны? Какова причина этому? 

Нельзя не согласиться, что в Армении есть люди, которые ненавидят азербайджанцев, отказывают им в праве на существование в качестве самостоятельной единицы и даже желающих им смерти. Но давайте разбираться. Как я уже сказала, армянское общество весьма разношерстное, и было бы странно, если бы люди, ненавидящие азербайджанцев, не попытались бы сделать свою позицию доступной и видимой как для азербайджанцев, так и для потенциальных соратников внутри армянского общества. Но ключевое не в том, что они есть (их не может не быть – они в каком-то количестве есть в любых обществах, даже в США, где толерантность возведена в ранг религии), а в том, как и почему они стали такими, каков их общий процент среди населения страны, и какова степень их влияния на общество и власти страны. 

«Почему они стали такими»? Их определенно такими сделала не государственная пропаганда и не система образования. Причин несколько – бытовая ксенофобия, основанная на страсти к обобщениям, беженцы из Сумгаита и Баку, ответная реакция на агрессию со стороны азербайджанских медиа всех уровней, выступлений официальных лиц и доступное к изучению то, как и кого воспитывают в Азербайджане. 

Каков их процент? Настолько мал, что им не нашлось места ни в серьезной прессе (они ютятся на своих маргинальных сайтах), ни на телевидении, ни в Академии наук, ни в сколько-нибудь авторитетных научных, экспертных, профессиональных кругах. 

А что касается того, что вы видите – это лишь только то, что лежит на поверхности в радиусе вашего обзора на расстоянии вытянутой руки. Глубже даже не пытаетесь копнуть, чтобы убедиться – насколько объективны ваши впечатления? Вы в курсе, каков процент людей, увлекающихся, скажем, оккультизмом или конспирологическими теориями? Нет, потому что это не перекрещивается с вами, и вы полагаете, что их нет. А вот азербайджанофобов «кошмарно много». 

И именно по этой причине мы с моей коллегой Анжелой Элибеговой затеяли исследование армянофобии в Азербайджане, чтобы понять, насколько наши впечатления объективны, насколько видимая часть поля отражает глубинные пласты и насколько глубоки ее корни. В Азербайджане никто подобного исследования не проводил. И все рассуждения на эту тему базируются на субъективном восприятии дискретных явлений. И пока не проведено прикладного исследования, говорить о числе «армян в Армении «запрещающих» азербайджанцам существовать как самостоятельная нация», некорректно. Можно лишь говорить о существовании такой группы людей и их роли в жизни общества и государства.

3) Неприемлемо то, что победившая в войне сторона была бы настолько наполнена ненавистью. Где ваше благородство победителя? В качестве примера для армян и азербайджанцев может послужить Турция, у которой есть чему поучиться им обоим. Турция, оккупировав Северный Кипр, как победившая сторона в 2004 году проголосовала за объединение острова. Неужели это не проявление благородства? Но греческая сторона острова тогда, в отличие от турок, отвергла план по объединению острова. Я неоднократно был свидетелем, как на Евровидении турки голосовали за греков. 

Вы уверены, что все, что нужно азербайджанцам – это благородство, проявленное победителем? Если бы это было так, то конфликт был бы давно исчерпан. Просто надо было вместо пропагандистских сказок про 20% территорий, миллион беженцев, 820 млрд долларов финансового ущерба сказать, что вам от армян нужно лишь проявление благородства. 

Что же касается Турции, это не самый удачный пример, который можно было бы взять на вооружение. Причем он неудачный как с точки зрения азербайджанских притязаний, так и с точки зрения приписываемого благородства. 

Турция, оккупировав половину греческого острова, лоббировала объединение двух его частей по двум причинам: 1) легитимизировать оккупацию, 2) на горбу Северного Кипра въехать в Евросоюз. 

И в чем благородство Турции заключалось? Греки это прекрасно понимали и отвергли это предложение. 

Теперь наложим эту кальку на нашу ситуацию: примет ли Азербайджан от Армении любое проявление благородства, которое сделает легитимным существующее положение вещей? Что-то мне подсказывает, что азербайджанцы себя поведут точно так же, как и греки.

Скажу больше, Серж Саргсян на полном серьезе и неоднократно предлагал Азербайджану делать инвестиции в экономику Нагорного Карабаха с тем, чтобы, цитирую, «в будущем армяне были уверены в заинтересованности Азербайджана в сотрудничестве по обеспечению благополучия и безопасности в регионе». Власти Карабаха на полном серьезе и неоднократно предлагали всем желающим вернуться жить в Карабах – принять гражданство и переехать. Но азербайджанцы поступили ровно так же, как и греки – гневно отвергли проявление если не благородства, то, по крайней мере, стремления к нему.

Вы много раз были свидетелем, что во время Евровидения турки голосовали за греков? Я была свидетелем, как азербайджанцы, которые проголосовали за армян, были приведены в Службу Национальной Безопасности на допрос, и с тех пор желающих проголосовать не нашлось. И была свидетелем как армяне голосовали за азербайджанцев. В спецслужбы их, конечно, не пригласили, но со стороны азербайджанцев это было воспринято не как проявление благородства, а лишь лебезения. 

Одного проявления благородства недостаточно, необходима готовность противоположной стороны оценить и принять его. 

4) Логика подсказывает, что такие произведения как «Каменные сны», «Артуш и Заур», «Гугарк» в первую очередь должны были быть написаны армянами. Где эти авторы? Почему вы не даете нам оснований для четкого аргументированного ответа азербайджанским националистам, приводящим в пример Зория Балаяна?


Логика подсказывает совершенно иное. Честь обществу приносит не написание «Каменных снов», «Артуша и Заура», «Гугарка», а ненаписание сборника рассказов для детей «Хале» Эрогула, «Преступления в родильном доме» Нофеля Адалята, «Тайны и явь армянства» Амрали Исмаилова и сказок Гюльзар-нене Ибрагимовой. 

Более того, проблема не в том, кто написал «Каменные сны», «Артуш и Заур», «Гугарк», а в том, что с этими авторами потом стало. Алекпер Алиев и Сеймур Байджан в эмиграции, Акрам Айлисли – затравлен, лишен возможности покинуть страну, на нем висит уголовное дело. А Эрогул, Адалят, Исмаилов и Ибрагимова – обласканы властью, их печатают, и они участвуют в формировании будущих поколений. В школе читают «Хале», а не «Гугарк». Общество характеризует именно это.

Если не считать Любика Чибухчяна, написавшего книгу «Эльнара», посвященную азербайджанской певице Эльнаре Абдуллаевой, Левона Джавахяна, автора известного рассказа «Кирва» и проигнорировать автора произведения «Хозяин» Гранта Матевосяна, который был личным другом Акрама Айлисли и оказал по признанию самого последнего влияние на его творчество, то … Будем считать, что в Армении нет своих Алиевых, Байджанов и Айлисли, главное, что там нет места эрогулам, адалятам, исмаиловым и ибрагимовым. 

Я прекрасно понимаю, что здравомыслящим людям в Азербайджане необходимы основания и, если угодно, инструменты для того, чтобы внутри своего общества развенчивать мифы об армянах, квинтэссенцией чего в азербайджанском обществе является именно Зорий Балаян. 

Но проблема в том, что сам феномен Зория Балаяна – миф. Что же касается его творчества, то я бы с удовольствием пообщалась бы с людьми, которые прочитали хотя бы одну его книгу, одно его произведение. Все читали о Зории, но никто самого Зория. 

Поэтому сложно сказать, какие нужны основания и инструменты для оппонирования тем, кто цитирует выдержки из его творчества, которым надо искать или создавать противовес в армянской литературе, педагогике и дидактике. Может дать им почитать Гранта Матевосяна? У него есть ряд прекрасных рассказов, в которых он пишет и об азербайджанцах. Мне это очень помогло в свое время. 

А приписываемые Зорию Балаяну книги с описаниями об истязаниях и убийстве азербайджанского мальчика, которую так любят цитировать, то я официально предлагаю 15 тысяч долларов за каждый экземпляр книги. Сколько есть – приносите, покупаю. Отмечу лишь, что за 6 лет с момента публикации предложения о выкупе этой мифической книги, никто не откликнулся. 

5) Журналист Юрий Манвелян утверждает, что в Армении насаждают ксенофобию с детского сада, приведя в пример ситуацию со своим сыном. 

Как правило я избегаю парировать на умозаключения и оценки некомпетентных людей, обсуждающих темы, о которых имею самое отдаленное представление. Согласитесь, забавно, когда плохой журналист оценивает науку, о которой он лишь наслышан, что это бич. Более предметные обсуждения вокруг социологической науки и ксенофобии значительно сконфузили бы его. Во всяком случае любой профессиональный человек после слов «я не могу этого утверждать» останавливается и не развивает тему, ибо не обладает достаточным объемом знаний, чтобы утверждать что-либо. 

Что же касается ксенофобии, то «Правда ли, что армяне - лучшие люди в мире?» – это не ксенофобия. Ксенофобия – «Правда ли, что азербайджанцы самые отвратительные люди в мире?» или же «Правда, что армяне – не в пример азербайджанцам, самые лучшие люди в мире». Разница, полагаю, очевидна. 

Это нормально, когда ребенку внушают любовь и уважение к группе, членом которой он является. Да, армяне (азербайджанцы, русские, французы, евреи, арабы) – самые лучшие люди в мире. Дети должны расти с ощущением психологического комфорта. Вряд ли удастся вырастить психологически здорового и полноценного человека с осознанием принадлежности к группе отверженных, недостойных и плохих. Матери часто говорят своим детям – твой папа самый лучший в мире. Но это же не означает, что папы других детей – самые плохие? Просто ребенку важно любить своего папу, знать, что он самый-самый. Даже, если он таковым и не является. Уверена, и супруга Манвеляна повторяла эти слова его сынишке. Даже не буду просить оценивать эту ситуацию.
Что же касается плаката, то здесь остановлюсь поподробнее.

Есть три подхода в предоставлении информации и три оценки этих подходов: нормальный (насколько позволяет ситуация), приемлемый, но нежелательный (с учетом специфики и острой необходимости придать эмоциональную окраску) и недопустимый.

Нормальный: «Азербайджан ведет агрессивную политику в отношении Армении», «Азербайджанские власти объявили войну этническим армянам, гражданам других стран», «Ильхам Алиев готовится к войне», «Армения нарушила режим прекращения огня 236 раз», «Беженцы из оккупированных территорий Азербайджана оказались в трудном положении».

Приемлемый, но нежелательный: «Армяне ведут деструктивную политику в переговорном процессе, что свидетельствует о нежелании урегулировать последствия своей агрессии в отношении Азербайджана», «Ложь и армянофобия – стержень государственной политики Азербайджана», «Никол Пашинян готовит провокации в отношении Азербайджана», «Азербайджанцы, согласно традиции, солгали с трибуны ПАСЕ».

Недопустимый: «Азербайджанцы – безродные кочевники, бараны, без рода и племени, паразитирующие на культуре порабощенных оседлых народов, в частности армян», «В мононациональной Армении нет ни одного азербайджанца – бесконечно продолжающийся геноцид азербайджанцев», «Азербайджанцы всегда страдали от подлого коварства армян, которые совершали геноциды и всегда засаживали нож в спину», «Об этом сообщил на свой странице в Фейсбуке, так называемый «пресс-секретарь» сепаратиста Бако Саакяна, некое человекообразное существо под именем Давид Бабаян». 


Так вот из всех приведенных вариантов под определение ксенофобии подпадает лишь третий. А первый и второй (частично) подходы ксенофобией не являются. Это нормальная для той полувоенной ситуации, в которой находятся наши страны и общества, подача материала. Повторюсь: нормальная для ситуации, а не сама по себе. Общества, ежегодно теряющие на границе молодых парней, не могут не получать информацию о том, что происходит и должны быть готовы к любому развитию сценария. Трудно себе представить, чтобы темы касательно урегулирования конфликта, потенциальной войны или анализ поведения противника никак не освещались. Это нормально, когда в приемлемых формулировках освещаются нелицеприятная тема и вопросы. 

И плакаты, иллюстрирующее это, тоже не выпадают из понятия нормы (другой вопрос, что необходимость в них – само по себе зло). 

И поэтому, есть большая разница между «Азербайджан хочет напасть на Армению, и мы обрубим ему руки» и «Азербайджанцы, как и положено генетическим кровопийцам, хотят вновь утопить наш народ в крови». В первом случае – никакой ксенофобии нет, тогда как второй – яркий красочный и орущий пример ксенофобии. 

Вот самый свежий пример: «В ответ на паршивую бархатную революцию в Армении в Азербайджане началась величественная белая революция и возглавил ее Ильхам Алиев». Вы понимаете, что даже в самой низкосортной газете Армении вы не найдете ничего подобного? И, поверьте, в учебниках та же картина и те же сравнительные характеристики. 

Я понимаю стремление журналиста соответствовать нише, которая кормит его долгие годы, но чуть больше профессионализма ему бы не помешало. 

Я продолжаю настаивать на совместном армяно-азербайджанском большом исследовании проблематики. Я больше всех заинтересована в том, чтобы из учебного материала были удалены все те проблемные моменты, которые могут увести студента от науки в сторону пропаганды. Другой вопрос, что наличествующие в армянских учебниках ревизионистские концепции, о которых я неоднократно писала и говорила, некоторые оценивают как оскорбление азербайджанской идентичности. Ну почти как статья на одном из азербайджанских ресурсов с заголовком «Россия вновь оскорбила Азербайджан», а в статье рассказывается о том, какая древняя страна Армения и какие прекрасные люди ее населяют, и ни слова об Азербайджане. Но это тема совсем другого исследования, который я мечтала бы когда-нибудь реализовать. 

И в качестве бонуса предлагаю вам и вашим читателям угадать автора этих строк:
«Как всегда, я пытался мирным путём добиться пересмотра, изменения этого невыносимого положения. Это — ложь, когда мир говорит, что мы хотим добиться перемен силой. Невозможно требовать, чтобы это невозможное положение было исправлено мирным путём, и в то же время постоянно отклонять предложения о мире.
Я должен заявить определённо: Наша страна соблюдает свои обязательства; нацменьшинства, которые проживают здесь, не преследуются. Ни один из нацменьшинств не может встать и сказать, что кто-нибудь из них угнетён, замучен, или лишен своих прав. Никто не может сказать такого». -0-

wallpaper-tekstura-seryi-fon-chernyi-fon-uzor-oboi-tsvety-ve.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 128 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    128 гостей
    Good Boy stephanie S melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...