Перейти к публикации

Война за Независимость Арцаха


Smo

Рекомендованные сообщения

Алвард Варданян: Забытая история одного героя

Мы любим говорить о том, что история Армении богата героями и истинными патриотами. Но кого мы видим, кого знаем, и о ком помним? Мы знаем о не отслуживших в армии «военных гениях», которые бьют себя в грудь и грозятся дойти до Баку; мы постоянно сталкиваемся «патриотами», чья смелость и любовь к родине ограничиваются пустым трепом в социальных сетях и абсолютно идиотскими измышлениями о нации и национальных ценностях; мы знаем о «героях», чья смелость проявляется лишь в «доблестной» борьбе с теми, кто не похож на остальных; у нас постоянно перед глазами мелькают «националистически настроенные активисты», интеллекта которых хватает лишь на то, чтоб кинуть в кого-нибудь помидором или сжечь чей-то флаг. Но истинных героев, Людей с большой буквы мы забываем, а о существовании многих, к сожалению, в большинстве своем даже не знаем.

14347.jpg

Алвард Варданян…. Это имя, к нашему общему стыду, многим ни о чем не скажет. Имя этой женщины, пожертвовавшей всем и отдавшей свою жизнь за нашу с вами свободу и безопасность, упоминается лишь в некоторых публикациях о Карабахской войне, нет фотографий этой смелой женщины, а ее историю знает лишь ограниченный круг людей. Она отдала свою жизнь за нас и была предана нами забвению…

Алвард Варданян родилась 11 октября 1948 года в селе Золакар Мартунийского района. Семья Варданянов была одной из самых уважаемых в селе, ее отец – Левон Варданян, был заслуженным учителем химии. Впоследствии она стала учительницей армянского языка и литературы.

«Это была высокая, красивая женщина, внутренняя сила которой внушала восхищение. Но многие из нас ее боялись», - говорит об Алвард одна из ее учениц.

«Алвард Варданян была человеком с большой буквы. Алла была женщиной лишь физически, по характеру она была, как мужчина. Она была очень отважным и бесстрашным человеком», - так характеризует Варданян ее родственница Гоар Аветисян.

В свою очередь, лидер Объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян отмечает: «Алвард была из тех, кто не переносил несправедливости. Алвард выделялась своими умственными способностями, верой, уверенностью и патриотизмом».

Последние пять лет своей жизни Алвард Варданян проработала в школе им. А.П. Чехова в Ереване. Как вспоминает занимавшая в те годы должность директора школы Мэри Алексанян: «Она была хорошим педагогом, знала свое дело и очень любила детей. Она была первой, кто ввел в нашей школе культуру начинать урок армянского языка с армянской молитвы. Но в целом, мы не находили в ней ничего особенного, со школьным коллективом она так и не свыклась. Лишь потом мы поняли, что все ее мысли были заняты другим, мыслями она была в Карабахе». В Карабах Алвард Варданян ездила при любой возможности – выходные, каникулы и проч., отмечает экс-директор, однако о ее решении взять в руки оружие и бороться за свободу Карабаха не знал в школе никто. «Мы узнали об этом лишь после ее гибели», - вспоминает Алексанян.

По словам боевого товарища Алвард Варданян - Родена Погосяна: «Она была очень открытым человеком, с ней было очень легко в общении. После пятиминутного разговора, казалось, что мы были давними знакомыми. Вот таким человеком была Алвард…». Погосян прекрасно помнит первый день знакомства: «Я проводил учения с парнями в Лачине, когда издалека заметил направляющийся в нашу сторону белый автомобиль… Я приказал ребятам спрятаться за деревья, и когда автомобиль подъехал, получилось так, что он оказался в окружении. Это были Паруйр Айрикян, и, кажется, Ашот Навасардян. Вместе с ними из автомобиля вышла Алвард. Я подумал, что это подруга, сестра или жена кого-то из прибывших, но Айрикян сказал, что это не так и что он привез ее сюда остаться. Я очень удивился, подумав, что ей – представительнице прекрасного пола, делать здесь? Потом, я узнал, что она приехала помочь с процессом заселения беженцев и учреждением школы. Я видел в ней большой потенциал. В те годы, поток беженцев из Арцаха в Армению был велик: из Мартакерта, Адрута и т.д. Алвард говорила, что когда школа откроется, она будет преподавать детям беженцев. Она пожертвовала собой во имя этой цели». Вспоминая Варданян, Погосян также отмечает: «Я знал Алвард, как сильного духом и патриотичного человека. Помню, раз повел я парней учиться стрелять. Некоторые не умели применять оружие. Алвард настояла на том, чтобы пойти с нами, несмотря на мои возражения. Она говорила, что тоже хочет научиться и все увидеть. Ну, я повез ее с нами, начал тренировать парней. Мы организовали своего рода учения, учились стрелять, переходить через реку и т.д. Алвард мне сказала: «Рудо, не воспринимай меня как женщину, и, прошу, мучай меня, как всех. Если я решила сюда прийти, то отдавай мне те же приказы, что и другим». Вот таким человеком она была, не боялась трудностей. Она была, как настоящий товарищ».

29 июля 1992 года – последний день в жизни Варданян: «Алвард проявила себя, как хороший боевой товарищ»

Тот трагический день Роден Погосян не может вспоминать без боли в голосе. «Насколько я помню из Франции прибыли врачи, привезли для нас медицинские препараты, топчаны и т.д. Мы сидели, один из парней пришел и шепнул мне что-то на ухо, я встал и попрощался со всеми, кто сидел за столом. Я собирался ехать в одно из сел Лачина и сразу же вернуться обратно, но несколько наших парней из Сюникского ополчения настояли на том, чтобы поехать со мной. Мы на двух автомобилях, кажется, в каждом по 4 человека, собирались уже в путь, когда Алвард также настояла, чтобы поехать с нами. Я пытался ее переубедить, но безуспешно. Она села в машину, и мы отправились в путь. Хочу отметить, что в это время, наш противник уже окружил это село, и когда мы въезжали, они открыли нам путь и снова окружили его. Я понял это уже потом…. В селе у нас был опорный пункт – телевышка, где дежурили наши парни. Я поднялся к ним, поздоровался, расспросил, как прошла ночь и какова ситуация. В это время Алла стояла на расстоянии в несколько шагов от меня. Мы находились там приблизительно 15 минут, затем к нам присоединились еще трое наших парней, в том числе Гурген из Сюникского ополчения, который в этот день также погиб. Он подошел ко мне, обнял меня и в этот момент противник начал стрелять в нас со стороны леса. Я опрокинул Гургена, чтобы тот упал, и мы начали отдавать всем приказ лечь на землю, спрятаться за камни и т.д. Алвард находилась на расстоянии 3 метров справа от меня.

Противник начал оказывать психологическое давление – они громко кричали, свистели и смеялись, чтобы сломить дух наших парней. С первых же минут у нас были потери, так как мы стояли на вышке. Противник же стрелял из леса, и его не было видно. Когда они начали стрелять со всех сторон, я понял, что мы оказались в окружении.

Алвард боролась с противником, противостояла ему, и я постоянно следил за ней. Она стреляла и убивала противника. Я не был хорошо знаком с Алвард в жизни, но на поле боя она проявила себя отлично. Несмотря стрельбу, увиденные смерти и психологическое воздействие, которое оказывал противник, она боролась спокойно, без всякой паники. Однако приблизительно через 15 минут Алвард была убита. Я был на небольшом расстоянии от нее, я прикоснулся к ней и понял, что она уже умерла.

Бой продолжался несколько часов. Мы попытались открыть коридор, чтобы вывести людей. На телевышке нас было около 10-12 человек, где-то 7 были убиты. У нас не было ни рации, ни другого способа сообщить, чтобы к нам прибыло подкрепление. Немногие спаслись, и все они были ранены, в том числе и я».

На следующий же день, рассказывает Погосян, члены Сюникского ополчения вновь отправились в село, чтобы вернуть тела павших товарищей. Но то, чему они стали свидетелями, даже спустя годы вызывает дрожь в голосе Погосяна. «Алвард живой не попадала в руки противника, но он показал свое истинное лицо. В любом бою необходимо уважать противника, и с уважением относиться к телу убитого врага, так как на его месте можешь оказаться ты. Но животное не может вести себя по-человечески», - прерывающимся голосом отмечает он. Погосян отмечает, что в годы войны азербайджанские военные глумились на телами убитых противников, и Алвард Варданян не стала исключением. Видавшему виды ветерану Карабахской войны с трудом удается говорить, когда он вспоминает, что сделали с телом Алвард азербайджанские изверги. «И в случае с Алвард турок показал свое лицо. Ее тело…», - глубоко вздыхает Погосян. «Тело было изуродовано…сильно изуродовано», - с трудом продолжает Роден, - «Наш противник не имеет права называться человеком…».

По просьбе родственников Алвард, ее не похоронили в «Ераблуре». Тело Алвард придали земле в Золакаре. После ее смерти был опубликован сборник ее стихов. В 1998 году школа №2 Золакара была названа в честь Алвард Варданян.

http://armtoday.info...&PagePosition=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 656 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    656 гостей
    luc Rubik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...