Перейти к публикации

Талант переоценивается!


cartesius

Рекомендованные сообщения

Джефф Колвин «Талант переоценивается: Что на самом деле отделяет мир выдающихся людей от всех остальных» или в официальном переводе «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» (Geoff Colvin «Talent Is Overrated: What Really Separates World-Class Performers from Everybody Else»).

http://anoushe.livejournal.com/177893.html

Автор по профессии журналист. Несмотря на это он, как мне кажется, качественно пересказывает результаты множества исследований, которые пытаются ответить на вопрос «Что делает самых выдающихся людей в различных областях деятельности настолько успешными». Это любопытно не только из-за того, что просто любопытно, а, главным образом, потому, что рецепты их успеха могут помочь улучшить наши собственные результаты. Даже если мы не готовы жизнь положить на достижение мировой славы и конкурентоспособности, кое-что мы все равно можем.

И это, знаете ли, вдохновляет. На протяжении всей книги автор по поводу разных тем говорит о том, что в оппозиции nature versus nurture первое играет гораздо меньшую роль, чем принято считать. Конечно, никто на данном этапе развития науки пока не может сказать, что именно закладывается генетически. Но уже сейчас факты говорят (кричат даже), что массу всего, что в конце концов приводит человека к успеху, можно приобрести самостоятельно или с чьей-то помощью. А не сидеть на попе ровно, оправдываясь отсутствием врожденных талантов.

Хотя в прошлый раз я собиралась начать уже наконец работать над «сестрой таланта», у меня ничего не вышло. Поэтому пересказ этой книги будет в нескольких частях.

Итак.

Почему и за счет чего некоторые люди достигают ошеломительных успехов, а все остальные, в лучшем случае, топчутся на отметке ОК? Одно объяснение – тяжкий труд и опыт, второе – врожденный талант. Ни то, ни другое, по мнению автора, не является правильным ответом на поставленный вопрос.

Зачем нам вообще нужен ответ на этот вопрос? Со временем результаты человека в любой деятельности улучшаются. Олимпийские рекорды начала века сейчас бьют даже школьники. Похоже, что развитие человеческих способностей практически безгранично. Точнее, никто пока толком не знает, где эти границы. Среда постоянно требует совершенствования. Во всех сферах происходят улучшения. Спортсмены бегают быстрее, бизнес работает эффективнее. Это давит на человека, вынуждая его тоже прикладывать усилия для выработки новых навыков, для достижения более высоких результатов. Но как же их достичь?

Один из общеизвестных и часто повторяемых рецептов – практика. Говорят, чем больше вы будете работать, тем большего вы достигните (practice makes perfect). Однако вокруг нас полно людей, которые работают много лет, а уровень их достижений не меняется. Более того, эксперименты показывают, что в некоторых областях успехи специалистов со временем ухудшаются. И это касается не спортсменов, а, скажем, врачей, которые привыкают ходить одной и той же дорогой и испытывают трудности, сталкиваясь с чем-то неожиданным.

Ученые провели множество экспериментов, пытаясь определить, есть ли в природе такая вещь как врожденный талант. Они искали его, в частности, в музыке. Казалось бы, все понимают, что есть люди музыкально одаренные, а есть те, кому медведь на ухо и руки именно оттуда. А вот и нет. Успешных детей-музыкантов от неуспешных отделяет лишь количество часов музыцирования.

Врожденный талант искали у бизнес-гуру, таких как Билл Гейтс и Рокфеллер. Но ничто в их ранней биографии не указывает на наличие каких-то особенных выдающихся способностей в той области, в которой они достигли потрясающих успехов. Гейтс, правда, увлекался компьютерами с детства, однако он был далеко не один такой. Да и корпорацию свою он построил явно же не только за счет способностей к программированию.

Казалось бы, есть же Моцарт. Его гениальность от бога трудно оспаривать. Однако если посмотреть на его биографию внимательно, то окажется, что его отец был а) музыкантом и композитором, б) выдающимся педагогом, в) авторитарным родителем, который всю жизнь посвятил воспитанию сына и г) начал активно заниматься с ним лет этак с 3-х. Якобы Моцарт сочинял музыку с детства. Но все его ранние произведения, во-первых, не представляют собой особой художественной ценности, и во-вторых, записаны рукой отца, который – вот ведь какое совпадение – прекратил сочинять музыку как раз тогда, когда начал заниматься с маленьким Вольфгангом (так что определить что там от сына, а что поправлено отцом невозможно). Первое свой выдающееся оригинальное произведение Моцарт написал в 21 год, когда за плечами у него уже были 17 лет изнурительной музыкальной практики.

Тогда, говорит нам автор книги, может быть, выдающиеся спортсмены, шахматисты, бизнесмены и музыканты обладают какими-нибудь экстраординарными общими качествами. Например, уникальным интеллектом или выдающейся памятью.

С одной стороны, вроде бы, обладают. С другой же, высокий IQ не предсказывает выдающиеся успехи даже в шахматах. Более того, многие известные шахматисты обладали IQ ниже среднего, и им это совершенно не мешало.

Память же, как доказали многочисленные эксперименты а) можно развивать до удивительных результатов и никто еще толком не видел границы ее возможностей, б) соотносится с основным занятием человека. Шахматисты и другие игроки действительно хорошо запоминают положение фигур на доске, но только если это результат игры, а если фигуры будут расставлены как попало, то и запомнят они их в среднем не лучше среднестатистического не-шахматиста. К тому же, человек, натренированный запоминать, например, длинные последовательности случайных цифр, в другой области запомнит ровно столько же, сколько любой неподготовленный.

Может, тогда поведенческие особенности? Чувство юмора, общительность, умение управлять людьми? Все это важно, но нет никаких доказательств того, что эти характеристики поведения врожденны и неизменны, зато есть множество подтверждений того, что нужные черты характера в себе можно целенаправленно и успешно развивать, и уж тем более можно контролировать и направлять в нужное русло свое поведение.

Кажется, в приведенных выше примерах есть некое противоречие. Сначала речь о том, что опыт не помогает, а потом о том, что великие много работали. Данное противоречие непременно будет разрешено в следующей части пересказа. Пока остановимся на этих двух пунктах: просто большой опыт не поможет добиться успехов, а врожденный талант вообще под вопросом.

Ура, мы выяснили, что не имеет никакого (или почти никакого) значения для достижения высот. Тогда за счет чего «выезжают» все те, кого мы привыкли называть талантливыми и успешным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 8
  • Создано
  • Последний ответ

http://anoushe.livejournal.com/177989.html

Противоречие между фактами из предыдущей части на самом деле не противоречие. Исследования демонстрируют, что есть практика, а есть практика. Обычно мы понимаем под этим словом… ну, в общем, разные вещи. Например, если футболист бегает по полю за мячом, мы говорим, что он практикуется. Если журналист написал уже много-много статей, мы скажем, что он имеет большой практический опыт. Но для достижения действительно выдающихся успехов такая практика бесполезна.

Автор книги утверждает, что значение имеет только осознанная практика (deliberate practice) и ее общее количество.

Некий ученый (я не помню, как его зовут) нарисовал круговую диаграмму человеческой деятельности. Первый, самый узкий круг – зона комфорта, те дела, которые мы умеем делать. Вокруг него – зона обучения (или то, чему мы в состоянии научиться), которую окружает зона паники (то, к чему мы даже не представляем с какой стороны подойти). Самостоятельно мы обычно тренируемся в зоне комфорта, выходить за ее рамки нам не хочется. Но личностный рост и успех возможен только в том случае, если мы будем тренироваться в зоне обучения.

Осознанная практика имеет следующие признаки:

1. Она сконструирована специально для развития определенных навыков. Например, не игра на скрипке вообще, а отработка конкретного приема. Причем крайне желательно, чтобы сконструировал эту деятельность, а потом хотя бы поначалу наблюдал за ее выполнением опытный учитель.

2. Многочисленные повторения. Тысячи часов, буквально. Эффект осознанной практики накапливается с годами. 10 лет в среднем проходит от начала осознанной практики до первых выдающихся достижений.

3. Отдача должна быть обязательно. Отработка техники, не приводящая к быстрому видимому улучшению, ведет к тому, что человек разочаровывается и бросает. Отследить результат зачастую дело учителя.

4. Это должно быть серьезное умственное или физическое усилие. Осознанная практика подразумевает глубокую концентрацию. А глубокая концентрация – изнурительна. Именно поэтому даже самые выдающиеся деятели в своих областях, как правило, практикуются максимум 4-5 часов в день, да и то с перерывами. А еще они, кстати, много спят.

5. Она не приносит радости. Человек делает с удовольствием то, что умеет. Практика, приводящая в конечном итоге к успеху, требует отработки тех навыков, которых у практикующего еще нет. Это не удовольствие.

Короче говоря, осознанная практика – это не то, чем будет заниматься большая часть человечества.

Хороший пример результатов такой практики – сестры Полгар. (Очень интересная история, мне неохота пересказывать, когда есть Википедия).

В книге много примеров из жизни Тайгера Вудса, знаменитого гольфиста. В частности, если его что-то отвлекало, он мог остановиться и не ударить, даже если он уже занес клюшку. Нам кажется, что профессионалы оттачивают свои умения, чтобы потом делать все автоматически, но на самом деле наоборот: они целенаправленно работают над тем, чтобы избегать автоматизма и сознательно концентрируются на своих действиях.

Неужели же осознанная практика – единственная предпосылка успеха?

Конечно, нет. Имеет значение и просто удача. Необходимые условия для развития (особенно в детстве), положительное влияние среды, наличие опытного наставника, который мог бы создать подходящую систему практики, интенсивность работы, да, в конце концов, физические особенности и возраст (ведь с возрастом количество осознанной практики так или иначе растет у всех, но при этом многие теряют свои способности). Не исключено также, что склонность к тому, чтобы тяжело впахивать ежедневно на протяжении многих лет, на самом деле врожденная (впрочем, этого никто пока не знает).

Когда нам кажется, что великие музыканты/спортсмены/бизнесмены/кто угодно – особенные люди, то нам не кажется. В результате многолетней осознанной практики они такие и есть. Эксперты лучше воспринимают действительность в своей области, больше видят и быстрее понимают, что к чему. Они обладают способностью, смотреть в будущее и видеть перспективу, лучше оценивают ситуацию и быстрее принимают решения в условиях ограниченной информации. В конце концов, они больше знают. Как бы банально это ни звучало (а для автора это не банально, поскольку в важности знаний в последнее время как-то сомневались), но обширные знания в конкретной области – одно из условий успеха.

Эксперты запоминают больше информации и фактов, относящихся к их отрасли, чем не-эксперты, хотя возможности их оперативной памяти не превышают среднестатистический уровень. Помните шахматистов, запоминающих многие положения фигур на доске? Это явление объясняют с помощью т.н. теории кусков (chunk theory). Положение фигур на шахматной доске (а также любая другая информация в любой другой отрасли) для не-эксперта – это все равно, что набор букв, а для эксперта – отдельные слова (целостный кусок информации). Много ли отдельных букв мы можем запомнить? В словах, значения которых мы знаем, да, немало. Кроме того, эти «слова» для эксперта не изолированы. Он сразу же находит им место в системе знаний об отрасли (а знания у него, как мы помним, весьма обширные). Именно поэтому эксперты демонстрируют чудеса памяти в своей области, а во всех остальных запоминают ровно столько же, сколько любой другой человек. Эта экспертная память – результат многолетней осознанной практики, а не выдающиеся врожденные способности.

В мозге человека, достигшего успехов в интеллектуальной области, происходят изменения точно так же, как и в мышцах спортсмена. Так что, выходит, эксперты – действительно люди с другой планеты, дорога на которую проходит через (многолетнюю тяжелую) осознанную практику. Но даже если мы сами решим до конца по этой дороге не доходить, пара-тройка шагов в заданном направлении совершенно не повредят.

Так как же это сделать? Как внедрять принципы осознанной практики в жизнь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Казалось бы, все понимают, что есть люди музыкально одаренные, а есть те, кому медведь на ухо и руки именно оттуда. А вот и нет. Успешных детей-музыкантов от неуспешных отделяет лишь количество часов музыцирования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

скорее всего, думаю, чел хотел сказать, что терпение и труд все перетрут, что упорным трудом можно добиться многого, что будет назваться талантливым.

И в этом есть своя правда. Хотя, некая изюминка... "от Бога" такскать, будет все равно присутствовать у одного и не присутствовать у другого

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но может быть, "изюминка" от Бога есть в каждом и у каждого своя. Будешь упорно заниматься музыкой, может и не станешь Моцартом.

А станешь, скажем, Джо Дассеном или на худой конец - Арменчиком. :spiteful:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://anoushe.livejournal.com/178216.html

Автор книги говорит о трех моделях практики и приводит примеры их использования в бизнес-среде (примеры настолько очевидные, что найти в своем собственном деле нечто подобное совсем не сложно).

1. Музыкальная модель. Музыканту известно заранее, что он будет играть. Начинающий музыкант и виртуоз мирового класса играют одни и те же ноты. Разница – в уровне исполнения.

В бизнесе гораздо больше сходных навыков и ситуаций (когда заранее известно, что надо делать), чем можно было бы предположить. По музыкальной модели можно отрабатывать, например, проведение презентаций и других публичных выступлений. Посмотрите удачные презентации, проанализируйте, разбейте на пункты, составьте собственный текст по этим пунктам, запишите свое выступление на видео и сравните с образцом. Таким образом можно отрабатывать навык построения выступления, дикцию, качество визуальных материалов и многие другие крайне важные моменты.

2. Шахматная модель. Шахматисты учатся на примерах партий известных игроков. Тренирующийся в процессе практики ищет ответ на вопрос «как бы я поступил в подобной ситуации», затем сравнивает свой ход с ходом успешного предшественника, анализирует причины отличий и следствия того или иного хода.

Бизнес-школы используют такой подход уже много лет. Это так называемый кейс-метод. Изучайте известные кейс-стадиз (детальные описания проектов), пытайтесь понять, как полученную информацию можно применить в вашей сфере деятельности. Анализируйте новости. Например, вы услышали, что нефть дешевеет. Задайте себе вопрос «как это коснется моего бизнеса», а потом «что я должен предпринять». Запишите свои ответы. Потом посмотрите, что предприняли крупные игроки рынка и к чему это привело. Сравните свои решения с их решениями, проанализируйте причины ваших расхождений и следствия.

3. Спортивная модель. Спортсмены тренируются в двух основных направлениях: а) работа над общей спортивной формой (тренировка скорости, выносливости, гибкости) и б) отработка конкретных приемов (ударов по мячу, пируэтов, бросков и передач). От музыкальной модели этот вид практики отличается тем, что спортсмен никогда заранее не знает, в каких условиях он будет производить отрабатываемое действие. Противники, погодные условия, положения игроков собственной команды на поле – непредсказуемы.

Первое направление для не-спортсменов – это получение и закрепление базовых знаний данной области. Например, редакторы могут регулярно перечитывать классические пособия по грамматике и стилистике. На самом деле даже очень опытный редактор запросто найдет в них что-нибудь новое или сможет увидеть некоторый кусок информации под другим углом (сущая правда: всякий раз, как заглядываю в орфографический словарь, обнаруживаю что-то новое). Для менеджера – это какая-нибудь классика бизнес-литературы (автор приводит примеры, но я, естественно, их не знаю). Для бухгалтера – это соответствующее законодательство и рекомендации. Спортсменам вполне очевидно, что надо регулярно бегать и отжиматься, а вот всем остальным специалистам полезность подобных базовых тренировок почему-то не очевидна.

Второе направление – отработка специальных навыков. Тут, конечно, все зависит уже от особенностей данной сферы деятельности. Так, в бизнесе для этих целей служат специально смоделированные ролевые игры.

Конечно, далеко не каждый вид деятельности позволяет сконструировать сколько-нибудь эффективную практику, которой можно было бы заниматься в свободное от основной работы время. Однако принципы осознанной практики вполне можно применять и во время этой самой работы.

Снова-таки о бизнесе. Перед началом рабочего дня сформулируйте конкретные цели и задачи: чего именно вы собираетесь достичь. Во время работы развивайте метакогницию: настоящий эксперт думает не только о том, что он делает, но и о том, что он думает. Способность мысленно отстраниться от своих действий и посмотреть на себя со стороны, понять, что требуется и чего на самом деле от тебя хотят, очень полезна и стоит того, чтобы над ней работать. После окончания работы следует проанализировать сделанное, ответить на вопрос были ли достигнуты поставленные цели и каким путем. Если опыт был неприятным, среднестатистический человек в будущем будет стараться избегать подобных ситуаций. Человек, занимающийся осознанной практикой, наоборот разберется, что пошло не так и как сделать лучше, и потом попробует попасть в аналогичную ситуацию, чтобы таки выработать новый для себя навык.

Любой человек, который хотел бы стать выдающимся профессионалом, должен стремиться к формированию ментальной модели своей области. Ментальная модель – это основа, на которую накладывается весь последующий опыт и новые знания. Она помогает лучше понимать, что произошло в условиях нехватки информации, а также предсказать, что случится в ближайшем будущем. Например, опытный пожарник по одной только фотографии может объяснить, как начался пожар и что произойдет в следующий момент после того, как эта фотография была сделана. Именно благодаря наличию гибкой (она, конечно же, может изменяться со временем) ментальной модели эксперты лучше подготовлены и быстрее реагируют на новые вызовы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Wynton Marsalis: 12 Ways to Practice

1. Seek out instruction: Find an experienced teacher who knows what you should be doing. A good teacher will help you understand the purpose of practicing and can teach you ways to make practicing easier and more productive.

2. Write out a schedule: A schedule helps you organize your time. Be sure to allow time to review the fundamentals because they are the foundation of all the complicated things that come later. If you are practicing basketball, for example, be sure to put time in your schedule to practice free throws.

3. Set goals: Like a schedule, goals help you organize your time and chart your progress. Goals also act as a challenge: something to strive for in a specific period of time. If a certain task turns out to be really difficult, relax your goals: practice doesnʼt have to be painful to achieve results.

4. Concentrate: You can do more in 10 minutes of focused practice than in an hour of sighing and moaning. This means no video games, no television, no radio, just sitting still and working. Start by concentrating for a few minutes at a time and work up to longer periods gradually. Concentrated effort takes practice too, especially for young people.

5. Relax and practice slowly: Take your time; donʼt rush through things. Whenever you set out to learn something new – practicing scales, multiplication tables, verb tenses in Spanish – you need to start slowly and build up speed.

6. Practice hard things longer: Donʼt be afraid of confronting your inadequacies; spend more time practicing what you canʼt do. Adjust your schedule to reflect your strengths and weaknesses. Donʼt spend too much time doing what comes easily. Successful practice means coming face to face with your shortcomings. Donʼt be discouraged; youʼll get it eventually.

7. Practice with expression: Every day you walk around making yourself into “you,” so do everything with the proper attitude. Put all of yourself into participating and try to do your best, no matter how insignificant the task may seem. Express your “style” through how you do what you do.

8. Learn from your mistakes: None of us are perfect, but donʼt be too hard on yourself. If you drop a touchdown pass, or strike out to end the game, itʼs not the end of the world. Pick yourself up, analyze what went wrong and keep going. Most people work in groups or as part of teams. If you focus on your contributions to the overall effort, your personal mistakes wonʼt seem so terrible.

9. Donʼt show off: Itʼs hard to resist showing off when you can do something well. In high school, I learned a breathing technique so I could play a continuous trumpet solo for 10 minutes without stopping for a breath. But my father told me, “Son, those who play for applause, thatʼs all they get.” When you get caught up in doing the tricky stuff, youʼre just cheating yourself and your audience.

10. Think for yourself: Your success or failure at anything ultimately depends on your ability to solve problems, so donʼt become a robot. Think about Dick Fosbury, who invented the Fosbury Flop for the high jump. Everyone used to run up to the bar and jump over it forwards. Then Fosbury came along and jumped over the bar backwards, because he could go higher that way. Thinking for yourself helps develop your powers of judgment. Sometimes you may judge wrong and pay the price; but when you judge right you reap the rewards.

11. Be optimistic: How you feel about the world expresses who you are. When you are optimistic, things are either wonderful or becoming wonderful. Optimism helps you get over your mistakes and go on to do better. It also gives you endurance because having a positive attitude makes you feel that something great is always about to happen.

12. Look for connections: No matter what you practice, youʼll find that practicing itself relates to everything else. It takes practice to learn a language, cook good meals or get along well with people. If you develop the discipline it takes to become good at something, that discipline will help you in whatever else you do. Itʼs important to understand that kind of connection. The more you discover the relationships between things that at first seem different, the larger your world becomes. In other words, the woodshed can open up a whole world of possibilities.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

скорее всего, думаю, чел хотел сказать, что терпение и труд все перетрут, что упорным трудом можно добиться многого, что будет назваться талантливым.

И в этом есть своя правда. Хотя, некая изюминка... "от Бога" такскать, будет все равно присутствовать у одного и не присутствовать у другого

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 года спустя...

Неожиданные признаки высокого интеллекта

Либеральные взгляды, атеизм, любовь к одиночеству... Эти и другие особенности могут говорить о том, что вы умнее других.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 479 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    476 гостей
    luc Колючка Анчара Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...