Перейти к публикации

Куда ушли хетты


Злодиюка

Рекомендованные сообщения

Хеттская империя держала под контролем не только всю Анатолию, но также часть Месопотамии и Сирии. Троя, какой мы ее знаем по «Илиаде», вероятно, находилась в вассальной зависимости у хеттских царей. Но в конце II тысячелетия до н. э. эта древняя империя в одночасье исчезла. Мария Молина изучает, что же случилось с хеттами.

013.jpg

Первые упоминания о хеттах относятся к началу II тысячелетия до н. э., последние — к XII веку до н. э. Откуда появились эти носители древнейшего известного нам индоевропейского языка среди народов Анатолии и Месопотамии? Вероятно, они пришли откуда-то с Балкан, и были это дикие племена, которые заняли Хаттусу — город хаттов, неиндоевропейского народа, происхождение которого остается пока загадкой для ученых. Хеттское царство в современных ему письменных источниках называется «страной города Хаттуса», хотя от самих хаттов нам остались лишь отдельные свидетельства в документах из клинописного архива хеттских царей.

Видимо, от них же вместе с территорией хетты заимствовали институт царской власти, пантеон богов и, вероятно, технологии обработки металлов. Чужие боги отодвинули на задний план собственно индоевропейского бога дневного света — его изначальное присутствие в пантеоне хеттов восстанавливается по лингвистическим данным. «И все боги бежали передо мной», — такова традиционная формулировка, с помощью которой хеттский царь Мурсили II в своих анналах описывал военные победы (его правление датируют, отталкиваясь от общей хронологической канвы и предположительно случившегося в то время затмения, примерно 1321–1295 годами до н. э.). Словосочетание «бежали передо мной» в данном случае означает «мне помогали», а частота повторения этой формулировки демонстрирует убежденность хеттов в том, что без обращения к богам не только победы, но и никакой жизни толком не будет.

Падение царства

Довольно быстро, всего через столетие после появления в Хаттусе, хеттские цари фактически подчинили себе через договоры вассальной обязанности значительную часть Анатолии и Северной Сирии. В одном из походов был даже захвачен и разграблен Вавилон, хотя такие дальние территории хетты, конечно, не могли удержать под своим контролем. А еще четыре столетия спустя Хеттская империя перестала существовать — в тот момент, когда пала ее столица Хаттуса, положившая, таким образом, начало и конец хеттскому господству.

Долгое время предполагалось, что город был захвачен и разрушен внешними силами — народами моря (см. «Народы моря наступают»). Однако недавние раскопки под руководством Юргена Зеера (Jurgen Seeher) и Андреаса Шахнера (Andreas Schachner) показали: перед тем как город был окончательно разрушен, большинство его обитателей уже ушло, взяв с собой свои вещи.

Следовательно, захватчики были всего лишь мародерами, разграбившими оставленный город. Такой поворот событий приводит нас к двум фундаментальным вопросам: во-первых, из-за чего, а во-вторых, куда именно ушли хетты?

Точных ответов на эти вопросы пока нет. Раскопки последних десятилетий тем не менее позволяют сделать определенные предположения. Как считает один из ведущих исследователей хеттской истории, профессор Школы истории, философии, религии и классической филологии Квинслендского университета (Австралия) Тревор Брайс (Trevor Bryce), рядовые обитатели Хаттусы просто разошлись в разные стороны по многим областям, где доминировала хеттская культура.

Однако последний царь Суппилулиума II, тот самый, что оставил Хаттусу мародерам, мог иметь в голове вполне определенное направление — юго-запад Анатолии или север Сирии. Хеттское влияние в этих областях было наиболее сильным, и там же в первые четыре столетия железного века археологи находят следы царств, явно наследующих хеттам.

Постхеттские царства образовались на территориях, которые ранее были связаны договорами вассальной зависимости с Хаттусой, там в I тысячелетии еще использовалось название «страна города Хатти». Одно из них — Каркемиш в Северной Сирии. Его «великие цари» образовали династическую линию, которая, возможно, продолжает линию хеттских царей в раннем железном веке (1200–900 годы до н. э.), сразу после падения Хаттусы. Но даже если это был не Каркемиш, Тревор Брайс говорит, что мы по крайней мере можем ожидать чего-то подобного в одном из постхеттских царств.

Таким образом, можно предположить, что в сторону Северной Сирии и двинулась дворцовая элита хеттов вместе с наиболее драгоценными вещами из царских хранилищ. Тут стоит напомнить, что сама по себе идея переноса столицы в истории Хеттского царства возникает дважды. Первый раз — когда царь Муваталли II перенес столицу из Хаттусы в Тархунхассу. С одной разницей — в тот раз династическая линия не прервалась, и хеттские цари вернулись в сердце своей империи. К слову, археологам Тархунтассу пока найти не удалось, точно так же, как и последнее убежище Суппилулиумы II. Но во второй раз эта схема не сработала. В Хаттусу, как мы знаем, хеттские цари не вернулись.

Среди того, что они забрали с собой, предположительно, были самые важные для государственного управления тексты: актуальные договоры, свод законов и т. п. Из фрагментов того, что осталось, впрочем, составляется библиотека самых разнообразных документов, в том числе огромное количество религиозных текстов, более старые договоры, а также копии законов. Сумеют ли археологи когда-нибудь обнаружить хеттские библиотеки в Северной Сирии? Не исключено, что под одним из теллей (холмов) этой страны, куда сейчас невозможно попасть из-за военных действий, кроется тайна исчезновения хеттов и рассказ о том, почему им не удалось вернуться в Хаттусу.

Троя и земля Хатти

Троя была крупным торговым центром Северо-Западной Анатолии. Скорее всего, ее связывали вассальные отношения со своими непосредственными современниками и соседями — хеттами. Во всяком случае, на вассальную зависимость от Хеттской империи указывают данные клинописных источников на хеттском языке. Да и в целом документальная информация, известная нам о Трое, доступна именно по хеттским текстам, поскольку от троянцев никаких записей не осталось.

«Троя была важным центром торговли, но всегда должна была учитывать интересы соседей, из которых хетты, вне всякого сомнения, оставались наиболее значительными», — считает д-р Виллемийн Вааль (Willemijn Waal), хеттолог и ассириолог из Лейденского университета (Нидерланды), один из авторов книги «Троя: Город, Гомер, Турция» (Troy: City, Homer, Turkey).

В хеттских клинописных табличках для территории, которую мы сейчас называем Троей, имеются два названия — Вилуса (Wilusa) и Таруиса (Taruisa). Гомер, напомним, называет город Приамато Илионом,то Троей. Если сопоставить данные греческого эпоса с топонимами на хеттском, можно предположить, что когда-то на берегу Босфора существовали два города с этими названиями. В дальнейшем же, полагает Тревор Брайс, один из них поглотил другой, и ко времени Троянской войны Вилуса и Таруиса обозначали одно и то же административно-географическое образование.

Молина Мария

Тайна хетского языка

002.jpg

Вместе с элитой Хеттской империи исчезли и писцы, знавшие хеттский язык и умевшие писать на нем с помощью клинописи. Естественным образом возникает еще один вопрос: каким образом язык целой империи мог исчезнуть практически в одночасье?

Дело в том, что к концу II тысячелетия до н. э. на хеттском языке в Хеттском царстве уже не разговаривали. Более того, хеттский с самого начала был лишь одним из языков в многоязычном государстве. А к закату империи даже элита говорила на другом, родственном языке — лувийском.

Первой от индоевропейской ветви языков отделилась анатолийская (хетто-лувийская) группа. Хеттский и лувийский — два наиболее известных языка этой группы благодаря письменной традиции. Кроме них, в анатолийскую языковую семью входят также палайский, карийский, лидийский, ликийский, милийский и другие языки.

Клинописная традиция досталась хеттам в начале II тысячелетия до н. э. от шумеров через посредство одной из аккадских клинописных школ. Она была приспособлена — насколько возможно — под запись фонетики индоевропейского языка (хеттского и лувийского). Знаки могли также использоваться для отражения шумерских и аккадских слов в хеттских текстах.

Писать и читать клинописные таблицы было непросто. Не исключено, что хеттские цари были неграмотны и во всем полагались на писцов. В текстах поздних клинописных табличек мы встречаем лувийские грамматические формы, а также ошибки в хеттском, вызванные тем, что язык этот в новохеттский период уже не был родным ни тем, кто диктовал текст, ни тем, кто его записывал. При раскопках постхеттских царств находят надписи лувийскими иероглифами, но не клинописные таблицы.

Ранние формы иероглифики (протоиероглифики) появляются еще на купеческих печатях Каппадокии начала II тысячелетия до н. э. Можно считать, что с этого времени и начинается традиция анатолийского иероглифического письма, которое пережило клинопись, исчезнувшую вместе с Хеттским царством. Во времена империи каждый тип письма устойчиво ассоциировался со своим языком, и после ее падения клинописная традиция прервалась вместе с традицией государственного управления.

Еще во времена империи иероглифическими знаками писали на деревянных табличках (покрытые воском таблички процарапывали или же на непокрытых писали при помощи краски). Их использовали для хозяйственных, ученических и прочих повседневных текстов, а клинопись на глине — для текстов политической или религиозной значимости, которые полагалось хранить в царских архивах. До нас дошло сравнительно мало инвентарных списков, записанных на глине, — да и те в основном относились к храмовому хозяйству. Позднее иероглифы начинают использовать и для надписей на камне.

«После падения Хаттусы потеря национальной идентичности была быстрой, — пишет хеттолог Тревор Брайс в книге «Мир постхеттских царств» (The World of the Neo-Hittite Kingdoms). — С начала хеттской истории они были смесью различных этнических групп... Самоопределение хеттов было связано с тем, что они жили на территории, традиционно называемой землей Хатти, а политическое единство определялось линией хеттских царей, правивших из Хаттусы».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ
  • OpenArmenia Club

Кстати, И.М. Дьяконов допускал, что самоназвание армян восходит именно к хеттам - по причине такого обозначения урартами родственных хеттам лувийцев (которых наравне с протоармянами и урартами Дьяконов считал одним из основным компонентов армянского этногенеза). Из "Предыстории армянского народа":

Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором они, вероятно, составили большинство, — название «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս) в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ(ո-)119).

119) Предположение это было сделано еще полстолетия назад П. Иензеном и П. Ташяном. Перенос названия ”хеттов" на армян исторически легче обосновать, чем перенос названия „хайасцев"; однако и тут мы встречаемся с той же трудностью: в слове Хатти, Хате был не звук հ, а звук խ. Быть может, это խ х перешло в հ h на урартской почве? Если верить этимологии армянского հովիտ из урартского ḫubi „долина", то такой переход был возможен. Следует также считаться с возможностью, что хеттское — или лувийское — ḫ в слове ḫat(t)i/ḫate является не խ х, а все еще индоевропейским ларингальным *H, которое в армянском регулярно давало հ h (однако неясно, к какому времени относится переход и.-е. *Н > др.-арм. հ h). Из-за этой лингвистической трудности происхождения термина Հայք от Хате не может считаться пока окончательно доказанным. Как уже указывалось, исходным звуком для հ- мог быть и р-, и s- и др., и поэтому возможны и другие этимологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

куда легче перенести на хаев термин "ХЕТы" чем "Хаяса" главное захотеть.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ХЕТапндумнериц пахчох ХЕТери ХЕТкер эн гтнвел Гарнии ХЕТаносакан тачари ХЕТевин)) ХЕТазотох гитнаканнеры хамозум эн, ворь да шат ХЕТакркир э))

Երևի էդ խեթերը ընդհամենը ռուսատառ հայեր են եղել))

Что касается этногенеза армян, то вопрос о том, связано самоназвание хай со страной Хатти или же с Хаясой не так уж и важен- если в лингвистике нет устойчивого консенсуса по данному вопросу(по крайней мере ни один серьезный специалист, в том числе и наш уважаемый Арцив не дают уверенного ответа на этот вопрос), превращать это в предмет современных политических спекуляции уж точно не стоит. вообще у нас есть нездоровая склонность превращать профессиональную историческую науку в предмет чисто спекулятивных споров и позиции, основанных на принципе "мне так больше нравится"- низя так ли, ляв пян чи.

Несмотря на устойчивый этноним, основная и решающая стадия этногенеза произошла после распада Урарту, когда армянский этнос, который населял западную часть Армянского нагорья(Хатти это или Хаяса- не суть важно- все ранние источники говорят о Цопко-Агдзниском, позже- Таронском центре армянского этноса), смог распространить свой язык и влияние на Ванское нагорье и Араратскую долину- географическую котловину, которая стала идеальным центром уже настоящей Армении. Без Вана и Араратской долины(и поднимающегося за его спиной Великого Сюника(Севан, Вайоц Дзор, Сисакан, Арцах)) армяне хоть назывались бы "100%, халал хулал хай"- все ровно это уже не то. В общем я за араратоцентризм))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 137 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    128 гостей
    varvarikus khnushinak stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...