Перейти к публикации

АХАЛЦХА - политический центр Джавахка


Adlenus

Рекомендованные сообщения

Да, Джавахк джан, это хорошо, что инициатива исходит именно от руководства. Если дело дальше пойдет, надо будет убедить их включить район Цалки в пределы штата Джавахк (Джавахетия).

Կամաց, կամաց... :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • Ответы 64
  • Создано
  • Последний ответ

САМООБОРОНА АХАЛЦИХЕ В 1918 Г.

"Жизнь у вас продлится до того времени,

когда растает снег на этих горах"

Настоящий цикл статей "Плечем к плечу против врагаАртюша Саносяна начал выходить в газете "Хорурдаин Айастан” в судьбоносном 1988 году. Поэтому во время написания этих статей о Джавахке еще не имели места события последних лет, связывающуе вокруг этого края интересы Армении, Грузии и Турции. Более того, статьи написаны даже до Арцахской войны. Поэтому тем более интересно читать их зная, что они не отягощены задачей обслуживания сегодняшних политических установок. Читая их можно наталкнуться на странные с позиций сегодняшнего дня картины: грузины и осетины вместе воюют против наступающих турок… армянские батальены спасают грузинские села от труков… ахалцихские турки (тогда еще не "месхетинцы”) являються самой сильной силой в Самцхе-Джавахке, и т. д. Странные картины прошлого. Но прошлое, если из него не извлекаются надлежащие уроки, иногда повторяется…

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ ПРОТИВ ВРАГА

15 ноября 1917 г. Закавказский комиссариат фактически отделил Закавказье от Советской России. В крае сложилась сложная и опасная ситуация: межнациональные отношения обострились до предела. После ухода русской армии с Кавказского фронта резко ухудшилось положение как грузин, так и, особенно, армян.

Правда, 5 декабря 1917 г. в г. Ерзнка было заключено перемирие с Турцией, но оно никак не гарантировало отказа Турции от своих далеко идущих пантюркистских планов, на пути реализации которых лежали Армения и Грузия. Турция, преследуя свои цели, всячески дестабилизировала ситуацию, поднимая против армян и грузин в качестве пятой колонны местных турок. Делалось это руками главарей партии "Мусават" Топчибашева, Агаева, Джафарова, Хан-Хайского, Джеваншира, Сулейманова, различных беков и резидентов.

Одним из первых шагов Турции в этом направлении стало натравливание турок (месхетинцев) Ахалцихского уезда на армян и на грузин. Об этом очень точно и правильно пишет М. Велиджанишвили в книге "Спутник по Хизабавре" (Тбилиси, 1974 г., на груз.): "Командующий турецкой армией Вехиб-паша приказывает ахалцихскому Серван-беку создать банды разбойников из числа местного мусульманского населения для уничтожения местных грузин... При воспоминаниях об этих черных днях у меня все переворачивается внутри... Неверные хотели проглотить не только наш край, но и всю Грузию". Газета "Мшак" 9 марта 1918 г. писала: "Окружающие (Ахалцих) турки вооружаются поголовно почти в открытую и сбиваются в группы но приказу сверху (из Стамбула), под руководством присланных беков..."

Под руководством этих беков 15.000 вооруженных турок Ахалцихского уезда 27 декабря 1917 г. неожиданно напали на город Ахалцих и окружили его. Их главари Омар-эфенди и Серван-бек Атабеков потребовали сдать им как "законным наследникам" город и крепость с оружием и боеприпасами уходящих из города русских войск. Как заявил Омар-эфенди, они, турки, ничего не имеют против жителей города, в частности, армян. Если есть проблемы, то это — проблемы с грузинами... Они намерены создать в Ахалцихском уезде турецкий кантон (газета "Шаржум", Ахалцих, 1918 г., № 1. ЦГИА Арм. ССР, ф. 222, опись 1, дело 1, л. 79). Более 60% жителей Ахалцихского уезда составляли турки (перед Первой мировой войной в крае жили 25 473 армянина, 7 840 грузин и 53.000 турок), которые присвоили себе право управлять краем на основе самоуправления. Население г. Ахалциха (в 1918 г. — 20.000), на 82% состоящее из армян, с оружием в руках поднялось на его защиту. Под руководством молодого городского головы Зория Зорьяна срочно была сформирована гвардия самообороны Ахалциха, которая под командованием опытных и знающих офицеров заняла оборонительные позиции вокруг города.

При посредничестве прибывших представителей Закавказского комиссариата Карсевадзе и Казаряна, члена армянского национального совета Бекзадяна и турецкого (азербайджанского) совета Пепинова 29 декабря трехдневная осада была снята. Однако спокойствие было обманчивым. В январе 1918 г. турки фактически возобновили и усилили осаду Ахалциха, перекрыв дорогу в Боржом возле Ацкура и в Ахалкалаки — возле Аспиндзы. Турки обыскивали проезжих, грабили их, отбирали у возвращавшихся домой русских, армянских, грузинских солдат оружие и боеприпасы, нападали на грузинские и армянские села, грабили, угоняли скот. Нападения сопровождались убийствами и изнасилованиями. Телефонная связь с Тифлисом и др. городами была прервана.

Армянское и грузинское население Ахалциха и прилегающих сел было вынуждено прибегнуть к самообороне. 15 из 16 армянских сел находились в непосредственной близости от Ахалциха (Джаджарак, Цира, Цукрут, Сухлис, Хак, Орал, Малый и Большой Памачи, Цинубан, Абатхев, Джулга, Цхалтбила, Ниохреб); село Дамала на границе с Ахалкалакским уездом было окружено 20 турецкими селами, но было неприступно благодаря хорошо организованной обороне. Сравнительно близко к Ахалциху были 10 грузинских сел: Уде, Арал, Вале, Адрианцминда, Грея, Джубарет, Микелцминда и др., большая же их часть была далеко от города и окружена турецкими селами. Все эти села попали в кольцо осады вместе с Ахалцихом. Связь с внешним миром, как уже было сказано, практически отсутствовала.

Как пишет в своих "Воспоминаниях" учитель из села Сазел Ерванд Симонян (музей истории Ахалцха, рукопись), осажденная территория составляла примерно 150-170 кв.км.

27 января в городе был создан Армянский национальный совет под руководством Зория Зорьяна, а 28-ого создан армянский батальон под командованием полковника Чаушова. Кроме регулярного войска были созданы участковые группы (гвардия). Вооруженные группы создавались и в селах. В город вошла и грузинская красная гвардия. По всему периметру осады, вокруг армянских и грузинских сел оборудовывались позиции, на высотах и в крепости были поставлены орудия. У осажденных было достаточно винтовок и пулеметов. Недостаток боеприпасов восполняли потомственные оружейники бр. Чифталаряны. Они организовали мастерские, где на переделанных швейных машинах набивали патроны; делали это армянские женщины и дети.

Все сторожевые посты и села были обеспечены телефонной связью. На высоте были службы медицинская и продовольственного обеспечения. В ополчении царила примерная дисциплина. Командующий Ахалкалакским и Ахалцихским фронтом генерал Арчеванидзе был восхищен организацией обороны.

С первых же дней в крае царили всеобщее воодушевление, моральный и боевой дух населения был на высоте. Каждый человек считал самооборону своим личным и главным делом. Вот как описывает всеобщий героический дух этих дней Ерванд Симонян: "Матери и жены провожали на поле боя своих сыновей и мужей так, словно те шли на торжества; зачастую сами приносили из дому винтовки и боеприпасы, чтобы солдаты не теряли времени на дорогу домой, прямо с места работы — из сада, с поля, из мастерской они направлялись на поле боя".

Самооборона стала идеей, сущностью, смыслом жизни всех и каждого. Все — от мала до велика, женщины и мужчины жили ею.

Трудно выделить и отдать предпочтение кому-то одному в эту пору подъема всенародного духа, но нельзя не отметить исключительную роль городского главы Ахалциха, 32-летнего Зория Зорьяна (проработавшего на этом посту с ноября 1917 г. до весны 1921г.). В это тяжелое и ответственное время в полном блеске проявились его военный, организационный и дипломатический таланты.

Турецкие войска, нарушив перемирие, двигались на Закавказье. Для остановки противника создавались новые армянские и грузинские полки. С целью предотвратить усиление армянских и грузинских войск власти Турции подняли в тылу у них турок Гандзака, Еревана и других краев Закавказья, которые с нетерпением и большими надеждами ждали вторжения своих соплеменников...

Они неоднократно обращались к правительству Турции с просьбой о включении их в состав Османского государства. Так, в газете "Мшак" в № 89 от 1918 г. напечатано сообщение о том, что турки Гандзака и Шамахи послали делегацию в Батум во главе с известным членом партии "Мусават" доктором Султановым с просьбой рассмотреть вопрос об их вхождении в состав Турции.

Не отставали от них и турки Ахалциха, воодушевленные успехами османского оружия и от этого еще более обнаглевшие. Свидетельством этому стали события в Ацкуре 6 марта.

В Ахалцих из Боржома должны были доставить оружие, необходимое для самообороны, однако в Ацкуре дорога была перерезана турками. Для доставки оружия отправили 60 лучших бойцов армянского батальона в сопровождении усиленной охраны. Оружие везли на 9 подводах и 2 автомобилях. В шестом часу утра группа достигла Ацкура, где турками была устроена засада. Дорога была перекрыта заваленными бревнами. Когда армянские солдаты стали растаскивать бревна, раздались залпы турок. Армянам удалось прорваться, потеряв 9 солдат убитыми, 7 — ранеными и 10 — пленными. В руки турок попали 4 подводы с боеприпасами. Несмотря на внезапность и неожиданность нападения, задание было выполнено. Через час известие о вероломстве турок достигло города. Армяне и грузины, с одной стороны, турки — с другой, взялись за оружие. Начавшиеся боевые действия длились три дня. Но теперь осажденные как в городе, так и в селах были вооружены, и врагу не удалось продвинуться вперед. С обеих сторон были жертвы.

Усилиями генерала Арчеванидзе боевые действия были прекращены. 13 марта состоялись похороны погибших в Ацкуре, среди них был и герой Агаси Коркотян.

На похоронах присутствовали генерал Арчеванидзе со своим штабом, городское правление во главе с Зорием Зорьяном, Армянский и Грузинский национальные советы, армянская гвардия самообороны, грузинская красная гвардия и другие части, все население города.

В эти дни турок Ахалциха по распоряжению 3. Зорьяна собрали в безопасное место под охрану, чтобы не допустить самосуда и обменяли на взятых в плен в Ацкуре и Абастумане армян и грузин.

Достоин отдельного описания бой на горе Дипак. 23 апреля турецкий отряд в 200 человек конницы и нехоты начал наступление на армянские села Орал и Сазел. Дорогу им преградили 170 армян; па горе Дипак возле Сатора-яйлы начался ожесточенный бой; армянские крестьяне отбили все атаки и заставили турок отступить к Дипаку, а затем отогнали их еще на 5-6 верст. У турок было 60 раненых и 30 убитых, среди них и бывший стражник курд Шаро, забравший в свой гарем немало красивых женщин и девушек из грузинских сел. Из турецкого плена этих женщин во время боев в Мусхе освободили армяне, потеряв 2-х убитыми и 5-х — ранеными, (газ. "Шаржум", 1918 г., дневник 3. Дидманишвили).

3 и 4 мая упорные бои шли возле армянских сел Цуркут и Цира, греческого Микелцминда. Турки, напав одновременно большими силами, заставили жителей оставить села и укрыться в городе. Имущество и скот их уже были переправлены в город, так как было ясно, что из-за отдаленности от Ахалциха долго оборонять их будет невозможно. Все три села турки сожгли.

Блестящим примером армяно-грузинского боевого содружества является поход на Мусх 2 мая. Грузинское село Мусх находилось в окружении десятка турецких сел и успешно оборонялось в течение месяцев, однако под непрерывным давлением превосходящих сел противника мусхинцы разделили бы судьбу джаджаракцев, зурзелинцев и более десяти других грузинских сел, расположенных на востоке уезда, на большом удалении от города, в турецком окружении.

Турки, напав на эти села (Мусханд, Лаг, Минда, Дзвели-Коба, Дадеш, Кундза, Рогет, Тоба, Толош, Элна) разоружили и уничтожили население, изнасиловали женщин и девушек, совершили другие злодеяния.

Для освобождения Мусха роты грузинского батальона и армянские группы самообороны города под общим командованием генерала Магашвили двинулись 2 мая на восток. Отряд должен был пройти мимо множества турецких сел, хорошо вооруженных и готовых к бою, что сильно затрудняло задачу. Поэтому в походе приняли участие и вооруженные отряды армянских сел, защищавшие правый фланг. Утром 3 мая в долине Уравела загремели орудийные и винтовочные залпы. Группы городской самообороны и роты грузинского батальона под прикрытием артиллерии двинулись вперед по направлению к Уравелу и Мусху. Группы самообороны, достигнув реки Уравел, закрепились и взяли под огневое прикрытие тыл грузинских солдат, продвигающихся к Мусху.

Грузины дошли до села и, получив подкрепление за счет местного ополчения, пошли дальше — на Джаджарак и Зурзели, перерезав пути турок, чтобы вывести скот и имущество в села Андрецминда, Сафара и Крел. На правом фланге, как уже было сказано, действовали ополченцы из армянских сел, которые, нанеся ряд поражений вооруженному населению турецких сел, быстро продвигались вперед и обеспечивали безопасность правого фланга основных сил. Армяно-грузинским силам удалось освободить с. Мусх. Во время этих боев погиб только один офицер грузинского батальона, Зедгинидзе, смельчак из села Дзвели. Его похороны превратились в траурную церемонию. На них присутствовал весь город.

Однако, поход на Мусх к сожалению не получил продолжения из-за появления в крае регулярных турецких войск.

Благодаря искреннему и братскому сотрудничеству армян и грузин, героизму жителей, правильно и умно организованной самообороне армянское и грузинское население края не стало беженцами, осталось на месте. В противном случае исход для армян был бы более чем трагичным. Из 80.000 армянских жителей соседнего Ахалкалакского уезда за полгода в поселениях беженцев от голода и болезней погибли 40.000 армян.

Хотя в начале июля грузинские меньшевики уступили уезд до конца года Турции, армяне и грузины не покинули родные дома.

автор - Артюш Саносян,

газета - "Хорурдаин Айастан”, 1988-89гг,

источник - javakhk1915-23.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

ՎԵՐԱՕԾՎԵՑ ԱԽԱԼՑԽԱՅԻ

ԾԻՐԱ ԳՅՈՒՂԻ ՍԲ. ՀՐԵՇՏԱԿԱՊԵՏԱՑ ԵԿԵՂԵՑԻՆ

24a5befaafe2.jpg

Ապրիլի 8-ին Ախալցխայի Ծիրա գյուղում Վիրահայոց թեմի առաջնորդ Տ. Վազգեն եպիսկոպոս Միրզախանյանի գլխավորությամբ տեղի ունեցավ Սբ. Հրեշտակապետաց ( Սբ . Գևորգ ) եկեղեցու վերաօծման արարողությունը , որից հետո եկեղեցում մատուցվեց անդրանիկ Պատարագը:

Եկեղեցու բակում ծիրացիների հետ միասին Վիրահայոց թեմի առաջնորդ Տ. Վազգեն եպիսկոպոս Միրզախանյանին, Սամցխե-Ջավախքի առաջնորդական փոխանորդ Բաբկեն Աբեղա Սալբյանին և Վիրահայուց թեմի ողջ քահանայական անձնակազմին իրենց ազգային պարերով ու երգերով դիմավորեցին Ախալցխայի հայակական երիտասարդական կրթա-մշակութային կենտրոնի սաները:

Վերաօծման արարողությանը ներկա էր նաև Ղազախստանից ժամանած գործարար Ալեքսանդր Մաթևոսյանը, որի նյութական օժանդակության շնորհիվ վերանորոգվել էր Սբ. Հրեշտակապետաց եկեղեցին:

Ծիսական արարողությունների ավարտից հետո ներկաներին մատուցվեց մատաղ:

Եկեղեցու վերանորոգման աշխատանքները սկսվել էին դեռևս 90-ական թվականերին, որի ընթացքում վերանորոգվել էր եկեղեցու տանիքը:

Ծիրա գյուղի բնակիչ Լևոն Մաթևոսյանի կազմակերպչական աշխատանքների շնորհիվ 2007թ. գարնանից Սբ. Հրեշտակապետաց (Սբ. Գևորգ) եկեղեցու վերանորգման աշխատանքները նոր թափ ստացան: Հարկ է այստեղ նշել ներկայումս Ղազախստանում բնակվող գործարար Ալեքսանդր Մաթևոսյանի նյութական օժանդակության կարևորությունը, որի շնորհիվ վերանորոգվեց եկեղեցու հատակը,ինչպես նաև բարեկարգվեց եկեղեցու ներքին ու արտաքին տեսքը:

939310c425cb.jpg

http://akhaltskha.net/news/verao_39_c_39_v.../2010-04-08-191

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ՎԵՐԱՕԾՎԵՑ ԱԽԱԼՑԽԱՅԻ

ԾԻՐԱ ԳՅՈՒՂԻ ՍԲ. ՀՐԵՇՏԱԿԱՊԵՏԱՑ ԵԿԵՂԵՑԻՆ

http://i003.radikal.ru/1004/d5/24a5befaafe2.jpg

http://s53.radikal.ru/i142/1004/86/939310c425cb.jpg

(...)

http://akhaltskha.net/news/verao_39_c_39_v.../2010-04-08-191

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

В Грузии разрушается очередная армянская церковь.

Армянская церковь Сурб Еревман (Св. Богоявления) в Ахалцихе (нижний Джавахк). Разрушается грузинами. Уже разрушен алтарь и один придел церкви, основанной в 7 веке. В процессе разрушения были обнаружены хачкары с армянскими надписями, которые по данным на 21.04.2010 г. не были перевезены.

По словам сотрудников муниципалитета Ахалциха, к разрушению церкви городские власти никакого отношения не имеют. Все происходящее – дело рук Министерства сохранения памятников культуры Грузии. Как стало известно, на месте этой древней армянской церкви планируется построить грузинскую церковь.

:excl: Фоторепортаж предоставлен Джавахкской диаспорой России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Ахалцхе не осталось молодых армян, которые могут дать звиздюлей уродцам??? Встали возле церкви, угнали бульдозер и буром на ломателей!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянскую церковь в Ахалцихе

не разрушают, а восстанавливают.

"Молодые люди, проживающие в Ахалцихе, придавая первостепенную важность эмоциям, поддались на запланированную провокацию, вызвавшую большой ажиотаж вокруг дезинформации, что грузины разрушают армянскую церковь Сурб Еревман (Св. Богоявления) в Ахалцихе”, - сообщил предводитель Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), архиепископ Вазген Мирзаханян в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net.

По его словам, церковь и прилегающая территория в 3 гектара в 2009 году властями Грузии были переданы на 99 лет Католической церкви Ватикана в Грузии, представителем которого является Джузеппе Пазото.

"Согласно соответствующему договору, Католическая церковь Ватикана в Грузии обязуется восстановить церковь Сурб Еревман и благоустроить территорию. Выполнение данного обязательства и стало поводом для ажиотажа. Однако, как сообщил нам Джузеппе Пазото, восстановительные работы будут реализоваться в соответствии с нормами реставрации, что естественно не должно вызвать недовольства”,- отметил архиепископ.

Как сообщил архиепископ Вазген Мирзаханян, ссылаясь на исследования историка архитектуры Самвела Карапетяна, армянская апостольская церковь Сурб Еревман, основанная согласно некоторым источникам в VII векe, а по другим источникам – в XII-XIV веках, в 1770 году силами приезжих французских католиков была превращена в католическую, а в 1828 году в ходе русско-турецкой войны была повреждена. Позже церковь Сурб Еревман была восстановлена и служила армянам, принявшим католичество.

Источник - PanARMENIAN.Net

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

ДЖАВАХКСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ

ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ К

СОЮЗУ АРМЯНСКОЙ ПОМОЩИ (САП)

Уважаемая госпожа Вика Марашлян!

Джавахк еще с советских времен являлся самой малоинвестированной частью Грузии. Тяжелые климатические условия, блокада Турцией и Азербайджаном соседнюю Армению, недавний грузино-осетинский конфликт и всемирный экономический кризис привели к окончательному упадку социально-экономического уровня региона Самцхе-Джавахкк-Цалка.

В настоящее время с уверенностью можно констатировать, что в муниципальных районах региона практически не осталось промышленного производства, хотя природные ресурсы позволяют в кратчайшие сроки добиться значительной прибыли. Небольшая часть работающего в регионе населения занято в сельском хозяйстве и торговле, а значительная часть выезжают на заработки за пределы Грузии. Основная сельскохозяйственная культура – картофель, который в небольших объёмах для реализации вывозится в Тбилиси и другие регионы Грузии. Однако, из-за отсутствия целенаправленной политики грузинского правительства по защите интересов местных сельхозпроизводителей, в Грузию в больших количествах завозится дешевый картофель из Турции и иных стран по откровенно демпинговым ценам. При этом следует отметить, что со стороны государства нет никакой гуманитарной и иной помощи направленной на стимулирование и развитие сельского хозяйства в регионе.

В связи с ситуацией имеющей место в Джавахке обращаемся с просьбой:

а) Изыскать возможность для оказания непосильной помощи в организации производственных объектов по приёму, переработке и хранению сельскохозяйственных продуктов производимых в нашем регионе.

б) Рассмотреть возможность восстановления Ахалкалакского аэродрома.

в) Изыскать возможность по организации иных производственных и транспортно-логистических объектов с целью трудоустройства местного населения.

Просим Вас, уважаемая госпожа, и заверяем Вас в нашем самом высоком уважении к Вам.

Джавахкская диаспора России

Россия, июнь, 2010 год

Источник: Youth Armenia

Источник: Де-факто

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ДЖАВАХКСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ

ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ К

СОЮЗУ АРМЯНСКОЙ ПОМОЩИ (САП)

Уважаемая госпожа Вика Марашлян!

Джавахк еще с советских времен являлся самой малоинвестированной частью Грузии. Тяжелые климатические условия, блокада Турцией и Азербайджаном соседнюю Армению, недавний грузино-осетинский конфликт и всемирный экономический кризис привели к окончательному упадку социально-экономического уровня региона Самцхе-Джавахкк-Цалка.

(...)

В связи с ситуацией имеющей место в Джавахке обращаемся с просьбой:

а) Изыскать возможность для оказания непосильной помощи в организации производственных объектов по приёму, переработке и хранению сельскохозяйственных продуктов производимых в нашем регионе.

б) Рассмотреть возможность восстановления Ахалкалакского аэродрома.

в) Изыскать возможность по организации иных производственных и транспортно-логистических объектов с целью трудоустройства местного населения.

Просим Вас, уважаемая госпожа, и заверяем Вас в нашем самом высоком уважении к Вам.

Джавахкская диаспора России

Россия, июнь, 2010 год

Источник: Youth Armenia

Источник: Де-факто

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армяне Ахалцихе опасаются передачи

армянской церкви грузинским католикам.

Армяне Ахалцихе (армянонаселенный город на юге Грузии) опасаются передачи армянской церкви Еревман Сур Хач (Святой Крест Богоявления) грузинским католикам, сказал во вторник журналистам директор Научно-исследовательского центра историко-культурного наследия при Министерстве культуры Армении Акоп Симонян.

По его словам, исследователи уверены, что церковь действует с 13-го века, есть также пока не подтвержденное предание о том, что храм существовал уже с 7 века. «Но в том, что с 13-го века там действовала армянская церковь, сомнений быть не может. Эта церковь не могла быть католической, так как католичество появилось в Ахалцихе лишь с 17 века», – сказал Симонян.

По его словам, церковь изначально принадлежала Армянской Апостольской Церкви, а позднее когда Ахалцихе стал центром армянских католиков, храм перешел к ним. Он напомнил, что церковь была разрушена в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и восстановлена непосредственными предками Шарля Азнавура – братьями Азнаурянами в 1866-1886 годах. В 1903 году там была построена большая молельня и колокольня.

Сейчас, по словам историка, церковь находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации. Симонян считает, что храм должен быть восстановлен усилиями местных и армянских специалистов, а вопрос его принадлежности должны решить духовные лидеры Армянской Апостольской Церкви и армянских католиков. При этом, эксперт считает, что церковь ни в коем случае нельзя передавать грузинским католикам.

По словам Симоняна, о принадлежности храма армянам свидетельствует тот факт, что при проведении там работ были обнаружены три хачкара (инкрустированный крест-камень), на трех из которых были надписи на армянском языке и выгравирована дата «1366». При этом он отметил, что работы там проводились без соблюдения принятых археологических норм.

Историк отметил также, что найденные в Ахалцихе хачкары опровергают также утверждения о том, что армянское население там якобы появились после переселения армян из Карина (Эрзрума) в 1828 году, во время русско-турецкой войны.

Новости-Армения

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

ԲԱՑ ՆԱՄԱԿ

ԱՄԵՆԱՅՆ ՀԱՅՈՑ ԿԱԹՈՂԻԿՈՍ ԳԱՐԵԳԻՆ Բ-ԻՆ

Վեհափա’ռ Տեր

Սամցխե-Ջավախք տարածաշրջանի Ախալցխա քաղաքի հայ Առաքելական եկեղեցու հավատաորներս խիստ մտահոգված ենք Տ. Մանուկ քահանա Զեյնալյանին Թիֆլիս տեղափոխելու Սրբազանի որոշման կապակցությամբ: Մեր խորհին համոզմամբ նրա տեղափոխությունը ուղղակի կապ ունի վերջին շրջանում Ախալցխայի Սբ. Երևման ( Սբ. Խաչ) եկեղեցու շուրջ տեղի ունեցած հայտնի դեպքերի հետ, քանզի Տ. Մանուկ քահանան այն եզակի մեր հայ հոգևորականներից էր, որը հանուն հայկական հուշարձանի պահպանման չկարողացավ չարձագանքել հայ կաթողիկե եկեղեցու շուրջ տեղի ունեցող գործընթացներին :

Այն օրվանից ինչ Ձեր բարձր տնօրինությամբ Տ. Մանուկ Զեյնալյանը նշանակվեց Ք. Ախալցխայի Սբ. Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցու քահանա, մեր ժողովրդի մոտեցումը եկեղեցու հանդեպ կտրուկ փոխվեց: Ներկայումս Ախալցխա քաղաքում եկեղեցի հաճախողների թիվը մի քանի անգամ ավելի շատ է քան Սամցխե-Ջավախքի որևէ քաղաքում կամ գյուղում: Այս կարճատև երեք տարիների ընթացքում Տեր Մանուկ քահանային հաջողվեց փոխել ժողովրդի հնացած մոտեցումը եկեղեցու նկատմամբ, որը առաջացել էր սովետական անաստվածության տարիներին և վաղուց ինչ փոխվելու կարիք ուներ: Ժողովրդի շրջվելը դեպի մեր հայկական մայր եկեղեցին չի կարող ուրախություն և ոգևորություն չառաջացնել Սամցխե-Ջավախքի նման մեկուսացման մեջ հայտնված տարածաշրջանում, երբ ամենուր արդեն կամաց-կամաց հայկականի ծարավ ու կարիք է զգացվում:

Հարկ է նաև նշել, որ Տեր Մանուկ Քահանա Զեյնալյանի նախաձեռնությամբ 2008թ. ապրիլից կազմակերպվեց քաղաքի Սբ.Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցու պարսպի շինարարությունը, շնորհիվ որի եկեղեցու տարածքը փակվեց և տարանջատվեց շրջակա փողոցներից, իսկ 2009թ. եկեղեցին գրեթե ամբողջությամբ վերանորոգվեց: Այս ամենի հետ մեկտեղ անուշադիր չմնաց նաև քաղաքի Սբ.Նշան եկեղեցին, որը չնայած ախալցխահայության պահանջների, մինչ օրս չի վերադարձվել Հայ Առաքելական Եկեղեցուն: 2008թ.Սեպտեմբերի 27-ից 28 Մյուռոնօրհնեքի արարողության մասնակցելու նպատակով Տեր Մանուկ Զեյնալյանի նախաձեռնությամբ կազմակերպվեց ախալցխացիների համար իր տեսակի մեջ եզակի ու աննախադեպ ուխտագնացությունը դեպի Մայր Աթոռ Սբ. Էջմիածին, որին բախտ ունեցան մասնակցելու 84 հոգի: Նմանատիպ ուխտագնացություն տեղի ունեցավ նաև 2009թ. դեպի Տաթևի վանք, որի ընթացքում մեր ժողովուրդը այցելեց հայկական բազմաթիվ սրբավայրեր և ավելի լավ ծանոթացավ մեր մայր եկեղեցու պատմությանը:

Վեհափա’ռ Տեր

Այս ամենի հետ մեկտեղ ուզում ենք նաև ավելացնել, որ այս երեք տարիների ընթացքում մեր ժողովրդի և Տ. Մանուկ քահանա Զեյնալյանի միջև հաստատվել են բավական ջերմ փոխհարաբերություներ, որի շնորհիվ ունեցել ենք բազմաթիվ ձեռքբերումներ : Այսպիսով, ուշացումով, սակայն մեր խորհին շնորհակալությունն ենք ուզում հայտնել Ձեզ, երեք տարի առաջ Տեր Մանուկ Քահանա Զեյնալյանին Ախալցխա գործուղելու համար և խնդրում Ձեր Սրբությանը օգնել մեզ` Տեր Մանուկ քահանային Ախալցխայից Թիֆլիս չտեղափոխելու հարցում:

Խոնարհաբար մատչիմք ի համբույր Ձեր Սրբության Սուրբ և օծյալ աջոյն:

Ախալցխա քաղաքի հավատավորներս

Akhaltskha.net

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Джавахкская диаспора призывает

Россию и Грузию к примирению

Дружба народов России и Грузии, начавшаяся более чем за век до рождения США, это если считать с периода открытия грузинской слободы в Москве, насчитывает 350 лет, богатых событиями отношений. При этом почти 200 лет, эти оба народа объединяла совместная история и самые тесные культурные, духовные и экономические связи.

События грузино-российских отношений последних 20 лет, не поддаются логическому объяснению, так как не отражают истинных интересов двух дружеских православных народов, которых искренне тревожат и огорчают процессы происходящие, пожалуй, между самыми близкими народами, чьи узы тесно переплелись как множеством совместных браков, так и культурными и духовными связями. Такие недружественные отношения не могут служить интересам ни Грузии, ни России, и особенно пагубно отражаются на грузинском народе и его будущем.

Отношения двух последних десятилетий, разросшиеся из бытовых разногласий и дошедшие до вооруженного конфликта, развала грузинского государства и разрыва экономических, транспортных, культурных и дипломатических связей, всячески и всемерно осложняют жизнь народа Грузии, мешают стране занять достойное положение в мировом сообществе и грозят вылиться в национальную катастрофу для благодатного грузинского края и богатейшего грузинского этноса.

Недавно, президент Михаил Саакашвили выразил готовность грузинской стороны вести широкомасштабный диалог с Россией о нормализации, без всяких предварительных условий, где открыто пояснил, что эта нормализация может касаться всех тех вопросов, которые касаются двусторонних экономических, политических, дипломатических, гуманитарных и естественно других отношений.

Аналогично, со стороны российского высшего руководства страны также неоднократно предпринимаются шаги по поиску путей по налаживанию и восстановлению дружественных и добрососедских отношений путём диалога. Российские власти неоднократно призывали и призывают к открытым, публичным, без всяких предварительных условий переговорам.

Мы убеждены, что совершенно неприемлема та информационно-словесная борьба с Россией, которая сегодня имеет место, и уверены, что властям Грузии и России нет такой необходимости входить в более глубокую взаимную конфронтацию. Мы также уверены, что российский и грузинский народы будут рады возобновлению тёплых и дружественных отношений.

Исходя из вышесказанного, мы обращаемся с призывом к руководству Государственной Думы РФ и Парламента Грузии рассмотреть вопрос о возможности формирования депутатских рабочих групп, организации их встречи с целью начала переговоров по примирению и налаживанию дальнейших дружественных взаимоотношений.

Джавахкская диаспора России, а также армянские общественные и иные организации готовы выступить в качестве медиатора и готовы активно включиться во все подготовительные процессы по организации встречи. Мы призываем всех тех, кому дорог и не безразличен мир, спокойствие и благополучие на Южном Кавказе, поддержать нашу инициативу.

Джавахкская диаспора России,

Россия, июль, 2010 год

газета - "Ноев Ковчег"

газета - "Еркрамас"

ИА - "Де-факто"

"Youth Armenia"

газета - "Tert.am"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 9 месяцев спустя...
  • 7 месяцев спустя...

«Ազատ Ձայն» լրատվականի հյուրասրահում այսօր արծարծվելու է հրատապ խնդիր` ընդ որում մի քանի առումներով: Ջավախքում ապրող հայի առօրեայից մինչ Հայաստան-Վրաստան հարաբերություններ: Մեր հյուրն է “Ախալցխայի Վերածնունդ” կայքի գլխավոր խմբագիր Էդուարդ Այվազյան:

http://javakhk.livejournal.com/417480.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   11 пользователей, 1 анонимный, 148 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    148 гостей
    1 анонимный
    Арарат Putnik khnushinak АРТЕМ lord17 luc RDR Lun Vito Rubik vardan hov
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...