Перейти к публикации

Христианские села и памятники левобережья Куры


sarhan

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 202
  • Создано
  • Последний ответ

Меня очень интересует данный вопрос. У кого какая информация на этот счет?

Сархан а удинскую открыли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вопрос действительно очень интересный, однако работ по этой тематик4е и серьезных исследований к сожалению не проводилось или пока очень трудно достать литературу (тот же Самвел Карапетян). В целом из-за значительной политизации истории этого региона наверное в ближайшее время надеяться на объективные исследования не стоит.

В целом на левобережье Куры или в исконной Албании можно отметить несколько видов христианских памятников. Во-первых это христианские сооружения племен кавказской Албании, которые можно датировать от 4- по 8-10 века. Дальше говорить об албанских племенах как отдельной этнической единице в принципе бессмысленно- та часть которая жила в зоне политического влияния грузинских княжеств, в частности территория Эрети, стали постепенно грузинизироваться и этот процесс можно считать завершенным к 14 веку- т.е. часть христианских памятников можно считать грузинскими. те же, кто сохранили приверженность армянской церкви постепенно ассимилировались, тем более, что сюда стали поселяться также и армяне, поэтому наблюдался безусловный процесс арменизации--это касается района к востоку и юго-востоку от Шаки. еще какая-то часть, живущая в глухих горах,видимо никогда влияние христианства сильно не испытывали, оставаясь приверженцами местных языческих верований, сюда можно отнести хиналугцев, крызов и другие шахдагские народы. Особо следует также отметить удин, которые вплоть до начала 18 века, несмотря на определенную степень арменизации, все же сохраняли этническую самобытность. с уонца 17-к началу 18 веков большая часть из порядка 15-20 удинских сел были насильно исламизированы, как и соседние армянские, что постепнно приводило к сокращению христианского удинского населения до размеров нынешних двух сел. При этом удинские церкви также часто строились при помощи армянских мастеров, поскольку малочисленность этноса не позволяла выработать развитые технологии строительства сложных сооружений. то же самое было характерно для отсталых регионов Армении-- мастера-каменщики из Вана и Муша часто строили монастыри в на отдаленности несколько сотен километров от дома, в том числе даже в Араратской долине или даже вызывались в Грузию, в частности Тбилиси.

При этом также следует отметить не только армянские церкви, которые были основаны до ассимиляции местных племен, но и чисто армянские церкви, основанные в результате эмиграции армян из Арцаха и соседних гаваров. Это прежде всего церковь города Ареш(Агдаш), основанная в 1278 году, безусловно армянские церкви были в крупных торговых центрах- Шаки, старой Шемахе, окрестных селах и т.д, ну и армянские церкви основанные или восстановленные после самого массового переселения армян из Арцаха во второй половине 18 века, .т.е. уже после того, как были насильно исламизированы часть коренных удинских и армянских сел.

Ну и вообще отдельный вопрос ареал удинского населения в в прикурье. Так или иначе считать удин прямыми потомками албан(которых как отдельного этноса в принципе и не существовало), вряд ли правомерно. Более того, удины упоминаются раьнше иных племен кавказской Албании, причем Страбон их вообще называет скифским племенем. учитывая, что рядом с зоной расселения удин располагалась Сакасаена, да и иранские племена периодически переходили дербендские ворота(те же маскуты), это кажется не столь уж необоснованным. Отождествлять с ареалом рассления удин весь историчский наханг Утик тоже неверно, топонимы указывают на другие более мелкие племенные группы, которые уже к 5 веку были арменизированы, что отмеччает та же Камилла Тревер. пока что наиболее вероятной зоной расселения удин мне кажется равнина в нижнем течении реки Трту(Тертер), примерно до нынешней Агджабеди, далее на восток вплоть до Ареша-Агдаша и Геокчая. При персидском и арабском владычестве, произошло вытеснение удин в более восточные и более западные раойны, т.е. с равнин постепенно в горные области. При этом перемещающиеся на запад быстро аременизировались, поскольку по сообщениям тех же арабских авторов уже в 9 веке к западу от Барды население было армянским. Что касается перемещающихся на восток, то они понимались в горные области и обосновались в гаваре Капалак(Кабалака, Куткашенский, Варташенский и соседние районы), которая упоминается в "Ашхарацойце". При этом изначальное население гавара Капалака вряд ли было удинским, и скорее всего удины просто смешались с ними, возможно переняв характерный для них кавказский язык, опять же в связи вопросом о возможных иранских корнях. говорить же об удинах в Саингило кажется очень и очень сомнительным, согласно тому же ашхарацоцу этот район видимо, соответствовал гаварам Ехни, Бех, Камбечан, уже названия которых вызывают сомнения в наличии удинского насления. Вообще этнические процессы в регионе очень сложные, и стремления однобоко интерпретировать их совершенно не уместны. Но пока что именно политика и конструирование новой этнической идентичности будут вообще значительным препятствием на пути объективного анализа и более того, постепенно стирают и гомогенизируют те остатки разнообразия, которые тут еще сохранялись в недавнем прошлом. Это однозначно оказывает влияние на последующую интерпретацию истории. Как правило, современная гомогенная картина заставляет историка так или иначе искать причины такой гомогенности в прошлом и распространять ее на прошлое.

вот кстати ссылка на достаточно интересную статью по вопросу двух албанских католикосатов--- http://www.caucasian-albania.net/?p=47#more-47

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вопрос действительно очень интересный, однако работ по этой тематик4е и серьезных исследований к сожалению не проводилось или пока очень трудно достать литературу (тот же Самвел Карапетян). В целом из-за значительной политизации истории этого региона наверное в ближайшее время надеяться на объективные исследования не стоит.

В целом на левобережье Куры или в исконной Албании можно отметить несколько видов христианских памятников. Во-первых это христианские сооружения племен кавказской Албании, которые можно датировать от 4- по 8-10 века. Дальше говорить об албанских племенах как отдельной этнической единице в принципе бессмысленно- та часть которая жила в зоне политического влияния грузинских княжеств, в частности территория Эрети, стали постепенно грузинизироваться и этот процесс можно считать завершенным к 14 веку- т.е. часть христианских памятников можно считать грузинскими. те же, кто сохранили приверженность армянской церкви постепенно ассимилировались, тем более, что сюда стали поселяться также и армяне, поэтому наблюдался безусловный процесс арменизации--это касается района к востоку и юго-востоку от Шаки. еще какая-то часть, живущая в глухих горах,видимо никогда влияние христианства сильно не испытывали, оставаясь приверженцами местных языческих верований, сюда можно отнести хиналугцев, крызов и другие шахдагские народы. Особо следует также отметить удин, которые вплоть до начала 18 века, несмотря на определенную степень арменизации, все же сохраняли этническую самобытность. с уонца 17-к началу 18 веков большая часть из порядка 15-20 удинских сел были насильно исламизированы, как и соседние армянские, что постепнно приводило к сокращению христианского удинского населения до размеров нынешних двух сел. При этом удинские церкви также часто строились при помощи армянских мастеров, поскольку малочисленность этноса не позволяла выработать развитые технологии строительства сложных сооружений. то же самое было характерно для отсталых регионов Армении-- мастера-каменщики из Вана и Муша часто строили монастыри в на отдаленности несколько сотен километров от дома, в том числе даже в Араратской долине или даже вызывались в Грузию, в частности Тбилиси.

При этом также следует отметить не только армянские церкви, которые были основаны до ассимиляции местных племен, но и чисто армянские церкви, основанные в результате эмиграции армян из Арцаха и соседних гаваров. Это прежде всего церковь города Ареш(Агдаш), основанная в 1278 году, безусловно армянские церкви были в крупных торговых центрах- Шаки, старой Шемахе, окрестных селах и т.д, ну и армянские церкви основанные или восстановленные после самого массового переселения армян из Арцаха во второй половине 18 века, .т.е. уже после того, как были насильно исламизированы часть коренных удинских и армянских сел.

Ну и вообще отдельный вопрос ареал удинского населения в в прикурье. Так или иначе считать удин прямыми потомками албан(которых как отдельного этноса в принципе и не существовало), вряд ли правомерно. Более того, удины упоминаются раьнше иных племен кавказской Албании, причем Страбон их вообще называет скифским племенем. учитывая, что рядом с зоной расселения удин располагалась Сакасаена, да и иранские племена периодически переходили дербендские ворота(те же маскуты), это кажется не столь уж необоснованным. Отождествлять с ареалом рассления удин весь историчский наханг Утик тоже неверно, топонимы указывают на другие более мелкие племенные группы, которые уже к 5 веку были арменизированы, что отмеччает та же Камилла Тревер. пока что наиболее вероятной зоной расселения удин мне кажется равнина в нижнем течении реки Трту(Тертер), примерно до нынешней Агджабеди, далее на восток вплоть до Ареша-Агдаша и Геокчая. При персидском и арабском владычестве, произошло вытеснение удин в более восточные и более западные раойны, т.е. с равнин постепенно в горные области. При этом перемещающиеся на запад быстро аременизировались, поскольку по сообщениям тех же арабских авторов уже в 9 веке к западу от Барды население было армянским. Что касается перемещающихся на восток, то они понимались в горные области и обосновались в гаваре Капалак(Кабалака, Куткашенский, Варташенский и соседние районы), которая упоминается в "Ашхарацойце". При этом изначальное население гавара Капалака вряд ли было удинским, и скорее всего удины просто смешались с ними, возможно переняв характерный для них кавказский язык, опять же в связи вопросом о возможных иранских корнях. говорить же об удинах в Саингило кажется очень и очень сомнительным, согласно тому же ашхарацоцу этот район видимо, соответствовал гаварам Ехни, Бех, Камбечан, уже названия которых вызывают сомнения в наличии удинского насления. Вообще этнические процессы в регионе очень сложные, и стремления однобоко интерпретировать их совершенно не уместны. Но пока что именно политика и конструирование новой этнической идентичности будут вообще значительным препятствием на пути объективного анализа и более того, постепенно стирают и гомогенизируют те остатки разнообразия, которые тут еще сохранялись в недавнем прошлом. Это однозначно оказывает влияние на последующую интерпретацию истории. Как правило, современная гомогенная картина заставляет историка так или иначе искать причины такой гомогенности в прошлом и распространять ее на прошлое.

вот кстати ссылка на достаточно интересную статью по вопросу двух албанских католикосатов--- http://www.caucasian...t/?p=47#more-47

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У удин есть одна действующая церковь - церковь св.Елисея в Нидже,еще одну - св.Богородицы в том же селе,собираются отреставрировать.В Варташене/Огузе реставрируют григорианскую церковь св.Богородицы.

есть фото? а то я видел фото так там не было креста

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Особо следует также отметить удин, которые вплоть до начала 18 века, несмотря на определенную степень арменизации, все же сохраняли этническую самобытность. с уонца 17-к началу 18 веков большая часть из порядка 15-20 удинских сел были насильно исламизированы, как и соседние армянские, что постепнно приводило к сокращению христианского удинского населения до размеров нынешних двух сел. При этом удинские церкви также часто строились при помощи армянских мастеров, поскольку малочисленность этноса не позволяла выработать развитые технологии строительства сложных сооружений. то же самое было характерно для отсталых регионов Армении-- мастера-каменщики из Вана и Муша часто строили монастыри в на отдаленности несколько сотен километров от дома, в том числе даже в Араратской долине или даже вызывались в Грузию, в частности Тбилиси.

При этом также следует отметить не только армянские церкви, которые были основаны до ассимиляции местных племен, но и чисто армянские церкви, основанные в результате эмиграции армян из Арцаха и соседних гаваров. Это прежде всего церковь города Ареш(Агдаш), основанная в 1278 году, безусловно армянские церкви были в крупных торговых центрах- Шаки, старой Шемахе, окрестных селах и т.д, ну и армянские церкви основанные или восстановленные после самого массового переселения армян из Арцаха во второй половине 18 века, .т.е. уже после того, как были насильно исламизированы часть коренных удинских и армянских сел.

Ну и вообще отдельный вопрос ареал удинского населения в в прикурье. Так или иначе считать удин прямыми потомками албан(которых как отдельного этноса в принципе и не существовало), вряд ли правомерно. Более того, удины упоминаются раьнше иных племен кавказской Албании, причем Страбон их вообще называет скифским племенем. учитывая, что рядом с зоной расселения удин располагалась Сакасаена, да и иранские племена периодически переходили дербендские ворота(те же маскуты), это кажется не столь уж необоснованным. Отождествлять с ареалом рассления удин весь историчский наханг Утик тоже неверно, топонимы указывают на другие более мелкие племенные группы, которые уже к 5 веку были арменизированы, что отмеччает та же Камилла Тревер. пока что наиболее вероятной зоной расселения удин мне кажется равнина в нижнем течении реки Трту(Тертер), примерно до нынешней Агджабеди, далее на восток вплоть до Ареша-Агдаша и Геокчая. При персидском и арабском владычестве, произошло вытеснение удин в более восточные и более западные раойны, т.е. с равнин постепенно в горные области. При этом перемещающиеся на запад быстро аременизировались, поскольку по сообщениям тех же арабских авторов уже в 9 веке к западу от Барды население было армянским. Что касается перемещающихся на восток, то они понимались в горные области и обосновались в гаваре Капалак(Кабалака, Куткашенский, Варташенский и соседние районы), которая упоминается в "Ашхарацойце". При этом изначальное население гавара Капалака вряд ли было удинским, и скорее всего удины просто смешались с ними, возможно переняв характерный для них кавказский язык, опять же в связи вопросом о возможных иранских корнях. говорить же об удинах в Саингило кажется очень и очень сомнительным, согласно тому же ашхарацоцу этот район видимо, соответствовал гаварам Ехни, Бех, Камбечан, уже названия которых вызывают сомнения в наличии удинского насления. Вообще этнические процессы в регионе очень сложные, и стремления однобоко интерпретировать их совершенно не уместны. Но пока что именно политика и конструирование новой этнической идентичности будут вообще значительным препятствием на пути объективного анализа и более того, постепенно стирают и гомогенизируют те остатки разнообразия, которые тут еще сохранялись в недавнем прошлом. Это однозначно оказывает влияние на последующую интерпретацию истории. Как правило, современная гомогенная картина заставляет историка так или иначе искать причины такой гомогенности в прошлом и распространять ее на прошлое.

вот кстати ссылка на достаточно интересную статью по вопросу двух албанских католикосатов--- http://www.caucasian...t/?p=47#more-47

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Удинских сел было больше чем 15-20.К тому же еще в 1887 г. 8 удинских сел в Шеки-Габалинской зоне и еще одно близ Товуза.Так что исламизация происходила и при ханах,и при Российской империи.Естественно,что при ханах она была масштабнее.Она описана М.Бархударянцем.Но интересно вот,что.Большая часть названных им армянских сел,подвергшихся исламизации,оказываются удинскими.Правда об этом лучше писать в соответствующей теме.У Вас есть источник о том,что удинские церкви строили армянские мастера?Мне известно,что они строились из местного материала.Его брали в карьере близ р.Турьянчай,близ с.Нидж.Кстати,в дате постройки церкви в Ареше,Вы ошиблись на год,она была построена в 1279 г.Я кстати считаю,что ее построило местное население.

Не считать удин прямыми потомками албан,я считаю не правильно,ибо они лучше всех сохранили свою албанскость.То что Страбон их называет скифским племенем еще не чем не говорит,ибо он не был знаком с регионом.Сакасена находится близ территории проживания удин,но нужно полагать что удины их ассимилировали.Вот Вы,пишете что неверно отждествлять наханг Утик с удинами,но даже в позднее время на его территории зафиксированы удины - в Кирзане (Товузский р-н АР),в Сейсулане и Гасанкая,в Гяндже.И еще интересный момент - в томе шестом части первой сборника "Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией" написано:"они (жители села Варташен) называют себя Удами,переселившемися из разоренного г.Барда(что в Карабахе)."Я считаю что с арабским завоеванием удины,да и албаны в целом,равнинной зоны по обеим берегам Куры,частью исламизировались,частью были вытеснены на север и в Карабах арабами,татами и тюрками.Причем восточнее Кабалинской области удин не было.Кстати,кто по-Вашему,был исконным населением Капалака?Мне не кажется сомнительным говорить об удинах в Саингило,т.к. в ингилойском диалекте грузинского выделяют удинский субстрат и К.Овсепян пишет.что в этой зоне были удинские села,позднее исламизированные.Название гавара Камбечан действительно не удинское.Но с двумя другими гаварами дело обстоит иначе.Если принять во внимание локализацию этих гаваров по М.Бархударянцу,то получается вот что.Бех - означает "солнечный" (от удинского слова беъгъ "солнце"),у него этот гавар - это район реки Гёйчай,где действительно очень солнечно летом.А у гавара Ехни есть разночтение Хени,что можно перевести как "водный" (от удин.хена "водный",то есть обильный реками).

Вы что-нибудь знаете о селе Пасинджаг в гаваре Шеки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

за исключением двух сел,- Ниджа и Варташена, также и еще двух,если не ошибаюсь, где тюркоязычные удины оставались христианами, все остальные села, были уже в значительной степени ассимилированы. Что касается села Крзен в районе Товуза, то потомком переселенцев оттуда была моя бабушка, и говорить о каком либо национальном удинском самосознании там очень сложно, более того, она сама называла это село армянским. Поэтому и не странно, что значительная часть названных Бархударянцем сел являлись когда-то удинскими. Кстати а по каким источникам вы проверяли данные Бархударянца? дело в том, что он часто приводит весьма сомнительные данные, с этим пришлось столкнуться в его работе Арцах--очень много неточностей и предположений,например в случае с селом Кохб в историческом гаваре Гаг или нынешних казахского района Аз-на и Тавуша РА. Да и на основе наличия на территории исторического Утика трех сел вряд ли можно говорить о сплошном удинском населении в Утике.просто факты перемещения по региону населения зафиксированы неоднократно, и странно было бы, что находясь в сплошном массиве удинских сел эти села все же очень сильно арменизировались вплоть до потери этнического самосознания. да и тот факт, что из района Ниджа переселялись в Арцах в 17, 18 веках, также документально зафиксирован, ничего странного в том, что удины желали селиться близко к армянам или армяне к удинам быть не должно--фактически это единственные единоверные народы во всем мире в общем, и в регионе в частности. делать на основании этого выводы о сплошном этническом армянском массиве в Шаки, или удинском в Утике, вряд ил правильно. Тем более мы в том же Утике и соседних имеем топонимы, которые говорят о наличии иных племен, будь то куены, муханы, арчланы и т.д.

ну а о факте ассимиляции удинами Сакасены так уверенно говорить, думаю, не стоит, этому должны были предшествовать политическое, этническое, культурное и т.д. господство, этого, как я понимаю, не было, пока не менее уж точно нельзя говорить о всей Сакасене. Насчет церкви в Нидже, то это всего лишь предположение, основанное на на многочисленных аналогиях в других соседних регионах. На основании использования местного камня нельзя говорить о каких-то национальных особенностях, тем более ничем специфическим та же церковь святого Елисея от остальных армянских базилик не отличается, ну а так называемый "албанский крест", встречается даже на осетинских могильных плитах. хотя национальность строителей для того времени вещь третьестепенная. насчет церкви в Ареше, уж извините, пишу все по памяти, поэтому дату могу и спутать, как и иные фактологические данные, тем более это не научная диссертация, а всего лишь пост. насчет того, кто ее строил, то опять же вопрос не такой однозначный--местное население могло быть точно так же армянским, поскольку к 13 веку говорить об албанах уже вряд ли правильно, тем более говорить о каких- то этнически албанских архитектурных особенностях.

насчет вытеснения удин согласен, также и насчет того, что не обязательно они были ираноязычными уже к средневековому периоду, но вообще влияние в этом регионе сакского элемента в целом преуменьшается. но на основе отрицания полноты знания Страбоном этого региона вряд ли правомерно сразу же считать его данные ничего не значащими, если бы страбон ничего не знал бы о удинах(которых, он, кстати, помещает за пределами провинции Утик), то вряд ли дал какие-либо характеристики, просто ничего бы не написал и все. но то что схожесть с саками была подмечена, говорить не просто об ошибке, но и определенных особенностях. тем более под сакским народом мы можем понимать как народ ведущий кочевой образ жизни, так и какими то элементами культуры схожий с саками .например одеждой и т.д.. согласен также и с тем, что часть из них(удин) влились в татов или исламского населения Барды. но несложно также заметить, что нынешнее исламское население района Барды и вообще всей зоны Карабахской степи, да и вообще всего правобережья Куры, никакого отношения к удинам и албанцам не имеет--названия населенных пунктов четко и ясно показывают к какой тюркской или курдской племени принадлежали предки жителей этих сел.

Насчет изначального населения Капалака, мне сложно ответить, тем более об этом практически нет никаких данных. но то что оно принадлежало к нахско-дагестанским языкам и более того, к лезгинской группе, , это можно считать очень вероятным. точно так же наличие у ингилойцев удинских слов можно объяснить родством удинского с другими лезгинскими языками, тем более там живут цахуры, влияние которых в этом крае несомненен. а проводил ли сравнение Овсепян сравнение этих "удинских" слов у ингилойцев с лезгинскими, я не знаю, возможно вы внесете ясность.

Насчет Беха и Ехни-Хены,согласен, тем более в районе Ехни встречается название реки Гетару, что в переводе с армянского имеет очень схожий смысл, так что сомнения в том, что Ехни значит водный, богатый реками практически нет. Но проводилось ли сравнение со словом "водный" на других лезгинских языках, ведь на них это слово может звучать точно так же как и на удинском. первоначальное население этих мест в языковом отношении действительно могло быть родственным удинам, но не обязательно они были именно удинами-- в Алабнии в скромных границах в 30-40 тыс. км2 было 26 племен, несомненно часть из них были родственны друг другу, но называть их все удинами то же самое что сегодня назвать одним и тем же народом и лезгин, и табасаранов, и рутульцев и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

это на иранском. Кстати, хорошо что напомнил. Дело в том, что христианские села, бывшие рядом с Бардой, в 17-18 веках переселились в Карадах. осталось лишь одно село, Бегум Саров, которое хотя находилось значительно ближе к Барде чем Сейсулан или Гасанкая, но население никем (даже Бархударянцем) к удинам не относилось. Более того, карадахские армяне также ни о каких удинских корнях не помнят, хотя влияние "удинского", на них, теоретически должно было быть намного большим. Да и тюркские названия Сейсулана и Гасанкая говорят о том, что основаны они были в поздний период, особо вероятно 17-18 века, т.е. были основаны переселенцами, возможно из Барды, а возможно из исторического Капалака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Паронайк, позвольте вопросы малосведущего в этой теме, но интересующегося человека.

В какой мере сложилась и изучена удинская антропонимика? Какие удинские имена зафиксированы в средневековых источниках, в частности, армянских?

Имелось/фиксировалось ли когда-либо удинское население в Дашкясанском р-не, в частности поблизости от села Хачакап/Кушчи?

Какие есть версии в исторической науки относительно происхождения севордцев, т.н. "сев вордик"?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самвел,в Кирзане в середине 20 в. все население уже говорило по-армянски,естественно что этому предшествовал не малый по времени период арменизации.Так что то что ваша бабушка воспринимала Кирзан как армянское село вполне нормально.Бархударяна я перепроверял по следующим источникам:

1)К.Овсепян (удин из с.Джоурлу Габалинского района)«Очерки об удинах и мусульманизированных армянах»

2)А.Арасханянц "Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда Елизаветпольской губернии"

3)М.Бежанов "Краткие сведения о с.Варташен и его жителях",СМОПМК,выпуск 14.

4)Письмо удин Петру Первому 1724 г.

Я считаю,что эти села - остатки некогда сплошного удинского населения.А какие были факты переселения из района Ниджа в Арцах?А то я кроме переселения Сев Абова,других случаев не знаю.Племена куены,арчланы и другие не зафиксированы в источниках,поэтому мы не можем говорить,что Мец Куенк и Харчланк происходят от названия племен,ведь конечное -k' это не только формант мноественного числа,это еще и топонимообразующий формант.В случае со Страбоном скажу что в источниках бывает когда одно племя называют именем другого не родственного ему (напр.:лезгины у Есаи Хасан-Джалаляна - это хоны,хотя в более древний период так называли гуннов).

На территории бывшего Утика сохранились удинзмы в местных диалектах:

1)Турна (от удин.тур "нога" + -на=азерб.-лыг) - название игры у азербайджанцев и удин,во время которой надо нанести удар по ногам.

2)Чала (от удин.чIалаг "лес") - "прибрежный лес,роща,кустарник" в казахском диалекте.

3)Зогал (от удин.зокъал/зокъал) - вытеснило исконное кызыл/кызылджыг (ср.рус.кизил)

4)Qüçən (от удин.кIуьчIаьн "щенок")- "щенок" в агдамских говорах

5)Nənə (от удин.нана "мать") - "мать" в шушинском говоре

6)лагар (от удин.лаъгъаър/лаьгаьр "мутный,муть") - "место,где много грязи" в гянджинском диалекте и шамкирском говоре.

7)зинзилə (от удин.зинзилаь "трудность,тяжелое условие") - "трудность,тяжелое условие" в огузском/варташенском говоре

Я еще не говорю про говоры Габалы где тоже сохранилось много удинизмов.

Языки лезгинской группы конечно близки,но удинский отделился очень давно,так что отличить удинское слово от цахурского легко.Овсепян не проводил сравнение ингилойских удинских слов с цахурским.Насчет удинского субстрата в ингилойском - это мнение ученых-кавказоведов (Климов,Халилов и груинские ученые).

Слово "водный" не может звучать на всех лезгинских языках одинаково,ведь само слово "вода" на этих языках звучит по разному.Лезг.йад,таб.шед/шид,цах.хьан,рут.хед,будух.хаьд,

удин.хе,хиналуг.ху.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 341 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    341 гость
    Левон Казарян vanski Колючка Анчара luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...