Перейти к публикации

Репатриация и вызовы стоящие перед Арменией и Армянством


Мозговед

Рекомендованные сообщения

Интервью с Аветиком Чалабяном и мной в журнале Анив, про репатриацию, вызовы стоящие перед Арменией и армянством в целом ...

Интересно будет обсудить с вами.

http://www.repatarmenia.org/rus/ответственность-за-будущее/

Мы беседуем с Аветиком Чалабяном и Варданом Марашляном, которые входят в число двенадцати основателей фонда «Repat Armenia». Оба принимают самое активное участие в деятельности фонда: Аветик Чалабян – в качестве члена Попечительского совета, Вардан Марашлян – в качестве исполнительного директора.

Аветик Чалабян: Давайте начнем с экзистенциального. Современная армянская действительность очень разноплановая, она существует в разных плоскостях и разных системах координат. Ее сложно описать и разложить по полкам. Но в этой действительности есть несколько очевидных факторов, из которых мы исходим.

Первый фактор состоит в том, что определенный исторический этап формирования нации мы в некотором смысле проиграли. И это закончилось тяжелейшим поражением, Геноцидом. Если бы мы выиграли тот этап, мы имели бы крупное и самодостаточное национальное государство с большим населением. Таким образом, переходя в XXI век, мы не располагаем всеми элементами такого государства, какие есть, например, у Польши, Болгарии, Греции, у стран и народов, которые тоже долгое время находились под властью крупных империй, но смогли выбраться с определенными потерями, высвободив необходимый для национального государства потенциал. Мы по разным причинам – я сейчас не хочу углубляться в историю – не смогли этого сделать.

Эта данность приводит к определенным последствиям. Как бы ни оценивать общую численность армян в мире, приблизительно только треть армян живет на национальной территории – той, которая контролируется национальной властью. Остальные подвержены ассимиляционным рискам. Такие риски по-разному сказываются на разных людях. На некоторых очень мало: в инородной среде национальный стержень в них даже укрепляется, выполняя защитные функции. Но большинство подвержено ассимиляции. Эти люди считают, что национальная идентичность и все с ней связанное – обуза. Лучше не нести такую тяжесть и раствориться в этом смысле в обществе, в котором живешь, в крайнем случае – ограничивать свою идентичность бытовыми атрибутами, которые не несут экзистенциальной ценности. Такие атрибуты непривлекательны для молодежи, это не тот заряд, который можно передать следующему поколению.

Успешное ассимиляционное воздействие есть и внутри Армении. Глобальная культура тоже очень сильно давит на нашу, армянскую, локальную. Отсюда и мнения о том, что «эта страна не страна», отсюда нужно уезжать и т.д.

Второй фактор: не имея государства с достаточным населением, достаточным объемом ресурсов, емким внутренним рынком, концентрацией капитала и т.д., мы сталкиваемся с тем, что условия проживания в Армении, прежде всего экономические, менее благоприятны, чем в тех странах, куда не так сложно эмигрировать из Армении. Сколько ни говори про эмиграцию, есть очевидная данность: при наличии двух сообщающихся сосудов, между которыми есть большой дифференциал экономических возможностей, перетекание будет постоянным, что бы мы ни сделали. Уровень активного элемента в самой стране в такой ситуации будет постоянно сокращаться.

На новом месте такие люди попадают в ассимилирующее пространство. Первое поколение еще держит планку, но постепенно происходит растворение. Если смоделировать эту ситуацию на три-пять-десять поколений вперед, армянская нация растворится, потеряет свое государство. На уровне отдельно взятого индивида это, возможно, не будет трагедией. Но это трагедия на уровне нации.

Кто возьмет на себя ответственность за то, чтобы этот процесс или остановить, или, по крайней мере, замедлить, создать предпосылки для разворота его вспять, когда возникнут благоприятные предпосылки? Ведь в истории с определенной частотой такие предпосылки возникают.

Вардан Марашлян: Сейчас задача состоит в том, чтобы найти механизм, который противопоставляет доминирующему механизму эмиграции и ассимиляции возвращение в страну, к своей ответственности за собственную историческую судьбу, за будущее этой страны. В противном случае мы можем потерять все.

Только создание сильного национального государства как центра армянского мира сможет удержать диаспору от ассимиляции. Когда есть сильная, привлекательная Армения, которой вы гордитесь, ассимиляцию можно превратить в обратный процесс. Можно и нужно научиться ассимилировать другие этносы и распространять свою культуру.

Аветик Чалабян: Наши основные соперники в регионе сделали все, чтобы зажать нас в тиски. Чтобы мы сами покидали страну, потому что нам здесь невыгодно жить. И того, чего не удалось добиться огнем и мечом, добиться жесткой блокадой. В отсутствие торговли, крупных инвестиций и крупных проектов люди с большими амбициями постепенно оказываются там, где больше шансов эти амбиции реализовать. Как развернуть вспять данный процесс?

Кроме экономического механизма, который еще долгое время будет доминирующим, есть альтернативные механизмы, которые могут действовать в противоположном направлении.

Первый механизм – проживание в безопасной среде. Ближний Восток вступил в фазу неопределенности и нестабильности, где будет находиться по всей вероятности еще достаточно долго. В частности, практически в большинстве стран региона есть разнообразная этноконфессиональная среда, и противоречия между различными этническими и религиозными группами дошли до крайнего предела: в Египте – между мусульманами и коптами, в Сирии – между алевитами, маронитами и суннитами, в Ираке – между шиитами, суннитами и курдами, в Турции – между турками и курдами, в Иране, который пока еще стабилен, очевидно, что есть персидское население и этнические меньшинства. Внешние силы активно стараются довести эти противоречия до противостояния. Там, где есть относительно немногочисленные армянские общины, они оказываются зернами между большими жерновами. И это дает первый механизм: перевести их из обжитой, но уже нестабильной и взрывоопасной среды в более стабильную среду – перебраться в национальное государство со всеми его недостатками, которое в любом случае обеспечивает достаточный уровень физической безопасности.

Второй механизм – потребность в другой социальной среде. Он может сработать в постсоветских странах, в первую очередь в России. Там есть недовольство социальной средой. Я сам живу там и чувствую это – для социальной среды характерны проявления отчуждения, напряжения не только между доминирующим этносом и армянами, но и внутри доминирующего этноса. Линии противостояния проходят между разными социальными группами, что характерно для обществ иерархических, централизованно управляемых, с высокой концентрацией капитала. Не говорю уже о таких вещах, как климат, экология и прочее, про доминирующие ценности, которые тоже создают определенный уровень дискомфорта.

Мы начинаем наблюдать некоторую тенденцию исхода из этих стран и при этом частичного возвращения в Армению тех людей, которые добились определенного успеха, нашли механизмы, позволяющие этот успех поддерживать. Но они хотели бы воспользоваться преимуществами социальной стабильности и более эгалитарного, открытого и дружелюбного общества в Армении. Та часть армянской диаспоры, которую можно назвать трудовой прослойкой, в большей степени сталкивается с ксенофобией и социальным напряжением. У нее есть несколько моделей поведения. Одна состоит в том, чтобы со всем смириться, ужиться, интегрироваться и ассимилироваться. Другая модель – оставлять семьи в Армении, а самим уезжать на заработки. В Армении есть целые регионы, например, в Гехаркуникской области, где семьи живут на месте, а мужское население – трудовые мигранты. Есть и те, кто уезжает на несколько лет, чтобы решить экономические вопросы и вернуться.

Третий механизм – поиск своих корней и предназначения. Пока еще очень слабовыраженная тенденция, действует в основном в традиционной диаспоре на Западе. Эти люди ищут свои корни, им важна сопричастность к процессам, связанным с Арменией.

Я достаточно долго жил в Америке. Там сложно почувствовать сопричастность к чему-то. Это большая страна с огромными богатствами и многочисленными возможностями. Но это все не ваше, все чужое, вы просто крошечная капля в огромном котле, где все варится. И это чувство вас не покидает.

Такие люди в Армении самые желанные, поскольку они, как правило, талантливы, успешны и вместе с тем идеалисты, носители духовных ценностей, умеющие создать вокруг себя сразу очень много положительных процессов и действий, сформировать соответствующую среду и ауру. У них в том числе более широкое понимание самореализации – не только в чисто профессиональном плане, но с точки зрения общественного влияния. И при правильной их интеграции в общество они могут многих заражать своим подходом, своим видением, создавать прецеденты, новые нормы поведения в обществе и бизнес-среде, так необходимые для развития страны.

Четвертый механизм – растущая потребность в квалифицированных специалистах в Армении. Существует относительно недавно. В Армении определенная часть местного бизнеса начинает переступать порог локального развития и развивать в себе амбиции экспансии и конкуренции на региональных или мировых рынках, достижения успеха за пределами Армении. Это происходит в нескольких секторах, даже внутри них имеет место сильная дифференциация: кто-то занят тем, что выигрывает в Армении коррупционные тендеры, кто-то стремится поставлять новую продукцию на рынки стран СНГ. Людям с такими амбициями нужны здесь, в Армении, квалифицированные специалисты, менеджеры, эксперты. Таким образом, четвертая возможность чисто профессиональная – человек может переехать сюда в связи с новой интересной работой. Таких вакансий немного, но они появляются.

Эта тенденция начала формироваться после экономического кризиса 2008 года. До этого большая часть капитала была сконцентрирована в строительстве и импорте, где деньги были сравнительно «легкими» и быстрыми. Сейчас «легких» денег нет, сейчас нужно уметь конкурировать – не столько внутри, сколько на внешних рынках. Если посмотреть на перемены в Ереване за последние несколько лет, здесь вы визуально заметите больше приезжих армян.

Когда мы начали думать о формировании проекта по репатриации, мы поняли, что надо в первую очередь обратить внимание на тех, кто уже приехал. Какая у них судьба, какая история жизни, добились ли они успеха? Ведь в 1990-х тоже определенная прослойка людей попыталась переехать в Армению. Этот опыт оказался крайне неудачным. И экономическая ситуация, и обстановка «дикого капитализма», и крайние антагонизмы внутри общества – все это не позволило многим из них интегрироваться.

Мы не хотели бы изображать все в розовых красках. Но последние несколько лет само армянское общество здесь пытается искать некую новую, более цивилизованную, форму существования. Пытается стать более законопослушным, сформировать новые нормы поведения, в большей степени на базе европейских ценностей и отношения к праву, нежели на принципах «дикого» капитализма и дворового хулиганства. Этот переходный процесс проходит очень тяжело, но уже сейчас данное «окно возможностей» создает для репатриантов предпосылки для интеграции в общество. Для нас очень важно, чтобы этот процесс набирал обороты. Нам важно стать той силой, которая позволяет этим росткам расти быстрее. Мы их должны поливать, защищать от сорняков, от ветра и града.

Вардан Марашлян: Я бы хотел немного рассказать о том, с чего началась идея создания нашего фонда «Repat Armenia».

Организация была зарегистрирована как негосударственный и некоммерческий фонд в Армении в августе 2012 года, однако идея создания организации, которая будет заниматься профессионально поддержкой потенциальных репатриантов, возникла два года назад. На самом деле изначально были две инициативы: первая – со стороны группы репатриантов из США, Ливана, Франции, Австрии и России по созданию веб-сайта, который поможет потенциальным репатриантам получать реальную информацию о репатриации и практические советы; вторая – со стороны группы российских армян по созданию организации, которая должна оказывать профессиональное содействие и поддержку потенциальным репатриантам. Я рад, что мы смогли объединить усилия этих двух групп и все 12 человек в итоге стали основателями фонда.

Хочу подчеркнуть, что идея создания фонда не была связана с ситуацией в Сирии, она возникла намного раньше, но вопросами интеграции сирийских армян мы сегодня занимаемся, и на данный момент это одно из наших приоритетных направлений.

Вообще, если проанализировать основные потоки армян в Армению после 1988 года, то мы увидим, что большинство из них переехали в Армению вынужденно, а не осознанно, и в целом опыт их интеграции и адаптации в Армении положительным не назовешь. Например, в 1988-1992 годах около 300 тыс. людей, в основном беженцев из Азербайджана, оказались в Армении. Поскольку страна находилась в состоянии войны, блокады, население тоже не было готово принять их в правильной форме, большую часть этой волны мы потеряли, примерно две трети эмигрировали из Армении. Многие из оставшихся до сих пор в полной мере не интегрированы в общество.

Позднее был приток около 3 тыс. армян из Ирака в 2004-2007 годах, половина из которых изначально не рассматривала возможности остаться в Армении, считала ее только транзитным пунктом. Из около 1500 иракских армян, которые реально хотели остаться, сейчас проживают в Армении около 600 человек. Причина отчасти в том, что государство было абсолютно не готово к этой волне, не имело конкретной стратегии, интеграционных программ.

Однако на примере сирийских армян мы видим гораздо более благоприятную ситуацию для их интеграции и адаптации и с точки зрения готовности общества, и с точки зрения того, что для них делает государство. После переселения иракских армян за короткое время произошли ощутимые изменения, что вообще-то несвойственно армянской среде, достаточно сложной и консервативной. Необходимо отметить, что изначально государство занимало во многом пассивную позицию, но когда произошло резкое обострение сирийского кризиса, общество и многие негосударственные структуры проявили большую активность и повлияли в том числе на отношение государства к этим процессам. Сейчас проводится достаточно консолидированная работа государственных структур и негосударственных организаций. В частности, наш фонд уже помогает сирийским армянам, принявшим решение обосноваться в Армении на персональном уровне, – в особенности в вопросах трудоустройства, начала собственного бизнеса, интеграции в общество и практических знаний и навыков касательно жизни в Армении.

Необходимо также отметить, что в Армении сейчас проживают несколько тысяч семей репатриантов, переехавших сюда за годы независимости и сделавших данный выбор осознанно.

Аветик Чалабян: Если говорить о прогнозах по репатриации в целом, мы не ожидаем массового притока репатриантов. Но очень важно, чтобы каждый, кто сюда приезжает, смог найти свое место в этом обществе. Это непростая задача. Хочу привести пример. Недавно довелось общаться с семьей, которая приехала в Армению из США, но потом, к сожалению, они решили уехать. Не из-за экономических причин – муж и жена в профессиональном смысле были очень востребованы. Муж занимался бизнесом, жена – медицинской практикой. Их детям не понравилось в Армении. Американские дети привыкли, что образовательный процесс в школе строится на взаимоуважении, вежливости, а здесь они попали в агрессивную среду.

Поэтому мы понимаем, что на всех уровнях и во всех сферах нужно создавать приемлемые условия для человека, приехавшего из другой культурной среды. Он не должен сразу вступать в полный «клинч» с той действительностью, которая здесь существует. Для этого нужны хорошие школы, хорошие медицинские учреждения, нужны компании, где внутри есть нормальная корпоративная среда, корпоративная культура. Нужна нормальная бизнес-среда, чтобы человек, который приезжает инвестировать капитал, создавать новый бизнес, работать, не встречался бы на каждом шагу с коррупционерами, думающими только о том, как бы с него что-то урвать.

Зачастую у нас спрашивают: почему этим не занимается государство? Да оно многими вещами не занимается. У нас не то государство, которое способно всем одинаково эффективно заниматься. И во всем мире так. Государство должно управлять макропроцессами. Многие вещи государство в этом отношении делает. Медленно, со скрипом, но весь общий процесс, с которым сталкиваются репатрианты, в последнее время относительно либерализовался. Сейчас стало намного проще получать паспорта, оформлять двойное гражданство, вид на жительство, проще устраиваться на работу. Было хуже. Но чтобы у конкретной семьи конкретный ребенок не чувствовал дискомфорта –этим государство не должно заниматься. Нужны другие механизмы.

Путь к этому – создавать правильные сообщества. Не сообщества сирийских или ливанских армян, а сообщества на основе общих интересов, общих ценностей – в таком могут состоять и местные армяне, и российские, и сирийские. Кстати, наша инициативная группа по сути является именно таким сообществом.

Вардан Марашлян: Вокруг негосударственного и некоммерческого фонда, который мы создали, уже сформировалось сообщество репатриантов численностью примерно 400-500 человек, переехавших сюда из США, Канады, Франции, Австралии, Аргентины, России, Ливана, Сирии и многих других стран. Пройдя этот путь, они готовы оказать поддержку другим армянам, которые захотят репатриироваться, передать свой опыт, помочь с социализацией в новой среде. Естественно, не для того, чтобы создавать новые гетто или общины внутри страны, но чтобы переход из одной действительности в другую оказался более плавным и безболезненным. Потому что любой переезд в другую страну для человека – это проблемы, шок и стресс. Не только для армян, но и для людей других национальностей. Это относится и к евреям, которые репатриируются в Израиль, и к грекам, которые возвращаются в Грецию…

Многие из репатриантов занимают очень активную позицию. Они готовы помогать на волонтерских началах нашей организации, брать шефство над людьми, готовыми переехать, общаться с ними. Объяснять в правильной форме многие вещи, к которым человек психологически не готов. Сделать для них период адаптации гораздо более комфортным.

Вообще, если человек готов к репатриации, думает об этом, если у него есть определенные финансовые и прочие возможности, надо учесть, что Армения сегодня предлагает достаточно уникальное сочетание компонентов, которое не встретишь в других странах. Мы считаем, что люди не обязаны только из чувства долга возвращаться в Армению. Мы считаем, что они здесь могут не только обеспечить армянское будущее свое и своих детей, но и обеспечить себе особое качество жизни. Это достаточно интересное качество. При правильной интеграции, правильном выстраивании всех процессов здесь реально получить то качество, которое очень сложно получить в крупных мегаполисах, таких как Москва, Торонто, Нью-Йорк и т.д. Естественно, с неким провинциальным оттенком. Но, тем не менее…

Вы успеваете сделать намного больше в течение дня. Провести несколько встреч в разных местах. С утра отвезти ребенка в детский сад, потом сыграть партию в большой теннис, поехать на работу, а потом за полчаса доехать с друзьями в живописную местность – например, к монастырю XII века, хорошо провести время с ними и, вернувшись в Ереван, перед приходом домой успеть еще с кем-то встретиться в кафе в центре города или сходить на джазовый концерт. Культурная жизнь достаточно богата…

Аветик Чалабян: Экономика здесь во многом развивалась в сторону удовлетворения туристического спроса. И создана некая инфраструктура, ориентированная на туристов. Но если вы здесь живете, вы можете пользоваться ее услугами. Количество музеев, концертных залов, ресторанов и кафе зашкаливает по меркам миллионного города. Если у вас есть нормальная экономическая основа существования, здесь можно обеспечить очень комфортные условия проживания. Не все наши соотечественники живут в Лондоне. Большинство живет там, где уровень и качество жизни отнюдь не лучше, чем в Ереване.

У нас есть идея, которую мы достаточно давно отрабатываем с армянским правительством. Идея о том, что за пределами Еревана нужно создать еще несколько центров с высоким качеством жизни. Правительство восприимчиво к этой идее, и следующий центр, развитие которого мы сейчас наблюдаем, – Дилижан. Туда переводится часть Центрального банка, там создается туристическая инфраструктура, строятся новые школы и т.д. Если у нас за пределами столицы возникнут еще несколько точек опоры с высоким комфортом жизни, экономические возможности и т.д., часть репатриантов могут направиться туда. Кстати, в Дилижан и сейчас репатриируются армяне, в частности из Ирана. Вообще, во многих населенных пунктах за пределами Еревана уже есть репатрианты – в Сисиане, Горисе, где лучшая гостиница построена репатриантом.

Отрадно, что некоторые репатрианты селятся также в различных населенных пунктах Арцаха – в Шуши, Степанакерте, Карвачаре, Бердзоре. К примеру, в Ковсакане уже обосновалась достаточно большая группа сирийских армян, хороших земледельцев.

Здесь важен еще и вторичный эффект, который уже начинает наблюдаться. Когда люди возвращаются и начинают объединяться в сообщества, в том числе с участием диаспорных армян, тесно связанных с Арменией, внутри таких сообществ начинают рождаться проекты. Зачастую эти проекты сами по себе представляют уникальную ценность.

Если смотреть на Армению в целом и особенно на сегодняшний Ереван, здесь есть проекты, уже реализованные репатриантами или людьми вроде нас, которые находятся как бы между двух стран. Такие проекты начинают продвигать Армению на достаточно передовые позиции, повышать ее привлекательность. Мы с Варданом вовлечены в известную инициативу «Айб», которая имеет множество направлений. Этот проект начинала небольшая инициативная группа, но сейчас его поддерживают порядка 100 человек. Появление школы «Айб» стало магнитом для дополнительной репатриации – есть люди, которые говорят, что готовы вернуться в Армению, поскольку там есть школа уровня «Айб», куда могли бы поступить их дети. То же самое можно сказать про феноменальный образовательный центр «Тумо», оснащенный самой передовой техникой, где подростки могут бесплатно обучаться компьютерным технологиям. Чем больше будет таких проектов, тем больше будет компонентов, необходимых для правильной интеграции репатриантов в стране.

www.aniv.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 7
  • Создано
  • Последний ответ
  • OpenArmenia Club

Вардан джан,

Спасибо за материал, а главное - за то дело, что вы делаете. Высказаны очень правильные соображения, согласен почти со всем, но один момент мне показался спорным - так ли плохи "гетто"? Если возникает проблема адаптации репатриантов и особенно их детей к армянской среде, то не являются ли такие "гетто" наиболее оптимальным способом ее решения? Ассимиляция населения этих "гетто" - вопрос сравнительно короткого времени. Зато в качестве первого шага проще перенести кусочек Москвы, Алеппо или Лос-Анджелеса на землю предков, чем сразу с головой окунуться в незнакомую среду.

Еще есть два вопроса, которые меня особо интересуют. Первое - взаимодействуете ли вы с диаспорными организациями? Считаете ли вы правильным, и если да - какие предпринимаете в этом направлении усилия, чтобы все диспорные организации своей главной задачей провозгласили (а потом начали вести в этом направлении аналогичную работу) не адаптацию и интеграцию армян к жизни в данной стране, и защиту их интересов, а репатриацию? Реально ли провести в Армении всеармянский съезд, где все диаспорные организации подпишут декларации о том, что отныне именно репатриация становиться их первоочередной задачей? Понимаю всю нереальность воплощения этой идеи на практике - поскольку значительная часть армян репатриироваться не готова, и при этом имеет потребность в других услугах диаспорных организаций (которые помимо прочего ослабляют ассимиляцию) - но зато это поможет правильно сформулировать и осознать первоочередную задачу армян в масштабах всего Спюрка.

Второе - как вы оцениваете перспективы разработки и внедрения программы переноса в Армению рабочих мест как средства репатриации армян? В отличие от внутренней миграции (из перенаселенного Еревана в сельскую местность), я с трудом представляю механизмы реализации без государственной поддержки, но тем не менее это один из наиболее эффективных инструментов репатриации. Кормильцы сохраняют прежний заработок и привычную работу (которая у очень многих ограничивается компьютером), но физически перемещаются в Армению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тико,

Спасибо большое за твой постинг.

1) Плохи ли "гетто" внутри Армении? Сложный вопрос, поскольку наш народ здесь несмотря на реально высокий уровень толерантности (никто не говорит "понаехали и прочее" и тем более не проявляет агрессии"), тем не менее привык жить в моноэтнической и монокультурной среде, поэтому сложно "переваривает" проявления другой культуры, хотя за последние 10 лет - прогресс на лицо. Думаю, что в Ереване и других крупных городах их наличие будет нести только негативную роль и мешать интеграции людей. Другое дело, что наш фонд например, старается помочь вновь прибывшим людям стыкуя их с репатриантами, которые прошли этот путь ... это переходная психологическая помощь.

В сельской местности или малых городах, думаю не гетто, но компактное проживание определенного количества репатриантов имеет смысл, особенно в деревнях. Связано это как с более консервативной средой, так и необходимостью иметь возможность выстраивания альтернативной экономической и социальной модели на селе (на примере сирийских армян из Камышлы в Ковсакане. Однако, если дать возможность репатриантам полностью заселить село, тогда и в вопросах изучения арм. языка, и в других аспектах интеграции - этого синтеза не будет.

Теперь по вопросам:

1) Что касается диаспоральных организаций - мы открыты к взаимодействию, с рядом из них уже работаем. Сейчас лето - особый упор на встречи со всевозможными делегациями, группами людей, которые приезжают в Армению. Мы готовы работать с любой структурой и группой людей, кто разделяет идею важности организации и поддержки репатриации в Армению

2) Эта тема очень важна. У нас есть представители диаспоры, которые думают об организации колл-центров в Армении например. Есть пару бизнесменов, которые проживая в Армении и имея производство и сбыт в России, например, весь бэкофис набирают здесь на местах. Государство пока никакой проактивной роли в этом не занимает. Тем не менее, эту модель работы и жизни нужно расскрыть. Мы скорее всего проведем специализированное мероприятие, форум по этому вопросу, куда пригласим всех желающих, включая представителей гос органов и постараемся выработать те реальные требования к гос-ву, удовлетворение которых может привести к качественному росту этого сектора в Армении.

3) Думаю, что глобальных съездов по репатриационной тематике проводить пока, к сожалению, бесмысленно. Надо пока готовить почву, плацдарм для этого. Большинство диаспоральных организаций и представителей пока далеки от формирования конкретной повестки дня в этом вопросе. Этим и связано, что мы - первая по сути структура, которая занимается профессионально репатриацией. Удивительно, что ни одна из крупных диаспоральных организаций мира не сделала этот шаг до нас, хотя с момента провозглашения независимости Армении прошло более 20 лет!

Вардан джан,

Спасибо за материал, а главное - за то дело, что вы делаете. Высказаны очень правильные соображения, согласен почти со всем, но один момент мне показался спорным - так ли плохи "гетто"? Если возникает проблема адаптации репатриантов и особенно их детей к армянской среде, то не являются ли такие "гетто" наиболее оптимальным способом ее решения? Ассимиляция населения этих "гетто" - вопрос сравнительно короткого времени. Зато в качестве первого шага проще перенести кусочек Москвы, Алеппо или Лос-Анджелеса на землю предков, чем сразу с головой окунуться в незнакомую среду.

Еще есть два вопроса, которые меня особо интересуют. Первое - взаимодействуете ли вы с диаспорными организациями? Считаете ли вы правильным, и если да - какие предпринимаете в этом направлении усилия, чтобы все диспорные организации своей главной задачей провозгласили (а потом начали вести в этом направлении аналогичную работу) не адаптацию и интеграцию армян к жизни в данной стране, и защиту их интересов, а репатриацию? Реально ли провести в Армении всеармянский съезд, где все диаспорные организации подпишут декларации о том, что отныне именно репатриация становиться их первоочередной задачей? Понимаю всю нереальность воплощения этой идеи на практике - поскольку значительная часть армян репатриироваться не готова, и при этом имеет потребность в других услугах диаспорных организаций (которые помимо прочего ослабляют ассимиляцию) - но зато это поможет правильно сформулировать и осознать первоочередную задачу армян в масштабах всего Спюрка.

Второе - как вы оцениваете перспективы разработки и внедрения программы переноса в Армению рабочих мест как средства репатриации армян? В отличие от внутренней миграции (из перенаселенного Еревана в сельскую местность), я с трудом представляю механизмы реализации без государственной поддержки, но тем не менее это один из наиболее эффективных инструментов репатриации. Кормильцы сохраняют прежний заработок и привычную работу (которая у очень многих ограничивается компьютером), но физически перемещаются в Армению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Мотивы репатриации

"Жизнь за пределами родины равносильна принятию того факта, что у нас нет никаких шансов выжить как народу", - написали Грач и Таня ТЧАГХАЦБАНЯНЫ на сайте repatarmenia.org, рассказывая свою историю возвращения в Армению.

ОТМЕЧУ СРАЗУ, ЧТО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТИМ САЙТОМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ, помогающих соотечественникам вновь обрести свои корни и дом на армянской земле, было подобно глотку свежего воздуха. Так надоело слышать истории потенциальных или уже состоявшихся эмигрантов, депрессивные разговоры о том, что из Армении все уезжают, а те, кто еще не уехал, собираются это сделать! И так отрадно было понять, что многие из наших соотечественников, напротив, не только мечтают вернуться в Армению, но и возвращаются.

"Понятие "долг" зачастую ошибочно путают с понятием "жертва". Поэтому, когда мы с женой объявили родителям и друзьям, что переезжаем в Армению, реакцией большинства стало удивление: почему именно мы должны жертвовать собой ради Армении, тогда как множество других людей бездействуют или стремятся покинуть страну? - рассказывает Грач Тчагхацбанян. - С теми, кто задавал подобные вопросы, мы с женой автоматически ощущали разобщенность во взглядах на жизнь. Мы осознавали, что эти люди, которые нам так дороги, действительно смотрят на мир другими глазами…"

Г. Тчагхацбанян родился в Ливане, семья переехала в Лос-Анджелес, когда Грачу было 6 лет. Его предки - выходцы из Западной Армении (Себастии и Зейтуна). Супруга Грача Таня родилась в Калифорнии, ее предки – иранские армяне, есть и арцахские корни. Пара венчалась в монастыре Сагмосаванк в Армении. Дочь Аревик родилась в Глендейле в 2009 году. Первое фактическое знакомство с Арменией четы Тчагхацбанянов произошло благодаря участию в программе Федерации армянской молодежи Youth Corp на западе США, в рамках которой группы молодых людей из диаспоры приезжают на летние месяцы в армянские деревни для работы над благотворительными проектами.

"ПОСЛЕ ТОГО КАК МЫ С ЖЕНОЙ УВИДЕЛИ АРМЕНИЮ СВОИМИ ГЛАЗАМИ, мы оба почувствовали невероятную тягу к земле и осознали, что это именно то место, где мы сможем жить и растить детей, - продолжает Г.Тчагхацбанян. - В 2011 году, когда нашей дочери исполнилось 2 года, мы наконец-то решили попрощаться с Америкой… Сущность понятия "долг" перед нашими предками и родителями несложно представить. Они сделали все, что было в их силах, для того, чтобы мы унаследовали нашу культуру, язык, музыку и национальную самобытность. Находясь под властью многих чужеземных держав, чьи законы были деспотичны и дискриминировали нас, чьи мечи были в нашей крови, наши предки все же сохранили свое имя, сохранили свое наследие и веру и все это передали нам. Кто мы такие, чтобы получить это и просто выбросить? И, без сомнения, находясь за пределами Армении, мы так и поступаем - мы выбрасываем все это.

История доказала нам, что ни одно армянское объединение, находящееся за пределами Армении, не просуществовало вечно, и это неоспоримый факт. Когда-то культурные богатые армянские общины Индии, Иерусалима, Египта, а теперь Ирана, Ливана и Сирии или уже исчезли, или же близки к этому. Когда-то богатые культурные центры Франции, Бостона и Фрезно теперь находятся в ужасном, губительном состоянии и могут лишь поддержать горстку армян, чтобы спасти их от полной ассимиляции. Несмотря на то что мы хотим верить, что наше полное исчезновение как армян за пределами родины невозможно, дело обстоит именно так, это лишь вопрос времени. Никакой разницы: случится это через 30 или 300 лет.

Армения является моим историческим наследием… То, что я вырос в диаспоре, является результатом того, что мои прадеды были изгнаны с наших земель кровавыми мечами турок. Но мой долг - "исправить эту ошибку" и защитить свое право по рождению жить в Армении. Теперь, когда у нас есть своя страна, Республика Армения, почему мы должны лишать детей их права по рождению быть на Родине?!"

Это лишь отрывок из замечательного письма четы Тчагхацбанянов – полный текст любой может прочитать на сайте repatarmenia.org., равно как и многие другие истории возвращения на родину. Интересный факт: подавляющее большинство репатриантов приняли решение жить в Армении после рождения детей. "После женитьбы и рождения детей я почувствовал, что лишаю своих детей чего-то очень важного: родины, их бабушек и дедушек и многого другого, что у меня самого в прошлом было", - подчеркивает Артем ТАТЕВОСЯН, армянский репатриант, раньше живший в Москве.

Артем вернулся в Армению четыре года назад. В 2012-м он решил обосноваться в Армении. Недавно его семья присоединилась к нему. "Я хочу жить здесь, работать здесь и создавать здесь. Другими словами, я хочу сделать здесь все, что я когда-либо хотел сделать, потому что я живу на своей родине", - утверждает Артем.

Союз единомышленников

Что такое "Репат Армения"? Это сообщество национально мыслящих, состоявшихся людей, которые на деле, а не пустопорожними разговорами, доказывают любовь к родине. Сами когда-то жившие вдали от нее, они сегодня живут и работают в Армении, всеми силами помогая процессу репатриации возможно большего числа армян.

Фонд "Репат Армения" - неправительственная, некоммерческая организация - был создан менее года назад, а сколько работы уже сделано!

"НАШИМИ ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ МЫ СЧИТАЕМ ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕИ РЕПАТРИАЦИИ, разработку и реализацию ориентированных на положительный результат проектов и программ по интеграции репатриантов в армянское общество, лоббистскую деятельность, направленную на формирование прорепатриационной среды в Армении", - сказал в интервью "ГА" исполнительный директор "Репат Армения" Вартан МАРАШЛЯН, вернувшийся с семьей на родину после того, как 25 лет прожил в Москве. – Репатрианты, которым мы помогаем интегрироваться на родине, – люди разных возрастов, профессий, из разных культур и разного происхождения. Одни родились в диаспоре, другие – в Армении, но провели большую часть своей жизни за границей. Причины и процесс принятия такого решения, конечно же, у всех различны. Но есть то, что объединяет их всех, – эти люди приехали жить и строить свое будущее и будущее своих детей в Армении..."

По словам В.Марашляна, изначально идея заключалась в создании сайта с целью помогать людям, желающим вернуться на родину, практическими советами. Но потом пришло осознание того, что сайт может быть лишь частью чего-то большего, что нужна профессионально действующая структура, в функции которой входило бы осуществление одной из важнейших национальных задач – репатриации. Особенностью фонда является то, что создан он по инициативе "снизу", нет ни одного крупного донора, "заказывающего музыку". Фонд объединил вокруг себя около 500 успешных, состоявшихся репатриантов – это актив. Число же возвращенцев на родину за последние 20 лет, конечно, намного больше, хотя точной статистики нет…

Время жить, справляясь с трудностями

Можете себе представить, сколько вопросов приходится решать людям, которые радикально меняют уже устоявшийся быт и переезжают навсегда в Армению? Вопросы трудоустройства, имущества, статуса, гражданства, оформления документов, всевозможные бюрократические процедуры и т.д. – вопросов куча. Что делать с водительским удостоверением, как выбрать детский сад или школу для ребенка, как решить вопросы жилья, проблема интеграции в новую среду – актуально все. И "Репат Армения" помогает репатриантам справиться со всей этой лавиной вопросов.

"ЕСТЬ, КОНЕЧНО, МАССА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РЕПАТРИАНТЫ, - говорит В.Марашлян. – Но и субъективная составляющая не менее важна – речь идет о психологической интеграции…" Проблема во многом заключается в негативной психологической атмосфере, доминирующей на сегодняшний день в обществе как в диаспоре, так и в Армении. Человек вернулся на родину, и с какими настроениями, каким отношением ему преимущественно приходится сталкиваться? Давайте называть вещи своими именами – на таких смотрят, мягко говоря, как на чудаков. Дескать, оставил свой благополучный, скажем, Лос-Анджелес, Москву, Торонто или Лондон и приехал в Армению! Да любой таксист (это вообще особая каста), не говоря уже об окружении, поставит подобному "героизму" вполне определенный диагноз. И еще прогноз даст – мол, здесь тебе долго не выдержать. Все это печально, дико и несправедливо, но с этим надо уметь справляться…

"На самом деле Армения привлекательна для потенциальных репатриантов во многих отношениях, а мы, увы, зачастую не ценим лучших сторон нашей жизни дома", – говорит В.Марашлян. – У армян в диаспоре серьезные трудности с сохранением национальной идентичности у детей, ведь проблема ассимиляции так или иначе присутствует. Здесь же этой проблемы нет, равно как и проблемы безопасности. Для жителей мегаполисов исключительно привлекателен совершенно другой жизненный ритм, свойственный армянской среде. Здесь есть время жить, заниматься семьей, детьми, общаться с друзьями, быть вовлеченными во многие социальные инициативы, тогда как в той же Москве, например, или в Нью-Йорке вы просто превращаетесь в машину для зарабатывания денег. Ни на что другое времени просто не хватает. Попробуйте в Москве развивать своего ребенка, отдав его в несколько кружков. Да вы физически не будете иметь возможности это сделать, учитывая тамошние расстояния и пробки…"

Кто, как не мы?!

Не секрет, что многие, уезжая из Армении, ставят на первое место фактор безработицы. А знаете, в чем парадокс? С одной стороны, уровень безработицы в Армении действительно высок, а с другой – есть большое количество компаний, которые месяцами не могут заполнить открытые позиции.

В АРМЕНИИ, НАПРИМЕР, – 1500 ВАКАНСИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В СФЕРЕ ИТ, где зарплата начинается от $500. То же самое касается рабочих специальностей, в которых востребованность велика, и т.д. Но родители, стремящиеся дать детям высшее образование, продолжают клонировать юристов и экономистов, экономистов и юристов, пополняющих армию безработных. Не найдя занятия, многие в итоге уезжают и работают за рубежом таксистами, нянями и т.д. Что отнюдь не лучшим способом отражается на самооценке человека, зачастую порождая озлобленность против своей страны, в которой ему не нашлось места.

"Конечно, у нас много системных проблем в стране, которые надо решать, - считает В.Марашлян. – Но кто сказал, что их решение - дело только местных армян? Кто будет создавать лучшие экономические, социальные условия, кому, как не нам, армянам, в том числе и из диаспоры, развивать свою страну? Ведь ничего невозможного в этом нет, и я не понимаю, почему мы постоянно жалуемся, дескать, Армения – маленькая страна, какие здесь могут быть возможности? Армения равна по территории Швейцарии и в два раза больше, чем Израиль. Так что не такая уж мы и маленькая страна. И все, что нам нужно для развития, – это желание, воля и осознание Армении как Родины, в которой мы хотим жить и растить своих детей…"

Зара ГЕВОРКЯН

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Интервью с Аветиком Чалабяном и мной в журнале Анив, про репатриацию, вызовы стоящие перед Арменией и армянством в целом ...

Интересно будет обсудить с вами.

http://www.repatarme...будущее/

Аветик Чалабян: Наши основные соперники в регионе сделали все, чтобы зажать нас в тиски. Чтобы мы сами покидали страну, потому что нам здесь невыгодно жить. И того, чего не удалось добиться огнем и мечом, добиться жесткой блокадой. В отсутствие торговли, крупных инвестиций и крупных проектов люди с большими амбициями постепенно оказываются там, где больше шансов эти амбиции реализовать. Как развернуть вспять данный процесс?^

Позднее был приток около 3 тыс. армян из Ирака в 2004-2007 годах, половина из которых изначально не рассматривала возможности остаться в Армении, считала ее только транзитным пунктом. Из около 1500 иракских армян, которые реально хотели остаться, сейчас проживают в Армении около 600 человек. Причина отчасти в том, что государство было абсолютно не готово к этой волне, не имело конкретной стратегии, интеграционных программ.

Американские дети привыкли, что образовательный процесс в школе строится на взаимоуважении, вежливости, а здесь они попали в агрессивную среду.

Вардан Марашлян: Вокруг негосударственного и некоммерческого фонда, который мы создали, уже сформировалось сообщество репатриантов численностью примерно 400-500 человек, переехавших сюда из США, Канады, Франции, Австралии, Аргентины, России, Ливана, Сирии и многих других стран

У нас есть идея, которую мы достаточно давно отрабатываем с армянским правительством. Идея о том, что за пределами Еревана нужно создать еще несколько центров с высоким качеством жизни. Правительство восприимчиво к этой идее, и следующий центр, развитие которого мы сейчас наблюдаем, – Дилижан. Туда переводится часть Центрального банка, там создается туристическая инфраструктура, строятся новые школы и т.д. Если у нас за пределами столицы возникнут еще несколько точек опоры с высоким комфортом жизни, экономические возможности и т.д., часть репатриантов могут направиться туда. Кстати, в Дилижан и сейчас репатриируются армяне, в частности из Ирана.

www.aniv.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вардан джан,

Второе - как вы оцениваете перспективы разработки и внедрения программы переноса в Армению рабочих мест как средства репатриации армян? В отличие от внутренней миграции (из перенаселенного Еревана в сельскую местность), я с трудом представляю механизмы реализации без государственной поддержки, но тем не менее это один из наиболее эффективных инструментов репатриации. Кормильцы сохраняют прежний заработок и привычную работу (которая у очень многих ограничивается компьютером), но физически перемещаются в Армению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 0 анонимных, 468 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    468 гостей
    Firefly Колючка Анчара Monica B. luc irrenna
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...