Перейти к публикации

Игры азербайджанских детей


Noi

Рекомендованные сообщения

  • Advanced

В общем так..жоховурд..искал тему про детей не нашел, решил разместить пока тут.. сочтете нужным объедините потом..

Старик Ной продолжает в свободное время.. путешествовать по страницам азербайдлжанской литературы, творениям новых, молодых писателей, драматургов, публицистов да и вообще тех..кто нынче составляет цвет и элиту азерб.общества.

И вот наткнулся на серию , статей..рассказов и даже пьес молодой но уже известной писательницы . публициста, преподавателя, драматурга и по совместительству активного колумниста портала "Гюнделик Бакы" Шебнам Хейрулла (до недавнего времени Хейруллаева)

И уже по традиции.. без комментариев ..сначала представлю вашему вниманию некоторые из ее работ...

Хотелось бы вашего вдумчивого . внимательного отношения и конечно же комментариев.. поскольку как мне кажется ,речь идет все о том же системном явлении.. извращенном формате образования и воспитания детей...

К словусказать..сборники ее рассказов для детей рекомендованы в качестиыве хрестоматийных пособий для учащихся младших классов.

Итак поехали....

Вражда по азербайджански

На днях, оказалась свидетелем того как соседские дети , на улице играли в догонялки. Игра детей настолько увлекла меня, что я решила понаблюдать. Девочка 5-6 лет, ее брат младше на год, и другие дети примерно такого же возраста шумно и весело решали кому бежать и кому догонять. После долгих препирательств наконец решили распределить роли с помощью считалки. Я уже решила было идти дальше, но озвученная маленькой девочкой считалка привлекла меня своей уникальностью и оригинальностью.

Именно по этой причине собственно я и взялась рассказать вам эту историю.

«Vay-vay soyuqdur,

Ermənilər toyuqdur.

Harada gördün erməni,

Vur başına gülləni.»

(подстрочный перевод)

Вай-.вай, холодно

Армяне курицы

Где увидишь армянина

Пулю в лоб ему влепи

Эти слова невольно вызвали у меня улыбку. В то же время. задумалась, неужели на самом деле у нас дети уже в этом возрасте понимают, что из себя представляют армяне, что такое враг и ненавидят их? Как бы эта мысль ни казалась отрадной, мне все же не верилось.

Мы знаем, что армянскому ребенку, с момента рождения шепчут на ухо « тюрок твой враг». Армянские «дыга» ( здесь- уничижительный термин , обозначающий «подросток» прим.Ной) с самых малых лет назубок знают свою сфальсифицированную историю, своих надуманных героев и лживые легенды.. Пролить кровь тюрка, считается священным делом для армянских детей.

И зная все это, мы продолжаем скрывать правду от наших детей. Мы полагаем, что дети в раннем возрасте, если узнают всю истинную правду об армянах, вырастут трусливыми, отравленными и психологически травмированными. И наш народ, на каждом шагу пытается оберегать своих детей , даже ценой сокрытия самой правды. Не будем далеко ходить за примерами, приведу себя саму в пример. У нас дома.. мне не разрешали до определенного возраста смотреть репортаж Чингиза Мустафаевва о Ходжалы. Запрет объясняли тем. что мне может стать плохо, сердце заболит. Честно сказать, не знаю, насколько были правы мои родители , не разрешая мне смотреть такие кадры. По мне,уж лучше пусть поболит сердце у детей от горькой и ужасной правды сейчас, чем пребывая в неведении и в объятиях сладкой лжи, впоследствии . в зрелом возрасте, столкнуться с головной болью. Я за то, чтоб мы рассказывали нашим детям всю правду о наших врагах. А уж кого ненавидеть или любить , они сами определят.

Соседские дети, за чьей игрой я наблюдала, стали для меня в этом смысле образом нестандартных азербайджанских детей. Я вновь и вновь , возвращалась к словам детей и спрашивала себя, интересно, а знают ли эти дети истинную сущность армян, в чьи головы они хотели бы влепить пулю, знают ли они что вытворяли армяне с нами? Или они просто услышали эту считалку от своих родителей, и не вникая в суть и значение пользовались ею ? С этими раздумьями я подошла к детям, чтобы поговорить с ними, но в этот момент ( ну нет предела коварству..прим Ной) на улицу вышла женщина лет 60 ,а может и больше ,и дети тут же все хором закричали.. «Здравствуйте, тетя Аня!» и подбежали к ней. Женщина –соседка, приветливо улыбнулась в ответ и расспросила детей,.как у них дела, чем занимаются, потрепала им волосы.

И лишь после этого дети вернулись к игре и тут выяснилось , что они забыли итоги считалки и кто будет догонять. Пришлось повторить считалку, на этот раз стишок читал маленький мальчик…

……….

Где увидишь армянина

Пулю в лоб ему влепи

Детям и в голову не пришло , да и прийти не могло, что настолько любимая ими «тетя Аня» , к которой гурьбой только что подбегали, армянка и она просто напросто одна из тысяч проживающих в Баку армян.

Я, после увиденного, забыла с каким же вопросом хотела обратиться к детям. Вернее даже не забыла…а поняла ,что мой вопрос потерял смысл.

Я снова убедилась, что мы не изменимся никогда. И наша умение враждовать., увы так и останется на уровне слов и считалок в какой–либо игре. Плохо это или хорошо? Я ,честно не знаю, сами ответьте на этот вопрос»

Изменено пользователем Noi (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 263
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Advanced

второй рассказ..

Шабнам Хейрулла: «Шпион» начало...

-Давай поиграем снова.

-Снова «Армянин-солдат»?

-Да.Это самая интересная игра.

-Хорошо.Но в этот раз «солдатом» буду я.Ведь сколько можно быть «армянином».

-Как это ты будешь?Тебе сколько лет?

-Будет четыре.

-А мне шесть.Поэтому я буду «солдатом».

-Почему э…?

-Потому ,что «солдат» всегда должен быть старше и сильнее «армянина».

После этого справедливого недостатка у Натика не осталось другого выбора, как стать «армянином».Взяв свой игрушечный автомат,он молча вернулся на свою часть «поля боя»....

продолжение следует

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

продолжение рассказа для детей "Шпион"

После этого справедливого аргумента сестры у Натика не оставалось другого выбора, как быть «армянином».Взяв свой игрушечный автомат,он молча вернулся на свою часть «поля боя».

Как у всех детей нашего времени,самая любимая игра Сабины и Натика- игра в войну,на детском языке – «армянин-солдат».Причина в том,что ,наверное,эта игра больше всех близка креальности.Конечно,эти дети пока ничего не смыслят о действительности,реальности.Но,как говорится, «ашуг поет о том ,что видит».Игра «армянин-солдат» открыла путь в жизни малышей из телевизора,разговоров взрослых, глубоко запустила свои корни,и пока они не понимали,что эта игра будет расти вместе с ними,кто знает может быть её влияние уменьшится ,но уже никогда не исчезнет,не покинет их.Игра,продукт фантазии детей ,неосведомленных о многих вещах,не имела особых правил.По высказываниям детей, «солдат» может быть только из « наших»,на них зеленая форма,они дружелюбные,смелые,никого небоящиеся люди. «Армянин» так и есть армянин,по словам детей ,он никогда не может быть солдатом.Армяне в представлении детей –это длинноволосые,бородатые,, жестокие, дикари.

Четырехлетний Натик ,совершенно не похожий на этот образ,был вынужден стать «армянином».Хоть ему и надоело быть «армянином»,но не надоедало и не утомляла сама эта игра.Может быть потому, что каждая военная передача,репортаж,просмотренный малышами по телевидению дополняли новые детали,оттенив новыми подробностями их любимую игру.Неизменным в это игре было то,что был всегда один и тот же конец-«победа «солдата»!».

И вот,самый горячий момент боя. «Армянин» в «окопе»,спряталсяз а кроватью.Он знает,что сейчас будет застрелен и этим «бой» закончится.Чтобы насколько это возможно продлить «бой» в этой интересной игре,Натик старается не выходить из-за кровати.А «солдат» Сабина полностью уверена в себе.Она ,ничего не боясь,не прячась, не скрываясь, во весь росст подходит с автоматом руках к месту,где спрятался брат.Натик,увидев это,не поднимая головы,направил автомат на Сабину и открыл«огонь».

-Сабина,ты умерла!

-Нет,я не умерла.В меня не попала пуля.

-Нет,я тебя подстрелил.Тогда,хотя бы, стань раненной

-Я никогда не буду ранена.На мне «бронежилет».

-Тогда я прицелюсь тебе в голову.Смотри . вот так,..парт-парт...

-У меня на голове «каска».Твои пули на меня не действуют.

-Где твоя каска?Хотя бы одела на голову какую-нибудь шапку.

-Что ты хочешь вообще сказать? Ты хочешь чтобы солдат умер?

Натик задумался над этим справедливым возраженем .Ведь этот обман сестры ,на самом деле, был оправданным

Разве может солдат совсем умереть?А Натик сам?Значит он никогда не выиграет?Никогда . пока будет «армянином», конечно нет.Непонимающий понятия«патриотизм», «национализм»,этот малыш не знал,что сейчас эти чувства побеждают в его сердце над индивидуальностью.

-Парт-парт-парт!Ты умер,Натик! «Солдат» победил.Ураааа!

Марш вперед !Марш вперед!

Азербайджанский солдат!

продолжение следует......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Потерпевший только что поражение Натик,как ни в чем небывало,вместе с сестрой начал петь марш.Этот марш был самой любимой песней детей.И Сабина ,и Намик знали слова этого марша наизусть,в отличии от таких детских песен, как «Джюджялярим» и «Кукла».

Стук дверь прервал их пение .Кажется пришли гости.Они вдвоем выглянули из комнаты.Не ошиблись,в гости пришла соседка тетя Алия.Дети всегда радовались приходу тети Алии.Очень дружелюбная эта тетя никогда не забывала о Сабине и Натике и всегдаприносила для них сладости.Наверное и сегодня не было исключением.Дети знали,что тетя Алия после того,как поздоровается со взрослыми,спросит как у них дела,позовет к себе детей.До тех пор можно ещё раз поиграть в «Армянин-солдат».

-Натик,считаю до десяти.Быстро иди в окопы!Один,два,три,четыре…

-Я готов.Ты тоже спрячься.

-Почему я?Я «солдат».«Солдат» не боится «армянина».Поэтому я не прячусь.

-Знаешь,что я сейчас сделаю?,-насуупившись, скалал Натик

-Что?

-Брошу одну гранату и ты умрешь.

-«Натик,Сабина идите сюда!»,это был голос матери,она звала их к себе,на кухню.

Хотя им не по душе было бросать игру на середине,они побежали на кухню.Мать готовила чай для гостьи.Увидев,что дети ждут,что она скажет,мать поймала Сабину и Натика,и начала говорить тихо,чтобы никто неу слышал:

-Дети,вы видите,у нас гостья.Прошу вас,при гостье не играйте в эту свою войну..Хорошо?

Они никогда не слышали таких просьб от матери,или таких серьезных ноток в её голосе,может быть мама владела важной тайной,которую им хотелось узнать,и дети удивленно посмотрели друг на друга.

-Почему,мама?Наши голоса сильно доносятся?Мы мешаемгостье?-спросила Сабина.

-Нет,дочка,ваши голоса не сильно доносятся,но слышны.Знаете,я вам должна кое-что сказать.Эта ваша игра может сильно обидетьтетю Алию.

Дети не понимали одну вещь.Почему тетя Алия должна обижаться из-за их игры.Сабина удивленно спросила у матери:

-А почему. ээ...?

-Потому, что тетя Алия-армянка.Ваша игра, выкрики…

Дети уже ничего не слышали.От тяжести услышанной малышами новости,на их лицах появилось непонимание.В этом выражении непонимания в один момент одновременно появились удивление,страх,недоверие,ненависть и сожаление.Сабине и Натику казалось,что мама в чем-то ошибалась.Ведь,где длинноволосые,бородатые. жесткокие дикари-армяне,а где любящая их,дружелюбная,веселая, приветливая соседка тетя Алия?Сейчас дети не могли обвинять тетю Алию в отношении к детям,и в общем к хорошему отношению к этой семье,и...могло ли это быть причиной оправдания.??????И Сабина,и Натик очень хотели этого и очень хотели найти оправдание тете Алие.Например,Сабине пришла в голову одна мысль,что среди армян только мужчины-дикари,а женщины только такие как тетя Алия.А ведь действительно,как речь шла об армянах,перед её глазами появлялись образы только бородатых дикарей,и никогда не представляла армянских женщин.Может быть армянок женщин не бывает вовсе!Но нет,мама очень понятно сказала: «Тетя Алия-армянка!»

продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

продолжение.....

Сабина вспоминала и прокручивала слова матери,и прогоняла все мысли из головы,которые ей приходили до сих пор: «Армяне-дикари,наши враги.Такие же, как и тетя Алия».

В тот момент,когда она пришла к этому окончательному решению,матьвышла из кухни с подносом,на котором были стаканы(армуды) с чаем и сладости.Дети посмотрев удивленно друг на друга ,пытались понять все это.Натик тихим голосом,боясь,прошептал:

-А мама не знает,что армяне- наши враги?

-Знает,-Сабина ,будто стесняясь этого поступка матери,опустилаголову.

-Сабина,почему её пускают в наш дом?

-Не знаю,Натик,не знаю.

-А почему мама носит для неё чай?

-Не понимаю.

-Сабина,а армяне похожи на неё?

-Наверное.

Натик разочаровался в неопределенных ответах сестры.Ведь он думал,что будучи старше него на 2 года сестра,знает обо всем.Натик снова что-то хотел спросить,но из гостиной донесся голос тети Алии:

-Дети,идите сюда.Посмотрите что я для вас принесла.

Дети растерянно посмотрев друг на друга ,хотели решить что им делать дальше.У обоих во взгляде очень четко читалось:Не пойду!

Тетя Алия снова позвала детей.В этот раз Сабина решительно сказала:

-Я к ней не пойду!

-И я,-сказав это Натик присоединился к сестре.

-Знаешь,Натик,мы даже не будем есть шоколад,который она приносит.

-Конечно,- Натик согласился с предложением сестры.

Кажется их мать понимала причину,по которой дети не выходили в гостиную.Поэтому она под предлогом стеснительности детей, извинилась.

Сейчас дети скрыто поглядывая в гостиную,следили за действиями тети Алии.Они говорили шепотом и применяли, вместо до сих пор дружелюбного обращения «тетя Алия»,такие слова как «она» или «армянка».Вдруг Сабина закричала так,как будто нашла ответы на все вопросы:

-Я поняла,Натик,я поняла!!!

-Немного потише,-сказал Натик осторожно.

-Знаешь почему она такая?,-в этот раз оно понизил тон голоса.

-Почему?

-Потому ,что она «шпион».

-Ктооо?

-«Шпион».Она себя ведет так дружелюбно,приносит нам конфеты,чтобы потом узнав тайны наших солдат,доносить армянам.

Кажется эта мысль запала в голову Натика.

-Правда,правильно говоришь ,сестра.А разве бабушка,дедушка,мама,папа,никто не понимает этого?

-Наверное нет.Нужно и им это сказать.

По телевизору началась передача «Новости».Домашний замолкнув внимательно ждали что скажет диктор.Довольные своими выводами дети тоже замолчали.Их так научили: «Как только начинаются «Новости» надо успокоиться.Ведь в этой передаче были интересные моменты для детей: Военные новости!Программа началась именно с этих новостей.Диктор известила о четырех убитых наших солдатах.Соообщалось,что стороны врага тоже были потери.

Детям была интересна реакция гостьи на новость.Эта реакция не заставила себя долго ждать.Услышав новость ,тетя Алия была расстроена,начала проклинать соплеменников,назвала их неблагородными и не благодарными.

Но дети уже не удивлялись.Потому что они были уверена,что она –«шпион» и «шпион» именно так должен говорить....

продолжение следует

Изменено пользователем Noi (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

ну и окончание...

Ни Натик,ни Сабина не знали ,что этот «шпион» одна из тысяч проживающих в их стране армян.Дети также не знали,что эта армянка заблоговременно поменяла религию,а уже потом и имя.Сделала ли она это от страха,или на самом деле отреклась от своей национальности- об этом ничего не знали даже взрослые.Одну вещь не смогла сделать эта армянка-поменять порочную кровь своей национальности,которая текла в её жилах.От этого бессилия ( поменять кровь)стесняющейся тете Алие оставался один выход,и это везде, при первой возможности, ругать и проклинать своих соплеменников.В сердце мучительные сомнения терзали её.

-А вдруг мне не поверят.Возможно даже посчитают,что я «шпион»

-Сестра,давай поиграем.

-Не хочу.

-Играем в « армянина-солдата».

-Я же сказала,что не хочу.

-Почему?

-Это неинтересная игра.

-Но до этого же играла.

-Больше не буду играть.

-Боишься,проиграешь?

-Да.

-Не бойся,я не буду в тебя стрелять Ты жесолдат. «Солдат»никогда не умирает!

-Нет,уже будет умирать.

-Почему?

-Потому что сейчас есть «шпион».Он доносит все тайны «солдат» «армянам». «Солдат» проиграет…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Впереди нас ждет ..пьеса "Моя вражеская игрушка " ..сценическая постановка которой в рамках "1-го Всереспубликанского театрального фестиваля на тему Патриотизма", посвященный памяти "национальгого героя Мубариза Ибрагимова".. стала одной из победительниц.

анонс..картины казни любимой игрушки"Андраника"...

http://azxeber.com/index.php?action=static_detail&static_id=9454
Изменено пользователем Noi (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Для затравки... небольшой пассаж из еще одной статьи автора... как дополнительный симптом для установления диагноза..

"Не знаю в чем тайна, но каждый раз, когда армяне проворачивают очередные козни, мы вспоминаем давно позабытые события, в памяти всплывают исторические факты, которые и не должны были вроде покидать нас. Иногда , сбившись с толку ,хочется с казать армянам " большое спасибо".

Порой задумываюсь сама с собой, наверное ведь Аллах дал всем народам , нациям в этом мире некую миссию, историческую задачу. И тогда начинаю перебирать и нахожу миссии данные Господом почти всем народам. Кроме одного. Сколько бы я ни силилась так и не нашла.,какова же историческая миссия так называемого армянского племени ( язык не поворачивается назвать нацией).

Воровство? Ложь? Варварство? Нет, эти особености хоть и присущи этому племени и укоренились в их крови, едва ли можно сказать ,что именно эти миссии поручил Аллах армянам....

Но тогда что? ..кажется я наконец нашла. Оказывается, эта миссия - пробуждать нас тюрков ото сна. Да ,да..именно так. И Франции неплохо было бы передать свой символ "петух" сестре-Армении"

http://www.azxeber.com/index.php?action=static_detail&static_id=11313
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Моя вражеская игрушка

(Одноактная монопьеса)

Действующее лицо

Девушка: - молодая женщина 28 -30 лет

( Небольшая комнатка, скудно обставленная домашними вещами, чувствуется что в комнате кто-то живет. Некоторые вещи сложены и покрыты белой тканью. Занавес поднимается и в комнатку входит девушка, с интересом разглядывая обстановку, приподнимая покрывало, скрывающее давно подзабытые вещи из прошлого. Под накрытой тканью, письменный стол с ящичками и выдвижными полочками.

-голос за сценой:- Дочь, где ты? Скоро ужинаем

-Девушка:- Подожди, подожди мама. Я так соскучилась по моей комнатке… Дай насытиться..( проходит по всей комнате)..о моя комната! Вот уже 5 лет, как вышла замуж и уехала. Но каждый раз, приезжая домой, хочу уединиться в своей комнате, побыть одна . Сказать, что здесь для меня все родное..нет. Ведь я не тут родилась, здесь я только выросла. Но некоторые вещи, которые хранятся в этой комнате, напоминают мне о месте моего рождения, о родном доме. Их я сохранила и привезла с собой с родины..из Ирявана ( замолкает…пауза, словно задумалась, припоминая что-то). (Обращаясь к залу) Думаете.. переселение бывает только у взрослых?Ошибаетесь. Мне было тогда 8 лет. Я понимала, что наступили трудные времена и все готовились к переселению. Я тоже собирала свои вещи, складывая их в школьный ранец… учебники, цветные карандаши, коллекцию бабочек и… одну мою самую любимую игрушку ( лицо девушки меняется..тоска,любовь, грусть)….

С тех пор мы поменяли много домов, многие места стали считать своей родиной. И вместе со мной.. путешествовало мое « кочевье»..мои вещи.. Когда выходила замуж. забрала с собой все..кроме самого ценного-любимой игрушки ( открывает ящик..и что-то ищет) . Он должен быть здесь( словно сама с собой)..Андраник.

(Наконец находит….в ее руках изрядно потрепанный «медвежонок» .. с оторванными ушами. Прижимает к груди… и с глазами наполненными слезами , обращается к залу)

Моя игрушка, самая заветная память, оставшаяся с родного края, самый сладкий символ. (Еще крепче прижимает «медвежонка» к груди). Его купили мне в день моего рождения в 1980 году..в Москве ..это был год Олимпиады. Отец мой, как заядлый болельщик поехал в Москву, чтобы вживую наблюдать за спортивными соревнованиями .. и я как раз родилась в эти дни. Отец был не просто болельщиком..сам был спортсменом.. работал учителем физкультуры в нашей школе в Иряване. Так вот..будучи в Москве . отец получил телеграмму..что у него родилась дочь..то есть я, и он мне купил медвежонка Мишку.

Насколько мне позволяет моя детская память..у меня всегда было много игрушек..но именно это игрушка была самой особенной, самой любимой, не знаю почему.. то ли потому, что была первой, то ли оттого, что ее купил отец , то ли из-за того..что произошло позже..когда именем медвежонка стал Андраник, но как бы там ни было.. я любила его больше всех и никогда не расставалась с ним.

продолжение следует.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

продолжение...

В то время, .все еще звали тебя Мишкой( поглаживая по голове). Но как-то рассердившись , я оторвала ушко и с подачи дяди, бывшего в то время у нас в гостях, я назвала тебя Андраником. Отец тогда , улыбаясь сказал.. «попадешь в руки Шайтана..и без ног можешь остаться»

Я почувствовала.. что дяде нравится когда я зову тебя Андраник( обращаясь к игрушке).

Но мать каждый раз злилась, и запрещала мне так называть тебя. Наконец договорились ,что я не буду тебя так называть среди армянских детей.. хотя и не понимала причину.

Вообще, надо сказать ,что мать в то время много чего скрывала от меня, не знаю даже сейчас упрекать ее в этом .или благодарить. Помню, что в апреле месяце , мама меня не выпускала из дома. Говорила, что будет лучше , если армянские соседи в этот день не увидят нас. Мама не объяснила почему они в этот день называют нас « турок-враг» и « следует пролить кровь турка», да и я наверное не поняла бы. Только гораздо позже, много лет спустя, узнала ,что это был день геноцида, придуманного конечно же ими самими.

И в этот день у них была традиция проливать кровь турков..то есть нашу кровь.

Но мать об этом нам в те дни не рассказала, хорошо помню, когда все эти события начались, армянка-одноклассница сказала.. « когда же вы уберетесь». Я пришла домой заплаканная и рассказала все матери…помню..она пыталась найти всяческое оправдание той девочке, говорила..наверное я чем-то обидела ее, или сама не понимала что говорит.

Ни разу так нам и не сказала мама..что на нас смотрят вражескими глазами. Даже когда нас изгнали из наших домов, я так и не понимала что происходит. Когда я хотела попрощаться с соседскими детьми… которые в последнее время прекратили играть со мной, мать сказала « не время»и не дала мне пойти.

Голос из-за сцены: - Чего ты там увидела девочка моя? Со стенами что ли , беседуешь?

Девушка:- ( прижимая игрушки к груди, словно пытаясь спрятать ее в себе…громко) Нет, нет, ничего мама, просто рассматриваю свои старые вещи. Может возьму что-нибудь с собой детям ( и снова оборачивается к зрителям). Наш переезд из Ирявана оказался нелегким. Отец, обладающий недюжинным здоровьем, не выдержал..слег в одлном из наших многочисленных временных пристанищах и умер от инфаркта ( плача). Так и не смог смириться с бездомностью и с утерей Родины. Не прошло и года после переезда,. Как младший брат умер от неизвестной болезни прям в том вагоне, где мы жили.

А дядя, который и назвал мою игрушку Андраником, вскоре погиб в бою с Андраниками в Карабахе. И остались мы в этой жизни одни я , мама…и мой любимый «Андраник».

продолжение следует

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

ну и окончание....

В один из тех тяжких дней, ..когда мы остались одни.. я открыв свой ранец ,сняла любимую игрушку. Прижав к груди своей, я тихо и сладко-сладко шептала..Андраник, мой Андраник, и в этот миг нас застала мама. Я никогда не забуду этот миг.. я ни разу вжизни не видела свою мать в таком состоянии. С перекошенном от злости лицом она врывала из рук моих игрушку ..крича при этом.. « я убью его». Я бросилась возвращать свою любимую игрушку . приговаривая. «это подарок отца, не трогай его». Наши крики были столь сильны, что к нашему вагону столпились беженцы,.живущие в других вагонах. Никто не понимал .что происходит..на их глазах разворачивалась драма.. мать и дочь стояли друг против друга и неистово крича рвали на части игрушку. В тот момент мне показалось что мама сошла с ума..ее обезумевшие глаза, перекошенное лицо, надрывные крики и слова..непонятные и страшные слова : «Это он, он убил моего дитя., моего мужа. это он Андраник. И я его убью. Уничтожу. Это он отнял у меня дом. Я не дам ему жить»

До сих пор, вспоминая те минуты ..у меня волосы встают дыбом. Но тогда я хотела только одного, спасти Андраника.

В итоге я отобрала его из рук мамы.. потрепанного и разорванного на части. С тех пор.. из –за страха перед матерью я спрятала его и больше не брала в руки, но и не выбросила.

Прошло много лет и я узнала кто такой Андраник, и почему мы оказались в такой ситуации. Я начала ненавидеть мою игрушку. Ведь в таком разорванном виде он и вовсе перестал быть Андраником. Но у меня не получалось ..не получалось ненавидеть.

Я знала уже, что Андраник, как оказалось ,был армянским героем, генералом.

Он служил в Османской армии и за предательство ему отрезали ухо. В отместку за это, в 1918 году . он, устроив массовую резню моим соотечественникам , после убийств отрезал всем уши.

Я очень хотела бы, чтобы и мои дети знали про эту игрушку, ставшую для меня символом моей родины. Но я боюсь им рассказать про все это. А вдруг они спросят, кто такой Андраник? Интересно..можно ли им уже рассказывать про наших врагов? Ведь они совсем еще малыши. Или мне как и маме лучше молчать? ( то бросая разорванную игрушку, то снова подбирая и прижимая ее к груди, словно решая брать его с собой или бросить)

Голос из-за сцены: Ну что доченька, нашла хоть что-нибудь отвезти детям?

Девушка: ( словно избавляясь от долгих колебаний, бросает истерзанную игрушку)

Нет. мама..ничего не нашла..пусть все остается как было

Занавес..

http://yazarklub.org/?p=955
П.С. Напомню.,что .. что под патронажем Милли меджлиса в Азербайджане в прошлом году проводился 1-ый Всереспубликанский театральный фестиваль для детей и молодежи на тему патриотизма и в рамках фестиваля постановка этой пьесы оказалась в числе победителей.. правлда при этом режиссер несколько видоизменил финал.. напомню отрывок из его интервью.."По сценарию, девочка повзрослев ,выходит замуж, и ищет игрушки для своих детей. Я все это убрал и оставил только детей и игрушку. Так в спектакле теперь маленькая девочка имеет любимую игрушку под именем Андраник и она понимает , что он враг. В конце пьесы, девочка решает повесить "Андраника". .... я счел целесообразным повесить "Андраника" в пьесе. Потому что так надо, мы должны уметь не прощать."и интервью актрисы. сыгравшей роль девушки..-Каким вы видите образ вашей героини? -Образ, который я должна сыграть, как раз молодая девушка в моем возрасте. Она возвращается в прошлое и борется со своей игрушкой. Я стараюсь выполнить замысел режиссера. привнося в роль свое собственное видение.Здесь есть очень важные аспекты. Девочка и любит свою игрушку и с той же силой ненавидит. Думаю, что эти аспекты окажут сильное впечатление на зрителей. И еще, основная мысль связана с именем игрушки. Я бы назвала эту пьесу не "Моя вражеская игрушка" , а " Вражеская игрушка моя". Мы возвеличиваем врага в собственных глазах .Однако представив их игрушками, нам будет легче не придавать им большого значения. Во всяком случае, при таком подходе, мы оценивали бы их более реально."
http://azxeber.com/index.php?action=static_detail&static_id=9454

Вот такое вот ...искусство для детей.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

А теперь внимание.. приведу кусок из статьи.. самого ( да..да аж самого Узеира Гаджибекова , написанного 105 лет тому назад..в 1907 году.( опубликовано в 1909 г.)

Статья построена в форме диалога между Узеиром Гаджибековым(далее у.г) и неким молодым человеком (далее м.ч)( мусульманином)..

"м.ч : -я поражаюсь , в одной и той же «ишколе» (здесь и далее сохранняю редакцию. прим Ной) из под руки одного и того же учителя , русские и армяне, становятся, как Вы справедливо заметили, настоящими людьми, в то время как наши мусульмане , закончившие вместе с ними эту же «ишколу» , остаются при своих старых привычках и неучами. Неужели это связано с тем, что наша кровь порченная? В чем дело?

у.г :- ни кровь у нас не порченная , ни мясо!

м.ч:- а в чем же тогда дело?

у.г: - Послушай, друг мой, армянский и русский ребенок до 7 лет не ходит в ишколу, остается и воспитывается у себя дома. Мусульманский же ребенок, и до 7-и и до 8-и и до 9- и лет не ходит в ишколу и остается дома. Теперь давай посмотрим , что они делают дома.Армянского и русского ребенка, дома воспитывает грамотная и образованная мама, вовремя укладывает спать, вовремя отпускает гулять на свежем воздухе, занимает свободное время ребенка игрушками, полезными как для духа и нравственности ,так и для физического здоровья. Уши этого ребенка не слышат ни одного плохого и вредного слова.. Что же он слышит? Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы , поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами , правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов. Что они видят?На стенах их домов вывешены картины, ублажающие взор, изображения цветов, на столах красиво иллюстрированные журналы и книги, с четырех сторон их окружают чистота и порядок и т.д. Очень часто их матери ведут их смотреть «синематограф» , разъяснют им суть и значение показанных кадров и фотографий.

А наши дети? Не приведи Аллах. Все , что они слышат, это грязная ругань и нецензурщина , интриги и нечестивые слова, увиденное же ими- это плохие дела их взрослых, окружает их повсеместно грязь и нечистоты, места ,где они играют,.в пыли и в земле, а игрушками им служат.. душить кошек,бить собак, обливать мышек нефтью и сжигать. Таким образом..прежде чем наши дети переступают порог ишколы, «их дом уже разрушен», то есть прямо с корня они лишены воспитания и поэтому в результате получаем печальный итог.

Вот в чем наше несчасте..в умме ( в социуме то есть). так ни кровь наша ни кости наши не порченные.

1909 год 19 августа. Узеир Гаджибеков

http://uzeyir.musigi-dunya.az/az/publicism_70.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Все щас сюда соберу

Гаджибеков

Считалка

Армянин-Солдат

АндрОник и сладкие грезы

Спектакль праандроника и сладкие стоны

Про миссию тюрков скрин-имидж

Ermənilər və müsəlmanlar

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

По просьбе Мана переходим к сказкам...

Гусь и голубка ( сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Автор: Айгюн Бал

Редактор: Мирза Юсиф

Художник: Явар асадов

Дизайн: Гюляр Садыхзаде

Ответственный за выпуск: Чингиз Эйубоглы

Обращению к читателю

«Моим самым заветным желанием , является мечта видеть наших детишек умными и счастливыми. С первого дня своего литературного творчества я написала множество,

я написала множество сказок, повестей и басен для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Встречая в своих частых походах в книжные магазины маленьких детишек, я очень сильно радуюсь.

Надеюсь, что написанная мной в стихотворной форме «История Гуся и Голубки» на семейно-бытовую тему , придется по сердцу нашим детишкам и сыграет определенную роль в их нравственном и эстетическом воспитании.»

Ниже размещаю скан этой иллюстрированной книжки, повествующей о неожиданно возникшей большой любви малолетней Голубки к …деньгам взрослого и женатого Гуся.

Как только Гусь начал проявлять внимание к Голубке.. малолетка начинает набивать себе цену, капризничает, но вскоре соглашается на близкие отношения. ..рестораны каждый день, подарки .. кутеж и развлечения. Но в день один непригожий узнает жена Гуся про малолетку голубку и устраивает публичную порку голубке..собираются все птицы, смотрят на этот скандал.. жена Гуся угрожает голубке, что отрежет ей язык.

Нежная Голубка , жеманно отвечает, что она всего лишь маленькая птичка и не умеет драться, к тому же « я ведь голубка –птица символ мира» говорит она.

Опозоренная и униженная голубка в итоге скрывается у себя в гнезде и больше оттуда не выходит.»

Вот такая сказка для детей

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Армяне и мусульмане

Почему мы все время терпим поражение?

Автор Фахреддин Гаджибейли, журналист

Ни на кого не обижайтесь, только на СЕБЯ, бойкотируйте самих себя.

Никто не влюблен без памяти в черные брови и в черные глаза армян.Они достигли сегодняшнего дня спустя десятилетия упорной работы. Давайте признаем их нашими врагами, будем их ругать, проклинать, но справедливости ради признаем их право на все свои победы, ведь это достигнуто умом и дальновидностью.

В свое время, армяне , оказавшись во Франции и получив там образование, там же и остались, наши же деды в это время скопив немного денег воровством или праведным путем отправлялись в Мешхед, Кербалу, Мекку и завоевав « титулы» «мешяди». «кербалаи» , «хаджи» и поглаживая довольно отращенные бороды , возвращались в свои деревни и всю оставшуюся жизнь пребывали в сладких грезах.

Им было по боку, что творится в мире, как говорится в народе , не вмешиваясь «ни в толстое, ни в тонкое» Об этом говорит и психология наших поговорок (дословный перевод) «жирно поесть и сладко поспать» , «Пусть весь мир рушится, лишь бы не сгорела моя порция сена» , «Мне нечего дать и и с меня нечего взять», и т.д. И если беда обойдя его самого . но настигла брата родного, то словно по «чувалу»(мешок) старому для соломы ударила беда. И душа не болела при виде болеющих душ.

Вернувшись из « свяnого путешествия» ..в краю своем они становились непререкаемыми авторитетами и не дай Бог, кто поперек скажет слово.

Наши «верующие» деды никогда не соглашались, чтобы их любимые дети, будучи среди гяуров, занимались «харамными» делами, то есть образованием, наукой . ведь этим занимались христиане.

Своих детей они предпочитали отправлять в «беспорочную» моллахану , где они изучали «халалные» «Коран» , «Гюлюстан». «Бустан». А молле так и говорили:-« Лишь бы учился!Мясо тебе, кости мне, ай молла»...Вот так в корне рушили всяческую тягу к знаниям и наукам, а дети вырастали преданными «федаи веры»……

Таким образом корни нашего прогибания перед армянами лежат не в наших днях. А уходят в глубь. Мой дед был озабочен куда спрятать меня, чтобы не отдавать в «ишколу». А в это самое время деды Акопа , Вазгена, думали куда, в какое высшее учебное заведение отправить своих внуков, чтобы они получили качественное образование. Вот где фундамент причин нашего прогибания перед армянами…..

продолжение следует..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 1 анонимный, 143 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    144 гостя
    1 анонимный
    tatosoff Nelsjan ст. л-т Колючка Анчара mshput khnushinak melkum RDR w i t o
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...