Перейти к публикации

Армянская магия (и всё в этом духе)


kaivaz

Рекомендованные сообщения

Интересуют любые отрывочные (или целостные) данные по поводу армянских традиций:

- гадания

- оберегов

- заговоров

- снятия сглазов, порчи и т.п.

а также любых иных магических ритуалов (в т.ч., почему нет, чёрной магии)

о которых вам доводилось слышать от представителей старшего покаления (или лично участвовать).

К.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 33
  • Создано
  • Последний ответ

По-моему, в Армении эти традиции если не сильны, то по меньшей мере наличествоуют, - так как даже в студнческой общаге конца 80-х было несколько "мидиумов". :pleasantry: Приходили, духов вызывали, рассказывали кто кого сглазил и как от этого избавиться..... Но я уже не помню, какие там они фишки рекомендовали.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно всё. Даже просто упомянание того, что молодняк в каких-то целях пользовался некими фишками (без рассказа о самих фишках).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Щекерски К.

Республика Армения, Польша

Легенды о святом месте и книга впечатлений:

Мец Сурб Хач – Сурб Ованнес

Настоящее сообщение является частью исследования неофициальной религиозности (народного христианства) в Армении. Я остановлюсь здесь на одном уникальном примере из Мегринского района, который представляет интерес еще и потому, что этот регион является географически периферийным, «пограничным» для армянского христианства, Сюник же в целом и его южный край в особенности считаются, к тому же, самыми нерелигиозными во всей Армении.

«Центральной точкой» неофициальной религиозности в Мегринском районе является так называемый Мец Сурб Хач - Сурб Ованнес (Большой Святой Крест – Святой Ованнес). Само название – Сурб Хач – относится не столько к кресту Христа как к таковому, а к святости вообще. Крест занимает особое место как в официальном, так и в неофициальном армянском христианстве. Так, армяне традиционно выражали свою религиозную идентичность, используя слово «хачапашт», что означает «почитатель креста»; термином «хач» можно назвать, например, камень, дерево или пещеру, считающиеся святыми; в свою очередь известной формой экспрессии армянского христианского искусства является представление расцветшего креста в форме так называемых хачкаров (крест-камней).

Мец Сурб Хач – Сурб Ованнес совмещает в себе как религиозный культ, так и характерный для Армении «культ прошлого» или «культ армянской истории», которые поддерживаются представлениями о его древности. Место это, расположенное в полутора часах ходьбы от поселка Агарак, на склоне доминирующей над ним горы, являлось некрополем с третьего по первое тысячелетия до Р.Х.; один из жителей Агарака сказал мне, что в детстве находил там серебряные монеты с изображением Тиграна Великого (который, в свою очередь, является известным символом античной истории Армении). По словам других моих собеседников, Сурб Хач упоминается как значительное место христианского культа в рукописи XIII в., а в XVII в. на этом месте стояла уже церковь под названием Сурб Ованнес. Название свое она олучила по имени отшельника, который, согласно легенде жил под этим камнем, и это было лучшим для него местом, и каждый день он съедал по одному зерну нохуда (гороха – К.Щ.), и называли его [поэтому] Нохудиц Сурб Ованнес. Святой скучал по своей сестре и в трехстах метрах к югу от себя построил родник – холодный, чистый, который назвал Арцвик. Святой, чтобы не оставить сестру в одиночестве, в пятистах метрах от себя построил второй родник и дал ему имя другой сестры – Србуи. Воду из этого источника используют как лекарство от многих заболеваний.

В начале XX в. Сурб Хач имел ранг самого крупного чудесного места мегринского района, к которому совершали пешее паломничество люди, живущие на расстоянии нескольких десятков километров от него. По рассказу одного из жителей Агарака:

Моя бабушка пешком из Малева ходила сюда в хач. Когда она рожала детей, все умирали, через месяц, через два, все умерли. После этого ей сказали, что она обязательно должна пойти туда в хач, и она пешком ходила туда. Там ночевали, потом зарезали там барана, и после того она родила моего отца. (…) А до этого она родила троих, и все три умерли. И не только из нашего места ходили, из всех мест приходили сюда.

В тридцатых годах XX в. Сурб Хач был разрушен по приказу директора местного совхоза, в связи с чем и в условиях антирелигиозной политики советской власти поток людей, посещавших это место, значительно уменьшился. Такая ситуация длилась почти полвека, пока житель села Карчеван по имени Ованнес (sic!) не увидел чудесный сон. В этом сне ему явился святой, который приказал восстановить Сурб Хач, а за это пообещал долгожданного первого внука, а также большую финансовую прибыль. Следующие три года Ованнес с помощью других жителей села ремонтировал хач. Кроме наведения порядка в самой церквушке, укрытой под огромным камнем, он выделил место для жертвоприношения, а также построил здание с двумя помещениями, в одном из которых разместилась кухня, в другом же стояли столы и скамьи. Он соорудил также специальную кассу, куда люди могли бросать деньги для содержания святого места, и еще он создал первую из книг, в которую гости и паломники могли вписывать как свои впечатления, так и просьбы и молитвы к Богу. В это время Ованнес неожиданно получил высокую пенсию, а у его дочери родился сын, который был назван в честь святого места Хачиком.

Сегодня не только число собранных для хача «даров» – религиозных книжек (что интересно, часто изданных протестантскими церквами и даже свидетелями Иеговы), картин, вышивок и др., но и количество кастрюль, тарелок и шампуров свидетельствуют о том, что Сурб Ованнес является важным пунктом в локальной географии, посещение которого совмещает в себе элементы духовности, семейного события и досуга. Доказательством этого являются также вышеупомянутые «книги впечатлений» Сурб Хача.

На сегодняшний день там можно найти не меньше двадцати заполненных разного типа записями тетрадей, первая из которых датируется 1985 годом. Насколько мне известно, они представляют собой уникальный материал, так как такая форма хранения молитв, пожеланий и впечатлений о пребывании в святом месте не практикуется в Армении в других культовых местах такого типа.

Ниже приводятся несколько примеров таких записей:

28.04.2007

Дошли мы до Твоих дверей, в это святое место. И насколько мое здоровье позволит, я буду приходить каждый год. Желаю моей семье крепкого здоровья, пусть никто не болеет. Пусть мои сыновья, которые сейчас служат в армии, будут доровыми. Пусть их служба пройдет в мире, да вернутся они домой. Дочери моей крепкого здоровья, пусть никогда не болеет, моему мужу здоровья со мной вместе, да поможем мы нашим детям, пока не сбудутся их цели.

А + Р = любовь.

P.S. Боже, прошу – 100% нас не разделяй. Артак, ради тебя я пришла, вечно люблю тебя.

2007.05.01

Сурб Хач, сегодня мы пришли сюда, чтобы сделать матах (жертвоприношение – К.Щ) и выполнить наше обещание. Прошу Тебя, пусть будет принят наш матах и пусть с добром сбудется то, о чем просим.

Мы здесь были 24. 06. 2007 года, в воскресенье.

Я хочу, чтобы мой брат приехал в мае месяце и чтобы моя мать была здорова. Я хочу, чтобы моя сестра родила дочку и чтобы я сдала все экзамены на 4. Я хочу, чтобы, когда я буду сдавать русский язык, мне попал билет номер 3, а армянский – номер 1.

1985.10.10 мы были здесь, где раньше были некоторые карчеванцы, и действительно этот товарищ с другими сделали большую работу, которая удивила нас. И мы пришли сюда, пили и веселились, и все было очень хорошо, но вода была далеко, и у меня возникла мысль: я через трубу провел воду из родника Арцвик поближе к зданию.

Как видно из вышеописанного, Сурб Хач (его значение на «религиозной карте» района, связанные с ним истории, записки из «книги впечатлений» и т.д.) можно рассматривать как очень интересную тему для этнографического исследования, вписывающегося в широкое направление, охватывающее как антропологию пространства, так и антропологию религии. Согласно емкой формуле «культ раскрывает форму святости», предложенной Иреной Токарской-Бакир, такой анализ, в свою очередь, дает возможность «открыть двери» или «сделать первый шаг» к более широкому исследованию религиозности, значения религии в жизни людей, их понятия sacrum, а также специфики отношения к нему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 88 году будучи ребенком, был с мамой в Армении. Помню, как то мамина сестра отвезла нас в какую то, то ли церквушку, то ли "святое место", где была бабка -гадалка гадала на свечом воске. В памяти осталось картина: полутемная комната, без окон, которая освещалась парой свечей. Сижу на низком стульчике, над головой держат тазик с водой. Гадалка растопила в жестяной банке несколько церковных свечей и вылила горячий воск в этот тазик. После, она стала, по форме остывшего воска делать предсказание. Если не изменяет память, то эта процедура называлась мом тапил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

..Кайваз джан, магия, будь она черная илибелая, - от нечистого и отвергается Церковью..

..особенное омерзение вызывает "армянская магия" при мысли о низменных мразях, подкладываюших друг дружке "тухт у гир"через разных джаду..

Всё во власти Всевышнего

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отвергается термин "магия" c cоответствующим как бы отрицательным смысловым наполнением его.

Однако, магические действия присуствуют в религиях, где есть ритуал, обряд, церемония, устоявшаяся традиционная форма молитв, некие краткие формулы (в том числе и "Всё во власти Всевышнего"), мифы...

Т.е. во всех.

"Тухт у гир", гадание на кофейной гуще, на воске, на картах и пр. - народная магия.

А вот например церемония варения миро или ритуал Патарака - церковная магия.

Также ритуал матаха в день Михра - магия арорди/ареворди...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я тоже не люблю мразей, котоорые хотят возвести порчу или сглаз, подкладывают разные заколдованные предметы и т.д. Это достойно наказаия.

Меня интересует исключительно исследовательский момент. Например, у всех народов евразии - от русских до бурятов - базовые понятия о магии одни и те же. У всех есть вера в дом. в хранителя дома, в святость каких-то схожих действий, предметов. Гадают все примерно одинаково (кофе, воск в воде, пена на молоке и т.д.).

Просто я хотел узнать региональные особенности в Армении. И на основе их ещё на один шаг приблизиться к пониманию того, "что такое армяне".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 477 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    477 гостей
    vanski Rubik luc operit Ara55 RDR stephanie S lord17 melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...