Перейти к публикации

Новости нашей экономики


Злодиюка

Рекомендованные сообщения

Конгрессмен Родни Фрелингуисен обратился с письмом к торговому представителю, послу США Рону Кирку начать официальные переговоры с Арменией для заключения рамочного соглашения по торговле и инвестициям. Об этом сообщил Армянский национальный комитет Америки.

Член Палаты представителей США Фрелингуисен, который является старшим членом влиятельного Комитета по ассигнованиям, а также его влиятельного Подкомитета по обороне, написал послу Кирку, что «работа над рамочным соглашением по торговле и инвестициям между США и Арменией станет важным шагом в обеспечении долгосрочных экономических связей и в углублении наших торговых отношений». Он также подчеркнул, какую пользу от расширения торговли получат его избиратели в Нью-Джерси и все американцы.

Отметим, что в сентябре этого года конгрессмен Роберт Эндрюс также призвал посла Кирка начать переговоры между США и Арменией для заключения рамочного соглашения по торговле и инвестициям. В своем письме член Палаты представителей Эндрюс отметил, что это соглашение будет «опираться на наш текущий экономический диалог с Арменией и иметь более широкой охват, чем совместная армяно-американская рабочая группа по экономическим вопросам».

http://www.news.am/rus/news/37106.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 5,6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Хорошее интервью высококлассного профессионала в области финансов, в том числе и его оценка банковской системы Армении.

"Экономику Армении можно поднимать независимо от России"

Одним из гостей, приехавшим на открытие канатной дороги в Татеве, был президент компании "Тройка диалог" Игорь Сагирян. Еще в 1989 году он участвовал в создании Bain-Link, первого русского управленческого консалтинга, где проработал в качестве управляющего директора до 1999 года. В 1990 году будущий президент "Тройки диалог" стал одним из первых граждан СССР, которые окончили Гарвардскую школу бизнеса. Сегодня г-н Сагирян -- собеседник "ДЭ", и первый вопрос касался собственно причины приезда в Армению.

-- Насколько Вас впечатлило увиденное в Татеве?

-- Я впервые в Татеве и должен признаться, что монастырь произвел на меня огромное впечатление. Самое главное, что желание возрождать памятники старины, религии говорит о духе народа, любви к жизни, своей истории, культуре. Это позволит не размыться великой культуре армянского народа. Но самое больше впечатление на меня произвели люди: очень теплые, дружелюбные, умные, заботливые. Монастырь и историю можно узнать и на расстоянии, а вот людей узнаешь лишь вблизи.

-- Хотелось бы, так сказать, из первых уст услышать о состоянии российской экономики, с которой тесно связана Армения.

-- Могу сказать, что в России кризис прошел. Но как и после болезни человек не может на следующий день вскочить и побежать, так и экономике нужен определенный период восстановления, тем более, что последний экономический кризис был самым серьезным за всю историю.

-- А что думаете о второй волне кризиса, о которой говорят в последнее время?

-- А вы послушайте тех журналистов, которые до кризиса говорили, что в России нет причин для беспокойства! Теперь они же говорят о второй волне. Люди всегда склонны к панике в результате потрясений. Я же не вижу серьезных оснований для беспокойства. На самом деле, кризис только на 20-30% имеет чисто экономические обоснования, а остальные 70-80% -- паника.

-- Которая, в свою очередь, усугубляет этот самый кризис...

-- Конечно, и получается замкнутый круг. Поэтому наша задача -- не пугать народ, а объективно рассказывать, что происходит. Сейчас идет подъем экономики. Экономика России, к сожалению, сейчас основывается на природных ресурсах, а это большой недостаток. Но в результате подъема экономики во всем мире опять увеличивается потребность в ресурсах, и потому экономика России будет быстро подниматься.

-- Считается, что Россия сейчас на распутье: развивать в основном сырьевую составляющую или же идти на глобальную модернизацию экономики. Вы тоже видите эту дилемму?

-- Да, конечно, и второй вариант -- единственный способ выжить в сегодняшнем мире.

-- А не приведет ли выбор этого пути к социальным потрясениям -- безработице и всему, что с этим связано?

-- Не думаю. У нас как всегда шарахаются из одной крайности в другую. За один день невозможно модернизировать всю страну. США -- современная, развитая страна, но и у них есть добыча природных ресурсов, обрабатывающая промышленность. Если мы модернизируем нашу экономику, то это не означает прекращение добычи нефти или производства металла. И я абсолютно не вижу других путей у России, помимо глобальной модернизации экономики.

-- А Вы видите тенденции к этому? Политическую волю руководства страны?

-- Подобные желания в последнее время декларируются, но серьезных причин полагать, что мы движемся в этом направлении, нет. Мало что конкретно делается. Появляются какие-то фонды -- нанотехнологий и т.д. но пока это все не работает. К сожалению, у нас очень большая история разворовывания бюджета и очень маленькая практика его правильного применения. И пока мы не научимся правильно использовать средства на развитие экономики, будет очень тяжело.

-- Армения тесно связана с Россией, в том числе и экономически. Что можете сказать в этой связи?

-- Меня очень радует Армения своей любовью к старине, культуре и очень беспокоит сегодняшнее бездействие. Экономику Армении можно поднимать независимо от России, несмотря на всю зависимость от нее. От чего зависит сегодня экономика Армении? Только от импорта. Армения вообще перестала производить что-то свое, и что самое ужасное, курс национальной валюты, драма, такой, что не стимулирует производство на экспорт, а в основном ориентирован на импорт. Армения -- это несколько миллионов населения, причем талантливого, умного и трудолюбивого, которое может себя прекрасно прокормить, если создать дополнительные экономические стимулы, создать определенные экономические условия. К сожалению, пока в этом направлении ничего не сделано.

-- Вопрос системной ошибки?

-- И Россия, и Армения -- мы все заложники системы, в которой были столько лет. Как любая болезнь, любая зараза, это быстро не проходит. Мы находимся в плену наших неправильных представлений. Вся вертикаль власти построена в большинстве на людях, которые воспитывались в других условиях, при так называемом социализме, поэтому все меняется не сразу. Они приняли новые условия, но не достаточно.

Я давно говорю, что Армения является уникальной страной. Взять хотя бы ее отношения с Россией -- как они великолепно построены. А ведь именно на отношениях с Россией построил всю свою экономику Кипр и при этом прекрасно живет. Но сегодня Кипр плавно переходит на все правила игры с ЕС и таким образом перестанет быть оффшорной зоной. Почему Армения не может перехватить эту инициативу?

-

- Может из-за своих внешнеполитических проблем?

-- Нет-нет, для этого просто нужна хорошая юридическая база -- хорошее законодательство, банковская система и надежность.

-- Вроде гордятся нашей банковской системой, ее надежностью...

-- Да, она хорошо развивается, но недостаточно быстрыми темпами. Но в общем Армения, как финансовой центр, развивается очень неплохо: появились серьезные банки, меняется законодательство. Но с другой стороны, фискальная, налоговая политика, на мой взгляд, недостаточно эффективна. Ведь роль государства -- собирать деньги и направлять их на те наиболее перспективные отрасли, за которыми -- будущее. Я не уверен, что все это делается здесь в достаточной мере.

Вел беседу Карен Арзуманян

«Деловой Экспресс»

У каждого поступка есть два мотива, один который выглядит хорошо и другой, который в сущности настоящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эволюция систем налогообложения малого бизнеса в Армении

Налоговая система и МСП

Сфера малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из приоритетных направлений развития экономики Армении. По данным Национального центра развития МСП Армении, число субъектов МСП в общем количестве зарегистрированных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей на 1 января 2010 года составило порядка 97,7%. Удельный вес МСП в валовом внутреннем продукте страны за 2009 год составил 42,2%, а индекс развития МСП, рассчитываемый по методологии ООН как соотношение доходов на душу населения к ВВП, в 2009 году составил 404,7, увеличившись по сравнению с 2002 годом почти в 7 раз.

Важнейшим направлением государственной поддержки МСП, указанном в законе Республики Армения "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" от 05.12.2000 г., является осуществление благоприятной налоговой политики в отношении МСП. Одной из целей "Стратегической программы налогового администрирования РА на 2008-2011 гг.", утвержденной постановлением Правительства РА N 941 от 7.08.2008 г., является применение "мягкого" налогового администрирования в отношении малого бизнеса.

Льготы по налогу на прибыль

Развитие систем налогообложения малого бизнеса в Армении условно можно подразделить на три этапа. Первый этап охватывает период с 1993 по 1998 годы. Данный период характеризуется установлением для малых предприятий более низких, по сравнению с другими категориями налогоплательщиков, ставок налога на прибыль и применением налоговых "каникул" для вновь созданных предприятий. Так, законом РА "О налоге на прибыль" с 1993 года были введены дифференцированные ставки налогообложения прибыли -- от 12% для малых предприятий до 30% для банков, иных финансово-кредитных учреждений и крупных предприятий. С 1995 года вновь созданные предприятия в первые два года, следующие за государственной регистрацией, были полностью освобождены от уплаты налога на прибыль. Кроме того, налогооблагаемая база предприятий уменьшалась в размере суммы капитальных вложений, направляемых в техническое перевооружение и реконструкцию, расширение производства, освоение новой продукции и технологий.

Фиксированные платежи

Второй этап развития системы налогообложения малого бизнеса в Армении связан с применением альтернативных режимов налогообложения -- фиксированных платежей и упрощенного налога. С августа 1998 года в Армении, одной из первых на территории стран постсоветского пространства, была введена система фиксированных платежей. Хозяйствующие субъекты тех сфер деятельности, на которые распространилась данная система, вместо налога на прибыль (подоходного налога) и НДС обязаны платить фиксированную сумму, вне зависимости от результатов своей финансово-хозяйственной деятельности.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей система фиксированных платежей по сравнению с обычным режимом налогообложения оказалась выгодной, поскольку, с одной стороны, значительно сокращался перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, а с другой -- повышалась возможность планирования своей деятельности в обозримом будущем. К объектам, облагаемым фиксированным платежом, относились такие широко используемые в малом бизнесе виды деятельности, как торговая деятельность, осуществляемая через магазины, ларьки, павильоны с торговой площадью до 30 квадратных метров, деятельность в сфере общественного питания, автотранспортная деятельность, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, деятельность фотолабораторий, пунктов автотехобслуживания, организация компьютерных игр и другие.

Упрощенный налог

С июля 2000 г. и до конца 2008 г. в Армении действовала система упрощенного налога, который также заменял налог на прибыль (подоходный налог) и НДС. В целях признания плательщиком данного налога в законе РА "Об упрощенном налоге" от 05.06.2000 г. были установлены определенные критерии, основным из которых явилось ограничение оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг за предыдущий год на сумму 30 млн драмов, которая затем была повышена до 50 млн драмов. Ставки упрощенного налога были установлены к обороту по реализации. Так, для торговой деятельности, осуществляемой через магазины, ларьки, павильоны, ставка налога составила вначале 4%, а затем 3,5%, а для большинства других видов деятельности -- 4-7%, а впоследствии -- 5%.

Неплательщики НДС

Третий этап развития систем налогообложения для малого бизнеса связан с введением института "неплательщиков НДС", а также внедрением системы патентных платежей. С января 2009 года режим налогообложения малого бизнеса по сравнению с действующим на тот момент стал более "мягким". Важнейшим нововведение в налоговое законодательство РА явилось установление необлагаемого порога по НДС. Начиная с 2009 года лица, у которых в предыдущем календарном году облагаемый оборот по осуществленным сделкам не превышал 58,35 млн драмов, перестали считаться плательщиками НДС.

Такая высокая планка необлагаемого оборота по НДС является чуть ли не самой высокой среди европейских стран, а тем более среди стран региона. Так, налоговый порог для признания плательщиком НДС по налоговому кодексу Грузии составляет 100,0 тысяч лари (примерно 60,0 тыс.долларов США), а согласно налоговому кодексу Азербайджана -- сумму, эквивалентную примерно 26,0 тыс. долларов США.

Если ранее действующим законом не допускался зачет сумм НДС при оплате за наличный расчет, то с введением в действие законодательных поправок такой зачет уже стал возможным, что, в первую очередь, касалось субъектов малого бизнеса. Так, при оплате наличными уже могли зачитываться суммы НДС, выделенные в чеках контрольно-кассовых аппаратов и (или) кратких счет-фактурах, если сумма по данным сделкам (включая НДС) не превышала 300,0 тыс.драмов за каждую единовременную сделку и 3,0 млн драмов по всем таким сделкам в течение каждого месяца. С 60,0 млн драмов до 100,0 млн драмов была повышена планка величины выручки для признания ежемесячным плательщиком НДС.

Существенные нововведения были введены и по части прямых налогов. Так, с 2009 года неплательщики НДС, в отличие от плательщиков НДС, имеют возможность: а) полностью вычитать из валового (совокупного) дохода в году их осуществления расходы капитального характера, произведенные на основные средства (подобно текущим расходам); б) полностью вычитать из валового (совокупного) дохода расходы, по которым предусмотрены предельные размеры (нормируемые расходы), за исключением суточных и сумм возмещения при выполнении работ в полевых условиях; в) представлять по месту постановки на учет в налоговом органе лишь форму упрощенного расчета по налогу на прибыль, либо упрощенного расчета по подоходному налогу (вместо общеустановленных форм налоговых расчетов и финансовых отчетов). Для неплательщиков НДС была отменена система авансовых платежей по налогу на прибыль.

Субъекты малого бизнеса, имеющие до 5 человек наемного персонала, ныне представляют ежеквартальную (вместо ранее действовавшей ежемесячной) отчетность по платежам обязательного социального обеспечения.

Патентные платежи

Другой отличительной особенностью налоговой системы Армении явилось внедрение с 2009 года системы патентных платежей. Законом РА "О патентных платежах" от 26.12.2008 г. установлены отдельные виды предпринимательской деятельности, которые физические лица могут осуществлять без получения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если общая сумма оборота по реализации (валового дохода) по данным видам деятельности за предыдущий год не превысила 2,5 млн драмов. Данные лица, получив патент и уплатив патентный платеж, не обязаны вести какой-либо учет и представлять отчеты в налоговый орган.

Принимая во внимание тот факт, что с внедрением патентных платежей созданы неравные условия для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, имеющих незначительный оборот по реализации, возникла необходимость в распространении системы патентных платежей и на индивидуальных предпринимателей.

Проектом нового закона "О патентных платежах", уже принятого Национальным собранием РА в первом чтении, предполагается увеличить порог для признания плательщиком патентного платежа с 2,5 млн драмов до 6,0 млн драмов для всех физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и расширить число сфер деятельности, подпадающих под действие патентного платежа для индивидуальных предпринимателей. В результате принятия данного закона указанным индивидуальным предпринимателям будет предоставлена возможность вместо режима фиксированных платежей перейти на систему патентного платежа, что, на наш взгляд, будет способствовать созданию более благоприятных условий для малого бизнеса и сокращению затрат на налоговое администрирование.

Сурен Адамян, заместитель начальника управления

обслуживания налогоплательщиков

и налоговых процедур

Комитета государственных доходов

Армении, к.э.н., доцент

У каждого поступка есть два мотива, один который выглядит хорошо и другой, который в сущности настоящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

урра! наконец то!!! :thumbsup:

http://news.am/rus/news/37822.html

Правительство Армении упростило процедуры перевозки товаров путем международных почтовых и курьерских доставок

Правительство Армении упростило процедуры перевозки товаров через таможенную границу Армении путем международных почтовых и курьерских доставок физическими лицами. Слова «перевозимые путем международных перевозок без уплаты таможенной пошлины, не превышающие общий вес в 20 кг и таможенную стоимость в 50 тыс. драм» в постановлении правительства №4 от 8 января 2001 г. были заменены на «перевозимые путем международных почтовых и курьерских доставок». Таким образом, международные почтовые доставки освобождаются от таможенной пошлины, независимо от натуральной величины.

Это решение, несомненно, будет содействовать деятельности «Айпост».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

то есть вообще нет ограничений на ввоз посредством почтовых или курьерских доставок????

обсуждался вариант 50 кило и 150000 АМД...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я не в курсе - но это большой шаг - я как раз ремонт собираюсь делать - может сантехнику куплю через fedex :whistle:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Полагаю, что любое мнение должно быть основано на аргументах. Поэтому "тихо" дав ответ на иронию Zampano в этой теме (пост № 190), хотел бы продолжить для тех, кто сомневается. Как заметил выше Boris Birch «интерес есть и интерес приличный».

Артур Джавадян: Банковская система Армении занимает лидирующие позиции в регионе

PanARMENIAN.Net - «Сегодня мы все вместе основали всеармянскую сеть, которая, я убежден, будет служить укреплению связи Армения-Диаспора и эффективному развитию финансового рынка Армении», - сказал председатель Центрального банка Армении Артур Джавадян, выступая на первой всеармянской конференции банкиров и финансистов 18 октября в Ереване. По его словам, подобные конференции вдвое эффективны, так как, помимо профессионального интереса, у всех участников есть еще одна общая цель – это объединение знаний и опыта армян, разбросанных по всему миру, на пользу Родины.

«Только желания недостаточно, нужны комплексные и твердые шаги, направленные на предоставление качественных и надежных финансовых услуг для граждан Армении, а также на создание эффективных механизмов для внешнего мира с целью осуществления финансовых инвестиций в Армении», - добавил он. Как отметил главы ЦБ, усилия армянских финансистов должны быть направлены на предоставление более качественных услуг. По мнению Артура Джавадяна, маленькие страны, подобные Армении, могут конкурировать только в наукоемких сферах экономики, одной из которых является финансовый рынок. «Несмотря на многочисленные вызовы, мы можем сказать, что у нас есть стабильная, здоровая и эффективно контролируемая финансовая система. Согласно Докладу всемирной конкурентоспособности на 2010-2011 год, по показателям стабильности банковская система Армении занимает лидирующие позиции в регионе. Эта маленькая, но стабильная финансовая система может стать опорой в достижении наших целей», - подчеркнул он.

Организаторами мероприятия выступают Министерство диаспоры Армении, совместно с Центральным банком Армении и Союзом банков Армении. Целью конференции, в которой примет участие около 100 участников из 10 стран, является путем создания Всеармянского сообщества банкиров и финансистов способствовать активизации армянских специалистов в этой сфере.

/Panarmenian.net/

У каждого поступка есть два мотива, один который выглядит хорошо и другой, который в сущности настоящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

. Слова «перевозимые путем международных перевозок без уплаты таможенной пошлины, не превышающие общий вес в 20 кг и таможенную стоимость в 50 тыс. драм» в постановлении правительства №4 от 8 января 2001 г. были заменены на «перевозимые путем международных почтовых и курьерских доставок». Таким образом, международные почтовые доставки освобождаются от таможенной пошлины, независимо от натуральной величины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Надо создавать параллельную экономику"

Интервью с доктором экономических наук Кареном Адонцем

-- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в экономике Армении и шаги правительства по преодолению кризиса?

-- Оценка зависит от того, каким мы видим экономику Армении. Видим ли мы ее уже как сформировавшуюся по своим отраслям структуру, в которой развитие может происходить лишь по имеющимся отраслевым направлениям, или мы видим ее как неполную, половинчатую структуру, которая требует существенного и ускоренного обновления?

Если исходить из того, что формирование структуры в целом уже завершено, то тактику "защиты и преодоления", с точки зрения классических шагов, можно считать относительно правильной. За счет крупных вложений был покрыт дефицит валюты и сформирован дополнительный спрос, при этом старались меньше подвергать вложенные средства съеданию импортом, то есть вложить их в экспортирующие компании и строительство.

К сожалению, такая политика не имеет ничего общего с развитием. Вопрос в том, что делать дальше. Экономические объемы Армении должны увеличиться в несколько раз, чтобы хотя бы приблизиться к уровню среднего благосостояния. Сегодняшняя структура экономики не может обеспечить такое развитие. С политикой, которая проводится, мы будем карабкаться к этой низкой ступени развития не менее 50 лет. Потенциал развития наших отраслей, по мере расширения на рынках, постепенно замедлится. Освоение рынков для любого товара обычно проходит в три этапа: этап вхождения и быстрого расширения в освободившемся сегменте, этап медленного развития и этап удержания позиции, т.е. фактическое прекращение расширения. Есть объективные рыночные и технологические ограничения, и с этим следует считаться.

Мы должны предпринять шаги по масштабному развитию новых отраслей, иначе мы всегда с трепетом будем ждать очередного кризиса в мире, в России, в Иране, спада трансфертов, роста цен на газ, нефть, зерно, очередных сюрпризов погоды. Причин для спада может быть множество, у экономики должна быть многопрофильная защита и твердая основа для стабильного и ускоренного развития. В этом заключается наша главная задача сегодня, и именно в этом направлении необходимо вести политику, в том числе и по преодолению кризисных явлений.

-- Многие уверены, что без демократических преобразований и демонополизации экономики достичь каких-либо видимых результатов невозможно. Какие Вы видите пути преобразования армянской экономики?

-- Наша главная проблема кроется в постоянном ожидании. С чем сегодня связывается развитие экономики Армении? Восстановлением мировой экономики, укреплением экономики России, увеличением трансфертов, с реализацией масштабных инфраструктурных проектов и т.д. Множество внешних факторов определяют наше будущее. А где армянское общество, где его интеллектуальные и предпринимательские способности? Унизительно даже думать, что сегодняшнее состояние Армении -- это то, на что мы способны, на что способно армянство. Трудно вообразить, с каким пренебрежением и даже презрением мы относимся к собственным возможностям. Экономическую политику нужно строить на принципах "быстрого движения", а не на "ожиданиях".

Можно только сожалеть, что последующее развитие экономики Армении связывается с преодолением мирового экономического кризиса. Уверенно могу сказать, что мировая экономика долго не восстановит свои прежние масштабы развития. Это связано с тем, что происходящие события в мировой экономике нельзя назвать экономическим кризисом в классическом понимании. Кризис -- это спад экономики, связанный с резким дисбалансом спроса под воздействием перепроизводства или недопроизводства. Такой дисбаланс восстанавливается сбалансированием спроса и перегруппировкой ресурсов. Нынешний мировой кризис -- это результат разрушения огромного финансово-спекулятивного сектора, который генерировал масштабный спрос. Создатели этой махины, конечно же, не хотели ее разрушать. Она двигала мировую экономику вперед, поддерживала все сектора экономики -- от строительства до промышленности. И этот "спекулятивно-долговой генератор", двигающий всю мировую экономику, не остановился бы, если не два фактора. Во-первых, разрастание "энергетической дубинки" в виде взлетевших цен на энергоносители, приводящих к чрезмерной затратоемкости и инфляции. И второе -- усиление неподконтрольных Западу энергобогатых стран: Ирана, России, Венесуэлы и др. Сегодня на мировых рынках, конечно же, остается соблазн восстановления "спасительной пирамиды", но ограничивающие это стремление факторы не ослабли, и зарождающиеся "финансовые пузырьки" будут лопаться, по крайней мере, до тех пор, пока баррель нефти не будет стоить 20-25 долларов, что уже вряд ли возможно.

Что касается вопроса о том, что у нас не может быть экономического развития, пока не произойдет демократизация и демонополизация. Я кратко выскажу свое мнение без комментариев. Сегодня добиться демократии в общепринятом понимании, или демонополизации экономики в нашей стране, при сложившихся обстоятельствах, нереально. Более того, агрессивное движение в этом направлении приведет к катастрофическим последствиям и противостояниям. Экономика, смешанная с политикой, сегодня застряла внутри себя настолько плотно, что распутать этот клубок безболезненно невозможно. Мы не можем тратить время впустую. Нам нужно создать дополнительное экономическое пространство, не подверженное монополизации. Невозможно распутать затянутые узлы, если у вас нет пространства движения.

Необходимо расширить и переориентировать экономику на внешние рынки. Экспортную экономику невозможно монополизировать. Нам необходимо расширить и разнообразить внутренний рынок. Все дополнительные внутренние инвестиции, которые не расширяют внутренний рынок, а направляются лишь на расширение сфер деятельности крупных игроков, будут как лавина постепенно разрушать предпринимательскую инициативную среду.

Рано или поздно мы придем к осознанию бесперспективности и опасности нынешней политики и безальтернативности быстрых и масштабных структурных преобразований, с опорой, прежде всего, на предпринимательский и интеллектуальный ресурс собственного народа. Скажу больше, сегодня правительство чаще стало говорить о промышленной политике, о необходимости расширения экспорта, о создании многопрофильной экономики, о создании промышленных зон, о структурных преобразованиях и т.д. Раньше такого понимания не было. Да, есть нерешительность, медлительность, непрофессионализм, не проработаны механизмы и т.д., но есть осознание важности, этого тоже нельзя отрицать.

-- Согласитесь, сегодня многие говорят о необходимости структурных преобразований, даже можно полагать, что у нас и сегодня происходят структурные преобразования, чем-то они отличаются друг от друга?

-- Давайте в общих чертах рассмотрим, что собой представляет структурное преобразование. Есть четыре основных направления. Первое -- технологическое преобразование. Второе -- создание новых отраслевых направлений. Третье -- расширение в сторону экспорта, и четвертое -- расширение в сторону внутреннего рынка. Возникает вопрос, по каким из этих четырех направлений есть ощутимый прогресс в нашей экономике? Осуществляется ли у нас масштабная модернизация, создаются у нас новые отраслевые направления, есть ли у нас системная, целевая политика в области экспорта? Объективно -- нет. Что касается расширения на внутреннем рынке, то без первых трех направлений это в большей мере приведет лишь к усилению монополизации экономики и внутреннему перераспределению доходов и в меньшей степени -- импортозамещению. Вот когда системные шаги будут осуществлены во всех четырех направлениях комплексно и интенсивно, то тогда можно говорить о политике структурных преобразований.

Возьмите последние финансовые проблемы Греции, Португалии и Испании. Что там происходит? Бюджетный кризис и проблема занятости? Верно, а в чем причина? А причина в структурном кризисе. Смотрите, все названные страны имеют крупные, в масштабах всей Европы и даже мирового рынка в целом, отрасли перерабатывающей и легкой промышленности, также и строительства. Однако эти страны не производят или почти не производят оборудования для собственных крупных отраслей, а покупают их в Германии, в Италии, во Франции и т.д. У них было больше шансов производить и экспортировать оборудование для этих отраслей, имея собственные крупные рынки реализации. Перерабатывающая промышленность, легкая промышленность и строительство в этих странах в прошлом году пережили значительный спад из-за мирового кризиса. Однако, например, рынок оборудования и технологий для этих отраслей в определенной степени удержался, его заняли Турция, Китай и другие развивающиеся страны. Теперь Германия, Италия и Франция продают машиностроительную продукцию развивающимся странам, поддерживая собственную экономику, а Греция, Португалия и Испания еще долго останутся с туманной перспективой. Почему так произошло? Потому что 15-20 лет назад, когда мировая экономика набирала обороты, кто-то наверняка сказал, что в единой Европе должна быть отраслевая специализация, Германия производит оборудование, а Греция развивает перерабатывающую и легкую промышленность. То же самое произошло и у нас. Кто-то решил, что в Армении целесообразно развивать только лишь традиционные отрасли. А какие у нас традиционные отрасли? Перерабатывающая промышленность, ювелирное производство, туризм? И все? И как мы собираемся на этой основе создавать сильную экономику?

-- Можно предпринять какие-то шаги, которые в течение короткого времени могут радикально изменить ситуацию в экономике к лучшему?

-- Я уверен, что да. Но, прежде всего, не надо дергать постоянно ту экономическую среду, которую мы имеем. Всем понятны сегодняшние проблемы. Даже невооруженным глазом видно, что армянская экономика сверхмонополизирована, ориентирована на импорт, есть масса других проблем, но постоянно и эмоционально говоря о них, мы не изменим ситуацию.

Наша главная задача должна заключаться в создании новой, параллельной, здоровой, экспортоориентированной, многопрофильной промышленной структуры. И это не призвано стать альтернативой проводимой экономической политике. Все компоненты сегодняшней политики, такие как региональные инфраструктурные и энергетические проекты, развитие приоритетных отраслей, преобразования в налоговой сфере, изменения в области управления и другие, безусловно, важны и не создают противоречия с предлагаемой концепцией, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Локомотивом структурных преобразований экономики может и должна стать только промышленность, расширение же сферы услуг и строительства -- это в основном производное от последнего.

Я попробую еще раз вкратце описать концепцию структурного расширения промышленности, где надеюсь, четко видны и цели, и требуемые шаги. Эта концепция должна быть реализована комплексно, все шаги должны быть взаимосвязаны и согласованы. Понятно, что здесь задача состоит в существенном увеличении числа экспортоориентированных компаний.

Для этого необходимо системно осуществлять политику в двух направлениях. Первое направление -- это расширение структуры промышленности на основе прямого выхода на действующие рынки, используя национальные и экономические стимуляторы. Что это означает?

Можем ли мы сегодня создавать большое число разнопрофильных предприятий с ориентиром на внутренний рынок? Разумеется, нет. Он мал и слаборазвит. Понятно, что мы будем вынуждены расширяться в сторону внешних рынков.

Могут предприниматели Армении осуществить эту задачу? По части действующих направлений, безусловно, да, если, конечно, будет соответствующая, грамотно построенная поддержка. Однако по новым направлениям это крайне затруднительно. Это, безусловно, не связано с предприимчивостью или отсутствием средств. Проблема, помимо прочего, заключается в том, что мировые рынки, по большому счету, уже сформированы, и чтобы создать новый продукт, проникать на рынки и зацепиться в нише, если получится, понадобится не менее 3-5 лет кропотливой работы. Однако следует учесть, что 10-15 лет назад спрос на мировых рынках опережал предложение, и периодически открывались пространства для новых игроков. Сегодня же производственные и распределительные возможности участников рынков значительно превышают динамику спроса, они при необходимости могут мгновенно отреагировать на любое изменение спроса, закрывая тем самим все проходы для проникновения новых игроков.

Кто рискнет в этих условиях делать инвестиции и вкладывать деньги в неопределенность? Единицы. Тогда у нас остаются два пути -- стимулировать тех, у кого есть эти рынки, и делать все, чтобы у них возникла заинтересованность и они начали создавать предприятия в Армении. И второе -- самим стать крупным участником на рынках распределения, выявлять рынки и создавать инвестиционные проекты для армянских предпринимателей. Что подразумевает привлекать инвесторов для создания новых отраслевых направлений. Это, прежде всего, означает, что для них будут созданы особые условия, при которых организация производства новой экспортной продукции станет объективно выгодна. Можем ли мы создать такие условия в масштабах всей экономики, без соответствующего контроля и координации? Естественно, нет. Иначе мы создадим экономическую неразбериху. Новые предприятия должны быть расположены в конкретных территориальных делениях и находится под жестким мониторингом.

-- В чем смысл выделения новых территорий под промышленные предприятия, если у нас и так множество простаивающих предприятий? Нельзя ли вести общую структурную политику по перезапуску этих предприятий?

-- Промышленные территории или промышленные зоны, конечно же, целесообразно сосредоточить с охватом, если это возможно, прежних промышленных районов и ныне простаивающих бывших предприятий с использованием уже созданной инфраструктуры. Но в целом они должны быть едиными комплексами, учитывая особые условия их функционирования. В чем они заключаются? Во-первых, должны четко контролироваться экспорт и внутренняя реализация, во-вторых, необходимо вести постоянный мониторинг качества использования, предоставленного в кредит оборудования, в-третьих, на их базе должны разрабатываться системные, связывающие предприятия, в-четвертых, они призваны стать основой экономического развития регионов, и в-пятых, такая система более эффективна по управлению и по затратам.

Что касается незадействованных предприятий, то реализация данной концепции сформирует дополнительный спрос на промежуточную промышленную продукцию, а также появятся новые технологические возможности, что значительно облегчит задачу перезапуска прежних или на их основе перепрофилированных предприятий.

-- Чем должно стимулировать правительство инвесторов, чтобы те начали открывать новые предприятия в промышленных зонах?

-- Здесь, необходимо отметить два момента. Во-первых, сосредоточение новых предприятий в промышленных зонах должно происходить с определенной специализацией, а также с учетом традиционных, инфраструктурных и других особенностей регионов. Например, в Гюмри и в Чаренцаване целесообразно расположить машиностроительные и текстильные промзоны, в Сюнике -- химическую, учитывая близость к Ирану, в Котайкском марзе -- электронную и т.д.

Во-вторых, правительство, должно подготовить инвестиционные предложения по определенным группам продукции, по которым и предполагается стимулировать создание новых предприятий. Повторяю, инвестиционные предложения, а не проекты или бизнес-планы, а именно предложения по товарной направленности. Чтобы не создавать на рынке неравных условий и предпосылок дробления уже функционирующих предприятий, важно учесть, что предлагаемый товарный ряд не должен повторять уже успешно производимую и экспортируемую продукцию. Это относится, например, к продукции перерабатывающей промышленности.

В этих предложениях должны быть зафиксированы четыре базовых стимулятора. Первый -- промышленные территории и соответствующие сооружения предоставляются в аренду на пять лет бесплатно. Второй -- предприятия промышленных зон на пять лет освобождаются от налога на прибыль от экспортных продаж (НДС они и так не оплачивают). При реализации продукции на внутреннем рынке они должны платить НДС на общих основаниях, а налог на прибыль, чтобы не создавать волокиту в расчетах, должен быть рассчитан фиксированным процентом от объема внутренних продаж на уровне, поддерживающем здоровую конкуренцию на внутреннем рынке. Третий -- правительство предоставляет льготный технологический кредит в виде современного оборудования, доля которого может достичь до половины сделанных стартовых инвестиций, а для регионов этот процент может быть и выше. При расчете технологического кредита НДС не должен учитываться. Четвертый -- правительство гарантирует стабильную транспортировку грузов по доступным тарифам, в том числе сборных грузов небольшими партиями с прикрепленным договором и с четкими гарантиями со стороны транспортной компании, являющейся оператором данной части проекта.

Выявление потенциальных инвесторов необходимо осуществить в следующих основных направлениях.

Прежде всего, это целевая работа по привлечению распределительных компаний, в том числе региональных оптово-дистрибьюторских, к производству соответствующей продукции в Армении, являющейся частью их продуктового ряда. Проще говоря, предпринимателей, имеющих внешний рынок реализации данной продукции. Естественно, что упор здесь будет сделан на предпринимателей диаспоры и Армении, но участие иностранных предпринимателей имеет не менее важное значение. И здесь задача правительства или представительного органа заключается в том, чтобы убедить и привлечь потенциальных инвесторов к реализации конкретных бизнес-проектов. Пусть эти проекты будут небольшими, а они в принципе и будут небольшими, но они крайне необходимы для формирования многопрофильной и высокотехнологичной промышленной основы. При этом ожидания налоговых поступлений непосредственно от этих проектов, образно говоря, должны быть равны нулю. Рост налоговых поступлений можно ожидать от затратной и инвестиционной части, формирующих дополнительный спрос. Главный критерий успеха заключается в том, чтобы ожидаемые бизнес-проекты были реализованы.

Важна также организация отраслевых конференций в Армении с участием потенциальных инвесторов, интенсивные встречи представителей правительства с потенциальными инвесторами на местах, в средних и крупных армянонаселенных регионах.

Количество формированных промышленных зон с соответствующими экспортоориентированными предприятиями будет определять успех данной программы. Правительство должно быть готово направить на технологическое кредитование не менее 250-300 млн долларов в год.

Однако не следует на этом останавливаться. Важно параллельно задействовать и второе направление расширения структуры промышленности, на основе мобилизации потенциальных инвесторов и формирования рынков реализации. Для этого необходимо создать в крупных регионах три финансово-торговые группы: в Европе, в США и в России. В структуру каждой из этих групп должны входить банк, транспортная компания и сильная структура маркетинга с сетью дистрибьюторских центров. Система задач этих групп должна включать следующие направления.

Первое -- выявить и мобилизовать вокруг себя предпринимательский и финансовый потенциал армянских предпринимателей. Здесь, конечно же, речи не может быть о мобилизации капитала, этого делать нельзя и невозможно. Задача заключается в привлечении армянского бизнеса более эффективным функционированием как в области финансовой, так и в торгово-дистрибьюторской сфере.

Второе -- на основе более четкой оценки рынков, имея торгово-дистрибьюторские возможности, разработать новые бизнес-проекты с привлечением армянских и иностранных предпринимателей и стимулировать реализацию этих проектов в Армении.

Третье -- финансово-торговые группы, укрепляя свои дистрибьюторские возможности, должны существенно расширить и развить рынки для уже производимых армянских товаров.

-- На каких принципах должна функционировать торгово-финансовая группа, не является ли создание Всеармянского банка прототипом этой идеи?

-- Торгово-финансовые группы должны действовать на общих принципах, в рамках законодательства, принятых в странах их дислокации. Здесь я не вижу особых проблем. Что касается Всеармянского банка, то мне эффективность этой идеи не совсем понятна. Зачем открывать новый банк с участием государства, с громким названием и создавать определенную нервозность на этом рынке? Исходя из заявлений про функции Всеармянского банка, становится ясно, что это не совсем банк. Если это инвестиционный фонд, то его надо называть инвестиционным фондом. В любом случае, если он поможет привлечь дополнительные ресурсы в экономику, то идею можно только приветствовать.

-- Вы называете большие вложения для Армении, 250-300 млн долларов в год, на технологическое кредитование, наверняка определенная сумма должна быть потрачена и на создание, поддержание торгово-финансовых групп. Есть ли у Армении такие возможности?

-- Во-первых, все вышесказанное -- это ответ на вопрос, какие дополнительные шаги следует предпринять, чтобы за короткий срок радикально изменить ситуацию в экономике к лучшему. И это то, что мы должны делать немедля и как минимум. Во-вторых, всем, безусловно, известно, сколько финансовых средств Армения заняла у России и из других источников за последние два года. Их накопилось, если не ошибаюсь, более одного миллиарда долларов. Если бы эти средства были бы использованы по той схеме, о которой мы говорим, то в течение 3-4 лет можно было бы создать не менее 3 тысяч экспортных компаний со средним стартовым капиталом 500-700 тыс.долларов, привлечь более одного миллиарда дополнительных инвестиции, иметь разветвленный, многопрофильный современный парк оборудования на такую же сумму, не считая дополнительные вложения для устойчивого функционирования этих компаний. Вы можете легко посчитать это сами. А на что тратит правительство эти деньги сегодня? На возведение зданий и сооружений, решение социальных проблем, кредитование сырьевых компаний, малых и средних предприятий, хранит в стабилизационном фонде? Кто-то может указать конкретно, какой потенциал развития мы создали? А ведь это немалые деньги, и я могу полагать, что через несколько лет мы и следов этих денег не увидим.

-- Как может воспринимать олигархическая система эту концепцию, ведь если она будет реализована, это наверняка приведет к ослаблению ее позиций?

-- Суть данной программы заключается в единении наших возможностей. Роль крупных предпринимателей в ее реализации чрезвычайно высока, и если мы будем искать противоречия, тем более их усиливать, то мы проиграем. Да, с реализацией этой концепции монопольные позиции на рынке, безусловно, ослабнут, но откроются новые перспективы как для крупных компаний, так и для начинающих предпринимателей. Я бы посоветовал глубоко вникнуть в суть предлагаемых шагов, понять, какие перспективы она раскрывает и насколько важно для ее реализации доверие, согласие и стабильность.

-- Какова стратегия демонополизации экономики, исходя из указанной концепции?

-- Говоря о монополизации в экономике Армении, многие видят лишь коррупционную составляющую, не обращая особого внимания на экономические предпосылки, такие как малые размеры рынков и отсутствие отечественной продукции. Коррупционную составляющую можно легко устранить, если у нас изменятся экономические предпосылки. Однако без изменения последних демонополизация крайне затруднительна, более того -- она вряд ли приведет к ожидаемым корректировкам цен из-за возможного роста удельных затрат по приобретению и транспортировке меньших объемов отдельных видов импортируемой продукции.

Предложенная концепция, помимо структурного расширения, имеет и определенные общеэкономические цели, создающие условия для последовательной демонополизации экономики. Причем не только посредством роста доходов и расширения потребительского рынка. Экспортным компаниям разных отраслей придется приобретать большой объем многопрофильной техники, сырья и промежуточной продукции, создавая разные рынки промышленной продукции, которые крайне сложно монополизировать. И несмотря на то, что эти компании будут ориентированы на экспорт, они, безусловно, покроют небольшие сегменты внутреннего рынка, создавая здесь конкуренцию с импортом.

Кроме этого, важная роль отводится правильной антимонопольной политике. Необходимо последовательно сокращать максимальную долю отдельных участников на рынке, высвобождая тем самим пространство для новых игроков. При этом важно проследить, чтобы продукция новых участников не уступала существующей как по качеству, так и по ценам.

-- Как отнесутся к предлагаемой концепции международные финансовые организации, ведь речь идет о дополнительных льготах новым промышленным предприятиям?

-- Не вижу здесь никаких преград. Все нынешние рекомендации международных финансовых и экономических организаций созвучны с целями, указанными в данной концепции. Вопрос в том, как их реализовать. Здесь мы не ставим дискриминационных преград ни для инвесторов, ни для внешних экспортеров. Сегодня нет смысла выходить на рынки с нижними ценовыми сегментами, так что нет места для упрека по поводу демпинга ценами. Что касается временной государственной поддержки, то без этого никакая страна не обходится при развитии собственной промышленности, тем более при формировании новых отраслей.

Armenia Today

У каждого поступка есть два мотива, один который выглядит хорошо и другой, который в сущности настоящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все правильно сказано. Хорошие идеи. Но не сочетаются в армянской действительности поддержка экспорта и не затрагивание интересов импортеров. Для всего этого нужная политическая воля которой нет :sad:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Надо создавать параллельную экономику"

Интервью с доктором экономических наук Кареном Адонцем

-- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в экономике Армении и шаги правительства по преодолению кризиса?

экономики должна быть многопрофильная защита и твердая основа для стабильного и ускоренного развития

Экономическую политику нужно строить на принципах "быстрого движения", а не на "ожиданиях".

Нам нужно создать дополнительное экономическое пространство, не подверженное монополизации. Невозможно распутать затянутые узлы, если у вас нет пространства движения.

Наша главная задача должна заключаться в создании новой, параллельной, здоровой, экспортоориентированной, многопрофильной промышленной структуры

Необходимо расширить и переориентировать экономику на внешние рынки. Экспортную экономику невозможно монополизировать. Нам необходимо расширить и разнообразить внутренний рынок.

Локомотивом структурных преобразований экономики может и должна стать только промышленность, расширение же сферы услуг и строительства -- это в основном производное от последнего.

Тогда у нас остаются два пути -- стимулировать тех, у кого есть эти рынки, и делать все, чтобы у них возникла заинтересованность и они начали создавать предприятия в Армении. И второе -- самим стать крупным участником на рынках распределения, выявлять рынки и создавать инвестиционные проекты для армянских предпринимателей.

Что касается вопроса о том, что у нас не может быть экономического развития, пока не произойдет демократизация и демонополизация. Я кратко выскажу свое мнение без комментариев. Сегодня добиться демократии в общепринятом понимании, или демонополизации экономики в нашей стране, при сложившихся обстоятельствах, нереально

Armenia Today

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я вывел чёрным главный фактор успеха это ....упор на....промышленность тут сложно не согласится .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президенты НКР и Армении встретились с российскими предпринимателями и меценатами

serj-3.jpgПрезидент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян и президент Республики Армения Серж Саргсян с российскими предпринимателями и благотворителями армянского происхождения. Иллюстрация: president.am

В рамках предстоящего телемарафона Всеармянского фонда "Айастан" президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян и президент Республики Армения Серж Саргсян 16 ноября в Москве провели встречу с российскими предпринимателями и благотворителями армянского происхождения.

Как сообщили ИА REGNUM Новости в Главном информационном управлении аппарата Президента НКР, Бако Саакян отметил важную роль наших соотечественников из России в развитии НКР, подчеркнув, что и в этот раз ожидает их действенного участия в решении важнейшей для Арцаха проблемы - вопроса питьевой воды. По словам Бако Саакяна, этот вопрос имеет политическое, экономическое и социальное значение и его решение окажет огромное содействие укреплению и развитию НКР.

На мероприятии присутствовали государственные, общественно-политические деятели Российской Федерации, представители армянской общины, высокопоставленные лица Армении и НКР

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президент Армении посетил армяно-германскую компанию

Президент Армении Серж Саргсян посетил учрежденное в Ереване предприятие по производству аккумуляторов армяно-германской компании «Элбат».

Основной сферой деятельности оснащенного самым современным европейским оборудованием и технологиями ЗАО «Элбат» является производство свинцово-кислотных стартерных аккумуляторов, а также их гарантийное и постгарантийное обслуживание в период эксплуатации.

После церемонии открытия фабрики, глава Республики совершил экскурсию по цехам предприятия, ознакомился с производственным процессом, с программами компании «Элбат». По заверению руководителей предприятия, приобретенные у ряда европейских и американских компаний приборы, оборудование и технологии обеспечивают высокое качество производимых аккумуляторов, во всех производственных процессах сводят до минимума фактор человеческого вмешательства, с целью контроля над качеством действуют лаборатории, оснащенные современным компьютерным оборудованием. Отмечено также, что в случае работы на полную мощность, компания сможет не только полностью удовлетворить потребности Армении, но и частично покрыть спрос на стартерные аккумуляторы соседних государств.

Изменено пользователем kinokenti (история изменений)

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Фаина Раневская
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 271 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    274 гостя
    1 анонимный
    Warsag luc Elchin_ Rubik OLD MEN operit
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...