Перейти к публикации

Они живут в Карабахе


Noi

Рекомендованные сообщения

  • Advanced

В этой теме предлагаю размещать материалы, статьи, интервью и т.д. проживающих в Карабахе азербайджанцах, смешанных семьях, об их положении, настроениях.

История азербайджанки, вышедшей замуж за армянина

После смерти мужа, мать 5-летней Гюлузар переехала из села Мерзили Агдамского района в село Каджар Физулинского района , в отчий дом. Каждый год во время сбора урожая винограда, работала на виноградниках села Сарушен. Именно здесь 17-лентяя Гюлузар и познгакомилась с 27 летним армянином Славиком.

-Он мне писал письма, записки. Говорил, что во что бы ни стало добьется меня. Я же боялась, что наши не примут его.Потому что был другой национальности:

Кто-то нашептал моей матери , что « твоя дочь тайно встречается с армянином»

Мать подозвала меня и сказала:- У нас нет такого адата.Азербайджанский мужчина может жениться на армянке, но азербайджанка не может выйти замуж за других»

Я отрицала, сказала, что обманывают , что ничего такого нет. но сама тайно продолжала встречаться со Славиком.

Затем , мы сговорившись , сбежали вместе, в Степанакерт. Спустя некоторое время , братья нашли меня и увезли обратно. Меня закрыли в комнате, сильно избили, угрожали даже убить. Заставляли написать заявление, что Славик меня насильно увез и изнасиловал.

Я долго думала и все же отказалась писать такое..и сказала своим родным ..» нет..не хочу чтоб его посадили. Я его люблю»

Сегодня у Гюлузар и Славика четверо детей.Геннадий, Ашот и Гайк отслужив в армии . вместе с отцом работают в строительстве в Шуше и Степанакерте. Младшая, Вера, тоже уже взрослая девушка.

На вопрос корреспондента, о том как относится Гюлузар ( как мать) к тому, что ее дети могут построить семью с представителями других национальностей . она отвечает..

- Я очень хорошо понимаю, что и как переживала моя мать, когда я сбежала со Славиком.

Говорю со всей искренностью, для меня не имеет никакого значения кем будут мои невестки, лишь бы они любили моих сыновей. Но я не хотела бы чтобы моя дочь вышла замуж за азербайджанца. Я очень хорошо понимаю о чем говорю. И я ни капельки не жалею, что построила семью со Славиком.

Я довольна своей жизнью, довольна своими соседями, никто и никогда даже в самый разгар войны не сказал мне ни одного горького слова, ни одного упрека. Хотя все знали и знают ,что я азербайджанка.

Мы достроили дом , пристроили еще две комнаты, потихоньку занимаемся ремонтом внутри. Все у меня хорошо. Только скучаю по братьям, сестрам и матери. Я их оставила в с.Ашагы Диваналар». У младшего брата был дом в Жданове. Может они там, а может в Баку.Я не знаю где они сейчас. Но они знают, что мы живем в Сарушене.

Больше всего..скучаю по матери, раньше плакала по ночам.. знала бы где она, превратившись в птицу полетела бы к ней.

видео

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 165
  • Создано
  • Последний ответ
  • Global Moderator
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

В радости и в горе: проживающая в Степанакерте азербайджанка Алмаз надеется, что однажды встретится со своими родными

Хотя учительница русского языка в степанакертской школе номер 8 Алмаз Сабировна Касумова носит фамилию мужа – Антонова, все ее знают как Алмаз Сабировну. Сине-зеленые глаза Алмаз Сабировны каждый раз наполняются тоской и грустью, когда она вспоминает членов своей семьи.

“Моя мама был армянкой, а папа – азербайджанцем, но я родилась и жила в Степанакерте, я родом отсюда”,- говорит она, избегая называть имена своих братьев и сестер.

58-летняя Алмаз говорит, что с детства мечтала стать учительницей русского языка, и счастлива, что у нее есть такая работа, семья и внуки, но война разделила ее жизнь на две части – до и после.

“До свадьбы с моим отцом моя мама была помолвлена с армянином. Но в 10-ом классе она упала с тутового дерева, сломала руку, после чего у нее началось заражение крови, и врачи ампутировали ей руку”,- рассказывает она.

“Она была еще в больнице, когда ее жених отказался от помолвки, сказав, что после этого случая она не сможет быть полноценной матерью, а затем женился на близкой подруге моей матери. В этой ситуации маму всячески поддержал мой отец, азербайджанец, который сделал ей предложение и заботился о ней”,- с грустью вспоминает мать Алмаз Сабировна.

С началом карабахского конфликта братья и сестры Алмаз уехали в Баку, и она осталась в Степанакерте одна. Лишь в последние годы, благодаря интернету, ей удается поддерживать с ними связь.

Алмаз рассказывает, что даже после известных событий ей два раза “удалось” побывать в Баку, причем однажды это случилось уже во время войны.

“В первый раз я поехала в Баку, когда паспорта были еще советского образца, тогда шла война. Моя мать скончалась, ужасные были времена. Сначала я отправилась в Ереван, затем в Тбилиси, а из Тбилиси – в Баку, чтобы побывать на могиле матери. Тогда это было очень опасно, но поскольку паспорта были советскими, пока не различали”,- рассказывает она.

Алмаз вспоминает, как в самолете один азербайджанец говорил соседу, глядя на нее, что она, кажется, армянка. А другой, мол, нет, не армянка, азербайджанка, я видел ее паспорт. Тем не менее, поднялся шум, и присутствовавший в самолете русский журналист, который знал о ее национальности, защитил ее, уверив всех, что она азербайджанка.

Во второй раз она побывала в Баку уже в 2000г., поехав туда для участия в конференции, организованной в Баку Хельсинкской ассамблеей.

“Я была в составе карабахской делегации. Не была там после смерти отца. Я взяла с собой в поездку немного земли из Шуши, мой отец был родом из Шуши. Там нас не выпускали из гостиницы, сотрудники службы безопасности следили за нами из соображений нашей же безопасности. Нам сказали - если с вами что-нибудь случится, у нас полетят погоны. Сказали - мы сами все сделаем. На следующий день они вызвали машину, усадили меня с двумя телохранителями, отвезли меня к моим сестрам, а вечером на той же машине приехали те же телохранители и отвезли меня в гостиницу.

В тот день я посетила могилы своих родителей”,- с тоской предается воспоминаниям Алмаз Сабировна.

Она говорит, что даже во время войны у нее не было желания уехать из Карабаха, у нее никогда не было такой проблемы, так как она “корнями и душой из Степанакерта”.

“У меня не было никаких проблем во время этих событий. Все вели себя очень корректно по отношению ко мне. Наверное, потому, что меня здесь принимали за свою.

К тому же, я думала, что война закончится, и все встанет на свои места. У меня тогда не было мысли об отъезде. А сейчас, когда у

меня никого нет рядом, когда я выдала дочку замуж, а рядом не было родственников, которые держали бы корзину и цветы, которые разделили бы со мной радость и горе, я поняла, что я, по сути, одна, и жизнь не повернешь вспять”,- вздыхает Алмаз.

Что касается войны, то Алмаз вспоминает, что в трудные военные годы, когда в воздухе свистели пули, министр обороны Карабаха Самвел Бабаян принял решение о том, что оставшиеся в городе дети не должны потерять учебный год, и школы должны быть открыты вновь.

“Когда уже взяли Шуши, и опасности стало меньше, мы стали открывать школы.

Помню, тогда директор школы позвал нас и сообщил о подобном намерении, добавив, что учителя, которые боятся, могут не приходить. А я ходила. Помню, как сейчас: именно здесь был класс, стекол в окнах не было, был месяц март, но шел снег. И вдруг в небе появляются самолеты, сирена тревоги… а дети бегут и прижимаются ко мне”,- вспоминает Алмаз.

Азербайджанка Алмаз Антонова, проработавшая учительницей русского языка около 30 лет, утверждает, что в Карабахе ее любят в первую очередь как человека, а для любящих ее людей “ее национальность не важна”.

Азербайджанка, повидавшая на своем веку много трудностей, войну, тоску и расставания, продолжает жить в Степанакерте и надеяться, что однажды все проблемы будут решены, и настанет день, когда она сможет вновь встретиться со своими родными, “радоваться и грустить” вместе с ними.

Кристинэ Ханумян

© Medialab.am

http://medialab.am/wp-content/uploads/2011/03/Almaz-rus.pdf

IMG_0075.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Мне интересно, из "30 тысяч" армян в Баку найдут хоть 30 армян. которые так же не боясь ничего и под своими именами и фамилиями выступали бы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне интересно, из "30 тысяч" армян в Баку найдут хоть 30 армян. которые так же не боясь ничего и под своими именами и фамилиями выступали бы?

ну ты тоже скажешь,можно подумать азербайджанец там может не боясь спокойно выражать своё мнение

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Фаина Раневская
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

На азерском сайте уже актмивно обсуждается истоиия Гюлузар Касымовой..вот несколько комментов...

Ayla: Интересно, эта женщина когда ее лдети были младенцами шептьала на ухо им "Тюрок -твой враг". Позор! Ладно БиБиСи разместил этот материал, а вы почему это делаете? Такие материалы оскорбляют память наших шахидов! То, что она вышла замуж за армянина-это следствие ее безграмотности. Будь она образованной, задумалась бы о 1918 годе и не пошла бы за армянина

Bətəndaş[/i:] Это вымышленный сюжет, сделанный радли пропаганды

Elchin : Это ложь. Явная ложь.Обратите внимание на диалект, она же на армянском разговаривает. Очередная армянская ложь.

Toqrul : Я просто не нахожу слов!!!!!.Подумать только, она любила!!!!!!

SAkin: Назвать ее азербайджанской значит клеймить позром всю нацию

Kral: О мир, почему ты не рушишься после всего этого?

http://qafqazinfo.az/ERMƏNIYƏ_ƏRƏ_GEDƏN_AZƏRBAYCANLI_QIZIN_DRAMI___VIDEO-13856-xeber.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

ну ты тоже скажешь,можно подумать азербайджанец там может не боясь спокойно выражать своё мнение

Нет..я имею ввиду ..чтоб выступил под свои именем, окрыто сказал..да я армянин( армянка), живу там -то , и т.д

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Мне интересно, из "30 тысяч" армян в Баку найдут хоть 30 армян. которые так же не боясь ничего и под своими именами и фамилиями выступали бы?

В рамках этой программы пупсы сняли 2 кажется (может больше, но я 2 читала) репортажа про армян, проживающих в Азербайджане. 1 про армянку, которая живет в Талыше (тоже нахлебалась по полной), а другая вот эта история:

ЧЕЛОВЕК НИОТКУДА ИЛИ ЖЕРТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Есть армяне в Баку, которые так и не нашли своего места в жизни и продолжают быть отголоском тех далеких и трудных дней – для них они продолжаются. Они подрабатывают, чем могут и как могут, болеют, но не могут пойти к врачам, им помогают немногочисленные знакомые, они чувствуют себя обязанными, но не знают, чем им отплатить. Впрочем, от них ничего и не хотят. Им все делают бескорыстно, от чего морально таким людям еще хуже. Они хотят выехать, но у них нет документов. Их жизнь печальна, их по-человечески жаль.

Эльвира Владимировна Мовсесян одна из таких. Маленькая, хрупкая женщина с грустным лицом. Вот уже несколько лет она безуспешно пытается выехать из Азербайджана. У Эльвиры нет документов, а значит, она почти никто. Родилась в 1968 году в Шарурском районе Нахичеванской АССР (ныне Нахчыванская Автономная Республика Азербайджана). Мать – азербайджанка, отец – армянин. Кроме нее в семье Эльвиры были две девочки, и пять мальчиков. Конфликт разбил ее семью. Братья «рассеяны» по России, и она не знает, в каких городах им удалось осесть, а из сестер одна живет вместе с ней, а младшая с престарелой матерью в Нахчыване – на ее скудную пенсию. «Что будет с ней после того, как не станет матери? …одному Богу известно», – рассуждает Эльвира.

Семья не смогла вовремя выехать из Азербайджана, когда начался конфликт, хотя отцу и пригрозили, чтобы он покинул республику вместе со своими родными. В 1990 году отец поехал в Армению разведать, что и как. Пробыв там около месяца, он понял, что дорога в Армению для него закрыта – жена у него азербайджанка. К тому же, он не знал ни русского, ни армянского языков, говорил только по-азербайджански. «Когда отец вернулся ни с чем, конфликт был в самом разгаре. Но он не хотел бросать семью, сказал, что надо выезжать в Россию. Мы же как-то замешкались и выехать не успели», – рассказывает женщина.

Вскоре за братьями пришли представители правоохранительных органов. Им сказали, чтобы они немедленно уезжали, пригрозив тем, что их могут арестовать по подложным фактам и осудить на долгие годы. «Братья в спешке уехали, почти не взяв с собой никаких вещей. Мы не знали, куда они уехали. Тогда они направлялись в Дагестан. Где они сейчас, я не знаю. Где-то четыре года назад, я узнала, что кое-кто из них в Москве. Спасибо тем, кто помог мне узнать это, но точных сведений о моих братьях я так и не получила», – говорит Эльвира.

После отъезда братьев в селе, где они жили, стало совсем неспокойно. По улицам ходили вооруженные люди, почти постоянно слышалась пальба. В одной из уличных перестрелок отец Эльвиры погиб. В семье остались одни женщины. «Соседи поделились на два лагеря. Одни нам помогали, другие были настроены воинственно – требовали, чтобы мы уехали. Никогда не забуду, как дин из соседей, добыв откуда-то автомат, зашел к нам. От него можно было ждать чего угодно, и все знали, что он очень жестокий человек. Он направил на меня автомат, и я не знаю, как мне удалось выскользнуть и убежать. Помню, когда я выбежала, он вышел следом и начал стрелять в воздух.

Я слышала, как другие соседи схватили его, и отобрали автомат, но я не решилась вернуться и добежала до соседнего села, где у меня жила бабушка. Побыла у нее один день, но поняла, что нельзя находиться у нее, и вернулась домой».

После трагедии в Ходжалы в 1992 году ситуация усугубилась, люди озлобились еще больше. Воинственно настроенные соседи, волком смотрели на семью, где остались одни женщины. Другие продолжали их защищать. «Мы не могли выходить из дома, сидели безвылазно. Не знаю, чтобы мы делали без поддержки добрых людей, которые и воду нам носили, и дрова. Наш дом походил на коробку, потому что в нем не было окон – мы их заколотили с внутренней стороны, укрываясь от посторонних взглядов. Ключи от замка входной двери были у наших соседей, которые нам приносили еду и другие необходимые вещи.

Так мы жили затворниками долгое время. Когда ситуация немного успокоилась, я с сестрой перебралась в Баку, чтобы устроиться и перевезти маму и другую сестру», – рассказывает Эльвира.

После этого женщине удалось выехать по подложным документам. Это было в 1992 году. «Один человек дал мне паспорт, в котором я значилась азербайджанкой. Я собралась в Москву, потому что у этого человека на тот момент в этом городе жил родственник, и он должен был встретить меня. Думала, построю там свою жизнь, потом перевезу семью. Когда я очутилась на московском вокзале, было уже почти 12 часов ночи, решила за его пределы не выходить, а дождаться человека, который должен был встретить меня и помочь обустроиться на первое время. Но когда я позвонила ему, он сказал, что сможет встретить меня только утром. На вокзале было очень много людей. Я устроилась на вокзальной скамейке со своими пожитками. В голове роились тяжелые мысли. Мне было страшно. Я боялась, что этот человек не встретит меня, но все же решила подождать. Пока я сидела на скамейке, смотря в одну точку и никого не замечая вокруг, ко мне подошли трое мужчин, которые будто выросли из-под земли. Они приложили к моему горлу нож и сказали: «Ты поедешь с нами». Куда? Я не могла кричать. Поначалу я подумала, что это милиция. Они отняли у меня документы, вещи. Потом решила, что меня отправят в Баку, а эти мужчины, подосланные из Азербайджана люди. Я прислушалась к их речи, поняла, что это не русские и не азербайджанцы. Затем мы направились к какому-то составу, зашли беспрепятственно в купе. Поезд тронулся, я поняла, что в плену».

Эльвира прибыла, как она потом узнала, в Дагестан через три дня. Ее отвезли в неизвестное село и стали удерживать в каком-то доме. Там ее били, насиловали, а потом в один прекрасный день заявили, что останется в живых только в том случае, если родит ребенка для продажи. «Я не знала, что мне делать. Среди похитителей был подросток лет 15. Он приносил мне еду. У него было очень доброе лицо, и мне казалось, что этот человек сможет помочь мне. Я попросила его о помощи. Он сказал, что может помочь мне лишь тем, что откроет ночью дверь, а за другое не отвечает. Мол, иди куда хочешь, а если тебя найдут, не говори, что я тебе открыл дверь. Он отпустил меня под утро. Парень показал сторону, где находилась трасса, – бежала очень сильно, даже не зная куда. Когда рассвело, оказалась в каком-то поселке. Там мне подсказали, где железнодорожная станция. Как мне потом стало известно, я оказалась в городе Тарки. На станции я нашла людей в милицейской форме. Боялась, но рискнула и подошла к ним. После того как я им все рассказала, они повели меня в участок, накормили, дали какую-то одежду. В участке я привела себя в порядок. Мне сказали, что не могут меня держать здесь и должны отправить в Баку».

В 1999 году Эльвира решила взять фамилию матери. «Мама, бедная старая женщина, собрала все необходимые документы, но паспортный стол их не принял. Власти даже не стали рассматривать их. Более того, отобрали и советский паспорт Эльвиры вместе с собранными матерью документами. Моя мама вынуждена была обратиться в местный районный суд, который, однако, постановил, что обращение должны рассмотреть правоохранительные органы. Этот вопрос до сих пор остается открытым. Мне не выдают новые документы, я никому ничего не могу доказать».

Сейчас Эльвира живет в Баку вместе со своей сестрой. Она неоднократно обращалась в различные международные организации, чтобы ей помогли в получении паспорта – УВКБ ООН, Красный Крест, посольства США, Франции. «Писала письма, записывалась на приемы, но безрезультатно. Все запросы остались без ответа. Только в посольстве Франции мне ответили, что могут отправить меня к моим братьям, но мне доподлинно неизвестно, где они. Моей младшей сестре, которая живет в Нахчыване, выдали новый паспорт, когда в Азербайджане были президентские выборы, но сменить фамилию на материнскую ей не удалось. В ее паспорте значится отцовская армянская фамилия – Мовсесян. Сестра не может уехать в другую страну, потому что выехать из Нахчывана с армянской фамилией очень сложно. У моей другой сестры все еще советский паспорт», – рассказывает Эльвира.

Иногда у Эльвиры бывает возможность подработать у кого-то на дому. «Кому-то стекла помою, кому-то обед приготовлю, у кого-то сделаю генеральную уборку в квартире, но постоянной работы не бывает. Я благодарна всем, кто мне помогает. Когда мои соседи по квартире, которую мы снимаем, узнали, что я армянка, они не изменили отношения. Напротив, стали всячески помогать нам. Но жить на постоянном иждивении этих людей очень стыдно. Деньги же, которые перепадают нам благодаря эпизодической работе, заканчиваются быстро».

Эльвира Мовсесян и ее сестра продолжают бороться за получение документов, удостоверяющих их личность, потому что хотят уехать из Азербайджана. Другого выхода из сложившегося положения они не видят. Женщины надеются, что эта публикация поможет им быть услышанными и, возможно, кто-то из представителей международных организаций, находящихся в Азербайджане, вмешается. Из местных правозащитных организаций Эльвире пытались помочь адвокаты Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, но пока безрезультатно.

(Имена и фамилии, упоминаемые в статье, изменены)

Материал публикуется в рамках проекта «Беспристрастное освещение азербайджано-армянских отношений в электронных медиа» Фонда Партнерства Евразия и Министерства Иностранных Дел Великобритании. Содержание статьи не отражает позицию Фонда и/или Правительства Великобритании.

Айсель Атакишиева

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Солнц..очень показательная история.. прям чудесенейшая демонстрация толерастии

ну а это..

Имена и фамилии, упоминаемые в статье, изменены

еще раз показывает разительное отличие..отличие в корне

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Большое спасибо за тему.

:drinks:

Предлагаю вашему вниманию рассказ еще одной азербайджанки, которая давала кровь нашим бойцам

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:drinks:

Предлагаю вашему вниманию рассказ еще одной азербайджанки, которая давала кровь нашим бойцам

http://www.youtube.c...h?v=r2azPLSxp5Y

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Фаина Раневская
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 0 анонимных, 182 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    182 гостя
    Dexter Good Boy RDR Firefly melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...