Перейти к публикации

Гадрут


Grig

Рекомендованные сообщения

  • 2 месяца спустя...
  • Ответы 668
  • Создано
  • Последний ответ

армяне!???? что-то замолчали все хором!!!)))) к сожалению,только вчера попал сюда--и то,по звонку друга)))

жаль,опоздал!))) саркисян!!зараза!! ты-то куда пропал???? тема перетёра о гадруте---просто супер))) кто отзовется-добавлю фоток!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

армяне!???? что-то замолчали все хором!!!)))) к сожалению,только вчера попал сюда--и то,по звонку друга)))

жаль,опоздал!))) саркисян!!зараза!! ты-то куда пропал???? тема перетёра о гадруте---просто супер))) кто отзовется-добавлю фоток!!

Что то скудная информация , но ник позволяет мне делать некоторые догадки .

И про друга не забудь рассказать . Пиши в личку если что . ;)

Пчелы не тратят свое время , чтобы доказать мухам ,что мёд лучше дерьма )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Диалект Шагаха(Շաղախի բառբառ)

Согласно морфологической систематизации диалект принадлежит к ветке «с» ( Сюник), согласно иерархической статистической классификации является окраинным наречием Карабахского диалекта и занимает промежуточное положение между наречиями Гадрута и Карабаха. Диалект распространен карабахских селах Кейван, Сыхын, Бард, Касаб(Ղասաբ), Худаферин и в Гадрутском районе НКАО в селах Шагах(Շաղախ), Хцаберд,Хрманджух, Агбулак, Меликджанлу и Доланлар.(Армянская советская энциклопедия, том 8, ст. Շաղախի բառբառ)

Очень интересная информация особенно список сел. Местоположение сёл, что находятся на территории Гадрутского района советского образца, не вызывает вопросов, а вот из первой группы, мне известно только местоположение села Худаферин. Могу только предположить, что они прилегали к доланларскому выступу с южной стороны, так как советские этнографические карты помещали там группу армянсих сел.

Вообще удивляет территориальная разбросанность этих сел, которые расположены или, в основном, по периметру гадрутского массива, или в большой отдаленности от Гадрута, на территории исторического Дизака (Худаферин). Это дает возможность предположить, что жители этих сел и носители данного диалекта в прошлом занимали более широкую территорию(один промежуток между Доланларом и Худаферином чего стоит), косвенным подтверждением чему можно считать также нахождение в непоредственной близости от них равнниних азербайджанонаселенных(в советское время) сел, с явно армянскими именами- Дагтумас, Сирик, Керрар, Дажап, Папы, Черекен, Куйджак(?),Тулус, Кавдар, Миряк.

Наличие тюркских или мусульманских корней-суффиксов(Доланлар,Агбулаг, Меликджанлу ) также может говорить о том, что жители этих сел могли переехать из равнины примерно в 18 веке. В целом, первые упоминания о гонениях на армян равнинного Дизака можно встрерить у Аракела Даврижеци и относятся к концу 16 века, вследствии чего четыре крупных села вынежденно переселились в Персию. Как известно, после захвата власти Панах ханом более всех пострадало именно Дизакское княжество, которое распологало наиболее выгодным географическим положением(выход к Худаферинскому мосту), экономическими ресурсами, военным потенциалом и закономерно было главным и системообразующим из меликств Хамсы. Например, население села Тог(Туги), к первой половине 18 века составляло около 10 тыс. человек(ныне всего 700). Еще до Панаха, большой вред армянским селам приносило курдское племя Карачорлу, жалобы на которое встречаются с конца 17 века. Карачорлу наносили большой вред также и Сюнику, опусташив равнинный район Баргушата(район Кубатлы), и вытеснив его армянское население в горы(именно деятельностью Карачорлу и объясняеться феномен села Хндзореск, и именно эти племена стали предками курдского населения Кубатлы и Лачина). Кстати, грабительские походы Карачорлу и стали одной из основных причин недовольства армянского населения и восстанию Давида-бека. Безусловно Карачорлу нападали и на Дизак, от чего страдало особенно равнинное население, которое видимо было носителем Шагахского диалекта. Кстати, на территории равнинного Дизака топонимы с корнем Курд весьма распространены. При Панахе же, земли равнинного Дизака стали занимать его ближайшие сородичи, что также потверждается наличием здесь топонимов с корнем Сарыджалы-название родового племени хана.

Кто-нибудь знает, о местонахождении сел Кейван, Сыхын(Սըղըն), Бард и Касаб? Также очень интересно, существуют ли предания у жителей Меликджанлу, Доланлара, Агбулага и других об основании их сел, или возможно о том, что они жили когда-то на равнине? Очень интересно, вообще в Гадруте есть предания о бывших равнинных селах, том же Шагахском диалекте и т.д.?

Одним словом, за неимением более гадрутцев на форуме, большая просьба Нельсджану написать все что известно на эту тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Смбат , к сожалению такого рода информацией я не обладаю

Шагах - Сарен шен . Это село моих предков я там часто бываю , диалект отличается от остальных сел . Фотки развалин села я выкладывал . Село пустует 3-4 семьи там проживают . Жаль что такое место становится безлюдным , вода , воздух и вообще природа там отменная .

По поводу всех остальных вопросов касающихся истории я ничего не могу сказать .Если кого интересует , приезжайте погостить поищем и раздобудем информацию , я посодействую во всем

Пчелы не тратят свое время , чтобы доказать мухам ,что мёд лучше дерьма )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нельсджан, сейчас посмотрел про Шагах, оказывается, рядом с селом находятся церковь Сурб Аствацацин, матур hАндин дзерк(13 век), крепость Сарин берд. Это свидетельствует о былой многонаселенности, а наличие крепости, о возможности проживания здесь представителей княжеского рода. По выложенным в теме фото Шагаха видно, что сохранились уникальные образцы армянского домостроения, очень похоже на зангезурское село Шинуайр. вообще этот регион способствовал сохранению самобытной культуры, надеюсь что действительно как-нибудь получится побывать в этих краях, еще очень интересно увидеть Аракс. Возможно, развитие туризма могло бы способствовать росту населения села до нескольких десятков семей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто-нибудь знает, о местонахождении сел Кейван, Сыхын(Սըղըն), Бард и Касаб? Также очень интересно, существуют ли предания у жителей Меликджанлу, Доланлара, Агбулага и других об основании их сел, или возможно о том, что они жили когда-то на равнине?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кайваз джан, большое спасибо.

О том, что в Гадрутском районе обосновались небольшая группа выходцев из Карадага, сообщал С.Лисицян в своей книге "Армяне Нагорного Караба". К тому времени, по его подсчетам, потомков карадагцев было порядка 10%()около 3 тыс. человек) из общего числа жителей района в 32 тыс. Однако он отмечал, что из-за культурной близости Дизака и Карадага произошло безболезненная ассимиляция. Странно то, что жители этих сел не помнят о каких либо перемещениях, да и список сел почему то включает не весь Карадаг, а только Гаварак Кейван(кстати, Касаб(Ղասաբ), который скорее всего соответствует топониму Хасыбан,видимо находится западнее Сыхына, в нижнем течении реки Селинчай).

Худаферинов действительно два, причем на одной из карт встречалось, что и Худаферин на левом берегу Аракса был армянонаселенным, так что возможно, что и тот и другой были армянонаселенными до начала 20-го века(иранский до 40-ых г.г.). Кстати диалект Шагаха был обнаружен в 50-ые годы 20-го века, есть даже книги на эту тему, если кому интересно, могу названия и авторов написать числа эдак 26, вдруг кто найдет.

Что касается Гадрута, то он действительно имеет обособленное положение всреди гаваров Арцаха. На одной карте Еремяна Гадрут изначально входит в состав Сюника. Наличие схожих гаваров говорит о давних связях между Сюником и областью Гадрута(например 2 Абанда). В 571 году арцахский Абанд(что соответствует Дизаку) вошел в состав Сюника и гавар стал называться Сисакан-и востан. Да и в эпоху Багратидов здесь существовало отдельное Ктишское царство. Арцах фактический имел 2 культурных центра, т.е. Хачен, "душой" которого можно считать долину Тртугета(Тертера)-т.е.Цар, Дадиванк, Гандзасар и Орекаванк, и Дизак, который, несмотя на достаточно сильное развитие земледелия(о чем говорит огромные безлесные пространства, когда-то сплошь лесистой территории),но несмотря на все это, здесь жили не менее злобные лесные хаи, один Есаи абу Мусе чего стоит. Более того, в средние века, Хачен был более развытим краем,будучи транзитным коридором между крупнейшими городами Закавказья того времени- Двином и Партавом(Бардой). Просто Хачен, после потери роли этих городов пришел в запустенье, да еще прибавились многочисленные набеги и разорения татар, Тимура и прочее, плюс к этому страшный голод конца 16 века, который скосил много людей., плюс переселене большей части его населения в Лори, Шамшадин,Кахети, частично СевКав. соответственно оставались только жители глухих местностей, наиболее приспособленные к жизни в этих условиях. Гадрут тоже претерпел серьезные изменения, но близость к неугасающему худаферинскому коридору, более выгодное для сельского хоз-ва положение, из-за чего обеспечение русских погранотрядов приносило большую выгоду с 1805 года, погашение тех же потребностей в продуктах Шуши сделели свое дело, в начале века, несмотря на сильную долю отхода населения в города, Гадрут был самой густанаселенной и развитой областью Арцаха, с населением более 30 тысяч человек. Но злобные лесные хаи севера, не желали смириться с таким положением, и построили Титаник, и на просьбу гадрутцев , искупать ее в тогском аквопарке, ответили категорическим отказом. Но теперь, к противостоянию ГадрутVSМартакерт, прибавился еще злой дядя Степа со злыми железобетонными совковыми хайами, который порядком нарушил хрупкое равновесие инь и ян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что Армении политологов знающих историческую географию родного края можно по пальцам пересчитать. И у тебя хорошии шансы стать яркой фигурой на этом поприще.

Скинь мейл в личку - пообщаемся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Смбат, моя бабушка рассказывала, что часть нашего рода переехала в село Хцаберд Гадрутского района из Хрдага (предполагаю, что речь может шла именно о Карадаге).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Смбат, моя бабушка рассказывала, что часть нашего рода переехала в село Хцаберд Гадрутского района из Хрдага (предполагаю, что речь может шла именно о Карадаге).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

часть жителей сел Хцаберт,Шагах, Доланлар, Меликджанлу, Агбулаг и Хрманджух действительно являются выходцами из Карадага.

Теперь понимаю , в детстве часто слышал как обращались к ним - КРДХЕЦИ .

Карадаг - по русски звучит по арм иначе , :laugh:

Нужной буквы нет в русском алфавите

Пчелы не тратят свое время , чтобы доказать мухам ,что мёд лучше дерьма )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   10 пользователей, 0 анонимных, 298 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    298 гостей
    khnushinak stephanie S luc lord17 Ara55 Левон Казарян Rubik Sigo RDR DON777
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...