Перейти к публикации

Культурный шок


Рекомендованные сообщения

Ой сколько букв и не о чем...воистину талант блогера. В чем смысловая нагрузка статьи? Видите я какая...не хочу оставаться в вашей так сказать столице мира, потому что дорого, нет друзей, нормальный маникюрщиц и офисная работа не нравится. Я не была в Нью-Йорке, но иногда спрашиваю американцев, приехавших по работе из Нью-Йорка в Лос-Анджелес какой город им больше нравится, многие отвечают ЛА, потому что в Нью-Йорке нереальные пробки, грязь и вонь, много бездомный роющихся в мусорных баках в самых центральных районах, а таксисты все-пакистанцы в тюрбанах. Вот это намного информационее и пошоковее чем вся ее писанина)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 757
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • OpenArmenia Club
Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, annajan сказал:

Анаджан, а там есть ролик с дождем из долларовых купюр. Типо вашей традиции или просто рисовки?

С поющим типом в душе я сразу вспомнила фильм Вуди Аллена "Римские каникулы". там один итальянец имел потрясающий тенор, но мог петь только под душем. Так вот ему сделали душ на сцене, и он затем выступал перед публикой в театре и имел большой успех. Без него у него ничего не получалось :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
18 часов назад, annajan сказал:

Шикарно! Кстати, а у кого-нибудь есть ссылка на старый (1990-1993) армянский ролик, где парень ухаживает за девушкой и под аккомпанемент двух друзей поёт ей серенады в различных стилях (рэп, опера, фламенко...) - и каждый раз отец девицы встречает его пальбой из ружья. Наконец они приходят к её дому и начинают петь рабиз (в цветной рубашке и темных очках, с сигаркой в зубах и поднесением микрофона к аккордеону) - папаша встречает их с объятиями. В конце они все вместе танцуют кочари :am_flag: 

25 лет прошло - но может сохранился...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
4 часа назад, Chantal сказал:

Анаджан, а там есть ролик с дождем из долларовых купюр. Типо вашей традиции или просто рисовки?

С поющим типом в душе я сразу вспомнила фильм Вуди Аллена "Римские каникулы". там один итальянец имел потрясающий тенор, но мог петь только под душем. Так вот ему сделали душ на сцене, и он затем выступал перед публикой в театре и имел большой успех. Без него у него ничего не получалось :)

это шабаш, такое есть и у других народов, но вот у нас тоже распространено)))

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
1 час назад, Тико сказал:

Шикарно! Кстати, а у кого-нибудь есть ссылка на старый (1990-1993) армянский ролик, где парень ухаживает за девушкой и под аккомпанемент двух друзей поёт ей серенады в различных стилях (рэп, опера, фламенко...) - и каждый раз отец девицы встречает его пальбой из ружья. Наконец они приходят к её дому и начинают петь рабиз (в цветной рубашке и темных очках, с сигаркой в зубах и поднесением микрофона к аккордеону) - папаша встречает их с объятиями. В конце они все вместе танцуют кочари :am_flag: 

25 лет прошло - но может сохранился...

надо же, не припоминаю такое))

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

48 минут назад, annajan сказал:

это шабаш, такое есть и у других народов, но вот у нас тоже распространено)))

Это мероприятие на свадьбе, когда посыпают молодоженов долларовым дождем, называется шабаш? Извини, пристала к тебе :pardon:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
42 минуты назад, Chantal сказал:

Это мероприятие на свадьбе, когда посыпают молодоженов долларовым дождем, называется шабаш? Извини, пристала к тебе :pardon:

да, и не только молодоженов и не только на свадьбе)

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 минут назад, annajan сказал:

да, и не только молодоженов и не только на свадьбе)

Спасибо за ответ. Очень интересная традиция с таким интригующим названием :girl_witch::)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Гаити. 20 дней в аду

«Здесь постоянно говорят о деньгах, которых ни у кого нет».

Не знаю, зачем я сюда ехал, правда. Меня только ленивый не отговаривал. Зато я точно знаю, почему бежал отсюда сломя голову и не оборачивался, страшно было споткнуться и остаться здесь еще хотя бы на миг. С самого первого дня я начал искать здесь надежду. Я учил креол, чтобы проще было понимать происходящее, я жил все это время в семье, ходил хвостом за своим местным, встречался с его друзьями, врагами и всеми, с кем была связана его жизнь. Я много общался, много спрашивал, еще больше отвечал на их вопросы. Не было ни дня, чтобы я не думал, не разглядывал, не анализировал.

Не было ни дня, чтобы я не хотел сдаться, бросить все и просто испариться. Не было ни секунды, чтобы я чувствовал себя здесь легко и комфортно. Мне было сложно заставить себя начать писать этот пост. Кажется, от него до сих пор воняет, я до сих пор хочу кашлять и сморкаться, вспоминая все те ужасы, которые увидел в этой маленькой, но очень уродливой стране.

Гаити — здесь не хочется жить и страшно умирать. Их будущему не грозят большие перемены, это вечное глубокое дно развития цивилизации. Я правда пытался разглядеть свет, правда. Я тщетно пытался поверить, найти здесь хотя бы искру надежды, но вместо этого нашел лишь 10 угнетающих фактов, которые, если задуматься, являются еще и явным доказательством того, что перемены не грядут. Здесь всем пиздец. И вот почему.

n__L2DiZwUvr_JN-BFH3omrXL7rUJ0UKThUgPcP1

1. Они верят в бога

Эти люди в принципе верят во все, что не поддается объяснению. Они верят во все, кроме самих себя. Они верят в вуду, линии на руке, предсказания, проклятия, духов, светлую и черную магию. Для многих здесь до сих пор не очевидна даже форма земного шара. И это не шутка, не афоризм, взятый дабы описать их необразованность, это чистая правда, от которой волосы встают дыбом. Люди целыми днями торчат в церквях, возносят свои мазолистые руки к небу, а вечером приходят в свой убогий разрушенный дом, где плачут шестро маленьких детей, а жрать дома нечего.

Бог здесь повсюду: его изображают на стеклах маршруток, на витринах магазинов, он живет в названиях заведений, его именем здесь пропитано все. О нем говорят случайные прохожие, о нем поют песни, о нем и меня спрашивал каждый, с кем мне доводилось разговаривать. «Ты любишь Иисуса?» — говорят они. «Я не верю» — каждый раз отвечал я. На этом моменте их глаза тухнут, появляются пустота и непонимание, происходит сбой всех систем.

Здесь не принято не верить, здесь вообще не принято задавать вопросы, сомневаться, думать и иметь свою точку зрения. Здесь уже давно все решено, здесь бог есть, потому что так тебе скажет твоя мама, когда ты начнешь понимать человеческую речь. Мама сделает тебя такой же, как она. Слепой, глупой и неспособной мыслить. Ты продолжишь род рабов, тебе никто не даст выбора. Здесь боятся ада, но однажды я им сказал: «Вам нечего бояться, вы уже в аду, вы его своим домом даже называете».

z227Js0Kub954FHp5F21niPXG8UoAa1C49PjL0Cm

2. Они глупы и необразованны

Я видел их школы, листал их тетради, учебники, и для меня все медленно, но верно становилось на свои места. Вы знаете, сколько страниц в учебнике, скажем, по географии, который рассчитан на один год изучения? 42 страницы. Половина из них — это картинки, вторая половина — абсолютно никчемные сухие факты, причем в основном о природе Гаити, а на карте мира отмечены следующие страны: Европа, Африка, США, Гаити и Китай.

И я не случайно назвал их странами, ведь каждый, с кем я разговаривал, считает, что это так и есть. Тридцатилетние, сорокалетние мужики были крайне удивлены, когда я рассказывал, что Африка — это название континента, и что на нем много-много разных стран, там разные языки, разные религии и разные традиции. Что с Европой та же история, что это как бы местность, зона такая, и что там тоже полно разных стран, каждая из которых по своему неповторима и уникальна.

Так и учатся дети, 40 страниц в год. И так по каждому предмету. История Гаити — 46 страниц, основы социального воспитания — 50, математика — тоже около того. Еще в обязательный школьный курс включена библия, поэтому даже если твоя набожная мама не сделает этого, то школа точно породит в тебе веру в чудеса. Они постоянно разговаривают. В Гаити всегда идет оживленный диалог.

Здесь люди мало молчат и мало думают, они постоянно о чем-то спорят, кричат и негодуют. В основном это банальное обсуждение последних слухов. Мол, там вчера машина перевернулась, а три дня назад застрелили двух каких-то миротворцев, на днях Иисус услышал мои молитвы и послал хороший ужин, вчера дочке заплетала косички, она плакала… Здесь не рождается истина, в здешних спорах ничего не создается и не изобретается, просто, видимо, молчать здесь страшно, вот и говорят о том, что видят.

-vEzUKKy03e_X1FEFmpp-vyCalobZiZofRlQOLpB

3. Здесь слишком много рожают

Я жил в одном доме с семью детьми. У хозяина дома их было трое плюс с нами жила женщина, которую он приютил у себя на время. У нее их еще четверо. В соседнем доме у женщины пять детей, у ее соседки тоже пять. Здесь девочка становится мамой, как только ее тело становится физеологически для этого пригодным. При этом я не встретил ни одной целой семьи, в которой были бы оба родителя. Они не думают, не планируют, не готовятся, они просто плодят нищету и убожество.

Так на второй день знакомства с одной девочкой, она мне прямо заявила: «Ты мне нравишься, давай делать детей». И это предложение было совсем не про секс, нет, оно было про детей, просто детей и точка. «Есть ли у тебя дети?» — второй вопрос, который задают тебе при встрече, сразу после «откуда ты?» «Зачем тебе столько детей?» — не раз спрашивал я. «Ну а как по другому то? Так мы тут живем. Я их люблю».

Если бы эти люди были капельку умнее и честнее с самими собой, то они бы с легкостью нашли истинную причину этого детского безумия — здесь больше нечего делать. Так у твоей жизни есть хоть какой-то минимальный смысл и цель, иначе ты будешь просто существовать без цели и причины. Здесь столько детей, что гуляя по улице сразу замечаешь, что их больше, чем взрослых.

И если уж совсем честно и цинично, то эти люди просто плодят новые рты, которые лет до 15 абсолютно бесполезны и не приносят никакой пользы ни семье, ни государству. Если бы каждый гаитянец рожал одного ребенка, но при этом старался дать ему все лучшее, что он только может, это была бы уже совсем другая страна. Но этого не будет, ведь бог велел плодиться и размножаться.

oNSAHPjoAOVESt3IIEj7wn8BGOy5_OewSnFUSpex

4. Они бьют своих детей

Я никогда в жизни не видел такого агрессивного и строгого воспитания. Здесь почти не разговаривают с детьми об их проступках, им не объясняют, почему это хорошо, а это плохо. Их просто бьют за любую провинность. За мелкую бьют не сильно, если что сломал или разбил, то крики бедного ребенка будут слышны всем живущим на улице. У них даже есть свои приемы.

Например, самое распространенное наказание, это ремнем по ладоням. Ребенок сам разжимает ладони и протягивает их своему родителю, тот уже решает, пять раз ударить или десять, например. Здесь не бегают от ремня, здесь не плачут по долгу, здесь это с детства является нормой воспитания. Хозяин дома, где я жил, за свои тридцать с небольшим 3 раза стрелял в людей, одного из них убил. Здесь есть смерть, и путь к ней лежит через «счастливое» детство.

«Тебе не кажется, что именно подобные методы воспитания потом сказываются на детях, когда они вырастают?» — спросил я у него. «Все идет из детства, каждый страх, каждая обида, зарожденная в детстве, пройдет с тобой через всю жизнь. Ты вот удивляешься, что дети потом вырастают в гангстеров и стреляют друг в друга, вот тебе ответ на все вопросы. Ты сам их делаешь злыми и безжалостными, с самого детства. Ты сам, никто другой.»

«Я не думал никогда об этом. Я не люблю их бить, просто они меня выводят своими выходками». «Поверь, ты все можешь решить словами, а если нет, то и рожать тебе не стоит, значит, ты просто не готов воспитать хорошего человека». Он сказал, что понял, но он нихрена не понял, да и никто здесь этого уже не поймет, все слишком давно идет своим чередом, врядли здесь когда нибудь стихнут хлесткие звуки карающего ремня и детские всхлипывания после ударов.

j2mUwjw9RDuuuCoVrKReeuF4_o-Il2dMv2GyL_Ye

5. Здесь хорошо живется лишь священникам, вуду, драгдилерам и ментам

Священники здесь рубят большие бабки. За то, что он за тебя помолится, положи копеечку ему в карман. Если молитвы помогли и у тебя что-то получилось, еще какое-то время ты обязан платить ему за эту удачу. Тебе удалось перехать в Америку? Будь добр, отправь пастору парочку зеленых подарков, это же он молился, чтобы тебе дали визу. Выздоровела мама? Это священник ее спас. Заплати ему.

Хочешь смерти своему врагу? Тогда тебе к черному магу в гости. Он попляшет под звуки барабана, наколдует, проклянет, ты только деньги ему плати. Причем ни со священниками, ни с вуду здесь никто шутить не будет. Все же верят, что они настоящие волшебники. Правда, снимая свою рясу, они превращаются в обычных гопарей с грязным жоргоном и гангстерскими повадками, но люди этого не видят, они слепы, глухи и беспомощны. Лучший дом в деревне, где я жил, принаждежал женщине, некогда продававшей наркотики.

Полиции здесь по факту просто не существует. Они не патрулируют город, не охраняют твой покой, они просто есть, и паре из них я однажды жал руку, пока прогуливался со своим «проводником». Оба раза они стояли в штатском рядом с заведением, где продаются лотеррейные билеты, и просто болтали со своими приятелями. Не знаю, что они делают, но их труд явно не на благо простого народа.

6zW8-PtmrzE0jtDwRncxxaiVQ5qoC8LPfYxUwuQr

6. Они не разбираются в медицине

Уровень их лекарственных знаний настолько скуден, что порой даже удивительно, что эти люди доживают до сорока лет. Болеть они начинают с самого детства, они уже рождаются больными и с множественными отклонениями от нормы. Я видел детей с шестью пальцами на одной руке, видел как с маленького ребенка, живущего со мной в одном доме, каждый день слезали куски кожи, а когда его мама причесывала, то на голове не оставалось почти волос.

Видел язвы на голове другого ребенка, с которым жил. Здесь нет здоровья, здесь вокруг сплошная антисанитария, грязь и болезни. Когда я сказал, что им всем нужны витамины в огромных количествах, мне сказали, что у них нет денег. «Тогда нахера ты продолжаешь плодить больных детей?» — спросил я. «Мы так живем, ничего страшного.» Взрослые постоянно глотают какие-то таблетки.

То снотворные, чтобы лучше спалось под плач страдающих детей, то антибиотики по любому поводу. Как мне сказал один человек, «антибиотики очищают кровь, поэтому если у тебя болит голова, значит кровь загрязнилась, и нужно бы почистить». У меня вообще сложилось впечатление, что они считают таблетки нормой жизни и что для хорошего самочувствия их постоянно нужно пить.

eJLyNd1OkFdV24eTpjnC1SxrkYBiHQB-X8tUOB6d

7. Они живут в мусоре

Здесь нет мусорных баков, нет мусороуборочных машин, мусор здесь кидают под ноги, позже с ним играют те самые дети с язвами на голове и отслаивающейся кожей. А когда идет дождь, то улицы превращаются в реки из вонючего мусора. В каждой деревушке есть свое мусорное поле, которое по вечерам очень красиво горит, вызывая легкий приступ тошноты при каждом вдохе. Здесь пиздец, друзья, и ни капли надежды. У меня до сих пор перед глазами стоит картина, как абсолютно голый мужик прочищает засорившуюся и вышедшую из берегов канализацию.

Он был по уши в дерьме, моче, мертвых крысах, объедках и всем, от чего пытается избавиться человеческая раса. На его руках не было перчаток, его нос и рот не были прикрыты специальной маской, он был голый, абсолютно. Я до сих пор помню его пустые глаза, помню безразличие, с которым он вытаскивал наружу все эти нечистоты, помню, я не мог на это долго смотреть.

FcNh0aXUs7id7Dehs3x5E9xZHvUC5lZjE5RKi7Mr

8. Их обманывают

Как и все бедные и всеми забытые страны, Гаити постоянно чувствует на своем плече доброе и нежное прикосновение белых обаятельных священников, которые засылают сюда толпы миссионеров и малолетних проповедников. Они приезжают в многочисленные приюты, которых только рядом с моей деревней было штук пять, и рассказывают детишкам о том, что Иисус обязательно услышит их молитвы, и все будет ништяк. При этом соотношение детей, которых здесь усыновили, к тем, кому просто нассали святостью в уши, крайне неутешительно.

Так случилось, что в одном из таких приютов мне довелось побывать аж три раза. Белый пастор со спокойным взглядом — бывший мафиози, который, по словам моего друга, в прошлом заколачивал здесь немалые бабки, собирая через интернет пожертвования на этих детей, забирая, разумеется, себе солидный процент. Сейчас он, правда, остепенился малость, но зрелище по-прежнему гнилое. Надеждой здесь и не пахнет, а лишь приторно воняет святой ложью и напускной добродетелью.

Их правительство не хочет улучшений, по крайней мере, такое впечатление сложилось у меня лично. Вместо того, чтобы создавать здесь благоприятную почву для всевозможных иностранных инвестиций, они только туже закручивают гайки.

Один мужичек собирался построить платную дорогу, хорошую, качественную, как это делают в соседней Доминикане, но правительство заломило такой налог на деятельность начинающего бизнесмена, что строительство стало просто нецелесообразным занятием. Здесь почти нет электричества. В городах его дают примерно на два часа в день, причем когда будут эти два часа, никто никогда не предупреждает. В деревнях же такой роскоши нет. За все 20 дней, что я здесь прожил, горящую лампочку мне довелось увидеть всего в течение часа.

9. Они попрошайки

Они постоянно занимают друг у друга денег, а так как у каждого гаитянца есть минимум пять родных братьев и сестер и около тридцати кузенов и кузин, то этот процесс носит катастрофические масштабы. Я лично присутствовал при том, как каждый день мой нигга занимал денег у нового члена этой бездонной семьи. Помню, как он занял 50 рублей у продавщицы в палатке, которую даже не знал, помню, как с трудом выбивал деньги у двух парней, которым он сам когда-то одолжил.

Здесь долги не возвращаются вовремя, здесь ни у кого никогда нет денег, здесь все шатко и непредсказуемо. Здесь даже часто отменяют занятия в школе, потому что учителям не заплатили денег, и они просто отказались выходить на работу. Здесь ты можешь ехать на маршрутке, а в итоге заплатить меньше, чем это того стоит, просто сказав, что нет сегодня денег, и дома детям жрать нечего. И к тебе не будет больших претензий, это Гаити. Здесь постоянно говорят о деньгах, которых ни у кого нет.

10. Они одинаковые

Это первая страна на моем пути, где мне не страшно обобщать, я не боюсь, что читатель осудит меня за однобокость и за «всех под одну гребенку». Они одинаковые, все. В Гаити тебе с детства на оставляют выбора: как стирать, как готовить, о чем думать, о чем спрашивать, куда идти, чего хотеть.

Помню, меня поправляли во всем: как я стираю свои футболки, а именно в какой руке держу мыло и как вожу им взад вперед, как чищу овощи, когда готовлю есть… Вы можете не верить мне, я бы тоже не поверил, но все эти действия они выполняют абсолютно одинаково.

Они одинаково держатся за ручку колонки, когда качают воду, одинаково на голове носят одинаковые ведра, одинаково готовят в одинаковых сковородках, одинаково моют посуду обычным стиральным порошком, одинаково крошат хозяйственное мыло в воду, одинаково стирают вещи в одинаковых больших тазах, одинаково поют песни про Иисуса, пока стирают… Страшно? Мне было очень. Гаити — это страна, в которой царит полный хаос, здесь ты мог бы делать что угодно, хоть на голове ходить, никто тебя на оштрафует за это, но люди сами выбирают быть одинаковыми. Во всем. Жутко.

Вот и все, меня больше здесь нет, я больше не вдыхаю этот запах, я больше не вижу этот кошмар, я не вернусь сюда, прощай, проклятая страна. Нет, я не возненавидел этих людей, как и любые другие представители человеческой расы, некоторые из них мне помогли, другие же ставили палки в колеса. Мне их не жалко, у меня нет злобы, я не хочу их спасать или же, напротив, истреблять. Это их личный ад, и небольшую крупицу этого кошмара я все же вам показал. Всем мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Юлия Баканова
November 29 at 6:46pm · 
В 90-м, когда моего отца отправили работать на Кубу, Фидель был у власти уже 31 год. Первое, что поразило в Гаване - число подростков-попрошаек. Стаи и одиночки, их было много, очень много, а туристов мало. И если что-то перепадало одной стае, нужно было ещё суметь добычу удержать - остальные не собирались стоять в очереди, подаяние могли и отнять в подворотне.
Гавана была похожа на декорации к арт-хаусному фильму: остатки испанских замков разрушались, возведённые американцами небоскребы пугали запущенностью, по дорогам ездили редкие яркие звероящеры в основном производства советского автопрома. Или страшные остовы ПАЗиков - без окон, без дверей, ощетинившиеся шоколадными конечностями. Всё залито солнцем. И приправлено вытатуированным на сердце "Куба - любовь моя!".
Городок Моа, где отец трудился на комбинате, встретил нас коротким инструктажем от дяди Лёши: "Хотите чтоб что-то вам сделали сегодня, а не маньяна (завтра) или порломаньяна (послезавтра), готовьте рейхало (подарок). Дядя Лёша говорил "рыгало" и громко смеялся.
Получить постельное белье - взятка, оформить бумаги - взятка, попросить три ключа от двери собственного дома - взятка. Ну, как взятка. Банка тушёнки, пачка печенья или немного конфет. "Не развращайте туземцев, - напутствовал дядя Лёша, - нам тут ещё коммунизм строить, много не давайте!"
Мы прибыли на остров Свободы в смутные времена, когда никаким дустом окопавшихся здесь советских специалистов на Родину не выкуришь, а потому места в отстроенном чехословаками элитном закрытом городке нам не хватило. И мы полностью погрузились в местную жизнь. 
Кубинец получал от правительства типовую квартиру в пятиэтажке, с одинаковой фанерной мебелью, холодильником, плитой и телевизором советского производства. Он приходил в эту жизнь голодранцем, с узелком личных вещей перемещался с казенной квартиры на квартиру и уходил, не оставляя наследства.
Иметь земельный участок - запрещено, иметь личный транспорт можно только отдельным категориям служащих, ловить рыбу, собирать раковины, кокосы и любые фрукты - нельзя, это собственность государства. На тропическом острове, где всё росло с утроенной силой, а океан мог прокормить каждого, кубинец сидел на сухом пайке. При изобилии морских гадов, главным праздничным блюдом являлась жареная курица с гарниром из риса и бобов. Потому что курица выдавалась раз в месяц.
По тархете (социальной карте) на семью из двух взрослых и ребёнка на месяц кубинец мог получить:
Половая тряпка - 1 шт
Мясо - 2 кг
Курица - 1 шт
Рис - 2 кг
Бобы - 2 кг
Яйца - 12 штук
Хлеб, картошка, бананы - минимальное количество, так, чтобы не опухнуть от голода.
Просто пойти в продуктовый магазин и что-то купить кубинец не мог - только паёк. Он мог зайти в магазин бытовой техники и посмотреть, как в музее, на товар, подсчитать, сколько сотен лет он должен работать, чтобы купить телефон или телевизор.
Кроме шуток, при универмагах были продавцы-экскурсоводы, что водили и просто показывали.
Однажды в Сантьяго нам с мамой приглянулся термос на витрине огромного универмага. Такой толстый термос, чудовищный, расписанный ядовитыми пионами. Магазин уже закрывали две синьоры, мама лихорадочно рылась в сумке, но смогла найти лишь шесть крошечных карамелек. За эти конфеты нам открыли магазин, продали термос и сожалели, что не могут помочь чем-то ещё.
Раз в неделю в дома кубинцев давали воду. Ставить цистерны-накопители на крышах разрешалось только советикам, поэтому у нас вода была всегда. А кубинцы крутились, как могли. На комбинате, где работал отец, зарплата у всех была одна - 125 песо. Уборщица ты или бригадир, роли не играет. Пройдите в кассу, у нас все равны. Отношение к труду было соответствующее. Зато всем полагался бесплатный обед - пол бутылки молока и булочка.
На помойке возле дома мы как-то подобрали облезлого, но злого, как дьявол, котёнка. В руки он дался только потому, что бок был ошпарен и сил на борьбу не осталось. Мы его выходили, хоть и не получили в ответ ни капли расположения. Примерно через месяц котёнок снова удрал на помойку, где и был забит камнями - местные подростки не любили конкуренции в хлебных местах.
Нелегально купить продукты или выменять на поделки кубаши могли у нас. Поэтому в подъездах постоянно сновали челноки. Тут нужен был глаз да глаз - обворовывали они виртуозно. Хотя иногда мне казалось, что мама специально оставляла вещи в коридоре. Наш холостой сосед дядя Олег любил поговорить о распущенности кубинок. К нему часто по ночам приходили женщины, обычно он расплачивался курицей. Была одна дама, что нравилась ему особенно. Ее мужа на шухере мы чаще всего видели у подъезда.
Самое интересное, что советики смотрели на эту жизнь, получали бОльший паёк, гоняли вороватых кубашей, продавали им еду, получали секс за еду, могли решить любую проблему за еду - и по-прежнему считали Фиделя героем. Они принимали условия, при которых становились паханами на зоне легко и свободно, распевая под гитару песни о команданте.
Мне было 12 лет, я часто включала телевизор, чтобы заглушить беспрерывный ор соседского попугая. По телевизору выступал Фидель. Он любил делать это на свежем воздухе, на площади можно было собрать много народу. Под палящим солнцем люди стояли и слушали, как фигура в военной форме выкрикивает лозунги. Чем хуже становилась международная обстановка, тем дольше он говорил. Час, два, три, четыре, пять, шесть. Однажды он говорил 12 часов. Наши кубинские друзья рассказывали, что люди падали в обморок и никто не смел им помочь.
Мы сдружились с двумя студентками из Мединститута. Айда и Дильбис. Высокая мулатка и толстенькая рыжая девица. Будущие врачи - элита страны. Они жадно слушали рассказы о мире, в ответ говорили нам о том, что для плохо образованных соотечественников единственный способ достойно существовать - это армия. Еда, одежда, казарма - полная упаковка. Поэтому и девочки и мальчики маршировали с надеждой на светлое будущее.
Когда отношения Союза и Кубы резко испортились, советикам была поставлена задача в 24 часа убраться оттуда. Фидель дал добро на линчевание, имело смысл поторопиться. Уже на пороге автобуса мы увидели плачущую Айду. Она сказала, что Дильбис арестовали. Прошло 25 лет, а меня до сих пор трясёт от беспомощности.
Романтизация тиранов гнилая привычка. Так часто мы делаем героев из подонков и подонков из героев. Фидель правил с 1959 по 2011. Потом пришел Рауль, он был из того же гнезда стервятников, но первое, что он сделал - отпустил узду. В 2011 году кубинцы узнали, что есть Интернет. Пусть пока и только внутренний. В 2011 году они узнали, что можно купить мобильный телефон и позвонить близким. Это стало огромным откровением для нации. Вот ЭТО, понимаете?
В песне прекрасной кубинской группы Буэно Фе есть строки: "Мы можем увидеть Луну через телескоп, но не имеем права узнать, что происходит рядом. Мы остров, во всех смыслах его одиночества".
Если кому-то это кажется свободой, пусть примерит на себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что-то я не нашла более свежих данных за 2016 г. по всемирной статистике смертности на дорогах, а также показатели по Европе. Это данные за май 2015 г.

Могу объяснить высокую смертность на дорогах Казахстана. Хоть у нас и качество дорог намного лучше, чем в России, в основном, в крупных городах и международных трассах, вся проблема в том, что очень сильная коррупция в стране, благодаря назарбаевскому режиму и диктату. Все аварии, совершенные представителями силовых структур, чиновников высшего ранга и их детей, "золотой молодежи", по-советски, и мажоров по-современному, не преследуются законом как полагается с лишением свободы, потому что откупаются и просто продолжают жить как дальше. Страшная коррупция процветает, также, и в дорожной инспекции, которые берут постоянно взятки и многое другое. Я уверена, что все то же самое творится во всех странах бывшего СНГ, в том числе и в России. А в Азии это было всегда. Еще аульные бескультурные замашки приехавших в города или тех же мажоров, на понтах и пальцы веером, что они такие самые самые. В общем, пока не изменится сам строй постсоветского псевдокапитализма и внутренний мир людей, так и будет. Так что мы не единственная страна в СНГ с таким высоким показателем, кто страдает этим. И какое отношение имеют к Европе страны Средней Азии, приведенные также в этой карте (Кыргызстан, Таджикистан) если Казахстан только маленькой частью входит в европейскую зону, остальное Азия?

Армения и Россия – худшие страны Европы по смертности в ДТП

Армения и Россия – худшие страны Европы по смертности в ДТП 25 мая 2015 - 16:26 AMT

PanARMENIAN.Net - Россия и Армения установили антирекорд Европы по ситуации ситуация со смертельными инцидентами на дорогах. Об этом свидетельствуют данные, подготовленные Всемирной организацией здравоохранения и Пулитцеровским центром освещения кризисов.

В России на 100 тысяч жителей регистрируется 18.1 смертей в ДТП. 53% погибших – автомобилисты, более 33% - пешеходы, далее следуют случаи гибели мотоциклетистов и автомобилистов. Основными причинами ДТП со смертельным исходом являются употребление алкоголя за рулем, превышение скорости, пренебрежение ремнем безопасности и мотоциклетным или велосипедным шлемом. На дорогах страны гибнет более 26 тысяч человек.

В свою очередь, в Армении на 100 тысяч человек жителей регистрируется 18.1 смертей в результате ДТП. Более 54% погибших – автомобилисты, 44% - пешеходы. Главной причиной смертей в ДТП является пренебрежение ремнями безопасности, на втором месте – употребление алкоголя за рулем, на третьем – превышение скорости.

По оценкам авторов исследования, н дорогах Армении гибнут около 550 человек. Официальные данные говорят о других цифрах – по оценке нацстатслужбы Армении, за 2014 год произошло более 3100 ДТП, в которых погибло 297 человек, около 4.5 тысяч получило травмы разной степени тяжести.

В Грузии на 100 тысяч человек гибнет зафиксировано 15.1 гибелей в ДТП, в Азербайджане – 13.1 смертей. Худшая в мире ситуация со смертностью на дорогах – в Доминиканской республике, Венесуэле, Таиланде и Иране, Ираке и Нигерии, где гибнет более 30 человек на 100 тыс.. населения, а страной с самым безопасным движением являются Исландия и Швеция и(2.8 и 3 смерти на 100 тыс. населения). Ежегодно на дорогах гибнет более 1.2 млн человек.

 

Источник: panarmenian.net

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это уже более свежие данные за октябрь 2015 г., хотя уже прошел год. И статистика здесь международная, а не только по Европе.

Да, забыла еще добавить о причинах этих смертностей. Кроме вышеперечисленного мною, есть еще одно но - в бывших странах СНГ, особенно у нас и в некоторых других странах бывшего СССР, все водительские права покупаются, дарятся без обучения вождению. Это огромная проблема. Такого на Западе нет. Поэтому и водят абы как.

На дорогах гибнут молодые и бедные

В мире в ДТП ежегодно погибает 1,25 миллиона человек

Алина Распопова 20.10.2015, 11:34
TASS_10065068-pic905-895x505-14934.jpg
 
Каждый год в дорожных авариях во всем мире гибнет 1,25 млн человек. Почти половина из жертв ДТП — мотоциклисты и пешеходы. В России уровень дорожной безопасности сравним с Китаем, Таджикистаном и Арменией. Такие цифры приводит Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем новом отчете.

Опубликован очередной глобальный отчет ВОЗ о дорожной безопасности. 340-страничный документ подробнейшим образом анализирует общую ситуацию на дорогах планеты и в отдельных странах в частности.

Оказалось, что в результате ДТП ежегодно погибает около 1,25 млн человек. Такие подсчеты основаны на анализе информации из 180 стран. Эта цифра практически не отличается от показателей, которые ВОЗ называл в своем прошлом отчете в 2013 году (1,24 млн), хотя за это время число моторизованных транспортных средств, а также количество жителей на планете значительно выросло.

Наиболее уязвимой группой признаны мотоциклисты, на долю которых приходится 23% всех смертей в авариях.

Во многих регионах эта проблема усугубляется. Пешеходы и велосипедисты также входят в число наименее защищенных групп, на которые приходится 22 и 4% случаев смерти в мире соответственно.

В итоге 49% погибших на дорогах не являются автомобилистами. При этом гибель в автокатастрофе остается причиной смерти номер один для людей в возрасте от 15 до 29 лет.

По безопасности на дорогах Россия оказалась на уровне Афганистана, Киргизии, Мозамбика и Конго

В докладе также говорится, что некоторые транспортные средства, продаваемые в 80% всех стран мира, не соответствуют базовым стандартам безопасности. Особенно это касается стран с низким и средним уровнем дохода. Это при том, что в 2014 году именно в этих странах собрали почти половину из произведенных 67 млн новых легковых автомобилей.

В развитых странах с высоким доходом смертность ниже

В докладе ВОЗ отмечается, что пользователи дорог во всем мире защищены далеко неодинаково. До сих пор наблюдается большой и вполне предсказуемый разрыв между странами с высоким уровнем дохода и странами с низким и средним уровнями дохода.

Именно в странах с невысоким и средним уровнями дохода происходит 90% случаев смерти в результате ДТП, притом что на них приходится только 54% транспортных средств в мире.

В Европе, особенно в наиболее богатых странах континента, отмечаются самые низкие уровни смертности на душу населения. В Африке эти показатели самые высокие. Примечательно, что по сравнению с отчетом 2013 года Россия по уровню дохода на душу населения, как считают авторы исследования, поднялась со среднего до высокого.

Резкое снижение количества погибших в ДТП в России началось в 2007 году. Этот тренд сохранялся вплоть до 2010 года, после чего показатель вновь пополз вверх.

По сравнению с данными предыдущего отчета в России водители легковых автомобилей (31%) стали гибнуть в авариях чаще, чем пешеходы (29%). 26% погибших в ДТП приходится на пассажиров легковых автомобилей. Меньше всего, согласно статистике, на российских дорогах гибнет мотоциклистов (4%), велосипедистов (2%) и водителей / пассажиров тяжелых грузовиков (1%).

В итоге каждый год на 100 тыс. россиян фиксируется 18,9 смертного случая на дороге. Это в два раза выше, чем в Европе, где этот показатель составляет 9,3.

При этом в Мексике шанс погибнуть в автокатастрофе составляет 12,3, Пакистане — 14,2, Албании — 15,1, Афганистане — 15,5, в США — 15,9, Китае и Таджикистане — 18,8, в Армении — 18,3, а африканских странах — 26,6.

 
 
 
 
 

Как снизить смертность на дорогах

Несмотря на то за последние годы 79 стран улучшили показатели смертности, еще 68, напротив, показали обратную тенденцию. В ВОЗ уверены, что наибольших успехов в снижении смертности в результате ДТП можно добиться благодаря улучшению законодательства, обеспечению исполнения и повышению безопасности дорог и транспортных средств.

К примеру, за последние три года 17 стран привели по крайней мере один из своих законов в соответствие с наилучшей практикой в отношении пристяжных ремней, управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, скоростного режима, мотоциклетных шлемов или детских удерживающих устройств. Именно эти пять факторов риска в ВОЗ оцениваются как ключевые.

Отметим, что соблюдение законов в сфере дорожной безопасности в целом в России оценено в ВОЗ на восемь баллов из десяти.

По сравнению с предыдущим отчетом оценка улучшилась на два-три балла. Однако уровень контроля за нетрезвыми водителями, соблюдением правил ношения мотоциклетных шлемов и правильной перевозкой детей составил всего шесть баллов из десяти. Чуть лучше — на семь баллов — был оценен контроль за пристегнутыми ремнями.

Для сравнения: во Франции законодательство в сфере ПДД соблюдается на девять баллов, соблюдение отдельных подпунктов французами эксперты ВОЗ оценили на восемь-девять баллов. А в Японии, где число населения сравнимо с Россией, общий показатель соблюдения ПДД оказался ниже, чем в нашей стране, — семь баллов. Зато контроль и выполнение требований законодательства по другим подпунктам в Японии, включая пьянство за рулем, эксперты оценили на девять баллов.

Программа снижения смертности в ДТП

Напомним, что, согласно последним данным ГИБДД России, количество тяжких аварий с погибшими и пострадавшими в них людьми сократилось за январь — август на 9,2% (115,3 тыс. ДТП) в сравнении с этим же периодом прошлого года. На 15,3% снизилось число жертв дорожных аварий (14,3 тыс. человек) и на 9,6% — число пострадавших (146,2 тыс. человек). На фоне общего улучшения ситуации с аварийностью существуют и очевидные проблемы: по некоторым показателям положение дел, наоборот, заметно ухудшилось. Растет количество ДТП с участием детей, а также произошедших по вине пожилых водителей и происходящих из-за неисправностей в автомобилях.

Для оздоровления ситуации на дорогах с 2013 года в России начала действовать новая федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую планировалось выделить 100 млрд руб. Этот основной документ, которым руководствуются различные федеральные ведомства и регионы в своей работе по улучшению ситуации с дорожной аварийностью, был разработан МВД РФ.

Благодаря ему чиновники рассчитывают снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тыс. человек в год.

При этом в текущем году ведомству пришлось ощутимо сократить траты — с 975,4 млн до 877,2 млн руб. В частности, снижены расходы на «проведение информационно-пропагандистских кампаний, а также расходы на «организацию в печатных СМИ специальных тематических рубрик для систематического освещения проблемных вопросов по безопасности дорожного движения, выпуск специализированной печатной продукции». В МВД сократили и количество закупаемых на федеральные деньги комплексов фиксации нарушений ПДД.

Дополнительно к действующей ФЦП президент Владимир Путин в конце мая поручил правительству утвердить план мероприятий, направленных на снижение смертности населения в ДТП. В итоге чиновники предложили 32 пункта, которые планируется реализовать в этом и следующем годах. Одно из главных требований, которое, по мнению чиновников, поможет снизить количество смертей на дорогах, — введение принудительного лечения нетрезвых водителей.

Проект федерального закона предусматривает возможность отправить на диагностику, профилактические мероприятия и медицинскую реабилитацию водителей, которые попались на вождении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Также планом дается поручение МВД к первому кварталу 2016 года подготовить проект постановления правительства, в котором будет определен состав правонарушения «опасное вождение». Напомним, что в настоящее время в России действует уголовная ответственность за повторное вождение в пьяном виде.

 

Источник: gazeta.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И, как обычно в традиционном своем стиле, россияне обсирают страны и их народы, видя в "глазу других соринку, а в своих не видят бревна". Как-будто ничего этого нет в помине в их родной стране России, у них не диктаторский режим, у них нет нищих за чертой бедности, живущих впроголодь и перебивающихся с копейки на копейку и численность которых растет из года в год по статистическим данным - только за последний год число таких россиян выросло до трети населения, а в ближайшем будущем вырастет до половины. Путин кому-нибудь раздает бесплатное молоко? Помнится, в советское время его давали за вредность на производстве, а сейчас? (у Кары-Мурзы есть про молоко) Ни одного доброго слова или хороших воспоминаний о посещении туристом, либо жившим где-то там какое-то время, уж не говорю о ноющих эмигрантах, которым все не этак и не так, хотя они покинули свою родину И кому-то очень нравится грузить здесь именно негативные отзывы о других странах, вместо позитивных, которых тоже куча в сети, и которые тоже написали их соотечественники, но более положительно смотрящие на этот мир, более оптимистично, нежели эти вечные и недовольные всем ворчуны. 

Это не турист и не представитель молодежи, а старшее поколение советского периода. Я не являюсь его поклонницей, также, как и Ф.Кастро, а то некоторые может подумали, но он интересно пишет и, потом, он является выдающимся ученым, профессором, политологом, публицистом и т.д. Это С.Г.Кара-Мурза (фамилия не русская, хотя пишут везде, что по национальности русский; переводится как "черный господин"). Он тоже жил, именно, в советское время на Кубе по работе. Отрывок из книги "Советская цивилизация". И еще, я не тоскую по советскому режиму, у меня просто имеются хорошие воспоминания о том или о ином того периоде времени, и мне очень интересно читать все, что пишут о той эпохе.

Я почти такое же слышала о бразильцах, что они описывает, которые в большинстве своем живут в нищете, но они не обозлены, счастливы по-своему, умеют радоваться жизни, несмотря ни на что, разумеется, кроме этих воришек и прочих криминальных элементов, среди которых полно детворы. У него не все так радужно описано, но в основном, он писал с теплотой о них, как я поняла. 

 

Глава 6. Лирическое отступление: советский человек на Кубе

Как многие помнят, 1 января 1959 г. на Кубе победила революция. Батиста, самый кровавый “сукин сын” США, сбежал, прихватив казну. Эта революция - удивительное и таящее в себе множество уроков явление второй половины века. Совершенная вопреки теориям и расчетам, она вызвала безудержный восторг евтушенок всего мира, а сейчас, по взмаху дирижерской палочки хозяина - стала объектом их самой патологической злобы и клеветы.

То предательство, которое совершила мировая культурная элита в конце 80-х годов в отношении Кубы, - веха общей смуты. Важная часть этой измены вызревала среди нас, на наших глазах и даже в нас самих. За последние десять лет телевидение Москвы не сказало о Кубе ни одного теплого слова - лишь злорадство и ненависть. Это - чистый, прокаленный случай ненависти, не оправданной никакими разумными обстоятельствами и интересами. Ведь никакой осязаемой вины Кубе приписать не могут. Все эти вопли про тоталитаризм Кастро - полная чушь. С пресловутыми правами человека дела на Кубе несравненно лучше, чем во всех латиноамериканских “демократиях” и даже чем в самих США.

Это - ненависть к народу, который сохраняет достоинство и держится в условиях, когда это кажется абсолютно невозможным. Ненависть к народу, который, находясь на грани самого настоящего голода, сохраняет младенческую смертность на уровне 7 на тысячу - когда в богатейшей демократической Бразилии она составляет 37 на тысячу (в РФ 17). Ненависть неконструктивная и низкая. Если бы мы поняли истоки этого переворота в душе нашей либеральной интеллигенции, мы бы прояснили многое и в нашей судьбе.

Ну ладно “демократы”. Для них Куба враг, потому что была другом СССР. А он сейчас им так ненавистен, что втайне они жалеют, что США не разбомбили проклятую империю, не сожгли напалмом деревни их отцов и матерей. Но ведь таких принципиальных немного. А остальные, молодежь, просто не знают, чем была Куба для СССР сорок лет назад. Она была для нас драгоценным подарком судьбы. И это было всем настолько ясно, что об этом даже не говорили. Ведь мы получили дружественную страну в западном полушарии, и дружба эта не требовала охраны советским штыком, как в Венгрии или Польше.

Тогда это было ясно, но на волне “антисоветской революции” даже наша патриотическая оппозиция (и даже кое-кто из “красных”) нет-нет, да и помянет недобрым словом якобы расточительную помощь советского государства Кубе. За все последние годы ни один авторитетный военный из патриотов не сказал вслух, что значило для нашей страны в 1960 г. вырваться из кольца военных баз США и получить “непотопляемый авианосец” в 90 милях от Майами. Не сказал, что значила для нас помощь кубинцев в вооруженной защите Анголы, Мозамбика, Эфиопии - наших важных потенциальных союзников в Африке. Да, Горбачев все это сдал Западу, но ведь в 60-70-е годы Горбачева еще у власти не было и мы не собирались капитулировать и начать искусственное “вымирание” нашего народа.

Ни один подводник или рыбак не сказал, что значило для СССР получить радушную базу для его флота в центре Америки. “Голоса” надрывались: на помощь Кубе мы тратили миллион долларов в день (по 10 центов на каждого кубинца). Но ведь в то же время мы получали за наши товары, с которыми нас не пускали на мировой рынок, до трех миллионов тонн сахара в год по 30 коп. за килограмм - это сколько будет доходу, если в СССР его продавали по 90 коп.? А тогда мы не только доход могли в уме держать.

Я уж не говорю, что Куба для нас была окном в Запад. У нас появились друзья, владеющие самой передовой западной технологией и самой передовой организацией ряда производств, медицины, связи, ресторанов и отелей. Ведь часть Кубы была по своему уровню частью США, причем не просто частью США, а частью, устроенной для американской элиты. Ряд госпиталей Кубы был оборудован и организован для лечения самых богатых американцев, и нам, кто туда попал и смог там поработать, просто открылся новый технологический мир, мы такого и не представляли себе.

Наши инженеры и технологи сразу, уже в 1959 г. получили доступ на новенький, с иголочки, нефтеперерабатывающий завод, построенный США по последнему слову техники. Мы, по тупости бюрократов, весь этот потенциал информации не использовали, но множество наших инженеров все это пощупали руками. А разве честь не обязывала наших медиков втиснуться на телевидение и крикнуть зрителям, что блокадная Куба каждый год принимала и принимает сегодня на лечение тысячи и тысячи чернобыльских детей? Что она делает этим детям операции, которые “на рынке” стоят тысячи и тысячи долларов!

Но я не буду здесь вдаваться ни в политику, ни в экономику. Просто дам кусочек мозаики моих сугубо личных впечатлений - из тех, что какую-то малость объясняли нам и в нашем советском строе и в наших процессах.

На Кубе я провел счастливые годы. Работал, глядел вокруг, спрашивал, думал. Вырос я в АН СССР, в среде “шестидесятников”. Набрался от них спеси, с которой они подходили к проблемам общества - демократия, оптимизация, эффективность. Куча дешевых, кухонных рецептов. Куба из меня вытряхнула этот мусор, выбила меня, как пыльный ковер. До сих пор мне бывает до боли стыдно, как вспомню, с каким апломбом давал поначалу советы кубинцам - то у них не так, и то не эдак. И как много слоев “простой” проблемы приходилось преодолеть, пока начинал понимать ее суть. У нас дома, при уже устоявшейся системе, рядовой человек в такое положение не попадал. Он был встроен в организованную машину и выполнял свой кусочек работы.

За эту науку я благодарен огромному множеству кубинцев - на моих глазах разыгрывались драмы любви и раскола, побед и ошибок, искуплений и прощений, как в любой революции. Но не было в ней ненависти. За это кубинцы благодарны СССР. Поддержав Кубу в самый трудный момент, мы позволили их революции не ожесточиться - и это там прекрасно понимали. Мы в 30-е годы такой руки помощи не имели, и радостно было видеть, как прекрасна суть революции нашего типа, если людям не приходится озлобляться.

И вся эта стихия претворялась в творческое движение делом немногочисленного, выбитого Батистой поколения. Не подберу для него иного слова кроме как светлое поколение. Они пошли на безнадежную борьбу и безропотно гибли, пока своей кровью просто не смыли мафию Батисты с Кубы. По душевному складу они сродни нашим народникам - как мы их знаем по литературе. Но одно огромное отличие: любовь наших народников к человеку была слегка абстрактной, концептуальной. А на Кубе эти молодые революционеры были исполнены не просто живой, теплой любви, но почти животной нежности к своему народу. Именно ко всем его частичкам - к ребенку в трущобе, к старику в приюте, к девочке-проститутке, которую стали учить музыке. Мне приходилось с этими людьми работать, ходить по лачугам и видеть, как они брали на руки детей и какова была ответная любовь родителей этих детей.

Быть может, сегодня это выходит боком. Любовь - палка о двух концах, и на Кубе прошло поколение избалованной молодежи. Помню, в январе 1972 г. я зашел с дочкой на пляж в Гаване. Никого почти нет - зима. Сидит гpуппа подpостков-негpов, из “низов общества”, кpутят магнитофон и на чем свет стоит pугают Кастpо - магнитофон у них ленточный, а у какого-то пpиятеля, уехавшего в США, кассетный. Подсел ко мне стаpик, убиpавший пляж, тоже негp. Расстpоен ужасно. “За них ведь боpолись, - говоpит. - Раньше они вообще на этот пляж войти не могли. А тепеpь сыты, учатся, pаботой будут обеспечены - так магнитофон плохой. Вот свиньи”. А я ему и говоpю: “Наобоpот, по ним-то и видно, что вы не зpя стаpались. Раньше им и в голову бы не пpишло, что общество и пpавительство им обязаны дать хоpоший магнитофон. Общество было для них вpагом, и они не ждали от него ничего хоpошего. Думали, как бы что у него уpвать или ему отомстить. А тепеpь это люди, котоpые не воpуют и не пpосят, а тpебуют. Запpосы их искpивлены, но это дело вpемени”. К сожалению, головы были искpивлены не только у подpостков и не только в Гаване, а еще больше в Москве. Но факт, что эти ребята уже вырастали как граждане Кубы – а до революции само понятие "гражданин" на Кубе не имело смысла.

Да, любовь и идеализация человека - часто источник поражения, но в тот момент соединение жертвенности с любовью просто создало новую Кубу - новое общество. Что бы там мне ни говорили о производственных отношениях. Благодарность и ответная любовь народа компенсировали неопытность и ошибки, неизбежные лишения и нехватку. Куба в 60-е годы просто дышала счастьем. Оно сияло на каждом шагу. Я жил в Сантьяго де Куба и иногда ходил на факультет пешком, срезая путь - через фавелу, скопище лачуг. Там уже была начальная школа, в тени огромного дерева поставлена доска, стульчики. Приходила девушка-учительница, весь класс ее окружал и каждый ребенок крепко обнимал и целовал. Только потом она начинала урок.

Чтобы верно взвесить это, надо знать, из чего вырвалась Куба. Это было патологическое общество. Красавица Гавана и Варадеро, виллы на лучшем в мире пляже - роскошное место отдыха и разврата миллионеров и гангстеров с Севера. Небольшой современный сектор: блестящая организация, давние традиции профсоюза, открытость науке и культуре, аристократизм интеллигенции. Малые города с застойным сословным бытом - и море трущоб с отверженными. Именно море. И все это - разные миры, враждебные друг другу. Почти всю землю прибрали к рукам янки и засадили сахарным тростником. Монокультура - полная зависимость от одного рынка и от импорта всего и вся. На рубке тростника сезонникам платили за дневную норму батоном хлеба и разрешением есть тростник. А когда завозили более покладистых и выносливых негров с Гаити, то и этой работы не было. И над всем этим - коррупция и доходящий до абсурда террор.

Я приехал на Кубу в 1966 г. уже в новое общество. Бросился в глаза шрам старого - это не отразишь в статистике. На Кубе много очень красивых девушек, глаз не отвести. Идет такая, с лицом богини - а ноги, как трости, искривлены туберкулезом, рахитом и другими следами детского недоедания. В Орьенте, бедной провинции, это было почти всеобщее явление. Как увидишь, сердце сжимается. Второй раз я приехал туда же в 1972 г. Подросло поколение девочек, вскормленных уже после революции. Это было как чудо - у всех спортивные, гармоничные фигуры. Следы болезней начисто исчезли. Стоило только дать, на голом волюнтаризме, каждому ребенку по литру молока в день. Когда я там был во второй срок, уже с маленькой дочкой, и меня коснулось: каждый день по улице медленно проходил грузовик с молоком, и человек бегом разносил к каждой двери литровые бутылки - на каждого ребенка до 12 лет и на старика после 60 лет. Хоть к лачуге, хоть к обшарпанному коттеджу бывшего миллионера. Надо было только выставлять с утра пустую бутылку и в ней монету в 20 сентаво.

Выправлять то изломанное общество “заднего дворика” США - это был подвиг труда и терпения. Все было творчеством, все - против “теории” и роя иностранных экспертов. Стали строить хорошие дома, с мебелью - и переселять туда из трущоб. Около Гаваны вырос целый белоснежный город. Жильцы переломали всю мебель, разбили ванны и унитазы, сорвали двери - снова организовали трущобу, уже в многоэтажных зданиях. Такова была их культура. Им терпеливо ремонтировали квартиры, объясняли, показывали фильмы. А со всех сторон - шипенье “конструктивной критики”.

Я и сам поначалу сыпал формулами Маркса и Либермана, но протрезвел, примерив на себя реальность. Вот маленький эпизод. Приходит ко мне в лабораторию группа ребят 4-го класса и две учительницы. Говорят: хотим, чтобы вы вели у нас кружок. Ладно, отвечаю. Давайте сделаем кукольный театр и будем с ним ездить по городкам и деревням (я раньше увлекался изготовлением кукол). Посовещались они, выходит карапуз в очках и говорит: нет, будущее Кубы - наука, мы хотим научный кружок. Вот доктринер! Ну ладно, давайте научный. Стал я им объяснять суть процессов производства сахара - от размола тростника до получения кристаллов. Каждый этап раскрывался через эксперимент с научными методами. Понимали с полуслова сложные вещи - то, что студентам 4-го курса трудно было втолковать. Получилась вся цепочка завода, только в колбочках, центрифуге, хроматограммах - наглядно и увлекательно. Заодно я им рассказывал разные вещи, девочки посередине лаборатории исполняли танцы, а мальчики за шкафом по очереди стригли друг друга моими ножницами (вот мистика вещей: как только США объявили блокаду, во всех домах пропали ножницы - как сквозь землю провалились).

Послали нас на слет школьных кружков. Из всех мест поехали к городку Байамо старые автобусы с детьми. Все наутюженные, причесанные. Кто везет поросят, кто растения, кто конструкции. Все это разместилось на огромном лугу. Когда я увидел, меня охватил ужас. Столпотворение! Прогомонили до вечера, стали развозить на ночлег - по лагерям, построенным для старших школьников, которые по месяцу работают в поле. Привезли нас, мальчиков - в один барак, девочек - в другой. Все учителя женщины, оказался я один взрослый на две сотни мальчишек. Все улеглись на койки в два этажа, начальник лагеря выключил свет и ушел. И тут началось! Как будто накопленный за века темперамент вдруг вырвался подобно джинну из бутылки. Чинные минуту назад мальчики прыгали, кричали, ломали. Я раньше даже не слыхал ни о чем подобном. Попытался я что-то сказать - на мой голос полетел град ботинок, книг, каких-то досок.

Прибежал начальник лагеря с фонариком. Все моментально зажмурили глаза - не шелохнутся. Мне неудобно притворяться, я моргаю в свете фонарика. Он напустился на меня: “Как твоя фамилия? Из какой школы?” Я назвал школу, стараясь говорить без акцента. Начальник насторожился. Какой-то голосок из темноты объяснил: “Это профе, из университета”. Начальник ушел, безумство возобновилось. Зашел старик-шофер, спавший в автобусе, стал увещевать сквернословов: “Как же вы будете завтра приветствовать учителей грязным ртом?” Ходит по бараку, рассуждает. Притихли, заснули. Он знал, что им сказать.

* * *

На Кубе мне понравилось рубить тростник. В детстве все мы любили палкой рубить лопухи - а теперь эта любимая игра превратилась для меня в почетное занятие. Да не палкой, а остро отточенным мачете, почти настоящим мечом. Да не какие-то лопухи, а ствол толщиной почти в руку, длиной в три метра. Такой азарт, такие точные движения. Как в каком-то танце. У нас на полях таких азартных работ нет, а там я повидал двух-трех человек, которые шли по полю, как ураган. С криками, с песней, без рубахи. Тростник от них летел, как из какой-то бешеной машины. Есть такие уникальные личности - норм десять давали, хотелось смотреть и смотреть. Но это, конечно, были не преподаватели университета. На фоне кубинских интеллигентов я выглядел неплохо, как раз норму выдавал - 90 арроб (около тонны). За такую норму до революции давали батон хлеба и разрешали есть тростник [8] .

Как раз при мне впервые из кубинских университетов стали посылать сотрудников на рубку тростника - на полтора месяца зимой. Посылали небольшую часть, так чтобы не прерывать занятия - а студенты ездили по воскресеньям. Я напросился и был доволен - много повидал и удовольствие от работы получил. Хотя экипирован был неважно. Меня удивляло, что кубинцы носили рубахи из грубой жесткой ткани - в такую жару. Оказалось, что сухие листья тростника режут тонкую ткань, как пилой - и вскоре мои московские рубашки превратились в лохмотья. Рука, держащая мачете (точнее, его утяжеленную разновидность), тоже поначалу страдала. Вечером первого дня я насчитал на ладони 23 отдельных волдыря.

Поначалу донимало солнце. В полдень надо было идти за три километра в лагерь обедать, но сама эта мысль мне и кое-кому из преподавателей показалась абсурдной - не дойдем. Да и есть казалось невозможным. Решили остаться отдохнуть на поле. А солнце в зените, тени нет ни от чего. Попытались шнурками связать над головой стебли тростника вроде шалаша. Бесполезно. Промаялись три часа в полубредовом состоянии. Еще пару дней пробовали так “отдыхать”, а потом как миленькие стали бегать на обед - и крутой рис на воде показался вкусным.

Работали бригадами по четыре человека. Со мной работал один профессор, видный на Кубе ученый, спектроскопист. Он был профессором Калифорнийского университета (Беркли), но из патриотических соображений вернулся после революции на Кубу. Вообще, был большой романтик. Другой был молоденький переводчик. Он работал с нашими военными и преподавателями. К нам в бригаду он втерся, чтобы со мной практиковаться в русском языке. Третий был контрреволюционером, который за подпольную деятельность просидел четыре года в тюрьме. Он только что вышел - а тут его невеста, преподавательница с неорганической химии, уезжает на рубку тростника. Ну, он и попросился тоже, чтобы побыть рядом с ней.

В тюрьме он, естественно, четыре года рубил тростник, и был из нас единственным, кто на практике знал главные приемы. У него мы и учились. Сначала тыльной стороной мачете двумя движениями сбиваешь со ствола сухие листья, потом хватаешь ствол левой рукой в сыромятной перчатке, отрубаешь верхнюю часть стебля, срезаешь у него сочную зеленую верхушку. Потом наклоняешься и точным ударом срубаешь тростник точно вровень с землей. Иначе пенек загнивает и на будущий год тростник выходит хилый. Разрубаешь ствол на два или три куска. Сзади идут женщины и укладывают куски в ровные кучи - чтобы схватил своей лапой погрузчик. Потом мальчики 8-10 лет приводят телеги с шестерками волов, туда грузят тростник и везут к ветке железной дороги. В перерывах волы жуют отрубленные сочные верхушки, которыми усеяно поле, и бензина не требуют.

 

 

Источник: kara-murza.ru

 

А вот его взгляды на будущее России (из Википедии) и, как не странно, я с очень многим согласна, почему никак не удается построить нормальный развитый мир в его западном понимании, а получается какой-то псевдокапитализм. Хоть и не по теме, это в политику.

Взгляды на будущее развитие России

В 2010 году в книге « Россия: точка 2010, образ будущего и путь к нему » (в соавторстве с В. В. Патоковым) Кара-Мурза изложил проект будущего жизнеустройства России и проект перехода к нему. По его мнению, в России невозможно воспроизвести экономику западного типа с присущим ей образом жизни («общество потребления»). Это, полагают авторы, вызвано рядом причин (внешних и внутренних): в современной системе капитализма Россия не сможет занять место в центре, в лучшем случае она займёт место на периферии Запада (создав у себя уклады «периферийного капитализма»); Запад уже сложился как агрессивная капиталистическая цивилизация, ему невыгодно существование автономного капитализма, он стремится превратить зародыши такого капитализма в зоны «дополняющей экономики». Ко внутренним причинам авторы относят невозможность перестройки российской экономики (без её разрушения) в дееспособное рыночное хозяйство западного типа. Таким образом, по мнению авторов, следование текущему курсу реформ (экономическая доктрина, заданная в конце 1980-х — начале 1990-х) будет губительным для России.

Авторы пишут, что, несмотря на сравнительные улучшения в экономике в 2000-х годах (рост ВВП, объёмов производства и т. п.), не удалось остановить массивные негативные процессы, запущенные в 1990-е годы: износ основных фондов (в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, жилом фонде и коммунальной инфраструктуре) и деиндустриализацию. Однако власти, считают авторы, смогли притормозить и «подморозить» эти процессы.

С другой стороны, полагает Кара-Мурза, практически нереален возврат к плановой экономике и принятие программы восстановления, подобной проводившейся в СССР после 1945 года. Причинами этого он называет подорванный научно-технический потенциал, сложность промышленных производств, наличие части общества (около 7-10 %), которая получила собственность через приватизацию и которая будет активно сопротивляться, наличие прослойки людей, которые стихийно противятся рынку, однако и не желают возвращения плановой экономики («это деморализованные люди, они наслаждаются хаосом и бездельем»), отсутствие объединяющей силы (типа тотальной партии). Поэтому, как считает Кара-Мурза, необходим некий «гибридный» проект.

Что касается общественного развития России, то, по мнению Кара-Мурзы, после краха СССР, культурной травмы и социальных катаклизмов девяностых годов российское общество оказалось рассыпанным, его поразили множество глубоких расколов, как вертикальных, так и горизонтальных, а социокультурные общности, державшие общество и составлявшие его костяк, были демонтированы. По его мнению, одними из важнейших угроз постсоветской России являются то, что он называет    демонтажем народа(книга Кара-Мурзы) и дезинтеграцией общества. Одним из главных расколов Кара-Мурза считает   ценностный раскол .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   11 пользователей, 1 анонимный, 394 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    394 гостя
    1 анонимный
    stephanie S RDR Artmonton luc irrenna w i t o Ara55 Firefly lord17 melkum mshput
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...