Перейти к публикации

Кино СССР


Desert Rose

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club

Сергей Микаэлян – режиссер, который ничего не боялся

10 декабря в Санкт-Петербурге на 94 году скончался великий кинорежиссер, народный артист России – Сергей Герасимович Микаэлян

Сергей Микаэлян родился 1 ноября 1923 года в Москве. Его отец Герасим Микаэлян был известным литератором, родом из Армении. Жили они в центре столицы. В 1937 году Микаэляна-старшего арестовали. Больше Сергей своего отца не видел. Отец умер через три года при пересылке, где-то под Вологдой.

Сам режиссер прошел войну. Как он любил говорить, фронтовая закалка помогла переживать ему неприятности и в профессии. Войну он часто вспоминал. Рассказывал, как ходил в штыковую атаку. А также о том, как на войне избавился от страха - аутотренинг, психология и логика, с помощью которых он убедил себя сам, что если не будет бояться, то пуля в него никогда не попадет. Самые страшные воспоминания о войне у Сергея Герасимовича остались после битвы под Ржевом. 

‑ Я переползал по полю битвы, которое после кровопролитного сражения все было усеяно трупами молодых, только призванных ребят, - вспоминал режиссер. – На каждом фронте была своя «долина смерти», у нас она была под Ржевом. Более полутора миллионов полегло там. Этот эпизод потряс меня на всю жизнь. 

Как считал Микаэлян, это случилось из-за бездарного руководства армией генералами. Они не думали о жертвах, кидая под фашиста своих солдат. А если бы делали тактически верные расчеты, погибших было бы меньше. С тех пор он не признавал начальство, и кино свое снимал только для людей, а не для удовлетворения чьих-то желаний. Как говаривал Сергей Герасимович: «Я на войне немцев не боялся, а уж чиновников - и подавно».

Сразу после войны он решил поступать в ГИТИС. Но к экзаменам был неготов. Басни и стихи читал плохо, но насмешил приемную комиссию историями с фронта (такие тоже были на войне). А еще удивил тем, что раскритиковал «Вишневый сад» во МХАТе. К слову, в приемной комиссии как раз половина преподавателей была именно из этого театра, но самоуверенного абитуриента все равно взяли.

Его дебют в кино состоялся лишь в 42 года. Первой громкой премьерой Микаэляна стала картина про ученых-геофизиков по роману Даниила Гранина «Иду на грозу». В главных ролях снимались Василий Лановой, Александр Белявский, Ростислав Плятт, Павел Луспекаев. Картина  о том, как ученые исследовали возможности грозовых разрядов - хотели "приручить" грозу.  После этого фильма кибернетика приобрела большую популярность. А режиссер перестал жить от зарплаты до зарплаты. И мог позволить себе лишнее. Только этого Сергею Герасимовичу было не нужно. В быту он был совершенно непритязательным.

Советский кинематограф держался на фильмах о рабочем классе. Но не у всех режиссеров они получались по-настоящему интересными. Фильм Микаэляна «Премия» - производственную картину про рабочих-строителей, после премьеры воспринимали даже в чем-то антисоветским. Это была фактически бомба, разорвавшаяся в кинематографе.

Все действие фильма разворачивается в одном помещении, где проходит заседание парткома строительного треста. В повестке дня — отказ целой бригады строителей от премии за «липовые» трудовые достижения. Герой Евгения Леонова призывает рабочих сдать премию. Нонсенс для людей, живущих исключительно на трудовые доходы. Поступок героя Леонова практически непонятен в нынешних реалиях. Но тогда такая честность бригадира стала примером для подражания и подняла самооценку советским гражданам.

Следующим успехом в кино стала картина «Влюблен по собственному желанию» с Олегом Янковским и Евгенией Глушенко в главной роли. Микаэлян хотел снять фильм про хорошего, простого человека. Запутавшийся, идущий в неверном направлении рабочий человек страдал, мучился и искал себя.

‑ Поначалу сценарий назывался «Сотвори самого себя». Главный герой - пьющий работяга, бывший спортсмен из "растительного" состояния превращается человека одухотворенного даже, - вспоминал Сергей Микаэлян. 

Но какое личностное преображение возможно без любовной фабулы и без психологических экзерсисов. В этом режиссер, по его собственному признанию, был не очень силен. Как говаривал, - «не могу писать то, чего в жизни не переживал». Поэтому обратился за помощью к Виктору Мережко. Тот переписал сценарий, но свою фамилию из титров попросил убрать - думал, что фильм окажется проходным. Но Микаэлян – большой мастер, поэтому фильм сразу стал очень популярным. После восторженного приема зрителями картины «Влюблен по собственному желанию», Виктор Мережко пожалел, что поскромничал - и не числится в ее титрах.

Этот фильм на многих женщин оказал сильнейший "психотерапевтический эффект". Дурнушки поверили, что если сделать некие усилия над собой, даже самая несимпатичная может найти свое женское счастье. И на некоторое время даже пропали гантели  из спортивных магазинов. Аутотренинги стали очень популярными в народе.

‑ Самое главное – у тебя должна быть уверенность, что ты смазлива, хорошая собой, - говорил герой Янковского.  - И дурой надо быть с чертовщинкой в глазах.

Евгению Глушенко Микаэлян считал одной из лучших актрис СССР. Ее сразу утвердили на главную роль. А вот партнера ей долго не могли найти. И тогда актриса предложила снимать Олега Янковского. Актер уже работал с Микаэляном в «Премии», и после проб режиссер сразу утвердил его. После чего никого другого на эту роль Сергей Гермасимович уже не искал. Ради Янковского, находящегося на гастролях в Ташкенте, вся съемочная группа переехал туда. Интересно отметить, что фильм про алкоголика снимал режиссер-трезвенник - ведь Микаэлян сам никогда не пил и не допускал даже запаха спиртного на площадке.

Самой сильной своей картиной Сергей Герасимович считал фильм «Вдовы». Картина о двух старушках-вдовах, которые, потеряв мужей на войне, стали жить в одном доме. И, не зная, где похоронены их любимые, заботились о могиле двух неизвестных бойцов. Фильм с надрывом, смотреть без слез его невозможно.

За свою долгую жизнь, Сергей Микаэлян успел снять не так много картин. Он и сам сокрушался, что хотелось бы больше, но случилось, как случилось. Но зато фильмы  Микаэляна будет смотреть еще не одно поколение зрителей. И даже не зная той эпохи, о которой и в которой  снимал режиссер, будут чувствовать, что  фильмы эти - о добрых, честных и неравнодушных людях.

Известия

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
13 часа назад, Тико сказал:

Сергей Микаэлян – режиссер, который ничего не боялся

Его фильм "Премия" пересматривал с десяток раз. Удивительно, не надоедает. Исключительная игра актёров (Самойлов, Янковский, Леонов, Джигарханян), вся плеяда советских артистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Эду сказал:

Его фильм "Премия" пересматривал с десяток раз. Удивительно, не надоедает. Исключительная игра актёров (Самойлов, Янковский, Леонов, Джигарханян), вся плеяда советских артистов.

Я тоже еще с детства его помню, хотя фильм абсолютно взрослый. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...
  • OpenArmenia Club

Всё уже украдено до нас.

Актёры американской комедии о похищении девушки на Кавказе, 1930 год, США.

1508572916-bbbde34c81adcf4d0af6f84ffb94b

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
10 часов назад, Эду сказал:

Всё уже украдено до нас.

Актёры американской комедии о похищении девушки на Кавказе, 1930 год, США.

 

и кстати пес барбос тоже ))))   мягко говоря многие  идеи подсмотрены  у мериканцев

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Lucky_Dog

впрочем это не умаляет качества фильмов Гайдая

 

Изменено пользователем wink (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 месяцев спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Подумалось...молодое поколение нахараров скорей всего не смотрело...

Рекомендую)https://www.youtube.com/watch?v=8IkYl5Xs2u0

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 133 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    133 гостя
    Дрейфус_ Rubik Vito irrenna stephanie S Firefly
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...