Перейти к публикации

АРМЯНСКИЙ ПРАЗДНИК


Ширванзаде

Рекомендованные сообщения

АРМЯНСКИЙ ПРАЗДНИК: СМЕСЬ ЯЗЫЧЕСТВА И НАЦИОНАЛИЗМА

Онник Крикорян

Фоторепортаж

Традиции в Закавказье очень сильны. В отмечаемом в июле древнеармянском празднике Вардавар группа армян видит возможность вернуться во времена языческого прошлого Армении и укрепить национальное самосознание.

Армения приняла христианство в качестве государственной религии в 301 году нашей эры, ее языческие храмы были разрушены или превращены в христианские. Для большинства жителей Армении эта дата представляет собой поворотный пункт в истории страны, который впоследствии отдалит Армению от ее мусульманских соседей в Иране, Азербайджане и Турции.

Но каждый год в единственном сохранившемся языческом храме Армении в Гарни, что в 32 километрах к востоку от Еревана, собираются несколько сот армян, чтобы отпраздновать Вардавар – праздник, по их мнению, восходящий корнями к истинной религии армян. Он является, пожалуй, любимейшим из всех традиционных и религиозных праздников в армянском календаре, когда молодежь и взрослые с упоением поливают водой незадачливых прохожих.

Ныне этот праздник включен в христианский календарь, но исторически его связывали с Астхик – армянской богиней воды, красоты, любви и плодородия. Название праздника происходит от армянского слова "вард", что означает "роза". Изначально люди, праздновавшие Вардавар, приносили Астхик в дар розы и кропили друг друга водой, либо собирались на праздник у воды в надежде, что, когда придет время, богиня позаботится о дожде для хорошего урожая.

Теперь обновленный праздник символизирует Преображение Господне и отмечается Армянской Апостольской Церковью на 98 день после Пасхи.

В Гарни языческие жрецы поместили жертвенные ножи на огонь, а лепестки роз – в глиняные кувшины с водой, а потом начали зачитывать вслух отрывки из "Ухтагира" – собрания дохристианских преданий и легенд о языческих богах Армении. Книга принадлежит перу Слака Какосяна, основателя одной из главных языческих общин Армении. Основанная в 1990 году, община насчитывает сегодня – по собственным ее оценкам – свыше тысячи последователей.

В их действах в равной степени присутствует национализм и язычество. "Мы язычники, – говорит 43-летний Зограб Петросян, преемник Какосяна. – Мы армяне, но мы не знаем, какова наша истинная религия. Просто зажечь свечку в церкви и носить на груди крест – не значит быть христианином. Я являюсь членом этой организации в течение десяти лет, но, будучи армянином, я язычник со дня своего рождения".

Одной из самых заметных фигур, присутствовавших на празднике Вардавар в Гарни, был Армен Аветисян – лидер ультранационалистического "Армяно-арийского ордена", в 2005 году приговоренный к 3 годам тюремного заключения условно за разжигание национальной ненависти по отношению к евреям. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Аветисян и его последователи носят черные футболки с изображением Гарегина Нжде – армянского национального героя, жившего в 1886-1955 гг. Он был искусным военачальником, боровшимся с большевизмом, и автором философии, сочетающей религиозные а националистические черты. Его идеи оказали влияние на формирование политических платформ современных партий, включая правящую Республиканскую партию Армении и ее младшего партнера по коалиции, Армянскую революционную федерацию "Дашнакцутюн".

До недавнего времени многие из тех, кто участвовал в языческих праздниках, принадлежали к республиканской партии, но теперь к их рядам начинают присоединяться и представители других партий. В этом году, например, помимо членов "Армяно-арийского ордена", на празднике присутствовали и другие люди, большинство из которых отрекомендовались членами Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн".

Появление ультранационалистов, однако, посеяло в определенных кругах опасения, что языческое движение может скатиться на ультраправые позиции. Армянские язычники не разделяют подобных страхов. Многие на празднике в Гарни заявляли, что политика их не интересует. Роберт Гарабедян, астрофизик из Германии и армянин по национальности, принял язычество в Гарни. В интервью EurasiaNet Гарабедян сказал, что для него празднование Вардавара в этом храме имеет скорее личное, нежели политическое значение. "Я – последователь зороастризма, христианства и буддизма, а теперь хочу принять религию, в которую верили мои [армянские] предки", – сказал он.

Обычно поиски смысла теряются за шумом и гамом детей, поливающих водой пешеходов и автолюбителей. Тем не менее, армянским язычникам может прийтись по душе то обстоятельство, что по окончании праздника 15 июля в Армении неожиданно хлынули проливные дожди. Но дожди шли все последующие дни напролет, так что оставалось лишь гадать: может, Астхик на самом деле и не слышала никого?

........................................................................................................................

См. фоторепортаж.

http://www.eurasianet.org/russian/departme...v072707ru.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 41
  • Создано
  • Последний ответ
  • 5 месяцев спустя...

Книга Какосяна, она конечно же древнее и искомее…

Вот только молиться вам надо учиться, “заблудшие вы мои”,

Учитесь: Աշեմ վոհու վահիշտեմ աստի

Ուշտա աստի ուշտա ահմայ

Յաթ աշայ վահիշտայ աշեմ:

Կարելի է նաև առանց միջանկյալ փուլերի`

Allahu akbar ! Վերջին արտահայտությունը, Հայոց գրերը հարգելու պատճառով, գրի առա օտար գրչությամբ:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

:shljapa: ЗДРАВСТВУЙТЕ ! :shljapa:

Кому завидно , что армяне умеют делать себе праздники :up:

Устройте нам тоже, посмотрим на что вы способны... :sharik:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Воин-полководец, покровитель влюбленных.

Святой Саркис – один из наиболее почитаемых святых Армянской Апостольской Церкви. Пожалуй, нет в Стране Армянской уголка, в котором не была бы возведена церковь, посвященная святому Саркису. Ему молятся и просят о содействии и покровительстве влюбленные, ему же молятся воины, идущие в бой, родители и возлюбленные защитников Отечества. Ибо святой Саркис при земной жизни своей был удачливым, мужественным и мудрым полководцем, не знавшим на ратном поле горечи поражения. И вновь в армянской традиции причудливо сплелись любовь и воинское искусство, я бы даже сказал: любовь земная и высочайшее чувство патриотизма.

Мы нередко критикуем современную деятельность Армянской Апостольской Церкви, и, надо сказать, не всегда несправедливо. Вместе с тем, мы должны признать, что наша Церковь за 17 веков присутствия в армянской действительности создала удивительно глубокую философию, направленную на сохранение армянской нации, воспитание патриотизма среди населения Армении. Святой Саркис – одно из убедительных тому подтверждений.

Он, как уже было сказано, был бесстрашным полководцем, неизменно побеждавшим врагом на поле боя. Вместе с тем святой Саркис обладал удивительно большим и нежным сердцем, способным на искреннюю верную любовь. Нам всем известна легендарная история спасения святого Саркиса от козней злого и бессердечного короля, ревновавшего славе полководца. Все воины небольшого отряда святого Саркиса были убиты во сне руками королевских одалисок, и лишь сам Святой спасся благодаря великой любви. Его спасение было благом для человечества, так как впоследствии святой Саркис бесчисленное множество раз оказывал покровительство истинно любящим сердцам.

Итак, покровитель влюбленных и воин-полководец. Согласитесь, более чем символично для армянского народа. Без истинной любви, в том числе и любви к Родине, нельзя брать в руки оружие, невозможно быть причисленным к рядам защитников Отечества. Оружие без любви – это смерть и разрушения. Напротив, оружие, поднятое во имя любви, это – животворящая сила, направленная на создание истинного армянского очага. Очага, как в общенациональном смысле, так и в смысле семейном. Ибо без любви никакой очаг не способен существовать. Даже самый лучший дворец в мире, обставленный роскошью и преисполненный достатка, без любви – всего лишь холодные мраморные стены.

Обратитесь к биографии наших прославленных полководцев, фидаи, воинов–освободителей. Сколько любви и патриотизма было в их сердцах! И сколько бесстрашия. Им придавала мужества, их окрыляла любовь. Наш прославленный фидаи, Сероб Ахпюр, был прозван Ахпюром (Родником) именно потому, что к источнику его неиссякаемой любви к Родине мог припасть каждый страждущий. Но Сероб Ахпюр, легендарный герой, был также любящим мужчиной, ради любви своей нарушившим кредо фидаина и приведшим в отряд свою любимую жену – Сосе и своих сыновей. Стоит ли удивляться тому, что со временем Сосе сама стала известным фидаином, своими отвагой и бесстрашием неизменно наводящим ужас на врага? И стоит ли удивляться тому, что Сосе, полюбившая фидаинов материнской любовью, вошла в историю Армянского национального движения как Сосе Майрик (Матушка)?

Сегодня, в День святого Саркиса многочисленные армянские церкви, посвященные этому Святому, переполнены. Идет праздничная литургия. Литургия, посвященная влюбленным. Молодые люди, парами и в одиночку, приходят в церковь за благословением. Пары крепко держатся за руки, словно обещая любимому Святому и друг другу вечно хранить свою любовь. «Одиночки» чаще всего молятся: «Коленопреклоненно прошу тебя, святой Саркис, укрепи мою любовь и любовь. Укрепи любовь моей возлюбленного (моего возлюбленной), придай ему веры, силы и мужества».

Особенно нужна эта молитва любящих сердец нашим ребятам, которые сегодня бдят на границе, охраняют покой и мир в наших государствах. Помните, милые девушки, ваша любовь способна преодолеть все преграды, тысячекратно умножить силы ваших любимых, отвести от него вражескую пулю. Ваша любовь, это залог крепкой армянской семьи, нашей общенациональной победы, могущества армянских государств.

С именем святого Саркиса связан еще один милый народный обычай. Молодые люди, еще не успевшие встретиться со своей любовью, в ночь перед Днем святого Саркиса съедают сильно соленое печеное. Повезет тому, кто увидит во сне человека, подающего ему воду. Ибо именно этому человеку суждено стать его любовью, именно с этим человеком посчастливится ему создать крепкий семейный союз.

Такой уж армянский народ: породивший одну огромную любовь, которой всегда хватало и на Родину и на семью. Так, с любовью по жизни, мы прошли тысячелетия.

автор - Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН.

http://www.voskanapat.info/news/voin_polkovodec_pokrovitel_vljublennykh/2010-01-30-278

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Поздравляю с наступающим Навасардом всех армян!

Сегодня разжог Hur вместе с сыновьями и супругой.

Ребята попросили перепрыгнуть hur - я позволил предворительно совершив матах и хвалу.

С Навасардом всех!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поздравляю с наступающим Навасардом всех армян!

Сегодня разжог Hur вместе с сыновьями и супругой.

Ребята попросили перепрыгнуть hur - я позволил предворительно совершив матах и хвалу.

С Навасардом всех!

Ардзан,а Навасард разве не 21-ого? Расскажи про  традиции проведении Навасарда. Я вот всегда отмечаю  Навасард с друзьями 21-ого марта-утуш хмуш в Хосрове с обязательными кенацами наших предков,обычай и конечно с Новым годом :rolleyes:

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А 21-го жэ новруз у закавтузиков это выходит что новруз и навасард один и тот жэ праздник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А 21-го жэ новруз у закавтузиков это выходит что новруз и навасард один и тот жэ праздник.

Новруз большой праздник и у персов(видимо и у всех мусульман).Просто ислам  приватизировал и переделал  дохристианский переднеазиатский  праздник под себя,как наша церковь переделала  наш Трндез,Вардавар и тд. 

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

блин, я думала Ширванзаде вернулся(

п.с. есем

блин, я думал Funky вернулся(

п.с. инкна

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ардзан,а Навасард разве не 21-ого? Расскажи про традиции проведении Навасарда. Я вот всегда отмечаю Навасард с друзьями 21-ого марта-утуш хмуш в Хосрове с обязательными кенацами наших предков,обычай и конечно с Новым годом
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Новруз большой праздник и у персов(видимо и у всех мусульман).Просто ислам приватизировал и переделал дохристианский переднеазиатский праздник под себя,как наша церковь переделала наш Трндез,Вардавар и тд.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 2 анонимных, 409 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    409 гостей
    2 анонимных
    stephanie S Ara55 Elchin_ luc АРТЕМ Rubik Monica B. lord17
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...