Перейти к публикации

Езиды


ezdi

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 29
  • Создано
  • Последний ответ
Если в очень упрощенном виде: они верят в Малак-и-Тауза (имя пишется по-разному), ангела Бога. Они считают, что Бог слишком далек от людей и занят слишком важными делами, чтобы заниматься еще и людьми. Для этой цели у Бога есть как бы доверенное лицо - ангел Малак-и-Тауз, божественный правитель земли. Кроме того, они верят в шейхов (святых): например, в шейха Ади.

А я только что углубился в иx религиозные тексты. Ангел Малак-и-Тауз, божественный правитель земли - это не кто иной как Шайтан у мусульман и Сатана у xристиан. В этом плане не удивительны религиозные гонения на них. Впервые слышу о народе, религией которого является сатанизм... :wow:

В начале Бог создал белую жемчужину из своей самой драгоценной сущности; и создал он птицу по имени Анфар. И поместил он жемчужину на ее спину, где она и оставалась в течений четырех тысяч лет.

В первый день он создал ангела по имени Азазил, того же Та’ус Мелека (Ангел Павлин), главного из всех.

В понедельник он создал Дарда’иля, того же Шеиха Хассана.

Во вторник он создал Исрафиля, который есть Шеих Шамс.

В среду он создал Джибраеля (Гавриил), который есть Шеих Абу Бекр.

В четверг он создал Азра’иля, который есть Саджадин.

В пятницу он создал ангела Шемнаиля, который есть Насиру’д- Дин

В субботу он создал ангела Нура’иля, который есть […] Он сделал Мелека Та’уса главного среди других .

...

Потом сказал Бог Всемогущий, «О, Ангелы, я создам Адама и Еву, и сделаю их человеческими существами, и из этих двоих произойдут, из бедер Адама, Мехр ибн Джебр; и из него произойдет единственный народ на земле - народ Азазеля, того же Та’ус Мелека, - народ Езидов. И я пошлю Шейха Адиб. Мусафира из земли Сирии, и он придет, и будет жить в Лалеше».

Потом Господь спустился на святую землю и велел Гавриилу взять почву из четырех стихий мира: земли, воздуха, огня и воды. Он создал из этого человека и даровал ему душу своей властью. Потом он велел Гавриилу поселить Адама в рай, где он мог есть плод от каждой зеленой травы, только он не должен был есть пшеницу. Сто лет спустя Та’ус Мелек сказал богу «как будет продвигаться вперед и размножаться Адам, и где его отпрыск?» Бог сказал ему «я передаю в твои руки власть и управление». Потом, он пришел и сказал Адаму, «ел ли ты пшеницу?» Он ответил, «нет, поскольку Бог запретил мне делать это. Он мне сказал «ты не должен есть это»». Мелек Та’ус сказал ему, «ели ты съешь это, тебе станет лучше». Но, после того как он съел, его брюхо опухло, и Та’ус Мелек отвел его в дали от рая, и оставил его, и поднялся в небеса. Потом Адам мучился от растянутого брюха, потому что оно не имело выхода. Но Бог послал ему птицу, которая пришла, и помогла ему, проделала выход, и ему стало легче. И Гавриил отсутствовал от него в течении ста лет, и он печален, и плакал. потом бог велел Гавриилу, и он пришел и создал Еву из левой подмышки Адама.

...

Также нам не позволено произносить имя Шайтана (потому, что это имя нашего Бога), не какого-нибудь похожего на него имени, например: Китан, Шарр, Шатт; ни какого-нибудь слова, похожего на мал’ун, […], на’л и тому подобное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если уж о негативе, то для ислама многобожие есть единственный неискупаемый грех. И под эту категорию подпадают и христиане по причине поклонения Святой Троице. В этом плане буддистам больше повезло- они по большому счету монотеисты, если так их можно назвать :) хотя индуисты буддистов называют атеистами

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если уж о негативе, то для ислама многобожие есть единственный неискупаемый грех. И под эту категорию подпадают и христиане по причине поклонения Святой Троице. В этом плане буддистам больше повезло- они по большому счету монотеисты, если так их можно назвать :) хотя индуисты буддистов называют атеистами
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

язычество-Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии

христиане тоже считают индусов язычниками :vaj-vaj:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 месяцев спустя...

Кстати по теме .

Вчера по НТВ Америка в программе Сегодня показывали езидов с Краснодарского края . После землятрясения в Армении они переселились на юг России, но до сих пор живут без гражданства и прописки, у всеx старые советские паспорта. Из за этого их не принемают на работу, люди очень нуждаются , живут кое как.

Не помню какой именно город был показан , но там езиды написали прошение американскому послу в Москве с рассмотрением принятия их как беженцев в штаты.

Они по примеру турков -месxетинцев тоже в Америку просятся. что ж будем ждать гостей, может кое кого и к нам в штат привезут.

П.С на русском они говорили с настоящим армянским акцентом, было приятно слышать ....ностальгия

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

язычество-Общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии

христиане тоже считают индусов язычниками :vaj-vaj:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну вообщем резимирую вас господа так. Езидизм не язычество, собственно, так как оно признает единство Бога, т.е. это не политеистическая религия. При том при всем, это возможно одна из самых неизученных религий до сих пор. И в плане истории, и даже, как нис транно в плане исповедания. Я не согласен, когда пишут - "синкретическая религия, смесь чего-то с чем-то". Просто ученые до сих пор сами не разобрались с езидизмом, вот и пишут для простоты, мол смесь. Этак и ислам - смесь идуаизма, христанских и гностических влияний и зороастризма. И т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 лет спустя...
  • 1 месяц спустя...

Езиды Германии собрались в Армению

Январь 24, 2011 | 09:13

Встреча представителей Федерации Езидских Организаций (ФЕО) с представителями посольства Республики Армения в Германии состоялась 20 января 2011 года в Берлине. Как сообщает Центр Езидской культуры, встреча прошла в дружественной атмосфере.

В ходе встречи были затронуты проблемы езидов, представители ФЕО высказали свою точку зрения относительности этнической принадлежности езидов, а также обсуждался вопрос поездки езидской делегации из германии в Армению. В частности, представители ФЕО предложили создать орган, который организует поездку этой делегации с целью предоставить материалы лидерам ФЕО о езидах, проживающих в Армении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Пушкин о Езидах

http://ruslit.traumlibrary.net//book/pushkin-pss10-06/pushkin-pss10-06.html#work005002007002

I. Заметка о секте Езидов (перевод)

Из многих сект, возникших в Месопотамии среди мусульман после смерти их пророка, нет ни одной, которая была бы столь же ненавистна для всех прочих, как секта езидов. Имя езидов происходит от шейха Едиза, основателя их секты и заклятого врага рода Али. Учение, которое они исповедуют, есть смесь манихейства, магометанства и верований древних персов. Оно сохраняется среди них по преданию и переходит от отца к сыну без помощи какой бы то ни было книги; ибо им запрещено обучаться чтению и письму. Это отсутствие книг и есть, без сомнения, причина того, что магометанские историки говорят об этой секте лишь вскользь, называя этим именем людей, погрязших в богохульстве, жестоких, диких, проклятых богом и изменивших вере своего пророка. Вследствие этого о верованиях езидов нельзя получить никаких точных сведений, кроме того, что удастся в настоящее время наблюдать в их среде.

Первое правило езидов — заручиться дружбой дьявола и с мечом в руках вставать на его защиту. Потому они воздерживаются не только от произнесения его имени, но даже и от употребления какого-либо выражения, близкого по созвучию к его имени. Например, река на обычном языке называется шатт, и так как это слово имеет отдаленное сходство со словом шайтан, именем дьявола, езиды называют реку аве мазен, т. е. большая вода. Точно так же турки часто проклинают дьявола, пользуясь для этого словом наль, т. е. проклятие. Езиды тщательно избегают всех слов, имеющих какое-нибудь соответствие с данным словом. И вместо слова наль, означающего также подкова, они говорят соль, т. е. подошва башмаков лошади, и заменяют словом солькер, т. е. сапожник, обычное слово нальбенда, что значит кузнец. Всякий, кто посещает места, ими обитаемые, должен очень внимательно остерегаться, как бы не произнести слов дьявол и проклятый, и особенно: будь проклят дьявол; иначе он сильно рискует подвергнуться побоям и даже смерти. Когда езиды по делам приезжают в турецкие города, нельзя им нанести большего оскорбления, как проклясть в их присутствии дьявола, а если того, кто совершил эту неосторожность, езиды встретят в пути и узнают, то он подвергается большой опасности испытать на себе их месть. Не раз случалось, что члены этой секты, схваченные за какое-нибудь преступление турецкими властями и приговоренные к смерти, предпочитали казнь предоставленной им возможности избегнуть ее, прокляв дьявола.

У дьявола нет имени на языке езидов. В крайнем случае они называют его иносказательно: шейх мазен, великий начальник. Они признают всех пророков и всех святых, которых чтут христиане и имена которых носят монастыри, расположенные по соседству. Они верят, что все эти святые, во время своей земной жизни, были отличены от других людей в той мере, насколько в них пребывал дьявол. Особенно сильно, по их мнению, он проявился в Моисее, Иисусе Христе и Магомете. Словом, они думают, что бог повелевает, но выполнение своих повелений поручает власти дьявола.

Утром, едва покажется солнце, они босыми бросаются на колени и, повернувшись лицом к светилу, молятся, повергаясь ниц. Для совершения этого обряда они удаляются от людей; они делают всё возможное, чтобы их не видели при выполнении этого долга, от которого они даже освобождают себя, смотря по обстоятельствам.

У них нет ни постов, ни молитв, и, чтобы оправдать несоблюдение этих религиозных обрядностей, они говорят, что шейх Езид выполнил их за всех, кто будет исповедовать его учение, до самого конца света, и что он получил в этом положительное уверение в своих откровениях; вследствие этого-то им запрещено учиться читать и писать. Однако все начальники племен и больших селений оплачивают магометанских грамотеев, чтобы читать и разъяснять письма, адресованные им турецкими вельможами и пашами, и чтобы отвечать на них. По поводу же своих собственных дел они никогда не обращаются к человеку другой веры: все свои приказания и поручения они передают устно через людей своей секты.

Не зная ни молитв, ни постов, ни жертвоприношений, они не имеют и никаких праздников. Однако на 10-й день после августовского новолуния они собираются неподалеку от могилы шейха Ади. Это собрание, на которое стекается множество езидов из отдаленных местностей, длится весь день и всю следующую ночь. В течение пяти или шести дней до и после такого собрания небольшие караваны рискуют подвергнуться в равнинах Моссула и Курдистана нападению этих паломников, путешествующих всегда по несколько человек вместе, и редкий год проходит без того, чтобы это паломничество не дало повода для какого-нибудь печального происшествия. Говорят, что много женщин-езидок, за исключением, впрочем, незамужних девушек, приходят из окрестных селений на это собрание и что в эту ночь, после обильной еды и попойки, гасят все огни и больше уже не разговаривают до зари, — момента, когда все расходятся. Можно себе представить, что творится в этом молчании и под покровом тьмы.

У езидов нет запрета ни на какой род пищи, кроме латука и тыквы. Они никогда не пекут у себя дома пшеничного хлеба, а только ячменный; не знаю, какая тому причина.

В клятвах они пользуются теми же выражениями, какие в ходу у турок, христиан и евреев, но самая сильная клятва между ними это клятва знаменем Езида, т. е. их верой.

Эти сектанты питают очень большое уважение к христианским монастырям, находящимся по соседству. При посещении монастыря они, еще не войдя за ограду, разуваются и, идя босиком, целуют дверь и стены; они думают этим снискать покровительство святого, имя которого носит монастырь. Если им случается во время болезни увидеть во сне какой-нибудь монастырь, то немедленно по выздоровлении они отправляются туда с дарами — ладаном, воском, медом или чем-нибудь другим. Они остаются там около четверти часа и перед уходом снова целуют стены. Они без всякого колебания целуют руку патриарху или епископу — настоятелю монастыря. Что касается турецких мечетей, то они избегают входить в них.

Езиды признают главой своего вероучения шейха того племени, которому поручена охрана могилы восстановителя их секты — шейха Ади. Эта могила находится в области князя Амадийского. Вождь этого племени всегда должен избираться из потомков шейха Езида; он утверждается в своем звании князем Амадийским, по представлению езидов, подкрепленному подарком в несколько кисетов. Уважение, которое эти сектанты питают к своему духовному вождю, столь велико, что они почитают большим счастьем получить одну из его старых рубах себе на саван: они верят, что это обеспечивает им лучшее место на том свете. Некоторые платят до сорока пиастров за подобную реликвию, и если им не удается получить целую рубаху, то довольствуются частью ее. Иногда шейх сам посылает в подарок одну из своих рубах. Езиды тайно переправляют этому верховному вождю долю всякой награбленной ими добычи, чтобы возместить ему расходы, вызываемые гостеприимством, которое он оказывает членам своей секты.

Глава езидов всегда держит при себе другое лицо, которое они называют кочек и без совета которого он ничего не предпринимает. Кочек считается оракулом вождя, потому что он пользуется преимуществом непосредственно получать откровения от дьявола. Поэтому, если езид колеблется, предпринять ли ему какое-нибудь важное дело, он отправляется к кочеку и спрашивает его совета, который, впрочем, невозможно получить без некоторой мзды. Прежде чем ответить на вопрос, кочек, чтобы придать больше веса своему ответу, ложится наземь, растянувшись во весь рост, и, укрывшись, засыпает или притворяется спящим, после чего говорит, что во сне ему открылось свыше то или иное решение; иногда для сообщения ответа он берет отсрочку на две или три ночи. Следующий пример покажет, сколь велико доверие к его откровениям. Еще лет сорок тому назад езидские женщины так же, как и арабские, носили, для экономии мыла, синие рубашки, крашенные индиго. Однажды утром, совершенно неожиданно для всех, кочек явился к главе секты и заявил ему, что минувшею ночью ему было откровение: синий цвет есть цвет дурного предзнаменования и не угоден дьяволу.

Этого было достаточно, чтобы немедленно разослать по всем племенам с нарочным приказ изгнать отовсюду синий цвет, разделаться со всякой одеждой этого цвета и заменить ее белой. Это приказание было выполнено с такой точностью, что, если бы ныне езид, остановившись у турка или христианина, получил синее одеяло, он предпочел бы спать в одной своей одежде, чем воспользоваться таким одеялом, будь это хоть в самое холодное время года.

Езидам запрещено подстригать усы, они должны предоставлять их естественному росту: поэтому среди них есть такие, у которых едва виден рот.

Эта секта имеет также своих сатрапов, известных в районе Алеппо под именем факиран; их в народе называют карабаш, так как они носят на голове черную шапку с завязками того же цвета. Плащи их, или аба, тоже черного цвета, но нижнее платье — белое. Сатрапов очень немного; где бы они ни появлялись, им целуют руки и встречают их как посланцев благодати и предвестников удачи. Когда их призывают к больному, они возлагают руки ему на шею и на плечи и получают хорошее вознаграждение за свои труды. Если они приглашены для того, чтобы обеспечить покойнику блаженство на том свете, они перед одеванием тела ставят его на ноги и слегка касаются его шеи и плеч; затем они ударяют его ладонью правой руки, в то же время обращаясь к нему со следующими словами по-курдски: ара бехешт, т. е. иди в рай. Им дорого платят за этот обряд, и скромным вознаграждением они не довольствуются.

Езиды верят, что души умерших отправляются в место успокоения, где они наслаждаются блаженством в большей или меньшей степени, сообразно заслугам каждого, и что иногда они, являясь в сновидениях родным и друзьям, дают знать о своих желаниях. Это верование они разделяют с турками. Они убеждены также, что в день Страшного суда они проникнут в рай с оружием в руках.

Езиды делятся на несколько народностей, или племен, независимых друг от друга. Светская власть верховного вождя их секты распространяется только на одно его племя; тем не менее, когда несколько племен враждуют между собой, его долг взять на себя посредничество в их примирении; и редко употребленные им усилия не увенчиваются успехом. Некоторые их племена живут во владениях князя Джулемеркского, другие на земле князя Джезирехского, некоторые в горах, подчиненных Диарбекиру, другие находятся в области князя Амадийского. К числу последних относится самое родовитое из всех племен, известное под названием шейхан; шейх этого племени, которого они зовут мир, т. е. государь, является верховным духовным вождем езидов и хранителем могилы шейха Ади. Начальники селений, занимаемых этим племенем, происходят все из одной семьи и могли бы оспаривать друг у друга первенство в случае какого-нибудь несогласия. Но самое могущественное и самое грозное из всех племен — это то, которое живет на горе Синджар между Моссулом и рекой Хабур; оно поделено между двумя шейхами, из коих один правит восточной частью, а другой южной. Гора Синджар, обильная плодами всякого рода, мало доступна, а племя, ее населяющее, может выставить свыше шести тысяч стрелков, не считая конницы, вооруженной копьями. Года не проходит без того, чтобы какой-нибудь крупный караван не был ограблен этим племенем. Езиды этой горы выдержали несколько войн против пашей Моссула и Багдада; в таких случаях, после большого кровопролития с той и другой стороны, всё в конце концов улаживается за деньги. Эти езиды повсюду наводят ужас своей жестокостью; когда они занимаются вооруженным разбоем, они не ограничиваются ограблением попадающих им в руки, они всех поголовно убивают; если же среди них находятся шерифы, потомки Магомета, или мусульманские законоучители, они убивают их особенно жестоким способом и с особенным удовольствием, полагая, что это составляет большую заслугу.

Султан терпит езидов в своих владениях, потому что, по мнению магометанских ученых, следует признавать правоверным всякого, кто исповедует основные догматы: Нет бога кроме бога и Магомет — пророк его, хотя бы он и не соблюдал ни одного из остальных предписаний мусульманского закона.

С другой стороны, курдские князья терпят езидов ради своей личной выгоды: они даже стараются привлечь в свои владения возможно больше племен этого народа, ибо езиды отличаются испытанной храбростью, они хорошие воины, как пешие, так и конные, и очень пригодны на всякое смелое предприятие и на ночной грабеж в селах и деревнях; вот почему эти князья пользуются ими с большой выгодой как для усмирения непокорных магометанских племен в их владениях, так и для борьбы с другими князьями, воюющими с ними. К тому же магометане твердо убеждены, что всякий, погибший от рук этих сектантов, умирает мучеником: поэтому князь Амадийский постоянно держит при себе палача из езидов для приведения в исполнение смертных приговоров над турками. Езиды того же мнения о турках, и в этом отношении между ними наблюдается взаимность: если турок убивает езида, он совершает поступок, весьма угодный богу, а если езид убивает турка, он совершает дело, весьма достойное в глазах великого шейха, т. е. дьявола. Пробыв несколько лет на службе у князя, амадийский палач оставляет свою должность, чтобы предоставить своему преемнику также возможность заслужить благосклонность дьявола; и куда бы палач, сложив с себя эту обязанность, ни являлся, езиды везде встречают его с уважением и целуют ему руки, освященные кровью турок. Напротив того, персы и все магометане, принадлежащие к секте Али, не терпят езидов в своих владениях; более того, им запрещено оставлять этих сектантов в живых.

Во время войны с езидами туркам разрешается обращать в рабство их жен и детей и либо оставлять для собственной надобности, либо продавать их; езиды, не имея того же разрешения по отношению к туркам, убивают всех. Если езид желает стать турком, ему достаточно, вместо всякого исповедания веры, проклясть дьявола, а затем спокойно учиться молитвам по турецкому обычаю: ибо над еаидами совершают обрезание на восьмой день после рождения.

Все езиды говорят по-курдски; среди них многие знают по-турецки или по-арабски, потому что им часто случается общаться с людьми, говорящими на этих языках, а также потому, что они находят более выгодным и надежным вести свои дела без помощи переводчиков.

Без сомнения, у езидов есть еще немало других заблуждений или суеверий, но, так как у них нет каких бы то ни было книг, изложенные мною являются единственными, о которых мне удалось получить сведения. Кроме того, многое у них подвержено изменениям вследствие так называемых откровений их кочека, что еще более затрудняет основательное изучение их верований.

(Франц).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Карт, спасибо, очень интересно.

Но по сабжу, закрадывается подозрение, что Пушкин все это писал не со слов самих езидов, а со слов соседних народов, особенно, когда речь касается догм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 137 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    128 гостей
    varvarikus khnushinak stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...